Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.4 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Высшая правда |
английское название: |
Nichts als die Wahrheit |
год: | 1999 |
страны: |
Германия,
США
|
режиссер: | Роланд Зузо Рихтер |
сценаристы: | Йоханнес В. Бетц, Кристофер Райли, Кэтлин Райли, Beate Veldtrup, Hellmut Fulss |
продюсеры: | Гёц Георге, Эдвард Р. Прессман, Ода Шефер, Мартин Хелдманн, Вернер Кениг, Стюарт Хэзелдайн |
видеооператор: | Мартин Лангер |
композиторы: | Томас Ванкер, Харальд Клозер |
художники: | Анжелика Менде, Зильке Зоммер, Sabine Lachmund |
монтаж: | Петер Р. Адам |
жанры: | триллер, драма, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 сентября 1999 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 8 мин |
Один из нас
Потрясающая картина, которая переворачивает взгляды на некоторые вещи и заставляет мыслить и чувствовать. Хотя я думаю, что это кино не для повседневности и не для каждого.
Мне было очень интересно смотреть, так как я имею прямое отношение к медицине. Я будущий врач и меня очень беспокоят вопросы медицинской этики и морали. Могу заметить, что интерес общественности к этим проблемам не угасает со временем, а наоборот нарастает с большей силой. Но об эвтаназии до сих пор мало говорят в открытую, а в кругах практикующих врачей лишь немногие осмеливаются в открытую высказывать свою точку зрения. Я еще не утвердила свою позицию касательно многих вещей и эта картина оставила внутри осадок и множество вопросов к медицине, обществу и себе самой.
Каждый из нас это делает
Да, действительна очень малая грань между убийцей и врачом, между убийцей и близким человеком, между жестоким убийством и милосердием. Еще один шажок… и еще один шажок… Я не исключаю, что когда-нибудь мне придется сделать его и поэтому судить и делать выводы становится еще сложнее. Тем более, я житель иной эпохи и уже даже приблизительно не можем представить себе мировоззрения людей, живших и творивших историю более чем полвека назад. И как-то даже не хочется ни оправдывать, ни судить человека, тем более того, кто уже заполучил прозвище «Ангел смерти».
P.S. Потрясающая игра актеров. Во время просмотра не возникло ни единого сомнения, хотелось верить каждому жесту, каждой фразе.
10 из 10
19 июня 2012
«…- Выхода нет. Если я буду хорошо его защищать, то окажусь плохим человеком. Если буду защищать плохо, то какой же я адвокат? А если откажусь, то буду трусом.
- Но ты не трус. Что лучше — быть плохим адвокатом или плохим человеком?
- Для меня это одно и тоже. Иначе я выбрал бы другую профессию…»
Удивительно, что моя рецензия на этот немецкий фильм стала первой на «Кинопоиске». Дело в том, что «Высшая правда», по моему скромному мнению, — это мощнейшая психологическая кинодрама. Очень четко стилистически выдержанное и блестяще отыгранное, неизвестными мне актерами, кино. Фильм поднимает перед зрителями серьезнейшие проблемы, как морально-этические, так и исторические. При этом, смотрится он, буквально, на одном дыхании…
Собственно, в сюжетной основе лежит фантастическая история о судебном процессе над Йозефом Менгеле, кошмарно известном нацистском враче-изувере из концентрационного лагеря Аушвиц (Освенцим). Фантастическая, потому что, к сожалению, в реальности такого судебного процесса никогда не было. Менгеле умер в преклонном возрасте, после войны прожив в Латинской Америке спокойную и благополучную жизнь, так и не понеся никакого наказания за свои преступления. И создатели фильма «Высшая правда» решили самостоятельно судить на экране этого убийцу 40 тысяч человек. Ответственно заявляю — такой суд был превосходно ими смоделирован…
На первый план вышла классическая адвокатская диллема между профессиональным и моральным долгом. С одной стороны необходимость защиты любого, даже самого ужасного, преступника, с другой, нравственное неприятие данных преступлений. «Адвокат дьявола» Тейлора Хэкфорда, заслуженно считающийся классикой, все же уступает «Высшей правде» в глубине погружения в тему. У Хэкфорда зло довольно абстрактное, а в лице Аль Пачино временами даже и привлекательное. В нашем случае главному герою фильма приходится защищать реально существовавшего, и от этого гораздо более чудовищного, преступника. Менгеле — это имя нарицательное и один из наиболее ярких наглядных примеров того, насколько бесчеловечным может быть человек. Точнее, существо, облаченное в тело человека. Показателен эпизод фильма, в котором один из уцелевших свидетелей обвинения, описывает увиденный им жуткий эксперимент Менгеле, а женщина-судья, незаметно от всех пытается сдерживать подступающую тошноту. Казалось бы, действительно, ни один нормальный человек не сможет даже попытаться понять природу подобных Менгеле. Однако адвокат Питер Рем для раскрытия истины оказывается готов пожертвовать даже личными семейными тайнами. И постоянно внутренне страдая от происходящего он, тем не менее, остается абсолютно профессионален в своей работе. Для него этот процесс, в первую очередь, — это осмысление правды, попытка разобраться в природе явления.
Питер Рем очень сильным наглядным примером умудряется раскрыть жестокую суть самой системы Третьего Рейха, которая могла превратить любого человека в палача. Палача, который при этом все равно оставался жертвой системы. Однако Менгеле, представляющий себя чуть ли не в роли своеобразного Оскара Шиндлера, не испытывает никакого чувства вины. Ни малейшего раскаяния за свои преступления. Он не жертва системы, а ее сознательное орудие. Хладнокровный, циничный убийца, прикрывающий собственный садизм риторикой о некой «научной деятельности» и «врачебной практике». Однако адвокат отказывается принимать эту версию для защиты, разрушая ее еще в досудебной беседе с Менгеле: «Если бы вы совершили хоть одно научное открытие, мне было бы легче вас защищать…»
К моему удивлению, адвокат также не пытается избрать в качестве линии защиты возможную невменяемость Менгеле. Он не перекладывает ответственность «с больной головы на еще более больную», попытавшись обвинить в преступлениях Менгеле нацистских вождей, приказы которых выполнял «Ангел смерти». Более того, получив законную возможность отменить процесс, он не пользуется ей и решает продолжить свою защиту. На суде Рем берется представить, казалось бы, абсурдное заявление самого Менгеле, согласно которому тот, якобы, умудрялся спасать одних людей от неминуемой гибели, отбирая их для своих медицинских опытов, и дарил другим смерть, менее мучительную, чем в газовой камере. Однако, параллельно, адвокату удается разрушить мифы и стереотипы, окружающие Менгеле и придающие ему некий мистический ореол. Он, по сути, лишает нацистского врача возможности превратиться в символ, легенду. Пусть даже кошмарную легенду.
Ну, а в завершение процесса Питер Рем произносит блестящую речь, которая все же позволяет ему в такой непростой ситуации остаться как хорошим адвокатом, так и хорошим человеком…
«Высшая правда» крайне многослойный фильм. И даже мое несколько подробное его описание не передает ощущения. Это, в первую очередь, атмосферное и психологическое кино. Из тех, которые нужно смотреть. Ну, а создателям фильма хочу высказать свое уважение за то, что раскрывая такую сложную и болезненную тему, они создали очень нравственное и поучительное кино…
«После процесса ты будешь уже другим человеком…»
6 октября 2011