Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.5 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Преследование |
английское название: |
Following |
год: | 1999 |
страна: |
Великобритания
|
слоган: | «You're Never Alone.» |
режиссер: | Кристофер Нолан |
сценарий: | Кристофер Нолан |
продюсеры: | Кристофер Нолан, Джереми Теобалд, Эмма Томас, Питер Бродерик |
видеооператор: | Кристофер Нолан |
композитор: | Дэвид Джульян |
художник: | Тристан Мартин |
монтаж: | Гарет Хил, Кристофер Нолан |
жанры: | триллер, драма, криминал, детектив |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 6000 |
Сборы в США: | $48 482 |
Мировые сборы: | $126 052 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 24 апреля 1998 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 10 мин |
Изначально фильм 'Преследование' похож на 'Бойцовский клуб'. Безработный писатель от скучной жизни или в поисках вдохновения отправляется на улицы следить за простыми людьми. Он следует за ними, наблюдает. Буду честен, от скуки и я такое проворачивал пару раз, но ничего интересного в их прогулках я не заметил. Однако наш герой наживает себе на задницу приключений. Оказывается, что он следил за вором, который пробирается в чужие квартиры и не только ворует, но и издевается над теми, кого обкрадывает: ворует трусы, забирается в коробку с самыми личными вещами и разбрасывает их, прячет одну из двух серёжек, кладёт ранее сворованные женские трусы в карман порядочному семьянину. Типичный Тайлер Дерден, только без философии, скорее Гринч даже. Наш герой начинает ходить с ним на дела и после этого начинаются неприятности. Весьма увлекательная история получилась с двойным сюжетным поворотом, я даже удивился. Но не сказал бы, что я был сильно увлечён. Просто очень хороший детектив.
Что касается основных персонажей, то здесь их три: главный герой - безработный писатель, вор-извращенец и женщина, которую они обокрали. Первый и последняя умом не блещут, но это вполне похоже на простых людей, а второй циничный и меркантильный, но всё же гений. К тому же мне понравилась игра актёров.
Атмосфера нолановского фильма блещет уже в дебютном. Чёрно-белая картинка добавляет ещё большей 'нуарности' этому фильму. А саундтрек поразительно схож с будущими его фильмами. Сразу видно, что Нолан знал, чего хочет.
Атмосферный нуарчик с интересными сюжетными поворотами.
8 из 10
17 августа 2023
Разбирать фильмографию режиссёра Кристофера Нолана мы стали с его короткометражки 'Жук-скакун' и сделали это не просто так. Дело в том, что это была не единственная короткометражка на которой будущий гений только оттачивал свои навыки. Подкопив денег, и закончив получать образование Нолан принял решение о создании полнометражного кино. Чтобы не отходить далеко от своих наработок, было решено продолжить развивать стилистику Скакуна и более плотно поработать над сценарием. Сделать это удалось, ведь хронометраж вырос до целого часа и за этот час мы получим самый разный спектр эмоций. Мировая премьера состоялась в апреле девяносто восьмого. Фильму пару месяцев как двадцать пять лет и потому имеем полное право поделиться с вами впечатлениями от увиденного и некоторыми соображениями по этому поводу. Готовьте прохладительные напитки, мы начинаем наш обзор.
Повествовательный критерий или нарратив. В центре действия безымянный молодой писатель, готовящийся написать большую книгу. Но вдохновение не приходит по щучьему велению молодых талантливых авторов и приходится за ним следовать. Главный герой ищет вдохновения в окружающих людях. Он проникает в людской потоку и рандомно выбирает свою 'жертву'. Далее следует за ней, придумывая его сюжетную линию: сколько у него детей, уровень дохода по выпавшему из кармана счёту за химчистку. Но объект не должен узнать, что он объект. В один из таких поисков его жертвой становится некто по имени Кобб и тот оказывается внимательнее самого героя, ибо ловит его на горячем и манит за собой, как Кролик Алису. Почему-то у меня возникли ассоциации с Бойцовским клубом Паланика. Правда, не с фильмом, а с книгой. Поскольку книга вышла в девяносто шестом и Нолан мог быть с ней знаком. Вот на этом моменте в описании замысла можно остановиться. Основного послания миру здесь не наблюдается, но это и не страшно. Самый главный плюс истории - это то, как она выстроена. Такой детектив, который Нолан закручивает, мог состояться в самом лучшем нуаре сороковых годов. И завязка крутая, в которой можно поразмышлять о вуайеризме и Фрейде. В кульминации Кобб и безымянный герой совершают преступления. Но мне было интересна судьба прекрасной блондинки. А развязка приятно удивит. Нам становится понятно, что Нолан умеет держать интригу, и выстраивать вокруг неё всё повествование. История получилась красивая с крутыми диалогами. Тут у автора особо сильные скиллы. Кое-что может попасть в ваш блокнотик цитат.
Визуальный критерий или техническое сопровождение ленты. Не имеет смысла много разговаривать о режиссуре Нолана в этом фильме. Скажу лишь, что он продвинулся и смог выдать крутой результат за мизерный бюджет. Особенно круто выглядят диалоги. Камера не стоит на месте и на переднем плане общаются герои, а на заднем режиссёр выставляет детали интерьера, чтобы создать крутую атмосферу буквально из ничего. Хотя, поправлю себя, здесь есть крутая музыка. Герои разговорчивы, но не до болтливости, а когда они молчат, то здесь вступает Дэвид Джульян. Его музыкальные темы ненавязчивые, не перебивают речь актёров. Впервые посоветую не слушать саундтрек отдельно, поскольку здесь на восприятие музыки сильно влияет контекст. И в связке с визуальным повествованием каждая мелодия работает, трудно выделить какие-то отдельные вещи.
Актёрская игра хорошая, если учесть, что здесь ноль известных имён. И все актёры - друзья и знакомые режиссёра. А человек, сыгравший главного героя мог быть вами замечен ранее в 'Жуке-скакуне', поэтому смело делаем вывод о том, что данная лента наследует короткометражке не только по части визуальной эстетики, но и по части исполнителей. Отмечу Люси Рассел, сыгравшую блондинку. Самый загадочный персонаж истории. Чтобы объективно и полноценно оценить работу актёров, советую всё же ознакомиться с лентой. Поскольку ваше восприятие может отличаться от моего.
В качестве вывода. Лента получилась хорошей, но неоднозначной. Являясь дешёвой поделкой, фильм обладает качественным исполнением как истории, так и визуала. Если шестью тысячами долларов сумели так грамотно распределиться, то что будет когда в обороте Нолана окажутся бюджеты в десятки раз больше. Советую к знакомству если вы фанат Нолана или ценитель нестандартных лент с претензией на интеллект. Всем здоровья, мира и хорошего кино.
19 июня 2023
Теперь готов объявить о начале официального знакомства с фильмографией Кристофера Нолана. За точку отсчета принимается работа, вышедшая в девяносто восьмом году под названием «Преследование». Стоит сказать, что кино также по манере подачи материала может зайти далеко не всем, но на то она и проба пера, чтобы попытаться уйти от манеры авторского кино к более массовому варианту. Далее поделюсь впечатлениями от знакомства и мыслями по этому поводу.
Повествовательный критерий или нарратив. Сюжет рассказывает нам о человеке, чье имя нам неизвестно. По роду деятельности он начинающий писатель и для поиска контакта со своей музой он выходит на улицу и наблюдает за людьми, следует за ними по пятам. Мы бы восприняли его как ненормального, если бы не существовало понятия вуайеризм. Результатом таких прогулок является формирование на листе блокнота заметок о характере будущего персонажа. И в один прекрасный день его поймали на горячем… В основе лежит крепкая криминальная история. Не важно о чем она, важно то, как она рассказывается. Здесь Нолан впервые высказывается о воспоминаниях и идеях, а одного из героев зовут Кобб. Но мне все же кажется, что основной посыл ленты кроется в мысли. Что человека никогда не характеризуют отдельные детали. Ты проходишь мимо человека и сложно сказать на сто процентов, что он тот, кто он есть. Все характеристики, которые мы сами себе даем, в конечном счете, поверхностны. Одними глазами сути не увидишь.
Визуальный критерий или техническое оснащение картины. В дебютных лентах Нолан делает ставку на сюжет, поскольку лента также снята на черно-белую пленку, отдавая дань первым своим короткометражкам. Но здесь ощущается бюджет, потому что стало больше мест действия, есть немного спецэффектов и деталей в кадре больше. Шесть тысяч долларов не такие большие деньги, но Нолан нашел применение каждому центу. Нашлось место даже музыкальному сопровождению. Каждая мелодия подчеркивает настроение и эмоциональный окрас действия в той или иной сцене. Композитором этой ленты выступил во второй раз Дэвид Джульян, ранее работавший над короткометражкой «Жук-скакун». Получилось ненавязчиво, лаконично, но со вкусом и чувством меры.
Актерские работы. Три главных персонажа ленты — писатель, Кобб и Блондинка были воплощены на экране Джереми Теобальдом, Алексом Хоу и Люси Рассел. Все они — друзья режиссера и согласились практически задаром сыграть у него в ленте. Алекс Хоу хорошо вошёл в персонажа, показался мне, как зрителю наиболее интересным и убедительным персонажем. Хотя все три актёра хорошо друг с другом взаимодействуют в кадре.
В качестве вердикта. Дебютная лента оказалась хорошим началом и демонстрацией своих способностей более широкому кругу зрителей. Здесь более выраженный сюжет, хорошо прописанные персонажи и их диалоги. Нолан уже тогда отличался умением писать небанально. Но форма подачи все еще артхаусная. Что придает ленте стиль и узнаваемость. Советую к знакомству ценителям жанра и Нолана. Всем здоровья, добра и хорошего кино!
9 из 10
1 апреля 2021
Сейчас имя английского режиссёра Кристофера Нолана надёжно закрепилось на вершине режиссёрского Олимпа. До выхода каждой новой картины режиссёра сопровождается отсчётом дней в календаре или ожиданиями чего-нибудь эпического, иногда координально нового. Чаще всего так и бывает. Пусть режиссёр занимается, в основном, экшен-фильмами или научной фантастикой (причём очень качественно), но при этом сохраняет неплохие «личные» истории. Да, я отлично понимаю, что сейчас многие вспомнят недавний «Довод» или «Дюнкерк» и, пусть я согласен со всеми недостатками, чо чаще всего всплывают в различных рецензиях, в целом, фильмами я остался доволен…
Да, Кристофер действительно заслуженно заработал зрительскую популярность. Но всё это пришло с годами и опытом; сам режиссёр развивал свой талант с каждым фильмом. А что же с дебютной картиной Нолана? Сейчас я постараюсь Вам рассказать.
Фильм «Преследование» вышел более двадцати лет назад и, пусть некоторая известность пришла к режиссёру только со следующей картиной, здесь видны многие «фишки» Нолана, которые в будущем будут выделять его от других режиссёров.
Во-первых, события в фильме разбросаны не в хронологическом порядке. Следующий фильм — «Помни» — будет практически строится на этом.
Во-вторых, формат кадра. Здесь, как мне кажется, это было простой необходимостью, но в следующих картинах игра с форматами добавляет некоторую эффектность.
В-третьих, у основных персонажей — кроме вора Кобба — нет имён (причём» Кобб» не настоящее имя). Если в этом фильме подобное можно назвать неким «заигрыванием», то в фильмах «Дюнкерк» и «Довод» это настоящий трюк, игра, «фишка»…
«Преследование» — хороший фильм, «Начало Нолана», его истоки как режиссёра. Сейчас он, конечно, не даст «закалённому экшенами и боевиками» ничего нового и зрелищного, но, в целом, один раз просмотреть стоит, тем более он относительно короткий. Фильм больше для ознакомления, нежели для вынесения какого-то поучительного итога. Не скажу, что обязателен к просмотру, но фанатам Нолана, думаю, будет интересно посмотреть на становление их любимого режиссёра
26 декабря 2020
Пересматривая «Начало» и «Мементо» — любимые фильмы Кристофера Нолана, я задался целью изучить всю его фильмографию. Она оказалась достаточно скромной, что облегчает задачу донельзя. И вот в мой цепкий взор, наконец, попал первый и, пожалуй, самый малоизвестный фильм режиссера — «Преследование» или «Following» на языке оригинала.
Первое, что сразу бросилось в глаза — это стилистика картины. Черно-белый визуал, нуарная атмосфера радуют глаз. По общей экспозиции, атрибутам и эстетике, фильм пропитан декоданским настроением, что нетипично для Нолана.
Бюджет «Преследования» архискромный, можно сказать «сняли за бесплатно». У фильма не было серьезного продвижения, при этом, то, что был, а это 6000 тыс. доллара бюджета окупились с лихвой. Игра актеров выше всяких похвал. Их внешний вид полностью соответствует смысловому наполнению и мотивации персонажей. Жаль, что потом я их нигде не видел толком.
Картину можно назвать «артхаусной». Однако, здесь уже четко прослеживаются типичные для Нолана приемы. Прежде всего, это рубленая, разбитая череда событий повествования. По окончании просмотра, зритель самостоятельно должен сложить пазл последовательности действий персонажей и обстоятельств воедино, дабы получить в своей голове цельность происходящего. Напоминает «Мементо», не правда ли? Понятное дело, что здесь Нолан использовал только зачатки подобных режиссерских замыслов, но если вы знакомы с фильмографией, то уже в «преследовании» можете твердо и четко отследить данную особенность.
Порадовала прямая отсылка к произведениям Федора Михайловича Достоевского, в частности, к «Преступлению и наказанию». Конечно, сеттинг Нолана в корне отличен от классического русского писателя, однако идея и лейтмотив, которые использовал Нолан при становлении своего главного героя поражает и одновременно восхищает сходством. Чувствуется, что Нолан, при составлении диалогов обращался к психологии, применял методы НЛП. Манипуляция главным героем буквально сквозит через весь фильм. Самое забавное, что эти воздействия работают, герой постоянно на сломе, он погружен в рефлексию и сомнения, как следствие.
Картина, выглядит как «кино не для всех», но это заблуждение. Стилистически, она может показаться таковой, но на деле это абсолютно не так. Больше всего она походит на студенческую работу, довольно качественную, но при это очень камерную, низкобюджетную. С моей точки зрения это очень сильный дебют режиссера, где уже мы можем наблюдать общий авторский почерк и посыл Нолана. Местами, конечно, сыровато, но на это закрываешь глаза, зная, что это только ПЕРВАЯ работа. Рекомендую посмотреть всем поклонникам Нолана, запутанных сюжетов, а также ценителям нуарного стиля в картинах! Блестящий дебют, однозначно стоит вашего внимания!
9 из 10
19 октября 2020
Ассоциация Диванных Критиков
При поддержке
Фонда помощи людям с Ноланом мозга степени Довод
С участием
Творческой группы «Тарантино наше всё»
Представляет
Цикл «Никому ненужные рецензии от никому ненужных людей»
Работа N4
Итак, «Преслдование» — это первый полнометражный фильм Нолана с небольшим оттенком нео-нуара, в котором уже начались проявляться особенности линейки «Written and directed by Nolan», но ещё не в полную силу.
1. Кастинг и актерская игра
Скажу честно — даже если я что-то и напишу про актеров, то всем будет всё равно, потому что никто их и не знает в современном мире. Отмечу только, что весь каст старается, и нет уровня Кристиан Стюарт.
2. Музыкальное оформление
Его тут нет. От фильма в 70 минут с мизерным бюджетом в 6 тысяч долларов я не требую саундтрека.
3. Техническая сторона фильма (монтаж, операторская работа и т. д.)
Фильм снят «по-любительски» на черно-белую пленку. Это подчеркивает эффект нео-нуара.
4. Сюжет
Насчет нелинейности повествования (которое станет главной фишкой «Помни») — это как пазл, который, если немного внимательнее следить, собрать достаточно легко. Поэтому данный фильм интересно собирать в уме.
5. Похожие творения
Естественно, я не могу упомянуть про идейное продолжение «Преследования» — «Помни» (на этот фильм, скорее всего, будет следующая рецензия)
6. Подводя итог
Нолан дебютировал с интереснейшей картиной. Она является не полным и трудновоспринимаемым бредом, а хорошей логической задачкой. Небольшая доля психологического триллера, нео-нуар и неожиданная развязка — всё это делает «Преследование» фильмом, который вызывает острое желание пересматривать его снова и снова.
8,5 из 10
С уважением ко всему КиноПоиску,
Влад
По возможности, пожалуйста, оцените рецензию.
10 октября 2020
Это сейчас британо-американский режиссёр, сценарист и продюсер Кристофер Нолан зарится на звание лучшего постановщика современности, постепенно поджимая на пьедестале различных мэтров искусства, подойдя практически вплотную к казалось бы незыблемым позициям самого Мартина Скорсезе. Но как и все режиссёр Кристофер Нолан должен был с чего-то начинать. И если же не брать в расчёт несколько короткометражек, то первым фильмом Нолана стал криминальный триллер «Преследование», вышедший в ограниченном прокате в 1999-ом году. Поставленный за смехотворную сумму в 6 тысяч долларов, триллер заслужил похвальные отзывы от критиков, получив ряд премий, в том числе на кинофорумах, проводимых в Ньюпорте и Роттердаме, и ещё в ряде может и не самых значительных фестивалях, но всё-таки внимание на себя Нолан обратил. А теперь мы уже знаем его как культового режиссёра трилогии о Бэтмене, лент «Престиж», «Начало», «Интерстеллар»…
Но все они были в будущем у Нолана, а пока вернёмся к его полноценному дебюту в полнометражном кино. И для старта Нолан выбрал довольно сложный жанр — неонуар, снимаемый в чёрно-белых тонах. Его главным героем стал обычный с виду парень по имени Билл, но ради не совсем вразумительной цели он следит за людьми, объясняя это тем, что таким образом пытается найти вдохновение для будущей книги. Во время слежки он поставил для себя несколько обязательных правил, но вскоре начал сам же эти правила нарушать. В конце концов, на преследовании его ловит некто по имени Кобб, оказавшийся профессиональным взломщиком. Но только мораль Кобба несколько странная: он не ищет тем самым способа обогатиться, не делает это рад острых ощущений, он объясняет преследователю, что лишь эмоциональная встряска поможет людям, к которым он вломился, найти новый путь в жизни. И становится очевидным, что Кобб, как и многие талантливые преступники, является сильным психологом. И бедный парнишка, связавшийся с Коббом, постепенно попадает под его влияние…
Тут надо понимать, что это лишь общие черты «Преследования», так как кроме особенностей мелодраматического криминала Нолан (а он ещё и лично написал сценарий к картине) вложил в сюжет неожиданный поворот, отчего вроде бы ясные и понятные персонажи внезапно поворачиваются к зрителю совсем другим лицом будто бы они воплощения двуликого Януса. Конечно, пыльная, словно крошка серого кирпича, картинка немного выводит из состояния равновесия, но именно такой визуалистикой Нолан подчеркнул индивидуальность своего творения и то, что ему не страшны любые вызовы в профессии (а свою состоятельность и притязания он затем доказал, но об этом уже известно). И совет всем потенциальным зрителям состоит в том, что «Преследование» нужно смотреть внимательно, при этом глаза не будут разбегаться от количества персоналий, но это ограничение лишь поможет понять всю суть ленты и даже, возможно, сделать собственные выводы по происходящему и, также возможно, даже предвосхитить развязку.
И в обязательном порядке надо вспомнить о том бюджете, которым обладало «Преследование». За 6 тысяч долларов крайне сложно снять приемлемое кино, но Нолан умудрился это сделать, и при этом необходимо понимать, что ни одного мало-мальски узнаваемого актёра здесь не будет, актёры знают себе цену, ими управляют агенты и профсоюзы, так что Нолан воспользовался теми людьми, которые были в его распоряжении. Джереми Теобалд, сыгравший Билла, до этого появлялся в двух короткометражках у Нолана и решился сыграть и в полном метре. И вполне успешно, от искусственности его исполнения челюсти не сводило, так что Джереми Теобалд выполнил поставленную задачу. А вот почему его дальнейшая карьера не пошла в гору — вопрос. Запомнится и Алекс Хоу в роли Кобба. Изумительный психолог с талантом криминального гения. Но для Хоу кино закончилось вместе с последним днём съёмок «Преследования», а жаль, ведь потенциал у Алекса Хоу имелся. А вот Люси Расселл, сыгравшая этакую femme fatale, давшую фильму остроту давно известной и часто эксплуатируемой формулы «сherchez la femme» часто и много играет в кино и на телевидении. Партнёрскую помощь парочке, состоящей из Билла и Кобба, она предоставила отличную.
В общем, «Преследование» — это дебютный проект Кристофера Нолана. Вряд ли можно было ожидать, что кино, снятое за 6 тысяч долларов, покажет себя, но талант ныне широко известного и многими любимого постановщика проявился уже на самом старте карьеры. Немного сложный в визуальном плане (ведь это же чёрно-белый неонуар!), несколько запутанный, но с неожиданной развязкой и методичной подачей материала фильм. Как детектив подойдёт для просмотра, но будьте готовы смотреть его внимательно, чтобы не упустить некоторые моменты, дающие всецелое понимание картины «Преследование».
7 из 10
27 февраля 2020
Если заглядывать чуть вперёд, то всего через каких-то пять лет Нолан начнёт снимать свои главные картины в жизни, а через пятнадцать и вовсе доберётся до космоса и чёрных дыр. Но в 99-ом, смотря из грязных лондонских окон на серые и тесные улочки, трудно представить, что эти кинематографические флешбеки молодого режиссёра станут основной темой всех поднимаемых им историй.
Всё начинается с некой исповеди: человек без имени рассказывает незнакомцу о том, как он проводит своё время, преследуя случайных прохожих. Психологическая сублимация это или некий способ рефлексии — не совсем понятно, но через некоторое время главный герой Джереми Теобальда переступает черты установленных правил и провоцирует своими действиями роковую встречу.
Собственно, характерное хичкоковское влияние с примесью новой французской волны раскрывается в дебюте Кристофера совершенно явно. Тут и волнительный мрачный саундтрек Дэвида Джульяна присутствует, и сама мрачная нуарная атмосфера давит на зрителя. Давит, конечно, не сильно, но вполне достаточно, чтобы проникнуться сюжетом, который движется в ломаном ритме, переодически смахивая на артхаус.
По итогу всё встанет на места, возможно, немного укачает «пьяная» операторская работа, но все получат своих героев, лохов, пару ограблений и убийственную Люси Рассел, словно сошедшую с обложек модных журналов 60-х. Для такого бюджета — более, чем достойно.
8 из 10
3 ноября 2019
Фильм на любителя, но он демонстрирует умение вести две сюжетные линии, которые независимо друг от друга способны заинтриговать. Нуар-съёмка отсылает к прошлому веку, а знание истории кинематографа позволяет оценивать подобные картины с толком, с чувством, с расстановкой.
От рассказа главного героя зрителей буквально с первых секунд просмотра бросают во флэшбэк, где уже начинается удивительная история преследования. Позже в событиях прошлого будут также применены флэшбэки и флэшфорварды, что уже даёт характер стилю режиссёра. Тем более вторым проектом станет «Помни», где события вообще следуют в противоположном порядке. То есть, Кристофер Нолан не разработал свой стиль в процессе съёмок, а изначально следовал такой нелинейной последовательностью. Время — ключевой элемент в картине, так как в зависимости от времени персонаж может быть в одном месте или в нескольких (буквальная цитата Джокера из «Тёмного рыцаря», угадайте, кто режиссёр?).
Рассказ повествует о странном человеке, писателе (это даже синонимы), который для вдохновения бродит по улицам Лондона, следит за незнакомцами, провожает их до мест назначения и следует чётким правилам. Простая, но от этого не менее странная деятельность героя, понятна, смысловой нагрузки здесь не наблюдается. Акцентируешь внимание на затемнение экрана между эпизодами, такой монтаж эпохи 60-х радует ностальгическими (по фильмам, разумеется) проектами. Можно даже сравнить «Преследование» с работами Альфреда Хичкока. Тем не менее, у Криса всего 70 минут хронометража, отчего события набирают обороты. Поражает ещё приём, при котором ты не чувствуешь спешки, а внезапная встреча с незнакомцем будто заготавливалась очень долгое время.
Отношение к молодому человеку меняются, так как и без того странное занятие сводит его с Кобом, деятельность которого уже пресекает законы. Нелинейное повествование, отчего поначалу путаешься с положением героя и его местонахождением. Так как это не объясняется, просто следующий эпизод в уже линейном хронометраже. Мотив Коба забавный, эдакий Робин Гуд, только в более грязных делишках. После сведения персонажей наступает химия и расставление приоритетов, отчего сразу видно активное влияние сильного и уверенного в себе Коба и тихого, замкнутого в своём мире, Молодого преследователя.
К чему может привести такая компания? К опасным делам, которые сказываются на персонаже. Как вдруг: затемнение экрана, другая, совершенно иная сцена, где главный герой в ином обличье обыгрывает отличные романтические попытки с дамой у барной стойки. Что? Вот реально. Рассказ не прерывался, не забываем, что это всё большой флэшбэк, но внезапная смена положения путает. Режиссёр специально уделяет точное время, чтобы представить нам новую сцену, показать персонажей (отчего Преследователя узнаёшь буквально второй раз), дабы после очередного затемнения экрана вернуть нас к дуэту воров лондонских коммуналок.
Здесь стоит подумать, так как неизменный образ Молодого человека тут как тут. Вот, что поражает в этом кино. Оно снято просто, обычно, бюджет всего 6 тысяч Бенджаминов Франклинов, но со вкусом. Так ты погружаешься в разные истории, которые развиваются независимо друг от друга, отчего невозможно выстроить хронологию. В одном из эпизодов воровского дела (назовём первую сюжетную линию так) на двери висит знак Бэтмена. Забавная деталь, учитывая, что в 2005 году Кристофер запустит трилогию о Тёмном рыцаре.
Романтический эпизод (соответственно вторая сюжетная линия) также развивается с подключением доверия персонажей, с открытием дамской души и просьбами, на которые мачо способен. Пока в одной из сюжетных линий не происходит метаморфоза главного персонажа, что позволяет провести хронологию событий. Финальные детали отлично демонстрируют изменения тихони-преследователя, так как зрителю известны последующие события. Великолепный ход с пересечением параллельных линий дарит бурю эмоций и восторг. Снять интересную историю в нелинейной последовательности, чтобы выдвинуть на пересечении сюжетных линий одну концовку, шокирующую зрителя — задача сложная. Мораль можно заключить только одну: воровать плохо. Да и следить за прохожими тоже такое себе занятие.
Дебютный проект удался, потому что игра со временем отразиться на всех (!) последующих работах режиссёра: от обратного повествования до путешествий сквозь сны, от временных скачков Николы Тесла до Теории струн и Горизонта событий. Вот, где зарождается талант.
14 июля 2019
Нередко откладывали просмотр дебютного фильма гения всея Руси в долгий ящичек. Им вполне понравились почти все его работы в качестве состоявшегося режиссёра, начиная с перезагрузки Бэтмена. Вот требовалось идеальное время, дабы всё же взять и посмотреть «Преследование», как таки бывает с тем, когда девушка поджидает прекрасного момента для маленького прощания с девственностью. Ясно сегодня утром в небе набухли угрюмые тучи, полил освежающий ливень на восьмой день лета, настроение «там внизу» расцвело пышным бутоном.
Чо ж, отличное кино для дебюта, надо отметить. И компактная история в 70 минут без ненужного развёртывания отдельных сюжетных линий, и вполне камерная обстановка в тесных пока улицах Лондона, и замысловатое повествование в душке набившего оскомину наверху «Криминального чтива». Как-то даже ловко, плавно и непринуждённо получилось-с у Кристофера Нолана аккурат в конце XX века. Главный герой, словно кафкианский неудачник, легко попадает прямо в искусно сплетённую паутину. Одиночкой быть непросто. Особенно в большом городе.
Чо мы для себя почерпнули? А хочется слыть одиноким никудышным доходягой с соломенной трубочкой в виде пособия по безработице: но лучше не стоит жить в густонаселённом местечке. Ограбят, изнасилуют, обворуют, похитят, изобьют, подставят. Умертвить могут тоже. Тама с чего так просто, не спрашиваете? Дак потому, что у такого вида одиночек нет ни друзей, ни простых связей на стороне, ни близких родных, чтобы дать понять жестокому миру: его просто так взять не получится. В противном случае, здравствуй, тюрьма, психушка, кладбище.
Профессиональный вор с интересной фамилией Кобб в лице обаятельного и уверенного в себе Алекса Хоу вообще пускался в рассуждения, достойные уст Тайлера Дёрдена. Приветик, Клуб Преследования! Действительно уже, по обстановочке в квартирке можно много чего рассказать о хозяине или хозяйке. Либо можно ответственно подойти к своей роли и чётко манипулировать неподготовленным подсознанием одинокого дурачка года. Увы, гляди в оба, сомневайся, будь начеку — это не про него. Он-то думал, всё под контролем. Но так в фильмах.
В конце, когда сбрасываются маски, раскрываются нюансы или выясняются истинные мотивы, сидишь себе вполне довольный. Ну, вот всё зрителю выложили, нечего больше пока скрывать. Отрывайся, салютуй и понимай, где зарождался стиль Нолана. Блокбастеры ставить научился, конечно. Для многих почему-то они интеллектуальные блокбастеры. Не слишком громко? Кино просто нормальное снимает британский подданный, вот чего приукрашивать да перехваливать. Так что включаем «Пи», смешиваем с «Преследование», получаем Нечто?
8 июня 2019
Занимательный фильм, в котором есть все: сюжет, идея и блестящее исполнение.
Наверное, самая сильная сторона этой картины — это все же сюжет, его невероятные повороты, подкрепленные параллельным монтажом, буквально приковывают к экрану. Где-то в Лондоне встречаются два человека с необычными хобби, с самого начала мы знаем, что их сотрудничество закончилось плохо — один из них сейчас дает показания на допросе. Теперь перед нами как бы сразу две сюжетные линии, взаимодополняющие повествование. Великолепный ход!
На фоне процветающих в то время английских фильмов про английских мафиози, полных грязи, драк и кровопролитий, фильм Нолана смотрится еще более изысканным и аутентичным. Интересно, что нанесенный на фильм отпечаток невысокого бюджета в виде черно-белой пленки, непрофессиональных актеров, иногда дрожащей камеры в ритм движению героев, вовсе не портит фильм, а делает его необычней, концентрирует внимание на идее.
Только посмотрев этот фильм, я наконец поняла смысл нолановской короткометражки «Жук-скакун», идейно они совершенно параллельны, более того, этот фильм — это развернутая иллюстрация той метафорической мысли: на каждого жука найдется свой человек, желающий и могущий его прихлопнуть.
Этот фильм — это феноменальный дебют блестящего режиссера, который со временем удивит мир еще более яркими картинами!
30 июля 2018
Невероятно крутой и полузабытый фильм, наполненный фирменным нолановским нелинейным повествованием, обманами зрителями, тройными смысловыми пластами и прочим добрым стаффом.
В центре сюжета парень-писатель, пытавшийся найти вдохновения в слежке за людьми, но со временем вошёл во вкус. Действительно, занятие крайне увлекательное, но очень опасное, о чём и говорит «Преследование».
Неонуарный стиль, чёрно-белая плёнка сделали эту малобюджетную, экспериментальную картину тогда ещё очень молодого Кристофера Нолана ещё интереснее и более завораживающей, что ли. Хронометраж очень маленький, фильм идёт всего час, который, тем не менее, воспринимается куда дольше. Это тоже очень хорошее качество для неонуарного триллера. Смотреть точно стоит, дабы ознакомиться с не самой известной работой режиссёра. Примечательно, что Алекс Хоу, блестяще исполнивший роль обаятельного вора Кобба больше нигде не сыграл, кроме как у Нолана в этом фильме.
24 июня 2018
Кристофер Нолан — мой самый любимый режиссер. Крис мастерски создает свои истории. Он способен взять простого, на первый взгляд ничем непримечательного человека, и сделать его центром сложной, многоходовой комбинации, в которой каждая мелочь продумана и важна, а развязка непредсказуема. Нолан не пленник одного жанра: в произведениях этого творца можно найти детективную интригу, накал эмоций свойственный триллерам, душевность мелодрам и глубину трагедий. Зачастую все эти ингредиенты встречаются внутри одного фильма. Именно жанровое разнообразие делает его картины такими увлекательными.
Сняв выдающиеся ленты: «Помни», «Престиж», «Начало», «Интерстеллар», «Дюнкерк» и, конечно же, трилогию «Темный рыцарь» Кристофер навечно вписал свое имя в историю кино. Однако, задолго до всемирной славы, многомиллионных гонораров и работы с актерами первой величины, молодой английский парень беззаветно влюбленный в кино, при помощи друзей снял небольшой черно-белый фильм, который позже станет известен, как первая полнометражная работа одного из лучших, на мой взгляд, и вовсе лучшего, режиссера в истории кино.
«Преследование» — самый настоящий авторский проект. Режиссура, сценарий, монтаж и даже операторская работа все это дело рук одного человека. Начинающий писатель в поисках вдохновения следит за незнакомцами на улице. Как-то утром один из объектов слежки подсаживается к нашему герою в кофе, и эта встреча меняет все. Мы становимся свидетелями увлекательной истории, которая полна преступлений, интриг, тайн и любви.
Уже в дебютной работе видны те фишки, которые с годами, постепенно развиваясь, превратятся в авторский подчерк Кристофера Нолана. Нелинейность повествования: вот мы видим, как наш герой аккуратный, гладко выбритый сидит в баре, попивая пиво и подкатывая к девушке, а в следующей сцене, он заросший и помятый пытается «ограбить» собственный дом. Внимание к деталям: в кадре ничего не происходит просто так, без причины. Зритель должен быть внимателен. Кредитная карта, подписанная в ресторане, фотографии, найденные в коробке или одинокая сережка, любая мелочь может оказаться ключевой в судьбе героев. Ложный финал: стоит публике решить, вот она развязка, все ответы получены, загадки разгаданы, осталось лишь посмотреть титры и тут, как гром среди ясного неба, появляется сцена, которая меняет все, заставляя переосмыслить весь фильм, взглянув на него другими глазами.
Все фирменные трюки, о которых я написал в предыдущем абзаце, придают фильмам Нолана уникальность. Они просят зрителя подумать, попытаться собрать кусочки мозаики в единое целое. Порой это нелегко, но всегда очень интересно. Чтобы понять и полюбить творчество этого гениального человека, нужно очень внимательно и вдумчиво смотреть его картины.
P.S. Кристофер Нолан не просто режиссер, он творец со своим уникальным видением мира и редкий автор, каждое произведение которого попадает мне в самое сердце, вызывает бурю эмоций и запоминается на долгие годы.
9 из 10
18 марта 2018
Помнится, была передача у Александра Гордона, «Закрытый показ». И в одной из них он отчитывал еще только начинающего совсем не матерого еще Юрия Быкова, за то, что дебюты должны быть проницательней. И только после просмотра первого фильма Кристофера Нолана, я понял, о чем он.
Сюжет не «прост как три копейки», там происходит то, о чем обычно молчат. Загнанная личность Аля Раскольников или Йозеф К, бродит по узким улицам неизвестного города, силясь успеть за всеми. Нотам где он мечтает быть как правило клетка или ловушка прутья которой становятся все тоньше к концу истории. И тогда выбраться оттуда куда старался зайти незамеченным не получится тебя поймали и смотрят как ты нелепо перебираешь лапками.
Картина похожа на короткометражку Нолана «жук скакун», где один парень пытается избавиться от жука но сам попадает под тапок.
Ощущения после просмотра двоякие, в голове сумбур и сотни вопросов в общем все что и должно быть, после отличного детектива.
Съемка простая до жути но это ни разу не раздражает, а то что фильм черно-белый добавляет тому мрачности и гротеска. В общем кино которое снял Нолан взбудоражило всех и после такого дебюта мы имеем честь жить в одно время с таким человеком.
25 марта 2017
Вот оно Начало всех нолановских Начал, а именно полного метра, впервые снятого будущим крайне известным, а для кого-то к настоящему уже великим и ужасным режиссером. Великим Нолан является для меня, так как столько эмоций и желания пересмотреть буквально каждую его картину, начиная теперь с «Преследования», не вызывал, пожалуй, никто. Например, шутка ли: каждая картина режиссера «с треском» окупилась в международном прокате, а уже буквальной следующий фильм «Помни» получил сразу две номинации на Оскар. Режиссер без изъянов, режиссер без провалов, режиссер с собственным стилем. И этот стиль начал формироваться уже здесь: нелинейное повествование; соответствующий рваный монтаж; особый саундтрек, возникающий всегда к месту будто бы из ниоткуда, куда то спешащий и крайне простой; как следствие, соответствующая атмосфера, которая создается целым ворохом приемов; безусловно, сильная сюжетная составляющая, когда фильм не ради картинки, а ради истории; особое внимание лицам героев с бесконечным количеством крупных планов; лихая и обескураживающая развязка, переворачивающая все с ног на голову, поражающая и ошеломляющая. Фильм, к слову, крайне хорош, даже если не знать кто и когда его снял, учитывая тот факт, что потрачено было всего 6000$, а собрано во время показов в 7 раз больше. И Кристофер Нолан здесь во всей красе, поистине талантливый человек талантлив во всем: и как режиссер, и как сценарист, и как оператор.
Сдержанная игра актёров играет на атмосферу, на нее же играет и черно-белая пленка. Все ради атмосферы и эффектной истории. Фильм при этом не несет никакой, по сути, идеи или морали. О чем этот фильм? О лохе, которого развели и кинули? Ага, была бы тогда история поучительной, если бы герой действительно не был лохом — такого ведь не грех и развести. Или может быть о предательстве? Так никто никому и не клялся в вечной верности, все заранее было спланировано. О том, что нельзя доверять кому не поподя? Ну, натягивать уже некуда. Самое интересное, что все герои здесь откровенные маргиналы и занимаются мерзкими вещами — сопереживать решительно некому. Они пытаются прикрываться чувствами, эмоциями и стремлениями, такими как адреналин, любопытство, желание лучше узнать людей и их жизни, но у них это плохо получается. Сложно поверить и в то, что герой так запросто влюбился именно в ту девушку, в которую было необходимо. Были и другие немного притянутые за уши моменты. Хотя кто их знает этих психов-одиночек — пойди разберись как у них мозг устроен. Все эти моменты британский режиссер исправит и отпалирует в своих будущих работах, а пока встает вопрос, действительно ли Нолан получил билет в большое кино благодаря данной картине, или все-таки об этой картине вспомнили только благодаря тому, что он стал известен? Для меня ответ очевиден.
7 из 10
23 ноября 2016
Кристофер Нолан, будь обычным парнем, потратил бы 6000$ на подержаный Honda Civic, но в серые массы не метил, и с начала снял психологический триллер «Following», а уже потом купил себе Honda Civic.
Сравнивая первую и последующие работы Нолана, нетрудно поверить в его студийную неприкосновенность и льготы от голливудских боссов. Ибо уровень опопсения его лент не очень высок. Хронометраж и минималистичные черно-белые локации выдают «наколеночность» ленты, но удорожить фильм пытаются остальные компоненты. Нолан неплохо управляется с камерой, монтаж безупречен, а актёры и вовсе возвышаются над уровнем затрат, как облака над землёй. Признанные, звёздные, голливудские потуги, не сильно отличаются от потугов Алекса Хоу, меняющейся своей ролью сопровождающего с Джереми Теобальтом. Правда то, что их карьера не вылилась во что либо серьёзное, позывает приписать эти потуги режиссёру.
«Преследованием» Нолан обозначил уровень, и добился его без больших денег и поддержки. В последующих своих работах Нолан не сбавлял в самобытности, прибавляя в масштабе, не выходя выходя из арт-хауса. Так что, можно долго ставить под вопрос гениальность Нолана, но профессионализм его несомненен.
10 из 10
4 сентября 2015
Говоря о нео-нуаре современности нельзя не упоминать о Кристофере Нолане. И дело даже не в трилогии о Бэтмене. Достаточно вспомнить «Преследование» и «Престиж». Похожие друг на друга, мрачные и лихо закрученные детективы. В этих картинах есть максимум атмосферности, повышенное внимание к деталям (фирменная для нуара игра теней в избытке), яркое начало и обескураживающий финал. При этом, середина каждой из этих лент не слишком вразумительна. Она наполнена многочисленными диалогами, сценами и действием, которые в сущности оказываются откровенной пустышкой. Конечно, герой по ходу фильма вместе с финальным озарением должен осознать все величие своей пустопорожности, но вместе с этим тускнет и сам фильм.
Впрочем, наверное можно восхищаться безусловному таланту Нолана создавать атмосферные визуализации, пронизанные дымком нуара и запахом виски. Но, вот меня совсем не тронула заурядная история про мужчину, который любил следить за людьми, и неожиданно оказался винтиком в одной не слишком хитрой комбинации. Так и хочется в качестве сравнения предложить сочный «Последний соблазн» Джона Дала, схожий по мини-бюджетности фильм, который произвел на меня куда более приятное впечатление.
4 из 10
12 сентября 2014
«Преследование» — первый полнометражный фильм Кристофера Нолана, снятый в 1998 году. Бюджет фильма составил всего 6000 долларов.
Первое, что бросается в глаза — это оформление и стиль картины: черно-белый нуар, но какой-то свежий, весьма напоминающий классические фильмы этого стиля, но и отличающийся от них, весьма изысканный, в какой-то английской манере. Еще одно достоинство — нелинейный сюжет, при этом все действия, как бы выстраиваются так, что и нет вовсе впечатления беспорядочности, все весьма органично. Также стоит отметить замечательный саундтрек Дэвида Джулиана. Есть в нем что-то тоскливое и отчаянное, но в то же время настораживающее. Вообще вся картина пропитана таким настроением. Ты следишь за героем, но что-то все время подсказывает, как бы издалека, подсознательно, что ничего не выйдет хорошего, из того, во что он себя втягивает.
Фильм — дебют Кристофера Нолана в большом кино. Он сильно отличается от его последующих картин, похож, разве что, только нелинейным построением сюжета и неповторимым аристократическим шиком. Может, а скорее всего так и есть, он снят под чужим влиянием, под влиянием чужого стиля, потому что я не ощущаю руки режиссера здесь в полной мере, как это происходит в его последующих картинах. Есть некоторая скомканность, сжатость, может, стеснение, не позволяющее развернуться режиссеру целиком, но кино мне однозначно понравилось. Не видел ничего похожего.
9 из 10
12 мая 2014
Полнометражный дебют тогда ещё начинающего гения, ныне одного из самых ведущих режиссёров мира сего, смотрел мало кто. Нас было бы ещё меньше, не сними Нолан трилогию о рыцаре Готэма, «Начало» и «Престижа». Ведь именно благодаря этим фильмам, многие из нас заинтересовались творчеством Криса Нолана, и посмотрели его такие картины как «Бессоница», «Помни», «Преследование» и короткометражку «Жук-Скакун». И мало кто пожалел. Ведь что не фильм у Нолана, то если и не шедевр, то хотя бы почти (в данном случае, имеется в виду «Бессоница»).
И так о самом фильме…
«Преследование» снят в лучших традициях жанра детектив в стиле нуар, которого можно отнести к тому типу фильмов, в котором «случайности не случайны».
В нынешних фильмах Нолана снимаются звёзды первой величины (а некоторые становятся ими на следующий день, после выхода фильма Нолана, в котором они снялись). А в «Преследований» нет ни одного известного актёра. И только один знакомый, Джереми Теобалд, который снялся в «Жук-Скакун», его то известным не назовёшь.
И не увидь я последующие фильмы Нолана, я бы назвал его преемником Хичкока, но он ушёл в мир высокобюджетных боевиков, всё же изменять стилью своему не стал.
Не будем отходить от темы и продолжим разговор о «Преследований».
«Преследование» — это чисто авторское творение, в котором никто, кроме самого Нолана не вносил лепту. Тем и хорош, что не испорчен злыми дядьками, которым нужны деньги а не искусство.
Итог: Вполне годный триллер, в котором малобюджетность компенсируется хорошей идеей и постановкой.
P. S: Флэшфорварды поставлены очень удачно.
P. P. S: В очередной раз убеждаешься, что лучше смотреть дешёвое но интелектуальное кино, чем высокобюджетную пустышку.
7 из 10
20 апреля 2014
Первый полнометражный фильм Мастера. Фильм, в котором главное — не музыка, не спецэффекты, а главное — режиссура и сценарий, ибо лишь они могут заставить зрителя не отрываясь от экрана наблюдать за увлекательным ходом сюжета. А сюжет «Преследования» действительно увлекателен. Пусть он не настолько сложен и запутан, как в более поздних работах режиссера — «Начале» и «Престиже» — но все же в этом фильме рука Кристофера чувствуется с первых же кадров, с первых же слов, с первых же секунд. Люди, хоть сколько нибудь знакомые с его творчеством, сразу узнают его неповторимый стиль.
Сюжет фильма нелинеен и большую часть повествования просто невозможно предугадать, что будет дальше, даже через миг, потому что повествование стремительным потоком несется от истока завязки в пучину кульминации. Фильм не переполнен сюжетными поворотами — они присутствуют ровно в таком количестве, в котором требуется.
Также в фильме очень много оригинальных идей, коих так не хватает современному кинематографу. Сама идея следить за человеком — просто идти за ним, куда бы он ни пошел, просто так, без какого-то злого умысла… просто идти, сама эта идея очень оригинальна и добавляет интерес к фильму.
Еще хотелось бы отметить просто замечательную проработку сюжета и сценария. Уделено внимание даже незначительным деталям. Просто удивительно, как ловко режиссеру дается встроить в фильм такое количество деталей, кажущихся незначительными, но впоследствии доказывающими свою значимость. Также меня порадовало, что Нолан встроил в фильм такой небольшой, но такой приятный намек на свои будущие фильмы о Бэтмене в виде значка на двери… Также есть намек и на «Начало» — одного из героев зовут Кобб. У Нолана это уже, кажется, вошло в традицию — делать в своих фильмах ссылки на другие картины. Вспомнить хотя бы песню Эдит Пиаф в «Начале» — это был намек на фильм «Жизнь в розовом цвете» (пусть и не Нолана), за который получила «Оскар» актриса Марион Котийяр, снимавшаяся у Нолана в «Начале». Все же незначительные, но такие приятные мелочи.
Но вернемся к «Преследованию». Главный герой — молодой, можно сказать начинающий писатель, ищущий материал для своей книги. Тема эта близка Нолану, ведь он тоже отчасти писатель — сценарии ко всем своим фильмам он пишет сам, бывает при поддержке брата, конечно. В этом же фильме Кристофер не только режиссер и сценарист, но также продюсер, оператор и монтажер. Поэтому с легкостью этот фильм можно назвать его картиной.
«Преследование» — целиком и полностью фильм интеллектуальный. Другие фильмы Нолан снимать не умеет, и это очень хорошо. За это мы его и любим! Сюжет фильма запутан, и требует постоянного внимания зрителя. Нужно запоминать все случившиеся события, запоминать смысл сказанных героями фраз и уметь складывать их воедино, чтобы в итоге расшифровать этот фильм. Но, даже если вы в итоге не сможете, Кристофер вам в финале все равно поможет, «выложив все карты на стол».
Как в другом фильме Нолана, «Помни», в этой картине есть хронологические скачки — вот мы в настоящем, а вот мы переносимся в прошлое, а через несколько сцен уже в будущем. Но это не мешает воспринимать фильм, потому что все временные скачки сделаны очень умело и вставлены в тот момент, когда требуется — тут заметная хорошая монтажная работа.
Также нет в фильме ни одного момента, который заставил меня скучать. Фильм воспринимается именно как цельная картина, все события складываются, как кусочки пазла, в единый рисунок, но только в самом конце фильма. Вообще «Преследование» — можно сказать, идеальный триллер. Тут как нигде наглядно демонстрируется «эффект тикающей бомбы», который применяется в триллерах, когда на протяжении всего фильма накал страстей идет по возрастающей, пока не достигнет высшей точки конфликта — кульминации.
За фильмом также интересно наблюдать, потому что это первый полнометражный фильм Кристофера Нолана, в конце концов. Это тоже значимый момент. Смотреть становление его как культового режиссера, его ранние работы — истинное удовольствие, зная, до какого уровня он ему удалось дорасти и какие фильмы он снимает сейчас — поистине эпичные, драматичные, интеллектуальные, культовые.
«Преследование» — это фильм, который заслуживает внимания зрителя, и который лишь укрепил позиции Нолана как моего любимого режиссера.
10 из 10
27 февраля 2014
Можно ли за 6000 тысяч долларов снять интересный триллер, который спустя 60 минут повествования удивит тебя? Кристофер Нолан в 1998 году смело ответил на этот вопрос: «Да!». И ему действительно удалось это.
Снятый на дешёвую черно-белую плёнку фильм «Преследование», где в главной роли опять снялся Джереми Теобальд, отличается нелинейным повествованием, которое позже станет фирменным стилем Нолана. В час сюжета режиссёру удаётся впихнуть мировоззрение главного героя, его душевные терзания, одержимости людей, предательство и неожиданный финал, а также идеи, чем-то напоминающие «Бойцовский клуб», который уже написан, но снят будет только через год.
Актёры, хоть и не являются профессионалами, но играют очень убедительно, даже жалко, что кинокарьера Джереми Теобальда не стала развиваться дальше. А Люси Расселл и вовсе напоминает актрису нуар-фильмов 40—50х годов.
Итог: ещё один кирпичик в здание гениальности Кристофера Нолана.
9 из 10
8 января 2014
Узнать фильмы Нолана можно из тысячи. Понять, почему клубок замотан именно так, можно лишь посмотрев его дебют в полнометражном кино. Ведь вещь говорит о владельце, особенно спрятанная так, чтобы её нашли. Это и произошло с «Преследованием»: его скрыли на видном месте.
Наживка
«Человек выделяется из толпы, становится индивидом». Это происходит, когда взгляд останавливается на представителе этой самой толпы. Устраивая слежку за людьми, безымянный герой фильма собирал материал для книги, ведь он мечтал стать писателем. Этот индивид был одинок, но даже в своём одиночестве был неудачлив: оно не казалось идеальным, его начал наполнять мнимый смысл и идеи, поселившиеся в голове на птичьих правах. Слежка затянула его, стала избавлением от скуки и грусти. Так он встретил Кобба, который крал неосознанные коллекции: самые ненужные, но такие важные предметы. Практически никаких материальных ценностей воры не забирали, лишь личные вещи: фото, диски, письма, сувениры. Они оба интересовались людьми: один следил за ними, другой — изучал. Их идеи объединились: «В краже главное вломиться в чужую жизнь и выяснить, кто они».
Превращение
В поисках себя Нолан взламывает и представления о фильмах. Пусть он не первопроходец в работе с изменённой хронологией при монтаже, но его можно назвать законодателем мод в этой сфере. Смешанная хронология не исполняет роль замазки для брешей, она катализатор возрождения, возможно, затерявшегося в каждом детектива. Всем показали открытые карты, осталось лишь найти ошибку, возвращаясь по одному ходу назад к тасовке колоды. Однако вместе с инструкцией к просмотру, подаренной ещё в первом эпизоде, прилагается иллюзия, которая отвлекает от анализа происходящего, не давая возможности освободиться от пут. Лишь при финальном гонге обнаруживается ключ, но освобождаться приходится с большой неохотой.
В «Преследовании» нет точного времени и пространства. Нет города, страны, даты, нет даже имён, кроме одного. Герои говорят о дисках и компьютерах, но слышен стук печатающей машинки, девушка аккуратно копирует Мэрилин Монро, чьё фото висит на стене в квартире нашего одинокого героя. Костюмы, потёртые кожаные куртки, будничный серый, захвативший в свой плен асфальт, дома и лица. Это могло произойти сегодня, 10 лет назад, 20. И не важно, какой это век. Главное, что у всех есть свои тайны, страхи и своё одиночество.
Одиночество — страшная, порой, неизлечимая болезнь. Оно как проказа: все отворачиваются, а человек остаётся один на один со своей болью. Пытается что-то сделать, найти занятие, друзей, цель. Но дыра в душе настолько велика, что требуется осторожное, постепенное лечение, невозможное в один миг, как по мановению волшебной палочки. Главный герой попытался быстро залечить эту рану. Вроде получилось. Но изменилось ли что-то в его жизни даже после развязки? Новый воздушный замок, ещё одна иллюзия в ленте: они уничтожаются, их развевает ветер. То же одиночество, та же пустота: всё это спрятано за ширмой самообмана.
Престиж
Значок Бэтмена на двери квартиры главного героя, квартиры, взломанной Коббом, человеком с именем будущего информационного вора из «Начала». Полуобратный порядок эпизодов и святая вера во всё, что скажут, будто при потере памяти. Престиж показывают в самом начале, только зритель не хочет раскрывать тайну. «Преследование» подсматривает за последующими работами режиссёра, или он сам перелистывает страницы старой книги. На самом деле не важно, кто за кем следит, ведь: «Идея живуча и крайне заразна». Ноланом с самого начала завладела идея изучения подсознания, одиночества и памяти. Плёнки он сплетает в смешанную хронологию фильма, но нет ни единого выбившегося кадра в черно-белом рассказе.
6 ноября 2013
Главный герой — неразумный индивидуум. Сам виноват!
Безработный дяденька со специфическим хобби. Идею растрясти серые будни ему подает незнакомый, представительного вида мужчина. Идею пойти грабить квартиры. А пойдем!
Не разговаривай с незнакомцами. Заботливые мамы.
Не кради. Восьмая заповедь.
Что-то здесь не то! Разум.
Поверхностный главный герой настолько поверхностный, что незнакомец, будто победитель битвы экстрасенсов, без особого труда угадывает его дальнейшие действия. На момент введения в сюжет женского персонажа главный герой, и так не имеющий ярко-выраженного инстинкта самосохранения, оставляет остатки нужной мыслительной деятельности в чужой коробке для сувениров. Женский персонаж, в то же время, не вызывает впечатления недалекого человека, однако слишком эгоистичного, чтобы жить долго и счастливо. Черт возьми, неужели она подумала, что можно просто так шантажировать человека, который приказал «своим» раздробить пальцы другому человеку, и тебе за это ничего не будет. Черт возьми, какие все-таки люди жадные!
Непоследовательное повествование картины не вызывает путаницу, если смотреть внимательно и следить за внешним видом главного героя. Фильм с коротким хронометражем, смотрится залпом, оставляет ощущение законченности, но не обрубленности. Как будто читаешь годный рассказ детективного жанра.
Кобб из «Преследования» нравится мне больше, чем Кобб из «Inception».
Кобб-незнакомец-вор — действительно интересная и загадошная личность, до последнего такая остающаяся, даже после не единственного перепросмотра дебютного фильма Кристофера Нолана.
22 октября 2013
Фильм действительно хорош для тех, кто любит О. Генри или просто концовки в стиле «аля Нолан», забыв такой досадный, и не значительный пустяк, как сага о «темном рыцаре».
Хотелось бы и дальше пытаться искусно расписывать степень удивления и весь мандраж после появления титров, но я думаю это было бы не к месту, так как впечатлительность подобна характеру или внешности — индивидуальна, и обобщать ее я бы не осмелился.
С первых минут, то ли благодаря черно-белым контрастам, то ли из-за похожих черт как внешности так и образности двух персонажей, фильм напомнил мне «Пи» Аронофски. Не будем проводить аналогии, картины совершенно противоположные, но что-то в этих черно-белых историях про неузарядных личностей определенно есть. Главный герой, который с подачи режиссера предпочел остаться инкогнито, временами напоминал мне по началу то Мерсо А. Камю, то даже Р. Раскольникова Ф. Достоевского. Во время дальнейшего просмотра, эти образы конечно стали абсолютно чуждыми главному герою, но что-то общее между ними было. Возможно тяга к жизни — «не ради жизни», пусть даже это через чур громко сказано, но все же не каждый, живущий на пособие безработный, стал бы мечтать о карьере писателя, как наш главный герой, тем более, через метод наблюдения за случайными прохожими. И снова вспоминались писатели и персонажи «отчужденные», но как оказалось, все идет не к этому, и даже близко нет. Все сводилось к удивительной истории, которая показывает то ли дьявольский, то ли еще какой-либо талант, по использованию людей, как актеров, в своем, пусть и выдуманном, театре. Снова встречаются многие излюбленные американские подтексты, в образе очередного «плохого, но чертовски интересного» и «всезнающего» парня или наигранно «отстраненной от всего мира» довольно таки обаятельной девушки. Но этот театр, который создал, как оказалось, второстепенный герой, притягивает к себе не столько трагедией главного героя, даже не столько по истине гениальной затеей, сколько тем, на что готовы идти люди, чтобы не уподобиться тем, кого они встречают каждое утро, день или вечер. Хотя может умысел и не столь запутан, возможно все гораздо проще, вплоть до маниакального удовлетворения своих интересов или любопытство, с которым ученые смотрят на испытуемых. Возможно Коб — экспериментатор, возможно он — маньяк или же просто заигравшийся с другими, человек, но это никак не отпугивает, с точностью да наоборот. Эта неопределенность, неоднозначность — вот чем обаятелен этот, вроде бы, второстепенный, но как по мне, основной герой. Стоит задаться вопросом, не осуществляем ли мы подобного ежедневно, пользуясь людьми как массовкой в наших фильмах, пусть даже не в таких масштабах? Все мы возможно отчасти режиссеры или писатели, и как было подмечено в одном из диалогов «он бы все равно подсмотрел, все писатели вуайеристы». Подобно и нам, каждый из нас волен «подглядывать», подбирая новых актеров для своих пьес, романов или сценариев. По моему мнению, именно это хотел донести режиссер, пусть даже отчасти криминальной, но как по мне, куда глубже запрятанной для общих глаз, историей. Подвести черту можно подходящей под сей фильм фразой Сартра: «Я понимал, не понимая».
Казалось бы, дебют.
8 из 10
29 июля 2013
Наконец посмотрел то кино, которое уже собирался посмотреть очень давно. А если вспомнить, то где-то года три, не меньше. Хотел посмотреть лишь из-за моего маниакального фанатизма творчеством Нолана, который уже само собой перерос в нечто вроде мейнстрима — т. е. каждый второй да любит его творчество.
Здесь же мы видим не больше ни меньше как Нолана молодого, еще совершенно неизвестного обычному зрителю. Сразу возникает вопрос: а что же мог сделать Нолан из всего того, что он может сделать сейчас? Если анализировать от корки до корки, то в итоге можно сделать парочку занимательных выводов: изменение хронологической последовательности картины, использованное в «Помни», как оказалось, было ранее используемо здесь, в картине «Преследование», что по первым минутам само собой мешает целостно воспринимать кино; умение собирать отличные детективные истории по сути из ничего также в последствии перекочевало в фильм «Помни», где более того, детектив (в не хронологической последовательности) получился просто отменным; привлечение к картине совершенно неизвестных актеров в дальнейшем не было использовано нигде. ХОТЯ несмотря на то, что актеры фильма «Преследование» оказались совсем неизвестными, от этого кино хуже не стало, а в какой-то степени даже, пожалуй, лучше. Отсюда и плюс; маленький бюджет для фильма, к сожалению, перестал быть определяющим фактором в творчестве Нолана: в дальнейшем Кристофер руководствуется тем, что чем больше денег затратим, тем киношка окажется намного интереснее. Хотя до поры до времени этот принцип ведения съемок можно было смело откидывать в фильмах (опять же) «Помни» и «Бессонница». Но в дальнейшем же лишь ажиотаж, спецэффекты, красивые декорации и актеры из топ-50 Голливуда. Интересно предположить, что бы получилось у Кристофера, если бы он делал все наоборот? Чем меньше бюджет, тем лучше. Скажем, так же как и в картине «Преследование» — 6 тысяч зеленых. Актеры? В чем проблема? Наберем людей с улицы. Им и платить меньше нужно. Спецэффекты? Да кому они сейчас нужны, во времена «Аватара» и «Трона»? В этом случае, конечно, «Начало» бы не было «Началом», а трилогия о «Темном рыцаре», возможно, в итоге не ушла бы дальше вариации Шумахера. Но разве это так плохо, как кажется на первый взгляд? Я думаю, что нет, ибо посмотрев «Преследование» я понимаю, что снимать хорошее, местами даже просто бесподобное кино можно без мешков денег, слащавых морд звезд-актеров и ненужных, местами даже вычурных спецэффектов. Используя в своем фильме только лишь игру слов, каких-то действий; цветовую гамму в стиле нуара, безупречное музыкальное сопровождение, актеров, игра которых просто заставляет прилипать к экрану и попросту психологию людей в тех или иных ситуациях, Кристофер дает нам, зрителям, пищу для размышления, которая постепенно перекочевывает из фильма в фильм во всей его фильмографии. Правильно ли это? Без сомнений, правильно. И что самое главное — это то, как мастерски ранний Нолан смог из простой истории сделать великолепный детектив-мозаику, каждая часть которой постепенно к окончанию фильма встает на свое место.
31 октября 2012
Первый полу метражный фильм Кристофера Нолона говорит нам о писателе неудачнике, который любит следить за людьми. И однажды он знакомиться с тем человеком, за которым он неумело следил. Он представился Коббом. И стал учить нашего героя своему хобби, а именно, вламываться в чужие квартиры и узнавать человека по его быту. При этом можно разбросать все в доме, выпить вина, стянуть женские трусики из шкафчика, ну и конечно немного навариться на CD и книгах хозяина квартиры. Ну и конечно провести психоанализ живущего человека. После этого жизнь героя резко меняется и причем не в лучшую сторону. И понимает, что не всегда стоит доверять едва знакомым друзьям.
Этот фильм показывает нам, какой утонченный человек снимал этот фильм. Вламываться в дома только из-за того чтобы узнать человека. Каким же нужно быть человеком? Не удивлюсь, что некоторые в свое время пробовали это. Если честно, то после фильма я и сам захотел попробовать. Черно-белые тона идеально подходят к этому фильму. В цвете этот фильм не смотрелся так интересно. Черно-белые костюмы смотрятся просто идеально.
Чувствуется рука мастера. Нолан сохраняет интригу до конца. И смотреть, правда, интересно. Это по-настоящему интеллектуальное кино. Автор смог смешать в этом фильме и триллер, и драму, и детектив фильм очень динамичный и захватывает с самого начало и не отпускает до конца.
Итог: Интересное кино, стоящее внимание. Отличный сценарий. Знакомый всем Нолан. Смотреть всем обязательно.
10 из 10
19 августа 2012
Чтобы вы себе понимали, съемки фильма «Преследование» длились практически год, и пускай хронометраж в один час вас не пугает, практически все задействованные актеры в фильме уделяли съемкам пятнадцать минут в неделю, поскольку занятость на работе другого не позволяла.
Как для режиссера возрастом двадцать восемь лет, и с бюджетом двухнедельного проживания на экзотических островах, Кристофер Нолан снял стоящий фильм, не в плане художественной ценности, а в плане итоговой ценности как продукта. Но не стань Кристофер Нолан тем режиссером, которым он известен сегодня, фильм «Преследование» возможно, никто бы и не вспомнил.
Бесспорно, примерить рубаху фестивального и независимого кино данный фильм может вполне, но выводить его в высшую лигу кино на равных с другими представителями будет несправедливо. Фильм посмотреть можно, но заглядывать в творчество режиссера ранних лет и искать в этом гениальность, исходя исключительно из-за впечатления его последних картин — больше похоже на лукавство.
Монотонная визуализация, больше склонна называться «отражением» творчества Романа Полански, или других режиссеров того времени, но никак не шедевром жанра триллера или детектива. Двумя годами позже, но с более серьезным подходом будет снят фильм «Помни», не заметить сходства в монтаже, сценарии и музыкальном сопровождении нельзя, но считаю, именно с этим фильмом начался титанический поход режиссера в большое кино.
5 из 10
25 июля 2012
Всю рецензию можно было охарактеризовать фразой «Это Кристофер Нолан». Гениальный человек, гениальный сценарий гениальная игра актеров. Столь запутанный сюжет, когда на протяжении всего часа мы видим несколько сюжетных поворотов это достойно громких оваций. Фильм черно-белый идет час с небольшим и столько много впечатлений. Гений Нолана блеснул во второй раз в этой картине, а сколько еще его картин нас ждет?
Игра актеров мне очень понравилась, особенно Джереми Теобальд, у которого все эмоции были на лице, немногие могут так играть. Фильм интригует и захватывает с самого начала. Рассуждение об индивидах, методы и цели Кобба, все интересно. Также Нолан использовал не линейное повествование, что наверное являлось репетицией перед «Помни», который поставил повествование буквально с ног на голову. Что же в «Преследовании» этот прием мне так же понравился. Я люблю нелинейность в сюжете, когда зрителя не только завораживают но еще и обманывают, но все же в конце открывают истину. Напомнило картину «Престиж». В общем Нолан человек с принципами, которые чувствуются во всех его работах. И я очень рад, что этот гений еще снимет много фильмов, а мы будем наслаждаться. «Что все на самом деле не так мы это представляем» (с) Жук-Скакун.
22 марта 2012
Дебютная полнометражная лента Кристофера Нолана привлекла неслабое внимание зрителей и киноведов после того, как её автор начал покорять одну за другой вершину голливудского «блокбастерного» кино, с завидным постоянством оправдывая в прокате выбор себя как режиссёра того или иного мейнстримового проекта.
Однако какой-либо фестивальный успех и общественный резонанс на момент создания «Преследование» заслуженно не имело. Впрочем, чего греха таить, серьёзный фестивальный успех не имел ни один фильм Нолана.
Вначале автор ловко и хитро завлекает зрителя в как бы загадочный мир центрального персонажа — таинственная чёрно-белая дымчатая среда, интригующие флэшфорвардсы и так далее. Однако очень скоро мы понимаем, что происходящее оказывается не более чем сырком в мышеловке для любителей атмосферного, но при этом сильного кино. Тебе подают лишь упаковку.
Для того, чтобы данный фильм имел успех, он должен был стать не просто прозаичным изображением городского одиночества. Если б ближе к развязке сюжет выруливал в какое-то более оригинальное, нестандартное русло, то это существенно бы повышало общее впечатление. Но на деле мы получили историю о лохе, которого в весьма будничном и многократном виденном ранее стиле учит жизнь.
5 из 10
5 февраля 2012
Полнометражный дебют Кристофера Нолана, одного из самых интересных режиссёров современного кино, больше похож не на самостоятельную картину, а на палитру. В «Преследовании» отчётливо видны приёмы, которые Нолан в дальнейшем использовал в своих фильмах. И делал это не лучше, конечно, но более мастеровито.
При просмотре этого триллера не покидает ощущение схематичности, отрешённости от собственного предмета. Нолан, конечно всегда был несколько холоден, но «Преследование» слишком похоже на материалы уголовного дела — да хотя бы на собственного героя. Да и герой здесь — фигура расплывчатая. Он начал с того, что наблюдал за незнакомцами, что-то пытался писать… В первые минуты ленты он готов раствориться в чёрно-белой толпе, словно слишком разбавленная акварель. В итоге, нечто подобное мы и увидим — только в конце, и с другим персонажем.
Для режиссёра Нолана, герои — единицы уравнения, причём так абсолютно, как ни в каком его другом фильме. Его больше занимают нелинейное повествование (см. «Престиж» и «Помни») и хитрые манипуляции персонажа-вора (те же, в некоторой степени — «Тёмный рыцарь»). И в данном случае, «Преследование» интересно смотреть уже после знакомства с кинографией Кристофера Нолана, почти как пролог к чему-то большему.
16 января 2012