Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Круг |
английское название: |
Dayereh |
год: | 2000 |
страны: |
Иран,
Италия,
Швейцария
|
режиссер: | Джафар Панахи |
сценаристы: | Камбузья Партови, Джафар Панахи |
продюсеры: | Джафар Панахи, Мохаммад Атеббай, Мортеза Мотавали |
видеооператор: | Бахрам Бадакшани |
художники: | Ваджид Аллах Фариборзи, Ирай Раминфар |
монтаж: | Джафар Панахи |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 10000 |
Сборы в США: | $673 780 |
Мировые сборы: | $673 780 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 сентября 2000 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
Темный экран, крики рожающей женщины. Проходит несколько некомфортных секунд на фоне титров.
– Это девочка. Какая прекрасная.
Окошко родильного кабинета открывается, старая женщина спрашивает у медсестры, кто родился.
– Девочка. Хорошенькая девочка.
Старая женщина в панике. Только не это! Они ждали мальчика. Теперь родители жениха потребуют развод, какая беда!
С этого и начинается полуторачасовое почти документальное путешествие по иранским улицам, в кадре появляются женщины, кто-то из них скрывается от полиции за неимением документов, кто-то сбежал из тюрьмы, не высидев срок за несуществующее преступление, кто-то ищет последней помощи для аборта, а кто-то оставляет красивую дочь посреди улицы для того, чтобы она ушла в лучшую жизнь.
Надрывное кино, очень живое и, несмотря на природный женский романтизм, искреннее и впечатляющее. Понятно, что в исламском мире тема женской доли трагична, понятно, что любой рассказ о роли женщины в патриархате так или иначе будет противостоять жесткой тюрьме улиц и закадровых правил, но благодаря своей динамике и легкости повествования, фильм, даже спустя двадцать лет, смотрится очень свежо и приятно, чего не ждешь от национального кино начала века.
Что еще интересно, в истории нет ярко выраженного антагониста, мужчины с некой осторожностью идут на помощь, обходя правила игры, полицейские проявляют слабость и показывают человечность в отношении харама. Кажется, что никто из присутствующих не виноват, что летающий по улицам секрет Абдулы Полишинеля сводит простых людей с ума в безысходности одного исламского государства с намеком на современные диктаторские режимы.
21 ноября 2023
«Круг» — одна из самых известных картин Джафара Панахи, за которую он был посажен под домашний арест, посвящена безрадостному положению женщины в мусульманском обществе. Несмотря на распространенность темы и многообразие способов ее решения на экране, Панахи выбрал один из самых неоднозначных и сложных — почти документальное повествование, на грани художественности. Нарратив иногда приобретает заунывную, тоскливую интонацию, смотреть фильм трудно, все время что-то мешает. Прежде всего, непроработанность драматургии, хотя сама конструкция довольно интересная и символичная: образ круга, выражающего безысходность и пессимизм в понимании общества, из которого нет выхода.
Каждая история начинаются там, где кончается предыдущая, и развиваются как бы по кругу, проходя через те же интерьеры, ситуации и выявляя все те же отношения между людьми, что и предыдущие истории. Все довольно очевидно, все темы названы, анализировать особо нечего, кроме того, что сам исламский мир предстает в фильме как тюрьма, из которой нет выхода, в тюрьмы превращены больницы (симметрия начального и конечного эпизодов), передвижение женщины ограничено разнообразным спектром самых абсурдных предписаний, соблюсти которые почти невозможно из-за их многочисленности.
Темы абортов, проституции, несправедливой судимости, полного бесправия женщин, которые готовы отдать своих детей на воспитание в другие семьи, лишь бы они не видели их горя, — все это рождает особую, безысходную атмосферу, за которую Панахи и назвали очернителем. Можно сказать, что он программно отказывается от гуманистического неореализма Кияростами и Махмальбафа и в центр фильм ставит не столько человека и его судьбу, не столько сострадание к человеку, сколько негативные стороны жизни общества, которые постановщик показывает в безальтернативном отрицательном освещении. Все это, конечно, так, и никто не заподозрит Панахи в очернительстве, но лишь любовь к человеку может быть противоядием не только от пессимизма и безысходности, но и от скуки при просмотре такого «черного» кино. Любовь все оживляет, именно ее, как раз Панахи и не хватает.
31 января 2016
Этот фильм производит неизгладимое впечатление. Знаю, что так говорить — это клише, но тут я ничего не могу с собой поделать. Ни один ближневосточный фильм так на меня не подействовал, и, думаю, ни в одном фильме судьба иранских женщин не показана с такой силой. Кино, как и большинство иранских картин, очень простое и даже незамысловатое по форме, но когда его смотришь, начинаешь отчетливо понимать, что формальные изыски это вообще такая ерунда. Фильм рассказывает о судьбе нескольких героинь, переходя от одной к другой как бы по кругу, — отсюда название. Все истории очень просты и сняты совершенно без надрыва, но они прямо хватают за душу. Картина получила гран-при в Венеции, и я уверен, что ни одному из критиков даже не пришло в голову оспорить это решение. Это одна из самых сильных иранских картин, и даже фильмы Киаростами и Махмальбафа кажутся по сравнению с ней абстрактными и равнодушными. Обязательно посмотрите это кино и дайте посмотреть своим знакомым. После него любые личные проблемы покажутся просто не заслуживающими внимания.
20 июля 2011
Это фильм о современной женщине, в палитре сегодняшнего прикладного мироустройства магометанских стран. Только что вышедшая «из заключения» группа иранских девушек, пытается каждая своим путём вернуться в привычное существование «на воле». Режиссёр снимая о проблематике женского положения в ортодоксальном исламском обществе, незаметно на первый взгляд, но во многом инстинктивно, обнажил реальную внешнюю сторону мусульманского мира в целом: с его нетерпимостью, мстительностью и общим отсутствием прощения ближнего своего.
Документальность и реализм повествования- главные черты стиля Джафара Панахи. Цензура же, запрещающая показ женских персонажей без покрытой головы, привела к тому, что аутентичного показа в их собственных домах, где паранджу они снимают, у режиссёра не получалось, и он был вынужден снимать весь фильм в антураже улицы. Тем не менее, даже в таком виде картина Панахи стала запрещённой к показу в Иране.
«Фишкой» ленты также является съёмка каждой из героинь разноразмерными объективами. Так, юное красивое(ближневосточной прелестью) лицо одной из девушек(пытающейся по сюжету уехать в родной посёлок, где прошло её детство) снято широкоэкранным трансфокатором, словно передавая её попытку вместить в свои огромные глазища- весь мир вокруг себя. При этом зритель видит гематомы на её щеке, выдающие безрадостное прошлое. Более узкие объективы фиксируют другую горемыку, пытающуюся совершить подпольный аборт, её отчаяние показано монохромно, по преимущественно ночью или в тени. Таким образом каждая из женщин, а актрисы исполняющие роли непрофессионалки, наделена своим индивидуальным характером, благодаря искусной технической задумке автора. Панахи в недовольстве «кричит с экрана»: женщины Востока- это не однородная серая масса, они ещё более разнятся меж собой, чем восточные мужчины(которые находятся «в плену» обыденной мусульманской установки обращения с жёнами). А в исламских странах нормой которых является многожёнство, априорно обесценивается уважение к личности женщины.
Джафар- настоящий патриот своей страны, предпочитающий к слову в отличии от своих коллег-земляков Махмальбафа и Кияростами, снимать исключительно в Иране, без привлечения западных средств. Тем несправедливие тот факт, что на момент этой рецензии, Панахи всё ещё остаётся в заключении(суд приговорил его к шести годам тюрьмы), мало того, иранские власти в судебном порядке отлучили режиссёра от любой кинематографической деятельности на ближайшие двадцать лет!
8 из 10
4 января 2011