Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Шарик |
английское название: |
El Bola |
год: | 2000 |
страна: |
Испания
|
сценарий: | Вероника Фернандес |
продюсеры: | Хосе Антонио Фелес, Франсиско Ласаро |
видеооператор: | Хуан Карлос Гомес |
композитор: | Эдуардо Арбиде |
художники: | Сатур Идаррета, Мар Бардавио |
монтаж: | Начо Руис Капильяс |
жанры: | боевик, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 октября 2000 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 28 мин |
Испанская лента «Шарик» режиссера Ачеро Маньяса — это сольная партия обреченного одиночества, повествующая о жизни мальчика-невидимки, что растворился со своими бедами в серой палитре человеческой повседневности.
Сюжет картины предлагает зрителю до отвращения будничную историю обычного испанского подростка Пабло (Хуан Хосе Бальеста), по прозвищу Шарик. Его существование монохромно пролегает сквозь дни, подобно железнодорожному полотну, которым открывается фильм. Учеба, работа, дом и долгие часы опасной игры с ровесниками «на слабо» …
Круговерть пресного быта, утягивающая на дно воронки, обманчиво погружает зрителя, как и близорукое окружение главного героя, в состояние стагнации. Соседи, одноклассники, учителя не догадываются или, скорее, просто не хотят замечать, что жизнь непримечательного паренька в дутой куртке полна кошмара побоев, унижения и брани, исходящего от родного отца. Аморфная мать и больная бабушка не в силах оградить Шарика от нелегкой судьбы нелюбимого сына, что тут говорить о людях посторонних, типично предпочитающих не вмешиваться в уклад чужой семьи. Однако все меняется, когда в класс Пабло приходит новый ученик Альфредо (Пабло Галан), ставший не только другом главному герою, но и подаривший ему веру в светлое будущее.
Чернеющая глубина фильма Ачеро Маньяса заключается в его простоте. Картина «Шарик» лишена утрированного преувеличения и показной документальности, чем грешат многие авторские фильмы, предназначенные для узкого круга «готовых к правде» зрителей. Здесь не будет шизофреничного деспота-антагониста, бесчеловечно забивающего молотком субтильного мальчика в затхлом подвале. Главный отрицательный персонаж ленты Мариано (Мануэль Морон) — обычный мужчина средних лет, чей род занятий ограничен торговлей в магазине хозтоваров, да просмотром телевизионных передач. Всего лишь слабый закомплексованный работяга, пытающийся держать марку качественного середнячка. При первом знакомстве с героем Морона его сложно заподозрить в жестоком обращении с ребенком, ибо отношения с Пабло выглядят более чем нормально.
«Нормально…» — вот главная проблема современного общества, где неврастеничное озлобленное поведение стало чем-то естественным. Хамство в магазинах, пререкания в транспорте, ругань в семье — все это норма для цивилизованного человека, будто бы своим тягостным потребительским существованием заслужившего право срываться на весь мир. Так и в фильме «Шарик» отец Пабло, издеваясь над сыном, гасит собственное чувство неудовлетворенности жизнью. Что превратило этого человека в монстра: смерть первого ребенка или ощущение собственной незначительности? — вопрос, остающийся в картине Маньяса без ответа. Ибо у человеческой жестокости нет оправдания, есть лишь ветхое прикрытие, не способное изменить истинный облик происходящего.
В толковом словаре Ожегова термин «семья» определяется в первую очередь, как группа живущих вместе близких родственников, и лишь во вторую — как объединение людей, сплоченных общими интересами, с пометкой «высокое» в скобках. То есть, по сути, семья — это явление, основанное на добровольно-принудительном порядке, где родственников, увы, не выбирают. Именно в таком коконе кровных уз оказывается заперт Пабло, встречающий в лице отца — непонимание и отчуждение, в поступках матери — подавленное сочувствие, но так и не испытавший искренней привязанности и домашнего уюта.
В целом картина Ачеро Маньяса строится на противопоставлениях, и если в семье главного героя авторитет родителей, в частности отца, достигается за счет психологического давления на ребенка и страха физической расправы, то в доме Альфредо родственные отношения основаны на взаимопонимании и любви.
Новый одноклассник Пабло на первый взгляд производит впечатление избалованного мальчика из состоятельной семьи. Его отец Хосе (Альберто Хименес) общается с сыном почти на равных, порой лишь в шутку журя подростка за ветряное поведение. Однако образ приятельских отношений, который вырисовывается в начале фильма, все же далек от действительности. Та свобода, которой наделяют Альфредо родители не имеет ничего общего со вседозволенностью и распущенностью — это пространство возможностей, которое позволяет ребенку расти, учась на своем опыте. Доверие и уважение — вот столпы, на которых держится семья Хосе. Герой Хименеса предстает человеком рассудительным и ответственным, истинным мужем, отцом и примером для подражания. Не зря его фото украшает комнату сына, подобно плакату любимой рок-звезды. Стать для своего ребенка кумиром — ни это ли лучшее признание твоей значимости, которое не способен получить деспотичный родитель, помыкающий своим чадом и эксплуатирующий его детство.
Не удивительно, что Шарика как магнитом притягивает теплый семейный очаг в доме Альфредо. Главный герой, выросший в атмосфере ненависти и безразличия, не в пример своему отцу остается добрым отзывчивым мальчиком. Словно нахохлившийся воробушек он с интересом смотрит на окружающий мир, ища любви, которой нет в его реальности.
Однако отвратительная система выживания в социуме принуждает быть как все, иначе многомиллиардный организм отторгнет тебя, точно не подходящий ему орган. Оттого ребенок, живущий в неблагополучной семье, как правило, испытывает стыд и не хочет, чтобы кто-то догадался о его бедственном положении. Еще один тезис, которым окрашен фильм Маньяса — лицемерие высокодуховного общества, где в порядке вещей быть убийцей и насильником, но неудобно и некрасиво — невинной жертвой!
Помимо вопросов нравственных, картина «Шарик» затрагивает особенности законодательной системы, в очередной раз акцентируя внимание зрителя на ее несовершенстве. Одно дело понять, что ближнему необходима помощь, и совсем другое ее оказать, когда каждое твое действие воспринимается в штыки прямолинейными статьями сухих кодексов. Легко ли вытащить ребенка из ада семейного насилия, когда целостность главной ячейки общества оберегается сильнее, чем жизнь маленького бесправного человечка. И к сожалению, пока вышестоящие инстанции разберутся что к чему, бывает уже слишком поздно…
Лента «Шарик», поднимающая в рамках художественного повествования ряд актуальных для настоящего времени тем, остается доступной и понятной любой аудитории. Окутанный осенним ненастьем невзрачных цветов, пронизанный тревожным саундтреком фильм Ачеро Маньяса цепляет, затягивает, душит, но все же дает надежду.
25 января 2015
Прошлый раунд Кинобитвы снова закончился ничьей и снова удача была на моей стороне, поскольку попалась одна из моих тем. Я стараюсь не пропускать номинантов премии «Гойя», потому что современный испанский кинематограф меня очень интересует. Многих лауреатов я уже видел, но есть еще такие фильмы, которые я давно откладывал на потом. Одним из них оказался «Шарик». Заинтересовал он меня участием Хуана Хосе Бальесты, который за эту роль получил награду, как лучший актер-дебютант. Также лента Ачеро Маньяса получила награду за режиссуру, оригинальный сценарий и сам фильм. В общем, испанские критики встретили его очень тепло.
Хотя другой реакции сложно ожидать, потому что сценаристы затронули важную социальную проблему о физическом насилии над детьми в семьях. Пабло по кличке Шарик, который на фоне сверстников смотрится совсем крохой, старается проводить больше времени на улице, чтоб не попадаться на глаза строгому деспотичному отцу. С дворовыми ребятами он играет на «железке» в опасную игру, суть которой заключена в том, кто быстрее успеет перебежать дорогу мчащемуся на скорости поезду. Ребенок рискует своей жизнью, не задумываясь о последствиях, потому что его жизнь не представляет никакой ценности для родителей.
Но все меняется, когда в классе появляется новый ученик. Шарик быстро сдружился с Альфредо и стал частым гостем в их доме. Домашний уют и дружеские отношения с современными родителями разительно отличаются от того ужаса, который происходит у него дома. Но отец Пабло категорически против этого общения. Однажды Альфредо заметил синяки на теле друга и решил ему помочь… Дальнейшие события мне сложно описывать. В фильме показаны две крайние меры воспитания. Я всегда был против шлепков в воспитательных мерах, потому что это не выход и не решение проблемы. Но современные родители Альфредо слишком уж на короткой ноге со своими детьми. Отношения должны быть дружескими, но во всем надо знать меру. Я против того, чтоб при ребенке выражались матерными словами и уж тем более делали им татуировки. У меня аж глаза на лоб полезли в этом эпизоде.
Но если сравнить с родителями Пабло, то это просто небо и земля. Я не могу хладнокровно смотреть, как взрослый мужик избивает ногами ребенка, хоть и понимаю, что это всего лишь фильм. Но ведь для некоторых детей это реальность! Такие существа, как отец Пабло, не имеют права называться людьми. Как мерзко было наблюдать за его лицемерием перед взрослыми. Трусливое чмо, самоутверждающийся за счет слабого ребенка. Я никогда не пойму тех матерей, которые ничего не делают в таких ситуациях. И не надо их оправдывать тем, что у них нет выхода, они боятся и т. п. Выход есть всегда. Дети не выбирают себе родителей, но женщины выбирают себе мужей. Если это их выбор — пусть терпят в свое удовольствие, но дети от этого не должны страдать.
Актеры замечательно сыграли, но концовка подпортила впечатление. Вроде понятно, чем все закончилось, но я хотел увидеть другой финал. Нельзя просто так взять и оборвать фильм на самом интересном моменте. Фильм я запомню надолго, но вряд ли захочу посмотреть снова.
7 из 10
23 ноября 2013
Наткнулся на этот фильм совершенно случайно в торрентах.. Снова ударила по мне грусть — и полетел качать драмы…
Как же я был рад этой находке, после того как посмотрел этот фильм! Он замечателен! Он раскрывает общественные проблемы не только Испании, но и России в том числе! У нас многие семьи живут точно также!
По окончанию фильма, мои отношения к героям разделились: с одной стороны — за отца мальчика, с другой — за самого Шарика. Во-первых, родители всегда правы — этому учат родители всех, дабы не спорить со взрослыми. Во-вторых, какие бы ни были родители — они все равно твои родители, даже если ты их ненавидишь всем сердцем — ты должен слушаться их, потому что они — твои наставники, домашние воспитатели. Со временем отношение у ребенка поменялось бы к ним, и получило бы статус «уважения и благодарности».
Мальчика тоже можно понять, ему страшно быть дома, он видит, какие у него плохие родители; он завидует своему новому другу, мечтая о такой же счастливой и свободной семье. Но главное сделать правильный выбор — или же предать своих родных, или же до конца быть верным. Мальчик сделал шаг в сторону первого и благодаря сценаристам фильм приобрел счастливую концовку…
Но по сути все могло быть совсем иначе… Мы все мальчика жалеем, и даже заступаемся за него, но достаточно вспомнить о Ювенальной политике, которую пытаются внести в законопроект у нас в стране? Как вы к этому относитесь, родители? Вот здесь стоит задуматься…
Но фильм прекрасен: понравился и тронул, дал почву для дальнейшего размышления.
9 из 10
2 апреля 2010
Очень немудрёное кино о тяге забитого отцом паренька к теплу домашнего очага и дружной семье усилиями юного Хуана Хосе Баллеста сумело выйти за рамки очередной повести о «тяжёлой жизни и недостатке витаминов», превратившись в напряжённый и драматический рассказ о человеческой (нечеловеческой) жестокости.
25 сентября 2006