Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Воячек |
английское название: |
Wojaczek |
год: | 1999 |
страна: |
Польша
|
режиссер: | Лех Маевски |
сценаристы: | Лех Маевски, Мацей Мелецкий |
продюсер: | Хенрик Романовски |
видеооператор: | Адам Сикора |
художники: | Малгожата Захарска, Мариан Завалинский, Katarzyna Jarnuszkiewicz |
монтаж: | Лех Маевски |
жанры: | драма, биография |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 5 ноября 1999 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
Устоявшееся выражение о неслучайности рождения поэтов с удивительной точностью проецируется на бесчисленное множество имён и судеб от античности до нынешних дней. Через каждое столетие обязательно проносились одинокая скорбь очередного пророка, предвещающая грядущие перемены, насмешливый голос сатира, грозно обличающего времена и нравы, законы и власть, пороки и религию или задушевная мелодия простого романтика-лирика. Но далеко не всем из таких людей было суждено встретить счастье при жизни, которая для некоторых оказалась слишком короткой. В бесконечном списке вечно молодых странников, среди образов Лермонтова, Шелли, Надсона или Есенина, можно встретить и другое имя — Рафал Миколай Воячек.
После окончания Второй мировой войны в Польше царили сложные времена. Весьма прочно окутанная социалистическим режимом, страна, тем не менее, двигалась по иному пути развития, влияние западноевропейских ценностей в котором трудно не заметить. Воячеку суждено было соприкоснуться со всем этим. Он родился в последний год войны, прожил неполных двадцать шесть лет, в течение которых написал множество стихов, в общей сложности на четыре тома. В судьбе поэта был не один город, но самым ярким во всех смыслах для него стал Вроцлав. Несмотря на популярность в литературных кругах, персона Воячека всегда маячила где-то на периферии официальной творческой жизни, его не приняли в Союз польских писателей. И причины тому имелись. В полицейских сводках, к примеру, фамилия этого автора фигурировала не реже, чем на страницах изданий, а то и больше. На пути к славе Воячек не избежал тяжёлых богемных кнутов, нещадно стегающих здоровье и психику с широко и печально известными обозначениями.
При знакомстве с этой историей, до некоторой степени непонятным остаётся столь малое упоминание о ней в искусстве. На данный момент о Воячеке снят один-единственный художественный фильм.
Лех Маевски старался решить непростую задачу, складывая из отдельных, зачастую неприглядных биографических отрезков, максимально цельную мозаику личности Рафала, в которой есть место и для любви к женщине, и для безудержного презрения к ситуации в стране, где «партия управляет энергией», а лицемерная творческая элита возмущена «новыми польскими туалетами с их парфюмерным ароматом и разноцветной бумагой». Не будет преувеличением сказать, что в фильме создана просто шикарная атмосфера того времени, словно по волшебству перед нами встаёт Польша эпохи Народной Республики. Ещё более трудной оказалась работа молодого актёра Кжиштофа Сивчика, исполнившего главную роль, одновременно ставшую для него единственной в кино. Ему в полной мере удалось раскрыть характер своего героя. С первого взгляда поведение Воячека действительно кажется несколько странным и эпатажным. Себя он называет ходячим трупом и всюду ищет повода, чтобы доказать это. Воячек беспощаден к себе настолько же, насколько и к окружающим, в особенности, коллегам по цеху. Неслучайно в своё время о Воячеке говорили, как о проклятом поэте, проводя параллели с Верленом, Рембо и другими известными персонами.
Но вряд ли бы отсутствие этих качеств сделало Воячека тем, кому суждено было войти в историю искусства именно таким, противоречивым и самодостаточным одновременно. По этой причине, чем глубже всматриваешься в этот оживший в кино образ, тем более крепким становится ощущение его естества и искренности, а бунтарство выглядит уже не навязчивым протестом, но попыткой выразить любовь к своей короткой и бурной жизни.
11 января 2015