Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
300 лет Новому Году |
год: | 1999 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Леонид Парфенов |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 48 мин |
31 декабря 1999 года, в момент, когда Россия готовилась вступить в миллениум, телеканал НТВ показал фильм Леонида Парфёнова о самом главном празднике страны - «300 лет Новому году». Этот проект был приурочен к 300-летию самого существования праздника в России в связи с переходом на новую систему летоисчисления (своим указом царь Пётр Первый распорядился считать годы не от Сотворения Мира, а от Рождества Христова, а сам Новый год перенести с 1 сентября на 1 января). Однако за это время в стране многое что изменилось, в том числе и в традиции празднования этого замечательного праздника. И вот об этом и пойдёт речь в данном фильме.
Будучи известным по манере совмещать старое и новое, делая актуальным то, что когда-то ушло в прошлое, Парфёнов предлагает зрителям небольшой экскурс в историю. Причём сам Леонид будет в костюме Деда Мороза (как это было в «Старые песни о главном-2»), но без усов и бороды.
Увы, при всём уважении к личности ведущего и другим его работам на телевидении, именно в «300 лет Новому году» произошло то, что называется «Галопом по Европам».
Приведу буквально пару примеров. После краткого экскурса об эпохе Петра Первого и Елизаветы Петровны, события фильма переносятся в поздний СССР (где в ночь на 1971 год всех граждан поздравил генсек Леонид Брежнев). Историю с новогодним обращением главы государства подхватывает последний генсек СССР Михаил Горбачёв, давший интервью Парфёнову, рассказывая зачем всё это было нужно. Ну а затем сюжет отсылает зрителя обратно, к большевикам, запретившим праздновать Новый год. Что в результате создаёт неудобство в голове из-за скачков во времени. Ведь если бы автор шёл бы по теме хронологически, то такое бы воспринималось гораздо лучше. А здесь то история, то интервью с работниками коммерческих фирм, занимающихся бизнесом (актёр в образе Деда Мороза, продавец пиротехники, почтальоны, отвечающие детям от имени Деда Мороза), то разговор с ныне покойными деятелями искусств (Гурченко, Кириллов, Шилова, Успенский), то упоминание фильмов и мультфильмов, ставших символами Нового года. В общем, винегрет, но вкусно приготовленный.
При этом я не берусь назвать фильм плохим. Он определённо стоит того, чтобы его посмотреть. Благо, хронометраж небольшой - всего 48 минут. Опять же, кто знаком с работами Парфёнова тех лет, будут рады увидеть ещё один хороший проект, в котором вновь приняли участие композитор Алексей Шелыгин («Живой Пушкин», «Российская империя») и монтажёр Антон Мегердичев («Намедни», «Век Набокова»). И, несмотря на то, что сам фильм был приурочен к определённой дате, даже сегодня он по-прежнему актуален. Другое дело, что та современность, показанная на экране, где Парфёнов в образе Деда Мороза разгуливает по центру Москвы, готовящейся встречать новый, 2000 год, уже воспринимается как история. А снимись он в студии, на зелёном фоне, то эффект от просмотра был бы другим.
7 из 10
22 января 2023