Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Последний миф |
год: | 1999 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Игорь Шевцов |
продюсер: | Владимир Синельников |
композитор: | Александр Шевцов |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
на DVD: | 9 апреля 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 26 мин |
Виктор Суворов. Это имя известно очень многим, в первую очередь, благодаря книжным лоткам, где красно-чёрные буквы заголовков сливаются с разноцветьем творений Бушкова, Акунина, Донцовой, Роулинг, Майер… С обложек с этим именем на нас смотрит гипсовый Сталин и бронзовый Жуков, свастика мёртвой петлей связана с пятиконечной звездой. Руки тянутся к кошельку.
Документальный сериал «Последний миф» является не столько биографическим описанием жизни и творчества шпиона-перебежчика-разоблачителя Владимира Резуна, сколько трейлером к его бестселлерам. Выпущенный в 1999 году, он неприкаянно мыкался по государственным телеканалам — ОРТ, РТР. В итоге худо-бедно дошел до НТВ-Мир.
Причина на поверхности. Мы готовы верить в чудесное спасение принцессы Анастасии или в то, что Ленин был грибом. Допускаем, что Гагарина украли инопланетяне, а Кашпировский проводил анестезию по телевизору. Но в то, что Советский Союз влез во Вторую Мировую Войну 17 сентября 1939, а 22 июня 1941 встречал вовсе не мирно пасущимся ягнёнком, поверить не можем. Это крушение догмы, и пусть господин Суворов приводит хоть тысячу логических доводов, наше дело правое.
Не может государство признаться полунищим ветеранам, живущим только памятью, в том, что главные стремления Красной Армии были такие же, как и у вермахта — на штыках мобилизованных простых людей насаждать идеологию правящей верхушки остальному миру. Умом вроде бы понимаем, что маневры в Финляндии, Прибалтике, Бессарабии из той же оперы, что и германские пляски в Чехословакии или Польше. Что легендарный Жуков зазря утрамбовал миллионы жизней в магистраль от Ржева до Берлина. Но сердце протестует.
Если обратиться к сериалу, как к художественному произведению, то сразу можно отметить его затянутость. Виктор Суворов пробовал на экране изобразить шпиона-философа, но актерские способности оказались ниже литературных. А внешний облик наводит мысли не о Зорге или Штирлице, а, скорее, о Чикатило. Да и логика доказательств, хоть и подкреплена хроникой, но значительно уступает книжной. 9 часов экранного времени интервьюеры перепасовывались с меняющим парики бывшим шпионом, который периодически вспоминал главные постулаты своих произведений:
- Советский Союз собирался напасть на Германию летом 1941;
- Красная армия на начало Великой отечественной превосходила вермахт по всем параметрам;
- Сталин не руководил фронтами по глобусу;
- 9 мая 1945 было крахом коммунистической экспансии в Европу;
- Жуков — величайший злодей ХХ века;
- В Нюрнберге должны были судить не только Германию;
- Все советские дипломаты — шпионы и т. д.
Правда, заочная дуэль с современным высшим армейским руководством получилась неплохо. Эти академики от армии отойти от вдолбленных годами постулатов не смогли. Но диспуты по телевизору сродни боксу по переписке, и для гамбургского счёта их недостаточно. А очно Виктор Резун даже с родным отцом встречаться отказался. Хотя вряд ли автору «Ледокола» грозит участь опального Литвиненко.
Ценности Советского Союза угасают одно за одной. Победа 9 Мая досталась измученному народу слишком дорогой ценой. И пока об этой цене будут помнить, доводы Суворова будут проходить под грифом «Версии, догадки, предположения», не больше. А документальный сериал особого ажиотажа за десяток лет не вызвал, хотя проблемы он поднимал не меньшие, чем работы Алексея Пивоварова или Анны Граждан.
26 мая 2011
Я недавно размышлял на тему: а что, если бы дед погиб где-нибудь по пути в Прагу?
Когда СССР выходил из Финляндии, Гитлер заламывал финнам руки, требуя идти дальше, войдя в месте с Германией на территорию СССР. Но Финляндия — демократическая страна. Отогнав вражеские войска финны не ринулись освобождать СССР от коммунизма. А СССР почему-то это сделал…
К чему я это. Я не понимаю, для чего гибли миллионы наших солдат «освобождая» Польшу, Чехословакию, Румынию, Венгрию… Точнее я только недавно понял, благодаря книгам Виктора Суворова, но отнюдь не разделяю распространённую точку зрения об освобождении народов Европы от фашизма. Да и нет мне особого дела до них них — гибли наши солдаты — это важнее.
120 тысяч (вся Евпатория) пало в последние 10 дней только потому, что Сталин хотел ускорить капитуляцию Германии. Вот так просто. Есть 120 000 человек и… уже нет. А всего около 500 000 человек. Или 600 000 человек в Польше. 140 000 советских воинов пало при освобождении Чехословакии.
Они — наши защитники и благодаря им мы сейчас живём. Но в Европе мы проиграли в первую очередь потому, что миллионы не вернулись домой. Нельзя оправдать их смерть.
Мой дед остался жив. Он был дважды ранен и один раз контужен. Артиллерист! Но всю жизнь ему снились кошмары боёв в Европе. Мой дед — герой! Защитник! Однако он мог и не вернуться, как миллионы других его земляков.
Они много чего не знали, ведь были простыми солдатами…
Фильм, в котором высказывается точка зрения Суворова ни сколь не упрекает солдат. Они выполняли приказы. Книги Виктора Суворова (настоящее имя — Владимира Резун) мне показались очень интересными и заслуживающими право на жизнь, т. к. они многое объясняют. Заставляют задуматься. Фильм же даёт информации не меньше. Всегда лучше узнать все точки зрения, чем слепо верить одной.
13 ноября 2010