Дочери счастья
A Szerencse lányai
5.6
5.8
1998, драма
Польша, Венгрия, 1 ч 54 мин
В ролях: Ольга Дроздова, Ян Новицкий, , Олаф Любашенко, Эва Телега
и другие
Наташа, учительница английского языка из российского городка, поддается уговорам подруги Веры и решает уехать вместе со своей старшей дочерью Машей в Польшу. Женщины доезжают до Варшавы, где на вокзале их ждет знакомый Веры, поляк Янек. Усталые, но счастливые они добираются до пансионата,в котором работает также знакомая Веры. На следующий день все начинают торговать привезённым товаром на стадионе. Но Вера каждый день куда-то уходит, это беспокоит Наташу...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Дочери счастья

английское название:

A Szerencse lányai

год: 1998
страны:
Польша, Венгрия
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: , , , , ,
видеооператор: Пётр Войтович
композитор:
художники: Галина Добровольская, Роман Тарвацкий, Эльжбета Радке, Анна Вундерлих
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 7 февраля 1999 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 54 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Отзывы критиков о фильме «Дочери счастья», 1998

Марта Месарош и Ольга Дроздова — исповедь

'Там не было никакого искусства, никакой фантазии, это была такая острая правда, которую нужно было просто снимать' - эти слова Марты Месарош вероятно можно в полной мере отнести и к ленте 'Дочери счастья'. Снятая в конце девяностых история о жизни нескольких 'челночниц', вынужденных заниматься в Польше проституцией была представлена совсем не как философская притча, а как отражение реальности. Сущая правда.

Лента изобилует откровенными сценами. Марта Месарош не просто полностью раздевает свою героиню, она залезает в ее постель. Режиссер будто пытается рассказать нам все подробности, которые происходят у проститутки с каждым ее клиентом. Не раз камера будто 'прорывается' через закрытые двери. Месарош стремится показать нам всю изнанку происходящего. Внимание фокусируется преимущественно на вопросах техники секса. А вот вопросы эмоциональные уже решаются исключительно за счет актерского таланта Ольги Дроздовой. Она показывает и отчужденность, и стыд, и многое другое. Образ получается объемным, живым, многогранным.

В то же время достаточно односложно показаны мужчины. Все эти размышления о 'загадочной душе', похотливая респектабельность персонажа Яна Новицки и залихватская резкость Олафа Любашенко поданы не без изящества, но шаблонно. Складывается впечатление, что в такого рода отношениях Марту Месарош совсем и не интересовала роль мужчин. Они в этом пространстве лишь похотливые клиенты. Потому так невыразительно смотрится, к примеру, сцена с близнецами. Двое респектабельных братьев заказывают проститутку. Их глаза пусты... Кажется, что психологическая подоплека Месарош не занимает вовсе. А ведь ситуация не так уж и проста сама по себе.

Потому, когда появляется муж Наташи, режиссер не может в полной мере выжать из ситуации максимальную феерию. Нам показывают лишь внешние признаки кризиса, даже не заглядывая в души каждого из героев. А потому и смажется впечатление от цитирования стихотворения Ахматовой на польском языке, и страстное исполнение цыганочки от Ольги Дроздовой. 'Нам завтра рано вставать. Спокойной ночи, моя жена' - эти холодные слова приводят все до максимальной степени упрощения.

Так что, Марта Месарош может забрать паспорт у героини, демонстрировать ее сексуальную жизнь, но так и остается на поверхности, не проникает вглубь. 'Он знает откуда деньги, и все равно их берет. Ему все равно, что его жена шлюха' - как тут много материального, далекого от персонажей Достоевского и Тургенева. Едва ли Месарош относится к своей героине с симпатией. И может это неспроста?

Марта Месарош долгое время жила в Советском Союзе. Именно в Москве она выучилась на режиссера. И все вопросы, связанные с Россией для нее весьма близки. Другое дело, каково ее отношение к происходящему. В уста одного из персонажей, бывшего военного офицера, мужа Наташи, Марта Месарош вкладывает весьма противоречивый посыл: 'А мы по прежнему великий народ. Нравится это кому-то или нет. Трансформация дело трудное. Требует жертв. Но мы из нее выйдем. Русский народ научится демократии'...

И если тема проституции была подана просто, то затронутая тема России подается еще более упрощенно. Что может вынести зритель об этой стране? А между тем, размышления о России продолжаются. Муж Наташи весьма скептически разворачивает дискуссию: 'Ну да... Достоевский. Русская душа. Очи черные. Водка... и матрешки. Мир хочет узнать какие мы читая Достоевского, как будто с тех пор ничего не произошло. А почему не Пушкина?'.

В изложении Месарош эта история представлена неимоверно противоречиво. С одной стороны перед нами две изломанные женские судьбы. Крупным планом лицо плачущей героини, которая читает 'Отче наш' и просит Бога о помощи. А чуть позже она будет размышлять с повзрослевшей дочерью об 'удовольствии от власти над мужчинами'... А вот с другой стороны все куда менее дружественно. Автор будто пытается дать оценку тем трансформациям, которые происходят в России. И эта оценка далека от сочувствия или доброжелательности.

Как итог. Эта лента не про проституцию. И уж тем более она не про Россию. Это личное. Бессознательное автора прорывается в каждом кадре. Про саму Марту Месарош. Исповедь от первого лица. Как раз в таких пикантных темах многие авторы обычно более, чем раскрываются.

В то же время, это непростой и противоречивый фильм позволил в полной мере раскрыться Ольге Дроздовой. В фильмографии этой актрисы были интересные работы, но для таланта нужен полигон, нужен вызов, нужны испытания. Все это сошлось в фильме Марты Месарош. Это была большая работа в фестивальном авторском европейском фильме. Актриса тут блеснула. И внешние данные, и харизма, и артистический талант. При всех откровенных сценах и провокационных моментах - ни одного переигрывания, ни одного 'смазанного' кадра. Отсюда и достаточно высокая оценка.

7 из 10

2 ноября 2024

Жертвенность любви

Фильм определенно неоднозначный. В чем-то он перекликается со снятой десятью годами раньше культовой «Интердевочкой» П. Тодоровского и более поздней итальянской «Незнакомкой» Дж. Торнаторе с К. Раппопорт в главной роли. И это неудивительно, ибо тема стара как мир.

Провинциальная учительница Наташа (О. Дроздова) дабы прокормить семью в лице безработного и пьющего мужа и двух дочерей за компанию с подругой и старшей дочкой-подростком Машей (М. Петранюк) отправляется в Варшаву — челноками. Однако, вскоре выясняется, что челночеством много не заработаешь. Подругу Наташи Веру (Э. Телега) убивают наркоторговцы. После допроса по делу об убийстве Веры Наташа с дочерью обнаруживают, что все их пожитки и документы канули в лету вместе с плавучим отелем, где они поселялись.

Теперь русские горе-челночницы не могут вернуться в России. И как обычно находятся «добрые» люди в лице сутенера-кокаинщика Яника (О. Любашенко) и уже промышляющей самым древним ремеслом ровесницы Маши Сони (А. Wieczorkowsa). Правда, если вторая ограничивается только советами, обращенными к Маше, то Яник предлагает Наташе вполне конкретную работу. Работу, которая сулит большие деньги и возвращение домой в Россию. И еще неприкосновенность Маши.

Так, у Наташи начинается новая жизнь. В приличных апартаментах, с красивой одеждой и возможностью ни в чем себе не отказывать. Жизнь элитной проститутки…

Сюжет не отличается замысловатостью. Однако фильм «Дочери счастья» оригинален. Классику венгерского кино, Марте Месарош, удалось снять в меру женский, глубокий и достаточно эстетичный фильм, несмотря на обилие откровенных сцен. Более того, несмотря на всю критику, обрушившуюся на фильм Месарош, режиссер отнюдь не показывает убожество советской России, а задается целью раскрыть жертвенность и бесконечную терпимость русской женщины. Ведь не зря в фильме фигурируют упоминания Достоевского и его героинь из уст Роберта (Я. Новицкий, между прочим, супруг М. Месарош).

Смысл фильма, на мой взгляд, показать то, на что готова женщина и мать во имя спасения и блага своей семьи. Судить или оправдывать героиню О. Дроздовой — каждый решит сам, однако режиссерская позиция заявлена вполне четко.

Понравилась Ольга Дроздова — сильная роль сильной женщины. В ее героине нет надломленности и постоянного подчеркивания собственной жертвы во благо близких. Она просто женщина, которая делает все для того, чтобы вернуться к тому, что дорого, и сделать жизнь родных светлее и благополучнее. Вообще актерские работы очень достойны — персонажи колоритны: те, кому положено быть негодяями, такими и являются, все остальные — люди, подстраивающиеся под жизненные обстоятельства и в зависимости от них избирающие ту или иную стратегию поведения.

Отдельно хотелось бы отметить работу оператора П. Войтовича — красивы пейзажи, виды ночного города из окон гостиницы. В них читается и видится психологичность и даже определенная философия. Особого внимания заслуживают сцены выяснения отношений Роберта и Наташи (в его доме, в гостиничном номере, под дождем). Отлично подобранная музыка. Удачное режиссерско-операторское решение со скрипичными мелодиями в исполнении Маши, бродящей по улицам трущоб.

На мой взгляд, «Дочери счастья» — вполне достойный фильм, не на один раз — его, наверняка, захочется пересмотреть в ближайшем будущем. За все вышеперечисленное

8 из 10

15 декабря 2009

Драма Дочери счастья впервые показанa в 1998 году, премьера вышла более 26 лет назад, его режиссером является Марта Месарош. Кто снимался в кино, актерский состав: Ольга Дроздова, Ян Новицкий, Masza Petraniuk, Олаф Любашенко, Эва Телега, Эва Далковска, Анна Мария Вилчиньска, Беата Фудалей, Катажина Баргеловска, Моника Нимчик, Кшиштоф Глёбиш, Роберт Хенниг, Zbigniew Ksiazek, Цезарий Покс, Лукаш Новицкий.

Производство стран Польша и Венгрия. Дочери счастья — имеет небольшой рейтинг, всего 5,5-5,7 баллов из 10, а это значит, что кинокритикам фильм не особо понравился.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.