Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 2.6 |
IMDb | 3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Арена |
год: | 2001 |
страны: |
США,
Россия
|
слоган: | «Live by the sword... Die by the Gladiatrix» |
режиссер: | Тимур Бекмамбетов |
сценарий: | Джон Уильям Коррингтон |
продюсеры: | Дэмиэн Ахави, Роджер Корман, Сергей Ливнев, Вадим Соколовский, Илэйн Уильямс |
видеооператор: | Улугбек Хамраев |
композиторы: | Павел Карманов, Петер Орлофф, Александр Войтинский |
художники: | Макс Ван Бурен, Валерий Викторов, Вера Локтионова, Ванесса Лушинг, Андрей Запорожский, Варвара Авдюшко |
монтаж: | Дэниэл Кендрик, Дмитрий Киселёв, Наталья Кучеренко |
жанры: | боевик, драма, приключения |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 200000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 28 августа 2001 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 32 мин |
« — Так началось Великое восстание северных народов и варвары в конце — концов погребли Римскую Империю.» (с)
Сегодня вспомнить про «Гладиатрикс» (известный на Западе под названием «Арена») — особенно любопытно, в основном после выхода в прокат «Бен — Гура», в котором Тимур Бекмамбетов вновь возвращается во времена Древнего Рима, но с несопоставимым в сравнении с ним производственным бюджетом. В начале нулевых, когда собственно и был снят «Гладиатрикс» -Бекмамбетов был известен преимущественно как режиссёр серии рекламных ТВ — роликов банка «Империалъ». Которые сегодня производят обманчивое представление о гениальности их автора. Ведь посмотрев пару выпусков этой «всемирной истории», скажем про Ивана Грозного, Наполеона или Яна Собески — можно решить, что если бы дать их постановщику большой бюджет — он развернулся бы по крупному. Но, увы — похоже те ностальгические ролики так и останутся самым лучшим творением автора…
Сняв к тому моменту множество рекламных роликов, и поставив одну полнометражную картину — достаточно прохладно встреченный критиками «Пешаварский Вальс» (1994), Тимур Бекмамбетов каким то чудом ухитрился быть представленным самому главному продюсеру американского треша — великому и ужасному Роджеру Корману. И тот остался под впечатлением от своего русского коллеги — доверив тому взяться за исторический боевик, навеянный славой «Гладиатора» Ридли Скотта. Разумеется блокбастерный бюджет тот предложить не мог, но заявленных в первоначальной смете… 200 тысяч $ — хватило с лихвой! Собрав невыразительную массовку, мало — мальски опытных актёров и парочку моделей журнала «Плейбой» — Бекмамбетов снял «пеплум», про который сам Корман когда то сказал -« Я мог бы поставить фильм о падении Римской Империи с тремя актёрами и одной белой простынкой». На практике это означало тотальную экономию буквально на всём: от задействованных в проекте артистов, до скудного количества массовки, убогих декораций и художественного инвентаря. Знакомая по тем самым роликам «Империала» операторская работа и быстрый монтаж — производят эффект, будто ты смотришь не кино а растянутый ролик про гладиаторов и жестоких римлян.
Сюжет представляет собой сумбурное смешение жёсткой эротики, исторического боевика с примесью драмы и элементами приключенческого кино. Это не «пеплум» Большого Стиля, и даже не более поздний «Центурион» — на который, при кратком изложении может быть похожа картина Бекмамбетова. Это самый что ни на есть настоящий — его величество Треш. Причём треш с большой буквы. Бывает плохое кино получается в виду апатичного отношения всей съёмочной группы, бывает плохое кино выходит потому как среди работавших над лентой не было опытных и знающих своё дело людей. А бывает и так, что желание снять Большое Кино сталкивается о непреодолимые барьеры, которые горящий идеей режиссёр и поддерживающая его группа единомышленников лихо перепрыгивают, снимая своё кино вопреки всему. От здравого смысла, художественной достоверности и до банальности вроде нехватки ресурсов. «Гладиатрикс» принадлежит именно к третьей категории. Сценарную рыхлость Бекмамбетов компенсирует тем, что показывает огромное количество экшена, много обнажёнки и кровищи, запечатлив всё это «великолепие» со всеми возможными изысками операторского искусства. От трясущейся камеры, размазанных планов и нечёткого ракурса, до съёмок рапидом (т. е. в замедленном стиле). Экспериментируя так же с освещением и цветом: тона картинки постоянно меняются — от серой, холодноватой гаммы сцен северного леса до ярких эпизодов связанных с кутежом римлян и желтоватых оттенков моментов боёв на арене. Признаться это вкупе с резвым монтажом и отсутствием выстроенного кадра (всё снято на ручные камеры) — дико раздражает. Наблюдать за попыткам актёрской игры красивых девушек (среди которых певица Юлия Чичерина) — вскоре надоедает, тем более, что персонажей слишком быстро пускают в расход — в виду чего к ним толком не успеваешь привыкнуть. Потому никого из убитых на гладиаторской арене и не жалко. К тому же, из всех участников этого исторического балагана (иначе назвать этот фильм и невозможно) — более менее располагает харизмой только любимиц Бекмамбетова — российский актёр Виктор Вержбицкий. Несмотря на всю пустоту и карикатурность его образа. Который здесь играет жестокого римского наместника. Кстати, раз уж поминали его «Бен — Гура», странно то, что Бекмамбетов не взял его на роль Понтия Пилата. Кстати, отменный получился бы негодяй!
Сценарий написанный неким Джоном Уильямом Корринттоном, рассказывает историю нескольких красавиц — рабынь, которых купили для римских солдат служащих в северной части империи. Там в небольшом городке, накануне варварского праздника Солнцестояния — наместник решил устроить гладиаторские бои, заменив мужчин (кровь которых нельзя проливать в этот день, дабы не прогневать Богов) женщинами. Для этого, этих красоток превращают с помощью интенсивных боевых тренировок в опытных воительниц. Успевшие к тому моменту сдружится героини, не желая гибнуть на потеху толпе в бою на арене — решаются на побег… Поверьте, пересказ фильма гораздо интереснее и лучше самого фильма. Пожалуй не один фильм ещё не мог извратить поговорку «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Фильму Бекмамбетова это удалось, ибо лучше прочесть его краткий синопсис, чем тратить своё время на просмотр этой 1,5 часовой чепухи… Конечно, сегодня режиссёр может оправдаться тем, что международную карьеру надо было же с чего то начинать. Но, согласитесь — не с такого же?! Словом — поклонники исторических боевиков и любители хардкорного экшена — не попадитесь на рекламную удочку и обходите «Гладиатрикс» Бекмамбетова стороной. Сами же опосля плеваться будите…
15 сентября 2016
Что за потребность была у Тимура Бекмамбетова после хорошего арт-хаусного «Пешаварского вальса» снимать такое забавное по своей ужасающей халтуре видео «Гладиатрикс» (ну или «Арена», если хотите) — мне не понять.
Фильм на самом деле большую свою часть — смешной, или точнее будет сказать — смехотворный. Веселит здесь и съёмка по методу «пьяной камеры», и идиотизм сценария, и напыщенная серьёзность героев, и озвучка уникальнейшим голосом Леонида Володарского. В то, что творится на экране, не верится совсем. Злодеи никак не устрашают, положительные герои только ноют о своей несчастной доле, сопереживания ни к кому нет. Бои в количестве двух-трёх штук режут глаза хаотичностью кадров и столь укрупнёнными планами, словно режиссёр намеренно издевается над зрителем, показывая, что не сможет его развлечь в полной мере в виду мизерного бюджета — а значит, постарается «замылить» взор бешеной сменой однотипных сцен. И да — цветокоррекция а-ля «пятьдесят оттенков засохшего кала» настолько дешёвая, что даже обижаться на это не хочется, потому что треш — он и в Африке треш.
На многих моментах «Гладиатрикса» не то чтобы невозможно смотреть, но приходится часто останавливаться, чтобы отвлечься на что угодно, так как развернувшаяся по ходу дела история представляет из себя лишь поток ленивого сознания, наглядевшегося не самых лучших фильмов о гладиаторских боях. За всё время наши отважные героини делают три вещи: корчат из себя побитых жизнью баб, совершают несусветные глупости либо сношаются с кем попало. Вот так из рабынь, которых никто особо не трогал и не бил, вырастают сильные женщины, предназначенные для боёв на арене — но неужели вы думаете, что их покажут во всей красе? Нет. Финал такой же бессмысленно-хаотичный и уже даже не смешной, а грустный — из-за всё той же прослеживающейся во всём и изрядно поднадоевшей халтуры. Хотя вряд ли Тимур Бекмамбетов метил снять качественное кино.
«Арена», скорее всего, создавалась по принципу: «Ну давайте уже сделаем фильм класса Б хоть кое-как, лишь бы эти докучливые продюсеры от нас отстали». И да, конечно! Немножко рекламы новой песни Юлии Чичериной Дорога, при звучании которой невольно создаётся резкий диссонанс — мол, а зачем она тут вообще нужна? Но давайте вспомним, что наш доблестный режиссёр не мог жить без продакт-плеймента ещё в самом начале тысячелетия. Тем более, Тимур Нуруахитович ранее снял два клипа для Чичериной, а теперь вот Юлия чудаковато пытается изображать из себя второстепенного персонажа, который развлекает, но потом никак не запоминается. Весьма интересное сотрудничество, не находите?..
Впрочем, тут никто запомниться и не способен, ибо сам фильм — лишь большая кинематографическая ошибка от ныне модного режиссёра и продюсера, сделанная по той причине, что многим творческим людям для большого развития нужно несколько раз за карьеру падать прямиком на непроходимое дно. Значит, когда-то так было надо. И главное, что всё уже в прошлом.
2 из 10
25 июня 2015
Ножом в сердце? Отлично! (Профессор Ф. Ф. Преображенский)
Великий Цезарь после очередной кровавой победы, похохатывая и амикошонски похлопывая полководца Тимаркуса по плечу, внезапно и решительно бросает его в провинциальной области, мотивируя свою прихоть тем, что надобно научить местное население «любить Рим, как любим его мы». Обескураженный Тимаркус, украшенный цезаревым наследием в виде шлема с красным плюмажем, не смеет ослушаться приказа и покорно остаётся в диких краях. Но степень гнева его возрастает до невиданных Риму масштабов: Тимаркус остервенело рубит лес и строит деревянный колизей, где и отчаянно сублимирует, устраивая гладиаторские бои между захваченными в плен рабами. Но вскоре на арену выходят и прекрасные белладонны…
Как-то утром, испив чашечку капучино и выкурив плотную вонючую сигару, император фильмов класса Б продюсер Роджер Корман припомнил далёкий 1974 год и тотчас заностальгировал: съёмки «Арены», как всегда скромный бюджетец, голые актрисы с мечами, небритыми подмышками и кустистыми треугольниками и талантливый похотливый макаронник Джо Д`Амати. Эх, вот были времена! Почесав затылок, Корман набрал номер многообещающего русского клипмейкера и режиссёра Таймура Бекмамбетова (он слыхал о нём от подвыпивших друзей в прошлый вторник в баре «Сиракузы») и вежливо заговорил в телефон по-английски: «Hi, pseudo-ethnic kazakh! You are a curious specimen, I like you! Will you work with me? Let`s make a movie! There`s no much money, yeahhh. I`m waiting for you here, in Hollywood!» Так началось интернациональное сотрудничество…
Корман оказывается мастером своего дела: при грошовом бюджете он ни разу не сомневается в задуманном проекте, который зовётся также «Арена» или время от времени почему-то «Гладиатрикс». Ремейк старенького фильма об отчаянных неодетых гладиаторшах при помощи Тимура Нуруахитовича предстаёт этаким затянувшимся клипом с рваными жёлтыми кадрами, злодеем Вержбицким, Чичериной, стриженной под бокс, белозубым качком-НЛСовцем Ботвиным и двумя моделями из популярного мужского журнала «Плейбой». Ещё Бекмамбетов снимает вполне достойного для своей роли актёра Мамбетова, который примечателен неплохой игрой, сломанным к чёртовой матери носом (и искривлённой носовой перегородкой) и сходством с брутальным американцем Пэтриком Килпэтриком. Съёмки проходят в окрестностях Санкт-Петербурга, в центре событий — всё тот же деревянный колизей и почти всегда крупные планы. Что-то всегда происходит и кто-то всегда кричит. От боли ли, от страха или от оргазма. Битвы гладиаторов тяжелы для зрительского восприятия: слишком быстрые, трясущиеся и чересчур рваные кадры. Видимо, так выглядит динамика по мнению клипмейкера. Но зато есть возможность полюбоваться блондинкой Лайзой с эротической фамилией Дерган (как сказал Сергей Сергеич Дядя из Соликамска: красивейшая женщина!) и брюнеткой Карен МакДауэл, которая очень старается. Не будучи еще злостными воительницами, девушки учиняют гладиаторам предбоевой подбадривающий секс в лучших традициях плейбойских съёмок: они страстно извиваются, вскидывают педикюрные ноги, тепло, по-домашнему демонстрируют бодрую набрякшую грудь, покрытую волосками и красиво открывают рот в преддверии поцелуя. В финальной сцене эти дивы покажут себя с другой корявой стороны, но пока — они в своей тарелке. Что до остальных, то наместник Тимаркус успешно репетирует Завулона, Чичерина блажит в самый неподходящий момент ибо юродивая, а актёр Мамбетов «фром хиз харт» говорит гораздо лучше Мутко — ведь фильм-то на английском языке. Очевидный шарм придаёт «Арене» переводчик Володарский — его узнаваемая гнусавость пробуждает в нынешнем зрителе внутреннего ребёнка, зависавшего в видеосалонах и торчавшего от «Рыжей Сони» и «Эммануэли».
Скудное денежное подспорье, съевший на подобных картинах собаку Корман, Бекмамбетыч со своим «чувством прекрасного» сварганили вполне смотрибельный продукт, к которому не стоит подходить, как к классическому качественному или артхаусному кинотворчеству, да и радужных звёзд с римского неба вам никто не обещал. Смотрите в стратегические американские небеса и рискните найти в них казахскую «большую медведицу». Будьте проще, сеньоры, будьте проще.
1 февраля 2014
Я видел этот фильм под альтернативным названием «Гладиатрикс» — название куда более интригующее и запоминающееся, чем реальное, «Арена».
Идея, высказанная в анотации к фильму, сильна и интересна, но режиссёр, Бекмамбетов, воплотил её никудышне. Множество ляпов по части сюжета и диалогов, операторской работы и озвучки — это так раздражает! Смотря «Арену», я был поражён нижайшим художественным достоинством фильма — ничего хуже я не видел (со временем, после просмотра «Очень эпического кино» и «Самого лучшего фильма» я понял, что бывает ещё хуже). Создаётся впечатление, что авторы сознательно, намеренно делали фильм низкого пошиба.
Единственное, за что я могу по 10-балльной шкале дать «Арене» 2, а не 1, это отличная песня Чичериной «Дорога», являющаяся саундтреком фильма, и клип к ней.
2 из 10
19 сентября 2008
Ужасный фильм. Взято всё самое худшее из американского треша. Отвратительные съёмки, сцены боёв вообще никуда не годятся. Про ужасные костюмы, историческую достоверность я вообще молчу. Крупный план Рима (единственный приличный кадр из всего фильма) был взят из Гладиатора. Фильм то похож на «Амазонки и гладиаторы», но в котором хоть знают, что такое кинокамера и как ей пользоваться. В общем, стыдно что такой фильм снимался в России!
3 из 10
6 декабря 2007