Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Идиот |
английское название: |
Hakuchi |
год: | 1999 |
страна: |
Япония
|
режиссер: | Макото Тэдзука |
сценаристы: | Макото Тэдзука, Анго Сакагути |
продюсеры: | Бинбун Фурусава, Киёси Иноэ, Такамаса Мацутани, Такаюки Мацутани |
видеооператор: | Дзюнъити Фудзисава |
композитор: | Итико Хасимото |
художники: | Тосихиро Исоми, Сатико Ито, Тацуо Одзэки |
монтаж: | Ёсиюки Вада |
жанры: | фэнтези, драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 ноября 1999 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 26 мин |
… и была пустынная планета, планета смерти, где живые умирали, и мертвые были счастливее живых.
В стране пожелтевших листьев более нет ничего. Привычные звуки навеки пропали для несчастных потребителей, оставив после себя сладкие воспоминания и пустую бутылку одуванчикового вина. Яркие цвета потухли, и старинная лампа совсем уж тихо отошла в пределы Ангрии, забрав с собой последнюю капельку тепла. Жизнь кончилась. Осталось только подбить ее итоги, попутно посматривая в мелькающие картинки различных телевизионных утопий, в надежде отыскать хоть что- то новое.
Документальные кадры всеобщей разрухи, пепелища человеческих надежд и чаяний всунуты в один стеклянный шар с механической деятельностью Империи одноразового счастья, которая, как и все недолговечное, требует все большего количества жертв и ритуальных приношений со стороны всякого последователя. В «Идиоте» же Макото Тезуки можно встретить таких ярких персонажей как взбалмошная и жестокая богиня синего экрана Гинга. Или красивая девушка, которая одновременно является отражением спящего в недрах сюжета божества и мнимой идиоткой для жителей трущоб. Ну и, конечно же, главный герой — Изава.
Можно более чем уверенно утверждать, что Макото Тезука не стал особо заморачиваться и попросту создал один из самых сильных и проникновенных фильмов за всю историю кинематографа. Практически полностью позабытая сатира сумевшая вобрать в себя абсолютно все, что только может вообразить несчастный зритель приготовившейся к очередному незамысловатому собранию прописных и предварительно разжеванных истин. Используя в качестве основного катализатора желание Изавы заглянуть за изнанку и показать всем и вся реалии пира во время чумы, режиссер не забывает о прозаичных и самых простых чувствах, следующих за немногими персонажами, которые сумели сохранить в себе крошечную частичку искреннего, настоящего безумия.
Попытка же описать некоторые повороты этой истории, их значение, подтексты или само течение всевозможных сюжетных линий неизбежно натолкнется на боязнь забрать у зрителя радость и восхищение от просмотра столь удивительного по своей природе кинополотна, что, пожалуй, не нужно этого делать. Стоит разве что в очередной раз достать из пыльного чулана сачок для ловли солнечных лучей. Да, тот же, которым пользовался автор этих самых строк во время написания рецензии на «Серебряно- желатиновую любовь» Kurigami и попытаться проглотить им целую луну. Маленькое небесное светило, парящее над призрачными снами режиссеров всего лишь раз в столетие. Ну и, конечно же, пожелать приятного просмотра фильма, который не сумеет вас разочаровать.
20 августа 2012
Редко мне выпадает счастье посмотреть что-нибудь «атмосферное». Когда гоняешься не за сюжетом, а за чувствами, эмоциями, ощущениями, цветом и звуком, трудно найти что-то твое.
Посмотрев фильм «Последняя жизнь во Вселенной» тайского режиссера Пен-Ек Ратанаруанга (не уверена точно, склонять это имя или нет), я надолго «упала» во всевозможные раздумья. Мне понравился актер, неповторимый Таданобу Асано, понравилась та самая атмосфера, аура, называйте как хотите.
И я уже примерно год искала нечто подобное, что-нибудь эдакое, но не совсем абстрактное, а то ведь бывает — посмотришь фильм, и не поймешь, зачем вообще ввязался в это — сплошной бред наркомана.
Фильм явно дублирует «Идиота» в сценах с попыткой самоубийства, интересно, Асано пригласили туда отчасти из-за них, или это волшебное совпадение?
Ничего о сюжете писать не хочу, это не такой фильм, в котором важен итог (на этой мысли поймала себя где-то на середине, мол все равно, чем кончится, это потрясающе!).
Так называемая «идиотка» — можно ли считать неполноценной такую, как она, когда вокруг одни… идиоты (ну, пристало слово и все)?
Ставится под вопрос ценности человека, опошленная интерпретация искусства.
В самом начале показывают сцены после бомбардировки — мальчик плачет у сожженных трупов земляков, может, и родственников, семьи, а совсем рядом отшлифованные нарядные модели фотографируются на необычном фоне. Очень сильный и интересный кадр.
Такие фильмы стоит культивировать, стоит показывать.
Зачем? Не знаю.
Может быть, просто для того, чтобы люди продолжали задумываться о ценностях, жизни и смерти, мире и войне.
Могу дописать еще тонну банальностей вроде «фильм глубокий, стоит посмотреть, оригинально» и т. д.
Но я на 100% уверена, что посмотрела фильм не зря.
«Хотя бы ради эстетического наслаждения» посмотрите, ценители азиатского кинематографа.
10 из 10
23 июля 2012
Антиутопия сегодня — довольно редкий жанр кино в сравнении со всеми остальными. А снятая японскими кинематографистами, она и по эстетическому восприятию, и по художественной форме сильно отличается от европейской. Этот фильм представляет собой совершенно обособленную историю о долгой войне, где черно-белые эпизоды перемешаны с яркими красками, руины перемешаны с роскошью цветов телестудии, где работает главный персонаж фильма — помощник режиссера, молодой человек по имени Изава. С первых кадров нам показывают разбомбленную землю и плачущего ребенка. Изуродованная войной Япония напоминает о реальной войне только лишь намеками на какое-то определенное время.
С другой стороны, молодой человек, мечтающий снять правду о войне и о жизни в целом. Его голосом нас ведут по узкой улочке, где, теснясь, живут люди, пережидая войну. Парень работает на телестудии помощником абсолютно невыносимого человека и все работники этой телестудии преклоняются перед стервозной дивой по имени Гинга. Здесь яркие краски, красивые костюмы ничего не напоминают о войне. Фильм насыщен диалогами и отсылает нас к современности. С одной стороны война, с другой — пир во время чумы, где красочность, невыносимая Гинга и пляшущие вокруг нее работники телестудии, исполняющие любые ее прихоти. Фильм настолько актуален своими частыми отсылами к современному телевидению, не отражающему ничего, кроме своих прихотей. Это своего рода роль средств массовой коммуникации и информации в современном мире. Кажется, что все происходит сегодня и сейчас.
В фильме очень много символики. Здесь и социальная порочность «Заводного апельсина», и апокалиптическое государство «Бегущего по лезвию бритвы», да и собственно, сам «Апокалипсис сегодня» буквально в каждом кадре присутствует. Основная структура фильма строится на болезненности, дикости войны как явления; изуродованный травмами ребенок, который вырастет и из его уст мы будем слышать рассказ о войне и его глазами смотреть на мир. Это и фильм о любви, которой есть место в этом ужасном мире. Символика фильма и в том, когда Гинге приносят на блюде голову юноши — это отсыл к древности, своеобразное прочтение истории Саломеи. В фильме много музыки, но Япония — эстетская страна, здесь красивое может быть ужасным, а ужасное — красивым. Красивая бомбардировка Японии, под музыку Мусоргского взрываются бомбы, а взрывы от них выглядят, как современные праздничные фейерверки. Умереть, чтобы возродиться. Убить, чтобы появилось что-то настоящее, красивое. Страшно. И красиво одновременно. В этом эстетика концовки фильма.
Изава, мечтающий снять фильм о войне и о жизни на войне, берет свою возлюбленную и под падающими бомбами они бегут, пытаясь спасти этот мир, бегут к новой жизни в неизвестное время. Ирреальность некоторых моментов в конце фильма оставляет место для раздумий. Кадры из хроники очень часто вплетаются в канву фильма, а сам фильм заполнен большим количеством второстепенных персонажей, которые бок о бок живут и желают скорейшего окончания войны.
Изава все-таки снимает на камеру все, что видит вокруг себя: горы трупов и разгромленную, горячую от огня землю. И вдруг он видит ребенка, вспоминает, как сам кричал возле трупа своей матери, не выдерживает и бросает камеру с огромным отвращением. Дальше они пробираются с Сэйио к реке, выводящей из города и проходят сквозь лаву огня, оказываясь в том месте, которое Изава снимал на камеру: среди зеленой травы и деревьев. Изнеможденные, они садятся и отдыхают.
Очень символичен щит, который Изава с девушкой встречают на своем пути. В самом начале фильма нам показывают девушек-моделей, фотографирующихся. Здесь же на щите Изава видит увядших моделей с того фотоснимка. Никто и ничто не спасется от войны, война разрушает человека, его душу и его сознание. Также древнеяпонским символом является богиня, которая появляется, когда Изава и Сэйио достигают пропасти. В Древней Японии существовала вымышленная богиня, которая и появляется в фильме. В блестящем цвете, как царица возрождения, она пробуждает многочисленных богов природы, которые восстанавливают из пепла руин природу, землю, небо, воду. Она смотрит сверху вниз на маленького мальчика, у которого в глазах уже есть готовый ответ, чего бы он хотел от нее и что он может дать новому миру.
Изава и Сэйио умиротворенно любуются закатом.
… В комнате, засыпанной книгами, журналами, беспорядок. Измученный автор сочиняет последние перипетии своей истории и пристально смотрит в залитые солнцем окна.
«Я думал, мы поиграем в войну» — говорит он.
4 ноября 2010