Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.6 |
IMDb | 5.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дочери счастья |
английское название: |
A Szerencse lányai |
год: | 1998 |
страны: |
Польша,
Венгрия
|
режиссер: | Марта Месарош |
сценаристы: | Мацей Карпински, Золтан Янчо, Марта Месарош |
продюсеры: | Филип Байон, Мирослав Борк, Влодзимеж Нидерхаус, Andrzej Widelski, Манфред Дурниок, Ференц Кардош |
видеооператор: | Пётр Войтович |
композитор: | Ян Канты Павлуськевич |
художники: | Галина Добровольская, Роман Тарвацкий, Эльжбета Радке, Анна Вундерлих |
монтаж: | Цезари Гришук |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 февраля 1999 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 54 мин |
'Там не было никакого искусства, никакой фантазии, это была такая острая правда, которую нужно было просто снимать' - эти слова Марты Месарош вероятно можно в полной мере отнести и к ленте 'Дочери счастья'. Снятая в конце девяностых история о жизни нескольких 'челночниц', вынужденных заниматься в Польше проституцией была представлена совсем не как философская притча, а как отражение реальности. Сущая правда.
Лента изобилует откровенными сценами. Марта Месарош не просто полностью раздевает свою героиню, она залезает в ее постель. Режиссер будто пытается рассказать нам все подробности, которые происходят у проститутки с каждым ее клиентом. Не раз камера будто 'прорывается' через закрытые двери. Месарош стремится показать нам всю изнанку происходящего. Внимание фокусируется преимущественно на вопросах техники секса. А вот вопросы эмоциональные уже решаются исключительно за счет актерского таланта Ольги Дроздовой. Она показывает и отчужденность, и стыд, и многое другое. Образ получается объемным, живым, многогранным.
В то же время достаточно односложно показаны мужчины. Все эти размышления о 'загадочной душе', похотливая респектабельность персонажа Яна Новицки и залихватская резкость Олафа Любашенко поданы не без изящества, но шаблонно. Складывается впечатление, что в такого рода отношениях Марту Месарош совсем и не интересовала роль мужчин. Они в этом пространстве лишь похотливые клиенты. Потому так невыразительно смотрится, к примеру, сцена с близнецами. Двое респектабельных братьев заказывают проститутку. Их глаза пусты... Кажется, что психологическая подоплека Месарош не занимает вовсе. А ведь ситуация не так уж и проста сама по себе.
Потому, когда появляется муж Наташи, режиссер не может в полной мере выжать из ситуации максимальную феерию. Нам показывают лишь внешние признаки кризиса, даже не заглядывая в души каждого из героев. А потому и смажется впечатление от цитирования стихотворения Ахматовой на польском языке, и страстное исполнение цыганочки от Ольги Дроздовой. 'Нам завтра рано вставать. Спокойной ночи, моя жена' - эти холодные слова приводят все до максимальной степени упрощения.
Так что, Марта Месарош может забрать паспорт у героини, демонстрировать ее сексуальную жизнь, но так и остается на поверхности, не проникает вглубь. 'Он знает откуда деньги, и все равно их берет. Ему все равно, что его жена шлюха' - как тут много материального, далекого от персонажей Достоевского и Тургенева. Едва ли Месарош относится к своей героине с симпатией. И может это неспроста?
Марта Месарош долгое время жила в Советском Союзе. Именно в Москве она выучилась на режиссера. И все вопросы, связанные с Россией для нее весьма близки. Другое дело, каково ее отношение к происходящему. В уста одного из персонажей, бывшего военного офицера, мужа Наташи, Марта Месарош вкладывает весьма противоречивый посыл: 'А мы по прежнему великий народ. Нравится это кому-то или нет. Трансформация дело трудное. Требует жертв. Но мы из нее выйдем. Русский народ научится демократии'...
И если тема проституции была подана просто, то затронутая тема России подается еще более упрощенно. Что может вынести зритель об этой стране? А между тем, размышления о России продолжаются. Муж Наташи весьма скептически разворачивает дискуссию: 'Ну да... Достоевский. Русская душа. Очи черные. Водка... и матрешки. Мир хочет узнать какие мы читая Достоевского, как будто с тех пор ничего не произошло. А почему не Пушкина?'.
В изложении Месарош эта история представлена неимоверно противоречиво. С одной стороны перед нами две изломанные женские судьбы. Крупным планом лицо плачущей героини, которая читает 'Отче наш' и просит Бога о помощи. А чуть позже она будет размышлять с повзрослевшей дочерью об 'удовольствии от власти над мужчинами'... А вот с другой стороны все куда менее дружественно. Автор будто пытается дать оценку тем трансформациям, которые происходят в России. И эта оценка далека от сочувствия или доброжелательности.
Как итог. Эта лента не про проституцию. И уж тем более она не про Россию. Это личное. Бессознательное автора прорывается в каждом кадре. Про саму Марту Месарош. Исповедь от первого лица. Как раз в таких пикантных темах многие авторы обычно более, чем раскрываются.
В то же время, это непростой и противоречивый фильм позволил в полной мере раскрыться Ольге Дроздовой. В фильмографии этой актрисы были интересные работы, но для таланта нужен полигон, нужен вызов, нужны испытания. Все это сошлось в фильме Марты Месарош. Это была большая работа в фестивальном авторском европейском фильме. Актриса тут блеснула. И внешние данные, и харизма, и артистический талант. При всех откровенных сценах и провокационных моментах - ни одного переигрывания, ни одного 'смазанного' кадра. Отсюда и достаточно высокая оценка.
7 из 10
2 ноября 2024
Фильм определенно неоднозначный. В чем-то он перекликается со снятой десятью годами раньше культовой «Интердевочкой» П. Тодоровского и более поздней итальянской «Незнакомкой» Дж. Торнаторе с К. Раппопорт в главной роли. И это неудивительно, ибо тема стара как мир.
Провинциальная учительница Наташа (О. Дроздова) дабы прокормить семью в лице безработного и пьющего мужа и двух дочерей за компанию с подругой и старшей дочкой-подростком Машей (М. Петранюк) отправляется в Варшаву — челноками. Однако, вскоре выясняется, что челночеством много не заработаешь. Подругу Наташи Веру (Э. Телега) убивают наркоторговцы. После допроса по делу об убийстве Веры Наташа с дочерью обнаруживают, что все их пожитки и документы канули в лету вместе с плавучим отелем, где они поселялись.
Теперь русские горе-челночницы не могут вернуться в России. И как обычно находятся «добрые» люди в лице сутенера-кокаинщика Яника (О. Любашенко) и уже промышляющей самым древним ремеслом ровесницы Маши Сони (А. Wieczorkowsa). Правда, если вторая ограничивается только советами, обращенными к Маше, то Яник предлагает Наташе вполне конкретную работу. Работу, которая сулит большие деньги и возвращение домой в Россию. И еще неприкосновенность Маши.
Так, у Наташи начинается новая жизнь. В приличных апартаментах, с красивой одеждой и возможностью ни в чем себе не отказывать. Жизнь элитной проститутки…
Сюжет не отличается замысловатостью. Однако фильм «Дочери счастья» оригинален. Классику венгерского кино, Марте Месарош, удалось снять в меру женский, глубокий и достаточно эстетичный фильм, несмотря на обилие откровенных сцен. Более того, несмотря на всю критику, обрушившуюся на фильм Месарош, режиссер отнюдь не показывает убожество советской России, а задается целью раскрыть жертвенность и бесконечную терпимость русской женщины. Ведь не зря в фильме фигурируют упоминания Достоевского и его героинь из уст Роберта (Я. Новицкий, между прочим, супруг М. Месарош).
Смысл фильма, на мой взгляд, показать то, на что готова женщина и мать во имя спасения и блага своей семьи. Судить или оправдывать героиню О. Дроздовой — каждый решит сам, однако режиссерская позиция заявлена вполне четко.
Понравилась Ольга Дроздова — сильная роль сильной женщины. В ее героине нет надломленности и постоянного подчеркивания собственной жертвы во благо близких. Она просто женщина, которая делает все для того, чтобы вернуться к тому, что дорого, и сделать жизнь родных светлее и благополучнее. Вообще актерские работы очень достойны — персонажи колоритны: те, кому положено быть негодяями, такими и являются, все остальные — люди, подстраивающиеся под жизненные обстоятельства и в зависимости от них избирающие ту или иную стратегию поведения.
Отдельно хотелось бы отметить работу оператора П. Войтовича — красивы пейзажи, виды ночного города из окон гостиницы. В них читается и видится психологичность и даже определенная философия. Особого внимания заслуживают сцены выяснения отношений Роберта и Наташи (в его доме, в гостиничном номере, под дождем). Отлично подобранная музыка. Удачное режиссерско-операторское решение со скрипичными мелодиями в исполнении Маши, бродящей по улицам трущоб.
На мой взгляд, «Дочери счастья» — вполне достойный фильм, не на один раз — его, наверняка, захочется пересмотреть в ближайшем будущем. За все вышеперечисленное
8 из 10
15 декабря 2009