Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Кто, если не мы |
год: | 1998 |
страна: |
Россия
|
слоган: | «Рожденные в СССР» |
режиссер: | Валерий Приёмыхов |
сценарий: | Валерий Приёмыхов |
продюсеры: | Галина Шадур, Карен Шахназаров |
видеооператор: | Александр Носовский |
композиторы: | Юрий Шевчук, Владимир Мартынов |
художники: | Владимир Кирс, Михаил Нижинский |
монтаж: | Людмила Свириденко |
жанры: | драма, семейный, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 5 февраля 1999 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 32 мин |
Могу себе представить, как выглядел процесс проектирования психологической драмы «Кто, если не мы».
«Так, это-ааа, фильм надо снять, во! Недорого, но со вкусом. Дадим ему какое-нибудь максимально пафосное название, но чтобы оно не имело никакого отношения к содержанию. Пусть режиссером будешь ты, Валера, ну типа ты уже вроде снимал или снимался в каком-то фильме про каких-то пацанов. Во-от, пареньков двух толковых давеча на улице подобрал, вот они и будут исполнять главные роли. О, о! Еще в кадре часто будет мелькать мамаша одного из пацанов и всегда ходить с голыми ногами — это важно! А потрахивать ее будет Охлобыстин! Ну и, знамо дело, пару раз отпустит свои фирменные приколы. И самое главное — в фильме о-бя-зательно должна прозвучать композиция «Рожденный в СССР», очень уж славно она меня прокачивает. А уж куда ее вставить — решим по ходу дела, да и не важно это.
Так, еще чего?.. Ба-лин! Сюжет! За-раза ж… Счас накатаю по-быстрому. Так. Помните, я про двух пацанов говорил? Так вот, они магазин грабанут! Да-да, тот, который старше, сядет, а малой будет по нему скучать. А потом малой познакомится с ментом, который будет все время пить коньяк и зефиром закусывать…
А в конце… Так, закусь кончилась, кто сбегает? Я не пойду, я в прошлый раз ходил».
Есть такое устойчивое сочетание, которое популярно среди людей с пассивным мышлением — «ни о чем». Как правило, если талиб говорит «Ни о чем», — это значит, что фильм ему не понравился. В данном случае это сочетание вылетает уже из моих уст, однако теперь его следует воспринимать буквально.
Фильм действительно ни о чем. Нет четкого предмета повествования. В любом фильме должна быть четкая сюжетная структура: (пролог) — завязка — кульминация — развязка — (эпилог). В данной же драме есть лишь завязка — после ее окончания сюжет пускается во все тяжкие — то есть в никуда. Вот сел Толясик — все — далее ничего не происходит. Ни-че-го.
О персонажах вообще хочется промолчать с прижатой ладонью ко лбу. Толясик — какой-то великовозрастный дундук, на протяжении всего фильма он опускал свою жизнь все глубже в яму с дерьмом. Мама Змея — шлюха, которой нет дела до сына. Самохин — законченный алкаш, не брезгующий обучением Змея азартным играм. А малолетние делинквенты 90-х с точки зрения далекого от реального мира сценариста выглядят так: ездят на байках, одеваются, как недобитые рокеры из 70-х, понтуются посредством произнесения банальных фраз вроде «Мы их на дыбы поставим» и вдариванием кулаком по ладони. Сам же Змей страдает какой-то не по возрасту развитой классовой ненавистью. Когда он был в торговом центре и смотрел вниз, на обедающих в кафе детей, у него с Толясиком состоялся вот такой нелепый и пафосный диалог:
- А у тебя есть мечта?
- Да. Вот на них плюнуть хочу.
Однако есть и плюсы у этой бессмысленной психодрамы. Во-первых, отличная игра ныне пропавшего без вести Евгения Крайнова. Во-вторых, атмосфера 90-х. В-третьих, красивые ноги Татьяны Яковенко. Если перечисленные плюсы способны удовлетворить твой, читатель, интерес, компенсируя очевидные минусы, тогда можешь смело смотреть фильм «Кто, если не мы».
5 из 10
4 августа 2017
«Кто, если не мы» можно сравнить с фильмом «Пацаны». Но если в «Пацанах» всё заканчивается относительно благополучно, то здесь фильм наводит на очень грустные мысли. Кто виноват в том, что дети растут в такое дрянное и подлое время как середина 90-х? Что заставляет идти на преступления? Дебютная роль в кино Артура Смольянинова. Его Толясик — это дитя нашего времени. Тоже самое можно сказать и про его друга Змея сыгранного тоже дебютантом Евгением Крайновым. Дети вынужденные зарабатывать всяческой ерундой, попрошайничая и играя грустные песни. Родителям до них нет дела, маме одного хочется как-то обустроить свою личную жизнь, мама другого воспитывает других детей, помимо его самого. Плюс нет мужчины в семье. Сколько таких детей росло в 90-ые? Если не миллион, то число близкое к миллиону.
Кино достаточно пессимистичное, но разве в то время был повод для оптимизма? Я сам достаточно хорошо помню тот период, помню как мои родители вкалывали на двух работах, жили мы не бедно, но и не богато. В общем нормально. Но у многих моих ровесников не было таких заботливых родителей как у меня, многие воспитывались без родителей. Хотя… Что я всё, о себе, да о себе?
Отмечу что помимо хорошего сценария, а также злободневности проблемы, оставшейся до сих пор — в России около 5 миллионов детей беспризорников, в фильме замечательные актёры. Иван Охлобыстин, Семён Фурман, Николай Чиндяйкин сыгравшие эпизодические роли. Но мне больше всего запомнился Валерий Приёмыхов. Бывший следователь, человек прямой, честный, попавший так сказать под раздачу. К сожалению, он спивается, но остаётся человеком. Вспомните его разговор с начальником колонии. Куда не рыпнись, у кого деньги и связи, тот и сильней. Даже Толясик, как Аркаша Долгорукий у Достоевского, мечтает о миллионах.
Я не случайно вспомнил о Достоевском. «Кто, если не мы» — это «Подросток», но написанный Достоевским в конце XX века.
Отмечу саундтрек, состоящий из композиций группы «ДДТ». Песня «Рождённый в СССР» по-моему, как-будто написана для этого фильма.
P.S: Знаете, а Лянка Грыу почти и не изменилась с тех пор, разве что стала ещё красивей
10 из 10
26 апреля 2016
Очень люблю актера Валерия Приемыхова. Фильм «Пацаны» с его участием — один из моих самых любимых уже пару десятков лет. «Кто, если не мы» В. Приемыхова смотрела впервые вместе с 10-летней дочерью. Очень обрадовалась, что посмотрели семейно этот фильм. Телевидение не дает возможности смотреть хорошее кино. Даже если неплохой фильм появился на ТВ — смотреть невозможно из-за рекламы, целостность произведения пропадает, чувства притупляются…
Являясь обычным, не подготовленным зрителем, я не заметила ни скованности сюжета, ни других ошибок сценария и, честно говоря, «разбирать по-косточкам», этот замечательный фильм не хочется. Да, трагизма тут меньше, чем в «Пацанах». Кого-то, наверное, может обескуражить сюжет. Однако, «натуженный пафос», «излишний комизм», как пишет один критик, чье имя мне ни о чем не говорит, мне не попадались, либо не были столь явными. Много пересечения с реальностью, я лично видела таких персонажей в современной школе, очень натурально, а если и есть чуть перебор, так ведь это искусство, немного гротеска не помешает.
Согласна с теми, кто считает, что фильм остался на удивление современным. Самое главное — это очень искреннее кино, от сердца… В фильме в гармонии находятся режиссер, актеры и музыка. Звуко-режиссеру отдельное спасибо за хорошую работу…
Такое кино надо, просто необходимо показывать детям.
10 из 10
11 ноября 2014
Я уже неоднократно рассказывал всем друзьям и знакомым о фильме «Пацаны». Рассказывал, рассказываю и буду рассказывать — потому что фильм этот по-настоящему искренний, правдивый, настоящий. И он рвет душу. Безжалостно. Со всей силы. И хочется пересматривать — еще и еще.
Поэтому было очень приятно узнать, что существует еще один фильм на похожую тематику, созданный актером, который больше всех поразил меня в фильме «Пацаны». И который, будучи отличным актером, был еще и неплохим писателем. Валерий Приемыхов. А тематика извечная — взаимоотношения «трудных» подростков и взрослых.
«Трудных» в данной картине представляют Коля по кличке «Змей» и Толясик (14-летний Смольянинов). Это типичные беспризорники (хотя семьи у них есть) — болтаются на улице, поют по вагонам песни. Однажды они решают, не задумываясь о последствиях, ограбить универмаг. Заканчивается это, естественно, плачевно — Толясик попадает в колонию, Змей — в непонятный «лицей», что-то вроде детдома. Однажды в его жизни появляется Самохин — милиционер, уволенный из органов, а ныне спивающийся безработный…
Конечно, фильм послабее «Пацанов» и других фильмов на похожую тематику. Есть скомканность сюжета, определенные нестыковки и слабая техническая сторона. Но эмоциональный посыл фильма, несмотря ни на что, очень силен. Не покидает ощущение, что ты смотришь не фильм — ты просто наблюдаешь со стороны за чьей-то жизнью. Тяжелой, не всегда справедливой, но искренней жизнью. И видишь настоящих людей. Людей, совершающих ошибки, людей с тяжелым характером, живых людей. И за это огромное спасибо всем актерам этого фильма. Здесь не возникает вопроса «а кому вообще сопереживать?» Особенно поразил здесь именно Смольянинов, превосходно сыгравший превращение совсем юного подростка в жесткого и циничного «блатного».
Валерий Приемыхов не ставил перед собой цель донести до нас какую-то глубокую философию. Он ставил цель пробудить в нас элементарные человеческие чувства — и этим фильмом, и другими своими киноработами. И этой цели он достиг в полном объеме.
9 из 10
9 февраля 2014
Не соврать, но фильм я собиралась посмотреть раз 10. Еще очень давно, в детстве, у меня была видеокассета и на ней перед фильмом была запись рекламы этого фильма, там на фоне играла песня «Рожденные в СССР». Я потом пыталась найти это кино именно по названию песню. И в итоге нашла.
Картина превзошла мои ожидания. Она совершенно беспардонно и с головой окунает в детство. Мальчик, который носит портфель и дурачится вместе с тобой, всякие шалости, взрывы бачков, звонкий смех, первая влюбленность.
Чертовски, до слез пробирает игра обоих мальчиков, таких похожих и разных. Некоторые кадры просто восхитительны в своей красоте, как например когда они ловят рыбу сетью в залитой светом реке и потом бегут по тропинке через зеленые поля, спасаясь от дождя.
Что еще отметилось — фильм будто бы снят не 20ть лет назад, а сейчас. Москва будто бы вообще не изменилась: те же сверкающие витрины, одежды на людях, дети в ресторане. То же можно и сказать про подмосковье, в котором по всей видимости живут герои кино. И это заставляет задуматься… Но не о судьбе матушки-России речь.
Скажу только, что кино действительно цепляет, и глубоко. Даже уже когда шли титры, я слушала песню, смотрела на листающиеся вниз фамилии, оставаясь в глубокой задумчивости.
И я улыбалась.
10 из 10
17 ноября 2012
Третий и последний фильм Валерия Приёмыхова. История раннего взросления. Взросления вынужденного, но подсознательно желанного. Детские игры так быстро становятся взрослой жизнью с её суровыми законами. Готовы ли вчерашние дети к столь стремительной смене ориентиров?
Бенефис Евгения Крайнова, пожалуй, главная заслуга фильма Приёмыхова. Непрофессиональный актёр оттеснил на второй план молодого еще Артура Смольянинова, будущую звезду кино и театра. Впрочем, вспышка так и осталась вспышкой — более Крайнов в значимых ролях не мелькал, в итоге уйдя в сериалы, где и пропал. Примечателен фильм еще и композициями ДДТ, очень удачно совпавшими с ритмом картины. Что еще? Ну, может быть, нестандартный Охлобыстин — впрочем, он в своем амплуа.
Сама идея фильма по сути своей бессмысленна, главное — человеческие отношения. Серьезные проблемы через призму взгляда подростка. Девиз, отраженный в названии никоим образом не связан с самим фильмом. Просто сплетение судеб в одном месте в одно время с неким философским подтекстом. Развитие интригующее, но финал совершенно обескураживает. В итоге получилось неплохое, но слишком скомканное кино. Жаль
6 из 10
7 августа 2011
Очень жалко, что этот фильм был так обделен вниманием зрителей.
Понятно, что в нем нет спецэффектов, закрутов сюжета, попсовых актеров, лишних соплей и навязших в зубах любовных историй. Здесь есть жизнь, такая, какая она вокруг. Еще есть история двух парней, дороги которых в результате не совпали, но дружба между которыми осталась. Есть искренность и нет фальши.
А самое главное — есть простота и доступность основополагающих принципов этого мира. Многим из-за этого подобное кино не нравится — нет налета аристократизма, нет изысканности. Ну что ж… кому что.
Огромное спасибо Валерию Приёмыхову за искренность и желание донести что-то, а не срубить бабки.
«… Ищут землю фонари, к небу тянется свеча…» (с) Юрий Юлианович Шевчук
10 из 10
3 февраля 2009