Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 5.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Послушай, не идет ли дождь |
год: | 1999 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Аркадий Кордон |
сценаристы: | Аркадий Кордон, Аркадий Филатов |
продюсер: | Федор Попов |
видеооператор: | Олег Мартынов |
композитор: | Исаак Шварц |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 48 мин |
Гениальный фильм, прошедший мимо мейнстрима также, как - в некотором смысле - проходит мимо мейнстрима и писатель, о котором фильм снят.
Да мог ли я вообще предполагать, что про моего любимого Юрия Павловича Казакова снято двадцать лет назад кино? Да и мог ли я предполагать, что кино это окажется младшим 'литературным' братом 'Зеркала' Тарковского (зеркальное, зыбкое пространство вне строгих сюжетных рамок, построенное на эмоциях и чем-то интуитивном) и старшим - 'Братьев Ч.' (биографический конструктор из цитат, текстов и фактологии)? Да и мог ли я предположить, в конце-то концов, что (гениально) сыграет (гениального) Юрия Казакова (гениальный) Алексей Петренко, чей генерал Иволгин навсегда остался в моем зрительском сердце?
Нет, всего этого я предположить не мог!
А между тем, все это состоялось - и мимо широкого зрителя прошел тихий шедевр, от которого у любого, кто знаком с прозой Юрия Павловича, волосы на голове зашевелятся.
Петренко играет так... Ну Казаков! Прямо вот Казаков! В какой-то момент кажется, что смотришь документалистику (выдает голос и приглаженная по сравнению с оригиналом дикция). И натурально видишь живого Казакова!
Сюжет водит нас по лабиринтам внутреннего и внешнего мира писателя, то являя нам Бориса Зайцева, рассказывающего про Париж, то показывая разговор Казакова со смертью (!), то засыпая снегом из 'Двое в декабре', то хлопая дверями местных СПР-овских руководителей.
И сквозь сцены светит, звенит уникальная Казаковская поэтика. Светит и звенит. Потому что проза Казакова - светлая и звенящая.
Да что говорить! Если читали, бегите смотреть!
И наткнулся-то! Наткнулся совершенно случайно, через десять рекомендаций! Наткнулся, прочел описание - 'Погружение в духовный мир писателя-интеллигента Юрия Казакова' - и глазам своим не поверил.
Когда-то также, как я ходил мимо этого фильма, я ходил и мимо самого Казакова. А мимо чего еще мы ходим прямо сейчас? Удивительно.
18 сентября 2022
«Это не очередной фильм биографического жанра. Это ассоциативная вещь. Действие происходит в настоящем и прошлом, и в ирреальной среде, где пересекаются мотивы рассказов Казакова «Трали-вали», «Голубое и зеленое», «Во сне ты долго плакал» и других. Герой может запросто встретиться со Сталиным или распивать водку с бомжем в подвале. Фильм должен стать поводом для размышлений о судьбе интеллигента в социалистическую эпоху». — Аркадий Кордон. Что добавить к словам самого режиссёра. В первую очередь слова благодарности за потрясающий фильм. Кто не знает и не видел «Зеркало» Тарковского? Но мало кто знает «Послушай, не идет ли дождь» Аркадия Кордона. Почему я сравниваю эти два фильма? Потому что с первых минут у меня возникли ассоциации с «Зеркалом», хотя это очень субъективно. Смотрится фильм не то чтобы легко, а происходит полное погружение в духовный мир писателя. Закрывайте глазоньки, начинайте сказоньки. Но коль душа не видит, ничего не выйдет. Каким-то образом мы таинственно соприкасаемся с душой гения. Не просто наблюдаем отдельные моменты жизни, мы видим эту жизнь изнутри. Мы чувствуем и ощущаем мысли, сожаления, внутренний диалог. Образ смерти, которая помогает ценить мгновения жизни. А время-то бежит, Юра, Юрочка. От тебя ко мне бежит. Жена, мать, сын, любящие и любимые, и человеческие слабости, разрушающие гармонию любви. Как я жаден до счастья и сколько ошибок я совершаю.
Визуально фильм воспринимается как поэзия. Актёры не просто гармоничны в своих ролях, я думаю лучше сыграть невозможно. Гениальный сценарий и чудное сочетание с музыкой Шварца превращают картину в произведение искусства. Для меня он стал одним из эталонов настоящего кино.
Закончу словами молитвы Юрия Казакова, последними словами, звучащими в фильме: Господи, благодарю Тебя за всё, что со мною будет. Ибо твёрдо верю, что любящим Тебя, всё содействует ко благу.
10 из 10
22 октября 2013
Очень талантливый фильм, где талантливо все: от сценария до игры актеров. Фильм-исповедь о писателе Юрии Казакове, который жил и писал в эпоху железного занавеса. Для меня этот фильм нечто большее, чем просто фильм. Фильм повествует о судьбе русского интеллигента в эпоху, когда интеллигентам места не было. Система словно в мясорубке переламывала кости тем, кто не мог выдержать идеологического прессинга, но уж кто выдержал, стал крепче алмаза. И куда деваться — водка часто выручала, помогала забываться, не видеть, что с нами делает система, как вырождаются люди, эти пласты вранья, которыми, как могильной плитой, придавлена живая мысль. Писатель видит дальше, зорче рядового обывателя. В этом его счастье и его трагедия.
Фильм очень актуален и сегодня, т. к. в сегодняшнем обществе так же нет места интеллигентам.
2 апреля 2008