Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.9 |
IMDb | 7.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Рассекая волны |
английское название: |
Breaking the Waves |
год: | 1996 |
страны: |
Дания,
Швеция,
Франция,
Нидерланды,
Норвегия,
Исландия,
Испания
|
слоган: | «Love is a mighty power» |
режиссер: | Ларс фон Триер |
сценаристы: | Дэвид Пири, Ларс фон Триер, Питер Асмуссен |
продюсеры: | Аксель Хельгеланд, Петер Ольбек Йенсен, Ларс Йонссон, Марианн Сло, Вибеке Винделов, Роб Лангестраат, Питер ван Вогельполь |
видеооператор: | Робби Мюллер |
художники: | Карл Юлиуссон, Манон Расмуссен |
монтаж: | Андерс Рефн |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 42000000 |
Сборы в США: | $3 803 298 |
Мировые сборы: | $3 803 298 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 мая 1996 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 2 ч 39 мин |
Захолустный портовый городок с мелкими морскими судёнышками. Всепоглощающая Любовь, как одержимость. Несчастный случай. И сверхэгоизм Любимого, сродни предательству. Темнота, страхи и зашоренность окружения. Роль церкви, как секты, формирующей сознание человека… как слово первое, так слово и последнее - всё за ней. Добавим к этим факторам неустойчивость психики и увидим то, что происходит с главной героиней... и чем всё завершилось.
Необычны разговоры главной героини с Богом... они построены на диалоге. И в этих диалогах героиня не осуждает кого-то, но судит, буквально линчует себя, Бог же выступает в роли Палача… всё это так по-детски. Главная героиня, по сути, и есть большой Ребенок, с чистой, как белый лист, Душой. Она таковой и остается, несмотря на все её порочные поступки.
Звон колоколов в финальной сцене, как аллегория тому, что Бог принял самопожертвование Бэсс.
Огромное уважение и аплодисменты всем актерам.
Эмили Уотсон — браво! Шикарная игра!
Фильм сильный. Глубокий. Тяжеловесный. Философский. Спорный.
Безусловно, рекомендую к просмотру.
23 февраля 2024
Любой фильм для меня - это путешествие в мир эмоций. Оно может быть ярким и запоминающимся, может быть потрясающе пугающим или проходящим. Путешествия в мир кино Ларса Фон Триера всегда непредсказуемые и звонкие.
Итак, “Рассекая волны” удивительно атмосферный фильм, который с первых секунд погружает в мир героев. Это крошечное местечко на севере Британских островов, в котором нет места индивидуальности и безнаказанным вызовам обществу. Здесь царят правила, правила и… правила правил. Разумеется, главная героиня должна их нарушить.
Юная Бесс влюбляется в служащего буровой Яна. И, вопреки протестам родственников и других участников общины, выходит за него замуж. Вскоре молодой муж получает тяжелую травму на буровой в море и возвращается домой инвалидом.
В этом фильме есть многие характерные черты творчества Триера. Блистательные артисты: Эмили Уотсон и Стеллан Скарсгард в главных ролях. Последний, кстати позже появится еще в нескольких работах Триера. А со своей партнершей по картине “Рассекая волны” сыграет в сериале “Чернобыль”. И уверенная игра на поле запретных тем. И, конечно, познание сути человека в проявлениях его сексуальности.
Утонченный актерский ансамбль, прекрасные локации и костюмы создают удивительно нежную и теплую атмосферу. Но, позже, зритель встречается с глубинными пороками героев. Жажда власти и служения, осуждение и жестокость, смирение и отчаяние. Главной героине Бесс приходится сделать важный выбор и встретиться лицом к лицу с его последствиями. Но жертва, на которую идет девушка никого не лечит, а только создает новые травмы и губит саму героиню.
Удивительно красиво и тонко автор рассуждает о границах служения. От религиозной “послушницы” юная Бесс переходит в хорошие жены. Но вот где грань у этой роли? Должна ли жена беспрекословно слушать своего мужа или Бога? Должна ли беззаветно служить тому к чему приставлена? Или у этой рабской покорности все же есть предел? В какой момент “хорошая” девочка должна ослушаться общину? Важнейшие зерна сеит создатель фильма “Рассекая волны” в своих зрителей.
Героиня проходит путь от наивной послушницы через искушенную грешницу к святой. Сама Бесс сравнивает свой выбор и себя с Марией Магдаленой. Вообще библейская тема занимает важное место в этой истории. Как и в некоторых других работах Ларса фон Триера.
Глубокий философский фильм с утонченным настроением и неповторимым почерком автора.
24 декабря 2023
Любовь всепобеждающая и всеразрушающая. Мы в ответе за тех, кого приручили. Любовь застила глаза самым близким Бесс, ее мужу и подруге. Они видели в ней маленькую, наивную, умилительную девочку, чистую душу. Любили такой какая есть, со всеми ее детскими выкрутасами, с ее отличающимися от нормы идеями, граничащими с безумием, за ее веру в чудо. И проглядели в этом опасность.
Трудно винить Яна за то, что он толкнул ее на такое. В том состоянии, в котором он был, между жизнью и смертью, наверное, происходит разрыв между желанием быть любимым несмотря ни на что и чтобы она была счастливой, а не мучалась с калекой. Он хотел, чтобы она жила дальше, нашла мужчину, который бы позаботился о ней, потому что он теперь не может. Но в то же время он ревновал ее, злился, что больше не может обладать.
От девственницы до падшей шлюхи ради любимого. Отдать всю себя без остатка. Потрясающая арка героя, от маленького зверька, нуждающегося в опеке до той, кто не боится принести себя в жертву.
Как хорошо показано лицемерие религии. Которая говорит верь и не задавай вопросов. Она и верила, и не пыталась анализировать свои поступки. Почитай мужа своего и исполняй его желания, этого хочет от тебя Бог. За что же вы теперь отправляете ее в Ад?
И метафоричные колокола в конце, как символ веры в чудо, а не в религию. Вера не нуждается в посредниках.
Влюбляющие в себя персонажи, не хорошие и не плохие, именно поэтому такие живые и настоящие. Дуду любила Бесс, как свое дитя, которого она не успела родить от ее брата. Здравомыслие и некая серость Дуду хорошо оттеняет всю яркость Бесс. Насколько по разному они переживают трагедию с мужьями. Потерять, превратиться в тень, но жить дальше 'нормально'. Или сгореть до тла.
Да, я восхищена данной работой. Пробуждает эмоции, заставляет чувствовать, оголяет провода, подсвечивает там, где болит.
И какими были яркими ее губы на фоне всей остальной серой картинки их захолустья...
26 сентября 2023
Фильм очень сильно впечатлил. Читаю отзывы: некоторые люди пишут о том, что всё происходящее обусловлено психической нестабильностью Бесс, корят Эмили Уотсон за плохую игру и т.д. Мне наоборот кажется, что Эмили Уотсон буквально рождена для этой роли. У нее от природы есть что-то детское, наивное в глазах.
Думаю, что на поведение Бесс нужно смотреть именно с религиозной позиции. Религия для Бесс - основа жизни. В Библии сказано: 'Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное'. И Бесс и ведет себя, как ребенок: общается с Богом, как будто играет в игру по ролям, озвучивая то, что Бог мог бы ответить ей, по ее представлению. Бесс очень часто молится. И она считает, что вера должна быть беззаветной, у нее нет ни тени сомнений, Бесс верит всем сердцем.
Слова из Библии о том, что жена должна слушаться своего мужа Бесс воспринимает буквально: слушаться во всем. И если муж говорит, что она должна найти любовников и рассказывать ему о своих утехах с ним, значит, нужно слушаться. И если муж говорит, что эти ее рассказы, основанные обязательно на реальном опыте, спасут ему жизнь, значит, так и есть. Она верит в это беззаветно. Если верить, то без тени сомнения. Если любить, то на 100%. Жертвенность Бесс - это ведь тоже библейская тема. 'Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя'. И Бесс любит именно так.
Мне кажется, фильм 'Рассекая волны' во многом близок 'Догвиллю'. Ведь там героиня тоже абсолютно чиста. И именно потеря веры в правильность своего пути- главная трагедия героинь обоих фильмов.
Бесс могла преодолеть любые трудности, пока у нее была вера. Но известие о том, что после ее самопожертвования Яну не стало лучше, ломает её, она теряет веру и умирает. И по сути выздоровление Яна стало возможно через её смерть.
Концовка фильма показывает, что Бесс стала святой на небесах. Бесс сравнивала себя с Марией Магдалиной и невольно прошла похожий путь. Жена брата Бесс обличает священников как библейских фарисеев: 'Никто из вас не может судить о том, куда попадёт Бесс, не вам говорить об этом'. Они изображены как лицемеры, придерживающиеся лишь буквы закона, а Бесс не понимает, что значит 'любить слово', она понимает только любовь к человеку, что этим фарисеям чуждо.
Фильм действительно тяжелый. Но он заставляет задуматься о том, что же такое любовь, на что человек готов пойти ради любви и спасения жизни другого человека. Фильм оставляет много вопросов, много поводов для размышлений, и это, как мне кажется, и есть задача хорошего кино- заставлять зрителей думать.
14 июля 2022
Ларс фон Триер, Ларс фон Триер, Ларс фон Триер... Даже далёкий от кинематографа человек, уверен, хоть раз за свою жизнь слышал имя этого кинематографиста. И далеко не всегда оно связано с большими достижениями, зачастую фон Триер несёт полускандальную ауру, заставляя до сих пор многих критиков и зрителей спорить между собой по поводу его творческих изысканий. Хотя поначалу ничего не предвещало того, что фон Триер станет столь обсуждаемой фигурой: первые фильмы датчанина вроде 'Элемента преступления' (1984), 'Эпидемии' (1987) и 'Медеи' (1988) хоть и привлекли внимание критиков, но довольно быстро были позабыты, но уже тогда начал формировать круг поклонников режиссёра. Первый большой успех к фон Триеру пришёл с выходом на экраны драматического триллера 'Европа' в 1991-ом году. Эта лента была удостоена нескольких престижных наград, в том числе и Каннского кинофестиваля. А в 1995-ом году фон Триер и его несколько соратников создали манифест движения 'Догма 95', с которым советую ознакомиться всех потенциальных зрителей фильмов фон Триера, чтобы иметь представление о взглядах режиссёра на создание кино.
И первой лентой, которая создавалась по некоторым канонам 'Догмы 95', стала драма 'Рассекая волны', выпущенная на экраны в 1996-ом году. Она также стала первой в трилогии фон Триера под условным названием 'Золотое сердце', которая затем включила в себя картины 'Идиоты' (1998) и 'Танцующая в темноте' (2000). Действие фильма 'Рассекая волны' развивается на обдуваемом всеми ветрами западном побережье Шотландии. Главная героиня - девушка по имени Бесс МакНилл (Эмили Уотсон) - проживает там во немногочисленной коммуне со строгими религиозными традициями. Бесс только-только выходит замуж за работника нефтяной платформы в открытом море Яна Нимана (Стеллан Скарсгард), который явно старше её и опытнее, в том числе и в вопросах любовных утех, с которыми Бесс знакомится благодаря Яну и ей это явно начинает всё сильнее и сильнее нравится. Но вскоре Ян отправляется на место вахты, а Бесс остаётся в томительном ожидании любимого мужа. С трудом она справляется с разлукой, но затем приходит трагическое известие. И с этих пор мир и вся жизнь Бесс меняется, отчего она становится изгоем в родных местах...
Одним из условий манифеста 'Догма 95' было то, что на главные роли стоит брать непрофессиональных актёров, однако в 'Рассекая волны' Ларс фон Триер поступился данным параграфом и взял несколько актёров, с которыми его связывала и будет связывать долгое совместное сотрудничество: помимо уже упомянутого Стеллана Скарсгарда, стоит отметить Жана-Марка Барра, Кэтрин Картлидж, Удо Кира и Эдриана Роулинса. Но в первую очередь стоит поговорить про Эмили Уотсон, сыгравшую главную женскую роль. И надо сразу сказать, что образ Бесс МакНилл стал первым в кинематографе для Уотсон, которая до этого служила в театре. И за эту роль Эмили получила ряд престижных наград, а также номинации на 'Оскар', 'Золотой глобус' и BAFTA. Надо проникнуться образом Бесс, чтобы понять насколько глубока оказалась роль Эмили Уотсон. Ведь изначально Бесс представляет из себя скромную и кроткую девушку, которая затем показывает нам все лучшие проявления любви к своему супругу, но когда тот требует от неё такие вещи, от которых любой морально воспитанный человек приходит в ужас, то перед нами уже совсем другая Бесс, но её жертва навсегда остаётся в воспоминаниях после просмотра фильма...
Эпизодами невозможно без кома в горле смотреть на изменения внутри Бесс, которая, идя на поводу у явно психически сломленного мужа, из ангела превращается в падшую женщину в глазах окружающих. Но Ларс фон Триер так устроил свой фильм, что зритель в конечном итоге не может в чём-либо винить Бесс, её проблема лишь в том, что она оказалась податливой, а любовь к Яну затмила всё. А сцены, связанные с кораблём, где обитает персонаж Удо Кира, вызывают настоящий ужас, заставляя волосы шевелиться на голове. Единственную поддержку девушка получает от родственницы Додо (Картлидж), которая видит весь трагизм ситуации, но Бесс не внемлет словам подруги, хотя та не оставляет попыток вернуть Бесс на путь истинный. А вот к персонажу Скарсгарда возникают противоречивые чувства, потому что оправданий его поведению нет, а ведь он тянет на дно того человека, который бескорыстно и горячо любит его. На его фоне более привлекательным является персонаж Эдриана Роулинса (его многие знают по роли отца Гарри Поттера), но и он не может совладать с поведением Бесс, что приносит ещё больше горечи. И тем самым можно говорить, что каждый актёр, каждый персонаж, каждый характер в 'Рассекая волны' оставляет о себе воспоминания...
Здесь у Ларса фон Триера всё продумано, всё чётко и чутко, всё пронизано глубокой драматургией, а финал картины заставляет эмоционально содрогнуться, настолько сильные чувства вызывает драма 'Рассекая волны'. Ещё раз хочется отметить выдающуюся игру Эмили Уотсон, которая продемонстрировала такую трагическую игру, из-за которой хочется аплодировать стоя, при этом, что по отношении к её героине наворачиваются слёзы, ведь эта девушка положила на алтарь всё то, что было лучшее в ней. И нельзя пройти мимо великолепной операторской работы от нидерландца Робби Мюллера, который передал не только натурные съёмки, благодаря которым буквально ощущаешь себя на суровом побережье Шотландии, но и все нюансы эмоционального состояния персонажей ленты, что делает 'Рассекая волны' ещё более волнительным фильмом и максимально похожим на реальность... Один из лучших фильмов Ларса фон Триера наравне с блестящим и таким же неоднозначным 'Догвиллем' (2003).
9 из 10
24 марта 2022
Первое, о чем подумала, когда закончился фильм, что Триер, наверное, просто решил поиздеваться над 'великими знатоками' артхауса, которые увидят тут красоту, философию, чудо, любовь и другое высокое вместо грязи. Но прочитав такое огромное количество комментариев людей, которые действительно увидели там любовь, я не поверила и до сих пор думаю, что это какой-то стеб.
Да, книги и кинематограф очень романтизировали саморазрушающее поведение, а также разные нездоровые формы взаимодействия с людьми. Но чтобы откровенный ужас называть историей любви... не надо так.
Для меня это кино о трагической судьбе больного человека, порожденного больным обществом.
Жаль героиню, которая родилась слишком чувствительной и ранимой для того, чтобы принять существующие правила игры или противостоять им. Бесс сломалась задолго до того, как ее муж был покалечен и задолго до начала истории, которую нам показывают. Инфантильное поведение, детская наивность, неумение справляться с тяжелопереносимыми эмоциями - неосознанный побег героини от реальности. Реальности, в которой нужно подчиняться нелогичным антигуманным догмам. Где мать, которая узнает, о том что дочь вдруг начинает спать с другими мужчинами, сурово говорит ей стать на путь истинный вместо того, чтобы броситься на помощь, да что там, просто выслушать. В диалоге есть момент, где она прикрывает свой страх услышать болезненную правду тем, что как бы не хочет слышать вранья. Бесс туж же ей говорит, что никогда не врала ей, но мать даже не собиралась спрашивать, для этого нужно было бы обратиться к своей человечности, которая уже давно выветрилась. И это понятно, оставаться человеком в обществе, где родные закапывают близких, отправляя их в ад, опасно.
О муженьке. Взять в жены девушку, которая чуть ли не бросается из скалы при мысли о расставании с ним на месяц, должно быть очень лестно. Особенно, если у тебя проблемы с головой. Поэтому с самого начала я ждала, когда он начнет издеваться над ней. Сначала удивилась, когда его покалечило, подумала, что ошиблась и сценарий повернет в другое русло, но нет, все очень предсказуемо.
Но нашлись люди, которые считают, что он так заботился об их отношениях и о ней, такая вот любовь, да. Думаю, это те же люди, которые считают, что Гумберт Гумберт любил Лолиту. Это очень страшно. Подобное обращение - патология, которая только наносит вред субьекту 'любви', что и случилось с героиней. Конечно, не существует едино верного определения этого понятия, но люди добрые, сколько бы мы не кружили вокруг него, в конце концов любить, значит относиться к другому, как к ценности. Отправить жену лечь под кого-то, никак не вяжется с этим определением.
Уродливая картина, в которой режиссер даже не скрывает громкого хохота, издеваясь над героиней. Страшно, что кто-то увидел здесь что-то возвышенное. Грустно, что это отражает некоторую реальность. Но не вся реальность такова.
29 декабря 2021
“Рассекая волны” - тот фильм, с которого все советуют начинать изучать творчество Ларс фон Триера, он же открывает трилогию “ Золотое сердце”. Только вот непонятно, кто в этом фильме “Золотое сердце”, потому что Бесс - мне абсолютно не понравилась. Понятное дело, что в провинции особо нечем заняться, кроме как самобичеванием и набожной жизнью, но не до такой степени. Триер заставил испытывать отвращение к главной героине. Главный герой - Ян более приятный, но более простой, рабочий человек, поэтому тоже симпатии не вызывает. Вообще никто из героев на протяжении этих двух часов не вызывает симпатии, но Триеру так и хотелось.
Сюжет оригинальный, нетипичный ни капли. Сам фильм разбит на несколько частей и каждая из них, как отдельный эпизод жизни Бесс. С каждым новым эпизодом все больше и больше становится жалко героев, но при этом есть ощущение, что они сами виноваты.
Атмосфера фильма мрачная, но при этом красивая. Выдержаны пастельные и темные тона, лейтмотив дождя акценты на коричневом. Съёмка фильма была немного в рамках Догмы 95: где-то несвязный монтаж, тряска камеры, необоснованный зум, но это придаёт большей реальности и антуража, зритель погружается и живет внутри фильма.
Остро и абсурдно поднимается тема религии, потому что, обычно, религия должна помогать, но здесь она наоборот мешает жить и двигаться дальше. Чем больше Бесс молится - тем больше неудач в жизни. Тем более в этой религиозной общине всё никак у людей: церковь без куполов, а Бесс разговаривает с богом не молитвами, а свободным диалогом, отвечая “грубым” голосом сама себе.
В целом, фильм впечатляющий, но слегка растянутый и слишком много моментов, давящих на жалость.
12 октября 2021
Лучше всего Ларса фон Триера описал в своём ютуб-ролике Антон Долин: «Датский режиссёр, который с каждой следующей картиной перепридумывает кинематограф заново. Воплощение неполиткорректности. Человек, беспощадно экспериментирующий. Человек, который достиг вершин в визуальном и драматургическом совершенстве к началу 90-х годов, а затем начал это совершенство разрушать, делая в каждой новой картине одновременно что-то разрушительное и созидательное.»
«Рассекая волны» — первый фильм знаменитой трилогии режиссёра «Золотое сердце», в которой речь идёт о женщинах, идущих на жертвы. В центре сюжета молодая девушка Бесс из отдалённой шотландской общины. Она по-детски наивна, излишне эмоциональна и очень религиозна. После несчастного случая, произошедшего с её мужем Яном, Бесс решает что её искренняя любовь и вера в Бога помогут ей исцелить любимого. Но жертвы, на которые она готова пойти, постепенно начинают выходить за все рамки моральных норм.
Фон Триер — автор знаменитой фразы, что «кино должно быть неудобным, как камешек в ботинке». И действительно, картину смотреть тяжело, она шокирует, рвёт душу и вгоняет в уныние. Но зато после просмотра оставляет очень сложные и интересные эмоции: лично я не могу перестать думать о ней уже пятые сутки. Как искусный художник, фон Триер подал материал так, чтобы зрителю до конца не было ясно, что же все-таки было. Это можно расценить и как историю о невероятной неземной любви, и как гиперболизированную религиозную провокацию, и как философскую притчу о самопожертвовании с библейскими мотивами, и как метафору на современное общество.
Ясно одно, «Рассекая волны» — уже современная классика, это выдающееся кино, оценённое и зрителями и критиками, и обязательная остановка на пути каждого любителя кино. Кстати, если вы, как и я, поклонник сериала «Чернобыль», то будете рады увидеть в главных ролях Эмили Уотсон и Стеллана Скарсгарда, игравших там Ульяну Хомюк и Бориса Щербину.
9 из 10
1 мая 2021
Прося о чем-нибудь Бога, подумай о последствиях.
Героиня хотела, чтобы её муж всегда был рядом. И она получила его парализованного.
Еще один фильм о странных людях, на Руси таких называли «блаженные». Женщина, любящая на столько, что теряет связь с реальностью, идет во все тяжкие, думая, что помогает своему любимому избежать смерти. А люди вокруг — обычные люди, немного жестокие, приземленные, видящие в вульгарно одетой женщине, вульгарно одетую женщину, а не Марию Магдалину. В итоге любимый спасен, но жить с ним и любить его будет теперь кто-то другой.
Одна душа спасена, а другая — погибла. Стоила свечь такая рокировка?
Мне кажется нет смысла рассуждать права героиня или нет. В подобных ситуациях каждый поступит так, как потребует его душа, его совесть, его чувство целесообразности.
Помимо основного сюжета, было интересно наблюдать за обычной жизнью городка (Пишут, что это Шотландия, но в фильме я подтверждения не услышала. Хотя машины праворульные, значит Великобритания, скорее всего. А пейзажи улетные — море, скалы). Удивительно было видеть, что в конце ХХ в в Европе еще существовали общины, где женщинам нельзя разговаривать в церкви и присутствовать на похоронах. Как за 20 лет они пришли к разрешению однополых браков и признанию 40 с лишним гендеров. Удивительная трансформация.
17 апреля 2021
У разных людей этот фильм вызовет совершенно разные ощущения. Для одних он будет полем для анализа чувств, мыслей героев, режиссера, окружающих его в повседневной жизни людей, для иных же — израненных душ, этот фильм будет триггером, который заставит покрытые уже корочкой раны вновь кровоточить, а боль и страдание заставит сочиться из каждого такого отверстия несчастной и измотанной души.
Этот фильм — он для всех и каждого, кому-то он может не понравиться, кто-то сочтет его манипуляцией, а кто-то, как я например, в течение полутора из двух с лишним часов будет пытаться выреветь вроде уже унявшуюся, но такую, оказывается, легко возродимую боль..
Не было до сей поры фильма, настолько пронявшего, настолько откровенно влезающего когтистыми лапами в самые недра дабы явить в открытую болезненные, порой неощущаемые, но всегда присутствующие мысли и чувства. Те полтора часа, которые я провела будто бы наедине с главной героиней, не замечая остальных героев, которые существовали просто фоном для того, чтобы ее выделить, почти слившись с ней и чувствуя каждой струной души все ее эмоции, сострадая и страдая каждую секунду проведенного с ней времени, опустошили и одновременно наполнили меня. Практически без остатка вынув душу, истерзав ее, бедную, обуглившуюся и несчастную внутри, вместе с тем будто поглаживая ее, этот жестокий гений бережно, как бы убаюкивая, откладывает ее, трепещущую, в сторону мол, «дорогая, полежи пока здесь, отдохни, посмотри, ведь и другие тоже чувствуют и страдают, ты не одинока».
Я не хочу даже заикаться о том, что для меня этот фильм не о любви между мужчиной и женщиной, о (не)любви матери к своему ребенку, каких-то социальных нормах, или других, несомненно важных и затронутых в нем аспектах, для меня этот фильм — об окружающем нас каждодневном безразличии, нежелании увидеть ту самую суть Человека, такую важную, такую очевидную, но такую, одновременно, безликую, видимую только сердцу, любящему бесконечно и неотвратимо, о равнодушии окружающих, порой даже самых нам близких людей, о том, что вот так вот просто можно упустить что-то важное, не заметить деталь, фатально меняющую жизнь, о чувстве вины, остающемся с тобой навечно, до самого твоего последнего вздоха, невзирая на все может и здравые, но такие далекие доводы разумной твоей части, о сострадании Человеку и человечеству.
Такие фильмы нужны, они — само порождение искусства, гения, ума и чувства, той никогда невыраженной эмоции, мысли, которую ты до конца не сможешь передать ни письмом, ни песней — ничем, это что-то витающее вокруг, до чего ты вроде можешь дотронуться, но что обязательно ускользнет, как только ты постараешься коснуться этого. Такие фильмы несомненно нужны, ведь они есть суть непознанного, сложно ощущаемого, чего-то самого сокровенного, того, что ты и сам до конца не сможешь выразить никогда и для каждого это будет свой фильм. Для меня совершенно точно таким фильмом стал этот.
11 марта 2021
«Рассекая волны» — первая часть так называемой трилогии Золотого Сердца Ларса фон Триера, в которую входят также «Идиоты» и «Танцующая в темноте».
Золотое сердце — детская сказка про слишком добрую девочка, которая раздала всем, кто встретился у неё на пути абсолютно всё, что у неё было, и она об этом не жалела. Именно эта идея женщины с золотым сердцем есть центральная тема трилогии, хотя фильмы не связаны общим сюжетом.
Бесс Макнилл (Эмили Уотсон), живущая с матерью и вдовой брата в строгой религиозной коммунне на северо-западе Шотландии, выходит замуж за работника нефтяной платформы Яна (Стеллан Скарсгард), который старше и опытнее её. Какое-то время супруги наслажаются любовью друг к другу и радостями сексуальных утех, не смотря на то, что в общине с сомнением относятся к этому браку. Но счастье супружеской жизни длится недолго. Ян становится парализованным ниже шеи в результате аварии на буровой. И с этого момента Бесс пускается в пучину саморазрушения сама того не понимая, в попытках спасти мужа от смерти.
Главная героиня предстаёт перед нами как чистая душа, которая беззаветно любит своего мужа и также беззаветно верует в Бога, которого, к которому она постоянно обращается, чтобы вернуть мужа домой с нефтяной платформы. Таких людей еще называют блаженными. И часто они оказываются непонятыми окружающими.
Она буквально готова пожертвовать собой ради того, чтобы муж снова стал прежним.
С одной стороны у нас история конфликта души и тела одной женщины, пожертвовавшей собой ради возлюбленного мужа и прошедшей путь к Богу, став мученицей. С другой стороны у нас история женщины, которая в силу религиозного воспитания и психической нестабильности по-своему понимает что нужно делать, чтобы спасти мужа и из-за его просьбы пускает свою жизнь под откос, подвергаясь презрению и осуждению от религиозной общины.
Доведенная до края простая история вызывает у зрителя чувство опустошения и несправедливости, не смотря на то, что мораль фильма заключается в том, что человека к Богу приближает любовь к другому человеку. И конец не всегда бывает счастливым. Наверное именно поэтому некоторые обвиняли фон Триера в провокативности и эмоциональном шантаже.
9 из 10
10 февраля 2021
В своём фильме «Рассекая Волны» Фон Триер всеми доступными способами старался вызвать отвращение, кажется, не только к происходящему на экране, а ко всей вашей жизни, которая довела вас до просмотра данного произведения. В ход пошли: цветокоррекция, ужасное звуковое наполнение с контрастными музыкальными вставками, внешний вид и поведение актёров, а также 3-х часовой хронометраж.
Но несмотря на алогичность сюжета и необычную стилистику, направленную на усиление эффекта, картина затрагивает очень важную и острую тему влияния авторитета на личность через призму религии.
Главная героиня — Бесс, крепко верующая девушка, соблюдающая все заповеди Бога.
И именно это строгое следование внушённым правилам приводит к полному душевному и психическому разрушению Бесс. От нее отвернулись близкие, а церковь, которой она так верила, отплатила только проклятьями.
Становится понятно, что люди, живущие в этой общине утратили реальное единство с Богом. И если лучшие из них, ощутив присутствие Божественного в себе, умирают, говорить о спасении других не приходится. Они уже мертвы, хотя живут, размножаются и свято чтут нормы морали.
Лечащий психотерапевт Бесс твердил ей: Подумай о себе, подумай, что ты делаешь!
И действительно, эта вера едва ли была отличима от шизофрении, но попытки заставить Бесс произвести переоценку ценностей и объективный анализ происходящего были тщетны.
Если учитель ошибается (а он обязательно ошибается), то чем искреннее его ученик, чем он послушнее, тем сильнее он пострадает. Поэтому, чтобы не стать героем данной картины Триера, так важно не терять здравомыслие и подвергать сомнению даже собственные умозаключения.
5 февраля 2021
«Рассекая волны», на первый взгляд — красивая история безусловной любви двух простых людей, яркий, красочный пример того, на какие страдания готов пойти человек ради своего любимого. Режиссер умело дергает за нужные ниточки и ловко передает зрителю эмоции через объёмных персонажей и живые диалоги, но что если копнуть глубже?
Если попытаться выделить какой-то общий посыл фильма, то, помимо любви, через всё повествование жирной линией проходит тема веры в Бога, тема религии. Но тут-то и кроется главная проблема этого фильма — вся эта линия полностью ломается абсурдной концовкой.
На протяжении всего фильма Ланс фон Триер как бы насмехается над религиозными людьми и над всей религией в целом. В качестве сеттинга для этого специально подобрана чересчур религиозная община со строгим, а порой неадекватным укладом жизни — женщинам не дают слово, за проступки даже родственники могут предать Вас забвению, а все действия людей должны иметь логическое обоснование одобрения Господом. Главная героиня, Бесс, будучи явно девушкой с психическими отклонениями, добавляет всему этому больший градус абсурда своими «диалогами» с Богом — на протяжении всего фильма она регулярно задает ему различные вопросы или просит совета, а потом, недолго подумав и изменив голос, сама отвечает себе фразами, которые, как ей кажется, мог бы сказать ей Всевышний. При всём этом случайные события по сюжету происходят таким образом, что всё больше и больше усиливают её глупую веру в собственную связь с Богом, в которой сомневаются все остальные персонажи фильма, да и зрители тоже (поверить что святой Господь отправляет её на поистине адские муки ради спасения своего возлюбленного, аккурат после того как сам обрек его на увечья и страдания, мне кажется по меньшей мере довольно сложным).
И тут мы подходим к основной проблеме фильма — к концовке. Вместо того чтобы продолжить насмехаться над верующими и поставить точку в абсурдном «крестовом походе» главной героини, режиссер делает крутой разворот и показывает нам настоящее чудо. И это знамение происходит уже не в голове у сумасшедшей женщины, как раньше. Это происходит в реальном мире, со множеством свидетелей. Но все еще остается шанс обыграть это знамение каким-то случайным бытовым событием, втоптав в землю возродившиеся надежды на чудо с новой силой. Но автор решает иначе, и забивает последний гвоздь в крышку гроба повествования последними двумя секундами фильма, лишая зрителя всякой возможность логически додумать это событие уже у себя в голове после титров.
Но этот недостаток ни в коей мере не делает фильм плохим. Произведение поднимает много интересных тем и заставляет нас задуматься, операторская работа завораживает, а музыкальные «обложки» к главам потрясают своей эстетичностью. И это всё то, что мы ценим в хороших фильмах.
28 января 2021
Мне очень сложно было воспринимать фильм спокойно, что, наверное, хорошо для произведения. Меня очень колебала главная героиня — очень неприятны ее проявления.
Бесс — очень противоречивый персонаж, потому что, заточенная в обязанность следовать определенным правилам по следу своей религии ее замыкало в рамки, из которых ее собственная натура лезет изо всех сил. При этом она не может отступиться от бога, в силу своих соображений, да еще с ним сама и разговаривает. У нее постоянно случаются некие припадки, в которых она полностью теряет свое прилежное лицо и выпускает из себя все накопившееся напряжение. И постоянное существование в этом волнении передается зрителю. Как мне показалось.
В результате ощущения от фильма остались неприятные, хоть приемы использованы интересно, да и само построение сюжета мне понравилось. Однако сама героиня, на которую приходится смотреть почти два с половиной часа точно не симпатизирует — отторгает своим истерическим спокойствием. Такое чувство, да еще и во время карантина, выпускает в нервное состояние нестояния.
21 апреля 2020
Действие картины, как любит режиссёр, разбито на главы, между которыми появляются клиповые заставки. Собственно, весь фильм — это рассказ о судьбе молодой девушки из строго христианской секты. Героиня фильма Бесс выходит замуж за рабочего-нефтяника, которому через неделю после свадьбы предстоит отправиться на вышку в океане. Дальше судьба начинает испытывать наших героев на прочность, во всех аспектах гиперреализма. Кто пойдёт на новые жертвы?
Этот фильм, сплошное испытание на прочность. Триер ставит вопрос: где же Бог, если внешне благочестивые совершают неблаговидные поступки, а почти юродивая героиня способна на такую жертву? На протяжении всего фильма Бесс переживает стремительный распад личности: её не интересует общественное мнение и нормы морали провинциального общества. Она ведёт диалоги сама с собой — говорит и за себя, и за Бога. Безумная, потерявшая связь с реальностью, блаженная, практически святая. Женские роли у Триера, всегда очень сильные, тщательно проработанные характеры, героиня Эмили Уотсон занимает достойное место в пантеоне триеровских образов. Уотсон невероятно достоверна, её Бесс охотно веришь, сопереживаешь, иногда хочется пожалеть, иногда — огреть чем-нибудь тяжелым по голове — эмоций реально много, нет только одного — равнодушия. И в этом есть зацепка в восприятии происходящего.
Мужская роль — Ян (Стеллан Скарсгард), стоит своим особняком. Он чертовски обаятелен, умудрён опытом, он по своему любит свою жену и готов на свои «мужские жертвы» ради неё. Здесь то мы и понимаем, что история не только о любви и самопожертвовании — она о вере в собственную независимую духовную силу. Можем ли мы управлять событиями силой мысли? Зависит ли от нас мироустройство? А общественное мнение влияет на нас? То, что мысли материалы — правда или бредовая фантазия воспаленного разума? Триер филигранно играет на жертвенности любви, тем самым задавая темп познания своего внутреннего демона, который ведёт к неумолимому грехопадению.
Признаюсь, на меня этот фильм произвёл невероятное впечатление. Он необычно обычный. Лишний раз убедился, что бывает и такая любовь.
10 из 10
Кнышов Андрей
19 февраля 2020
Общее впечатление: Каждый раз начиная смотреть ленты Триера, я предвкушаю нечто удивительное. И самое интересное, все заходит! Помню после просмотра «Антихриста», было тяжело, неприятно на душе, картина раздавила меня, и я не знала как относится к ней, спустя время я поняла, что фильм мне нравится, но пересматривать я не буду. Что касается этой ленты, теперь я в замешательстве. И даже не знаю как выразить и собрать все мои мысли в кучу, дабы рассказать вам историю о любви, религии, желаниях.
Молодая девушка Бесс (Эмили Уотсон) влюбилась в хорошего парня — Яна (Стеллан Скарсгард), работающего на буровой установке в море. Несмотря на противостояние родственников, они женятся. Бесс просит Бога, чтобы Ян всегда был рядом с ней, и Ян возвращается к ней искалеченным после несчастного случая на буровой. Что может сделать молодая женщина, чтобы ее любимый остался жив? На какую жертву может пойти?
Бог посылает испытания сильным людям, но иногда кажется что это все так несправедливо. Бесс хотела чтобы ее милый был рядом, разговаривая с Богом тет-а-тет (к слову, в диалоге Бог ей отвечает немного другим голосом, кажется иногда, что у Бесс раздвоение личности, но это не точно), девушка молилась о скорой встречи с Яном. Но что же не так? Бойся желаний своих?..
Очень сложно описать словами происходящее на экране, это лишь стоит прочувствовать, пропустить через себя. Великолепная актерская игра и необычный сюжет, вплетенная религия, самопожертвование, проблемы в воспитании и их последствия, провоцируют на самые странные эмоции. Порою я не понимаю почему именно так Триер показывает любовь, шокируя своеобразным выбором. Но режиссер мастерски подходит к своему делу! Психологически фильм давит, после просмотра будто камень положили сверху, и давит, давит. Но таков Триер…
Смотреть ли? Определенно стоит: а) если вы любите этого режиссера или знакомы с его творчеством; б) если не видели ничего у него, то в принципе можно начать и с этой картины. Но я б посоветовала ознакомится сначала с «Догвиллем».
7 из 10
6 февраля 2020
Удивительный фильм обманка, посмотрев который многие восхитятся самозабвенной и всеспасающей главной героини — Бесс, приняв ее, как пример для подражания.
В то время как запрятанный за ловушками режиссера, тащащего вас в неводе сопереживания и потрясения, единственный положительный герой фильма и действительно стоящий пример для подражания — это сестра Бесс. Не удивительно, что именно ее молитва, направленная не на утоление собственных слабостей, а на помощь другому, «спасла» и поставила на ноги «Яна».
Бесс же предстает лишь образцовым воспитанником, лучшим учеником царящей бездуховной клерикальной традиции во главе с бесчеловечными старейшинами.
Избалованная и истеричная, полностью сконцентрированная на себе и своем эго, единственно возможный продукт их воспитания, Бесс лишь очень упорно претворяет в жизнь заученные ей уроки.
И как легко поверить ложному следу автора, как просто принять торжество жертвенной любви и восхитится им, но Фон Триер явно проявил милосердие (доступное по фильму лишь сестре Бесс) оставив подсказки в виде издевательски живописных заставок и уж совсем фантастичных и нарочитых колоколов в конце.
Иисус, Магдалина, многие скажут. Талант «уметь верить», луч света в темном царстве.
Но нет же, снова обман от Фон Триера, это всего лишь фанатичная преданность, фарисейтсво и жертвенная гордыня, с которой творятся самые жуткие дела на нашей планете уже сотни тысяч лет.
Пересмотрите еще разок, если угодили в мастерски установленную ловушку от Фон Триера.
4 февраля 2020
- Почему во время службы разрешено говорить только мужчинам?
- Попридержи язык, женщина.
Очень сильный фильм, полный эмоций и биение сердца. Начиная смотреть любой фильм Ларса фон Триера, приготавливаешься к чему-то из ряда вон выходящему. Данная кинокартина «Breaking the Waves» одна из любимых мною работ этого сложного и талантливого режиссера. Ну, а главную героиню из этой истории забыть невозможно. Она как нечто неземное: чистое, светлое и теплое.
1970-ые, северо-запад холодной и ветряной Шотландии. Здесь в строгой религиозной общине живет милая и добрая девушка Бесс. Она без памяти влюбляется в Яна, работающего на буровой установке в море. Герои женятся, и Бесс так сильно не хочет отпускать любимого, но он должен уехать на работу для заработка. Каждый день она молится Богу, чтобы он поскорее вернул ей мужа — это все что ей нужно. Молитвы были услышаны, и Ян навсегда едет домой — только искалеченным из-за несчастного случая. Теперь он всегда будет с ней, и Бесс выполняет все просьбы своего прикованного к постели мужа, даже самые шокирующие. Она знает, что своими молитвами и «добрым делом» сможет вылечить мужа…
- Он будет жить?
- Да. Жить будет. Вернее, существовать.
Разрывается сердце, смотря этот драматический фильм. Фон Триер снова издевается над зрителем, окуная нас в настоящий ад, ведь все происходящее смотришь в холодном поту. Этот фильм глубже даже, чем кажется на первый взгляд, его финальную сцену забыть невозможно, и еще долгое время об этой картине думаешь, все анализируешь, прокручиваешь все мелочи и детали, чтобы головоломка сюжета сложилась.
Потрясающая игра Эмили Уотсон. Англичанка очень сильная и вдохновляющая актриса, и это верхушка ее славы — одна из лучших ролей. Бесс она раскрыла именно так, как и представлял режиссер. Находишься в неком странном состоянии, смотря, как молится ее героиня и разговаривает сама с собой. Уотсон пропускает через себя роль на сто процентов, и просто браво.
- Прости, но мне он напоминает старика, который подсматривает в замочную скважину.
- Да. Мне даже не надо ему рассказывать, как и что. У нас с Яном духовная связь.
Некоторые сцены в этом фильме настолько шокируют, что не можешь сидеть на одном месте. Психологически картина давит на зрителя с первого и до последнего кадра. Пропуская через себя эту необычную историю, как будто зрители узрели некую истину, нечто что выходит за грани воображения, и в этом весь режиссер — он гений своей профессии, и об этом его фильме можно долго говорить и очень спорно все обсуждать, в этом вся и фишка.
В мужской роли был потрясающий Стеллан Скарсгард — любимчик режиссера. Актер родом из Швеции сыграл в огромном количестве фильмов и почти в каждой ленте фон Триера. Стеллан шикарный актер, и их дуэт с Эмили Уотсон получился гармоничным и то, что надо.
- Господь наделил талантом каждого из нас.
- В чем же талант Яна?
- Он великий любовник.
Что интересно, так это то, что зрители всего мира могут снова сейчас увидеть этих двух актеров в уже культовом, новом, американском сериале «Чернобыль», который популярен во всем мире.
Этот фильм о чистоте души и жестоком, суровом реальном мире на земле, «лучике света в темном царстве», о ангелах и святых среди нас. Кинокартина лично в моем списке лучших кинодрам мирового кинематографа.
«Рассекая волны» — европейская драма 1996 года. Кино одновременно элегическое и разрывающее на части. Фильм заслуживает особого внимания и безусловно высокой оценки.
- Один раз я уже спасла его, спасу и во второй.
9 из 10
31 июля 2019
О-хо-хо, любители потрясений… Как же мало вам надо, чтобы «потрястись»… Похоже, вы горя не видели, а «кто мало видел — много плачет», как известно. В какой же благословенной стране вы пребываете, ибо «я такого угла не видал», где столь малой кровью можно откупиться от настоящей катастрофы, коей является травма спинного мозга.
Нет у меня единомышленников и среди авторов красных рецензий, ибо рефреном звучащее «своим телом жертвовать нельзя» улыбает невероятно. Полноте… Тоже мне, ценность великая — тело. Да всем, всем можно пожертвовать ради близкого человека. «Толку-то, милая, мало-малёхонько».
Присоединюсь только к автору рецензии, прошедшему через опыт борьбы со смертью. Подтверждаю и своим аналогичным опытом: сексуальные утехи — это последнее, в чём нуждается умирающий человек. Да там вообще хочешь только одного: чтобы всё поскорее закончилось — так или иначе.
Нет, не сексуальные «жертвоприношения» необходимы неизлечимо больному, лежачему человеку. Но истинный подвиг любви и милосердия их близких так некиногеничен! Ежеминутный уход, чтобы не было пролежней: массаж, обтирание, возня с испражнениями — и только тогда парализованный человек… не встанет, нет — будет просто существовать на гОре себе и своим близким. Но, конечно, если вместо этих прозаических мероприятий жена начнёт шататься по кустам, она, действительно, сможет сильно сократить страдания своего мужа — быстрёхонько отправив его на тот свет. Но зачем же зрителю думать о прозе жизни, кому она нужна? А вот я хочу поклониться всем, несущим свой крест в непрестанной заботе о своих тяжело больных близких, потому что только их каторжный труд и есть свидетельство любви и самопожертвования, тем более в нашей «социально ориентированной» стране, где ты остаёшься с такой бедой один на один. Хорошо, если семья большая и дружная, потому что совместить НЕПРЕРЫВНЫЙ уход с добыванием средств к существованию — одному абсолютно невозможно. А врачи что: дыхание-сердцебиение восстановят — а дальше сами, как хотите, медицина бессильна. Это только вокруг киношной Бесс идёт такая кипучая деятельность, чтобы дать ей возможность маяться дурью…
Для меня этот фильм — настоящий плевок в души людей, оказавшихся в подобной ситуации, настоящее глумление над горем неизлечимо больных и жертвенным подвигом их близких. «Романтики» возразят, что подвиги, они разные бывают, и жертва Бесс не была напрасной, судя по результату. Но вот какая неувязочка: мы не сказку «Аленький цветочек» смотрим, история Бесс претендует на реальность, а в реальности спинальник (пациент с травмой спинного мозга) не встаёт… А от Триера мы ждём только правды, за неё мы его и любим, за правду и бескомпромиссность. Триер — как заботливый, но строгий родитель, не потакает нашим самообманам, сурово срывает с нас розовые очки, отнимает костылики иллюзий и отправляет нас в жизнь только с одной опорой — верой в свои силы. Ведь задача хороших родителей — не сюсюкать над детишками до их пенсионного возраста, а научить их жить в жестоком (что поделаешь) реальном мире. И основной лейтмотив произведений Триера — бесперспективность «благих намерений» — гениально раскрывается в невероятно стильной «Европе», пронзительнейшей «Танцующей в темноте», мощнейшем «Догвилле», но на удивление неубедительно звучит в «Рассекая волны». Возможно, явная реалистичность ситуации мешает мне предаться философским обобщениям, а вот притчевая форма «Догвилля» и «Мандерлея» позволяет автору легко оперировать идеями, не отвлекая меня на конкретику жизни, в которой «так не бывает».
Кстати, в «Рассекая волны» неубедительна не только конкретика жизни — с идеями здесь тоже прям беда. Помимо любовной истории, предназначенной для особо впечатлительных, здесь имеется и смысловой пласт для «особо умных» — антиклерикальный. Желание разоблачить и покарать фанатизм и лицемерие священнослужителей у Триера так велико, что он не замечает, что этот велосипед не изобретён уже только ленивым. Любой учебник истории за шестой класс так наглядно живописует всё это, что мы с детства ошарашены и кострами инквизиции, и охотой на ведьм, и т. д., и т. п. Впрочем, отрицательный образ священника — такая же вечная тема, как любовь и смерть, и право на существование имеет. Но это должно быть сделано тонко и талантливо, а та лобовая атака, в которую идёт Ларс фон Триер в этом фильме, вызывает только усмешку. Пламенная речь, которую Бесс толкает в церкви, даже для мало-мальски сведущих людей — полное ни о чём, для верующих же — кощунство. Бог-то простит, это понятно. Грех на Бесс только один: уклонение от своего истинного долга — заботы о муже. Но Бог опять же простит: «Это его работа».
Не ожидала от себя, что смогу замахнуться красным фломастером на автора великого «Догвилля», причём, не воздав должное «Догвиллю» отдельной зелёной рецензией. Но «Догвилль» — это такая глыба, к которой и подступиться страшно: слишком несопоставИм масштаб творения и «рецензента». А тут — какое творение, такой и рецензент. Жаль. Я бы предпочла продолжать благоговейно взирать на Триера снизу вверх, но долг перед людьми, являющими НАСТОЯЩИЕ чудеса любви, доброты и преданности, не даёт мне смолчать.
2 из 10
9 января 2019
У нас в университетском киноклубе заканчивается цикл «Насилие в датском кино». Я на него почти не ходила, потому что тема не очень близка. Однако друзья уговорили меня посмотреть один из последних фильмов — Breaking the waves с харизматичными Эмили Уотсон и Стелланом Скарсгардом.
Никогда бы не подумала, что мне понравится фильм Триера, от китча «Танцующей в темноте» которого я плевалась! Казалось бы, целых 149 минут следить за страданиями женщины, которая слегка не в себе, не очень увлекательно, но меня буквально затянуло внутрь экрана, этой нелепой, жалкой, но по-своему величественной судьбы и истории, разворачивающейся на равнодушных ко всему просторах ветреной изумрудной Шотландии.
Это история о героине настолько искренней, по-детски чистой и незамутненной, что людям проще считать ее скрытым шизофреником. Но если подумать, что плохого в том, чтобы вслух разговаривать с богом внутри себя, отвечая на свои же реплики от его имени? В каком-то смысле это дар — ведь ты никогда не остаёшься один. Это притча о силе веры, о великой, почти библейской жертвенности во имя любви. Не романтической и сентиментальной, но той самой любви к ближнему своему, в данном случае к покалеченному, обездвиженному мужу, балансирующему на грани жизни и смерти. Жертвенность по Триеру — грешить ради любимого человека, ради того, чтобы ему стало хоть немного лучше.
Концовку можно рассматривать с двух сторон, как я люблю — можно поверить в суеверие и чудо, а можно списать на совпадение. Но разве совпадения — не те же чудеса?
Тяжёлая, горькая лента, парадоксально оставляющая после себя тихий свет в душе и веру в то, что кто-то наверху нас все же слышит, пусть порой так жестоко с нами обращается. И музыка в фильме замечательная: на фоне разделяющих историю по частям заставок суровой Шотландии — Дэвид Боуи, Род Стюарт, Леонард Коэн, Элтон Джон и другие.
16 октября 2018
Сюжет: Молодая девушка Бесс из отдаленной религиозной общины на северо-западе Шотландии влюбилась в парня Яна, работающего на буровой установке в море. Несмотря на противостояние окружающих, они женятся. Медовый месяц заканчивается и Яну нужно лететь на вахту в море. Бесс очень тяжело переносит разлуку, не мыслит жизни без Яна, впадает в истерики и ступор. И тогда она просит Бога, чтобы Ян всегда был рядом с ней, и Ян возвращается к ней искалеченным после несчастного случая на буровой. Он почти полностью парализован ниже шеи и шансов на полное выздоровление мало. Конечно же, такое событие и положение дел полностью меняют «расстановку сил» и мировоззрений в их жизни. Ян начинает просить её делать эммм… не совсем нормальные вещи, которые идут вразрез с её понятиями о жизни. Она поначалу сомневается, но потом идёт этим путем, веря, что делает хорошее дело слушаясь своего мужа и веря, что это поможет ему выздороветь. Ни к чему хорошему это не приводит в итоге.
Примерно год назад я посмотрел фильм Ларса фон Триера «Догвилль» с Николь Кидман. Мне он очень понравился: фильм очень депрессивный, тяжёлый, полный безнадеги, но сильный. Собственно, этот фильм очень похож на «Догвилль». Ну оно и понятно, один режиссер, один стиль, похожие темы, которые режиссер исследует.
Первая половина фильма мне понравилась, больше чем вторая. Наверное, потому что вторая как раз тяжелая и, так скажем, не совсем адекватная. Ну, то есть как бы я понимаю, что хотел сказать и показать режиссер, но он слишком уж закручивает гайки и утрирует. Ну, просто смотришь и говоришь: ну, дура, пипец. Подобное было и в «Догвилле». Снова какая-то баба с очень странными мировоззрениями и странным рабским просто-таки до смерти подчинением. Как собака, которую бьешь вплоть до смерти, а она все равно тебе подчиняется, смотрит на тебя печальными глазами и терпит до конца. Снова псевдодокументальная неспешащая съемка, которая играет на руку, ведь фильм получается от этого довольно жизненный. Снова спорная концовка. Снова темы секса, эгоизма, непонятной доброты и самопожертвования на грани раболепства. Тем не менее, фильмы разные. Темы, направление и мораль вроде как бы правильные, но, повторюсь, уж слишком в абсолют он возводит всё это (включая религиозные отсылки в конце фильма).
Фильм далеко не всем понравится. Кого-то оттолкнет документальная манера съемки. Кому-то не понравится очень неспешащий темп картины и человек выключит или даже уснет. Кому-то не понравится сероватая блеклая цветовая гамма и реалистичность/жизненность некоторых эпизодов (тут даже не раз покажут мохнатый мужской неэрогированный член). Кому-то не понравится тяжелая тематика. Однако это далеко не «Реквием по мечте», «Груз 200», «Лиля навсегда» и т. п. Так что посмотреть вполне можно, и даже сделать выводы и поспорить/обсудить некоторые аспекты. Тот, кто досмотрит, равнодушным не останется точно. Я очень не решался выставлять оценку этому фильму. То мне казалось, что фильм сильный, мощная драма, то я считал, что женщина делает глупость и религиозные аллюзии тут ни к чему и неправильные, в общем я остановился на 8 баллах. Хотя бы потому, что «Догвилль» у меня получил 9, а этот фильм всё же чуток хуже его.
Хочу также отметить, что фильм получил несколько престижных наград разных фестивалей, в том числе и Оскара за лучшую женскую роль. Согласен, Бесс у Эмили Уотсон получилась своебразная. Этакая тепличная верующая девочка не от мира сего со странными полудетскими ужимками. Интересный вышел персонаж и сыграла хорошо. В принципе другие актеры тоже вполне на уровне.
Резюмирую: тяжёлый, но сильный фильм с довольно оригинальным сценарием.
Кому не стоит смотреть: кто не любит тяжёлые, неспешные фильмы в серой цветовой гамме, документальную и естественную манеру съёмок.
8 из 10
15 мая 2018
Ларса фон Триера часто называют скандальным режиссёром и это действительно так. Но его провокации создаются не столько ради самого скандала, сколько ради обличения тех или иных пороков общества. И получается у него настолько убедительно, что смотреть фильмы пророй действительно больно. Ведь несмотря на излишнюю театральность формы в них на редкость жизненное содержание.
В Рассекая волны мы наблюдаем за девушкой по имени Бесс и за её моральным падением происходящим ради мужа. Было интересно увидеть как Триер подаёт её супружескую измену чуть ли не как выполнение библейского «почитай мужа своего». Думаю мало кто из авторов в принципе задавался вопросом моральной допустимости измены если супруг стал инвалидом. Всё таки это неприятная и явно неоднозначная проблема которая в этом фильме ещё и подаётся через призму забитости и религиозности главной героини.
Мне очень понравилась актёрская игра большинства героев этой картины. Она по скандинавски сдержанная, можно даже сказать скупая на эмоции, но при этом очень искренняя. Особенно сильным вышел конечно же образ самой Бесс воплощённый на экране Эмили Уотсон. Изменения её характера происходящие в течении ленты поданы предельно аккуратно, мы всегда видим чего ей стоит решится на тот или иной отчаянный поступок.
Очень непростой и неоднозначный фильм, именно поэтом после его просмотра так интересно читать диаметрально противоположения мнения о его героях и их поступках.
7 из 10
24 сентября 2017
Ларс фон Триер одновременно талантливейший режиссёр и жестокий манипулятор. Снимая «Рассекая волны», он хотел одного: искупаться в зрительских слезах.
Как он добивается своей цели? Очень просто: а) выдумывает чудовищную историю; б) делает вид, что у него не фильм, не художественное произведение, а сама Жизнь. Триер отбирает эпизоды с поразительной точностью, некоторые просто вырваны из той самой жизни. Далее — актёрский состав. Выше всяческих похвал сработала Эмили Уотсон, остальные от неё не отставали. Натуральность фильма- наполовину их заслуга. Красивые съёмки, музыка, грим? — нет! У фон Триера — Жизнь, какие могут быть украшения?!
Фильм делится на две части — тёмную и светлую, с незаметным переходом между ними. Меня как будто плавно опускали на холодное, безнадёжное дно, твердя при этом: смотри и плачь, смотри и плачь, смотри и плачь! И я, как последняя овечка, рыдала в конце. Игнорируя чувство опустошённости и ненависти, я сквозь слёзы пыталась разглядеть в «Волнах» черты великого кино «не для всех».
«Настоящее искусство — это не то, что хорошо выглядит, но то, что меняет нас» (Рой Адзак). Фильм «Рассекая волны» не изменил меня, а задавил своей тяжестью. Слёзы, которые я пролила, не были возвышающими. Желание лишний раз доказать свою власть над зрителем фон Триер попытался прикрыть идеей жертвенности. Декорация держится, пока на плечах лежит тяжесть, а в голове — пустота после просмотра. Когда «симптомы Триера» исчезают, спасительная ширма падает, и оказывается, что режиссёр просто изнасиловал доверчивых зрителей.
5 из 10
18 февраля 2017
«Рассекая волны» — история не о чуде, которое случилось благодаря чьему-то жертвоприношению. Будь оно так, со страшной смертью Бесс можно было бы примириться, понять, что она должна была умереть и никак иначе. Но, как осадок, после фильма остаётся гнетущее чувство бессмысленности. Ян не стоил того, что сделала для него жена — такая мысль, по задумке режиссёра, поселилась во всех зрительских умах. Но совсем по-другому смотрит на мир и свою жертву (это слово, наверное, ей даже не приходило в голову) Бесс. И фильм снимался, чтобы заглянуть в её «золотое сердце». Она — христианская великомученица, целиком состоящая из любви. Она умеет верить и не рассуждать. Она вызывает восхищение, недоумение и сострадание. Эмили Уотсон предала её образ безупречно и «незаметно», то есть максимально жизненно. Это можно сказать и обо всех актёрских работах в фильме.
Меня настораживает, что не только в трилогии фон Триера, но и во всех подобных историях жертва — всегда женщина. Я не могу вспомнить ни одной, где жертвовал бы мужчина, особенно ради женщины, и не то что собой, а хотя бы чем-нибудь («миллион алых роз» не в счёт). Такая «расстановка сил» только усиливает вредный стереотип о том, что женщина = жертвенность и никак иначе. Мужчины же гораздо чаще сокрушаются, что не успели/не смогли чем-то пожертвовать и в слезах восхищаются своими добросердечными жёнами, сёстрами, дочерьми. Но Ян не дотянул даже до этого уровня. Он — хуже ублюдков с корабля, которые замучили Бесс. «Он великий любовник», — говорила бедная девочка. Для него «любовь» заключалась только в занятиях сексом. Потеряв способность двигаться, он потерял способность «любить», то есть, по словам Бесс, свой главный талант. Но его маниакальная тяга к сексу не исчезла, а превратила Яна в морального урода. Он прекрасно знал, до чего может дойти его жена, и черпал из её мучений жизненные силы. Будь Бесс поумнее, то заметила бы, что на больничной койке лежит уже не её муженёк, а чудовище.
Фильм снят великолепно. Просто и реалистично показаны отношения влюблённых, первый секс, удивлённое разглядывание девушкой тела мужчины. Я улыбалась и узнавала себя. История разделена на две половины — светлую и тёмную, с плавным переходом между ними. Хочется возмущаться по поводу тёмной: нельзя такое показывать, нельзя так давить на зрителя! Тем более, что после просмотра мне хотелось одного — забыть конец фильма и сохранить в памяти начало. И восхищаться тоже хочется — не будь этой темноты, не засияло бы так ярко золотое сердце Бесс.
3 февраля 2017
«Рассекая волны» — это классика хорошего камерного кино, которую к арт-хаусу не отнести ввиду абсолютной кассовости, к мейнстриму не отнести, потому как достаточно сложна для восприятия, да и к фестивальным лентам тоже уже не отнести, потому как сейчас её можно увидеть лишь только среди этой самой классики.
И здесь — да, на первый план, как водится у фон Триера, выходит именно что сюжет. Достаточно путаный, в общем-то. Потому как по всей мыслимой логике подобного приключиться вообще не могло ни при каком раскладе — не могла девушка с такой ментальностью полюбить подобного мужчину, с именно таким складом мышления и именно таким паттерном поведения, это немыслимо попросту.
И вот на этой браваде, невозможной, но существующей, изначально сюжет и строится. Не знаю, где фон Триер подсмотрел подобную парочку, но не думаю, что он их выдумал прям на сто процентов самостоятельно, потому как подобное нарочно не выдумать.
Дано: юная девушка, очень чопорная, очень набожная, очень, даже слишком, нежная, чувствительная и не в меру ранимая. И мужлан — вот прям в хрестоматийном понимании этого слова, вахтовик, любовь по телефону, скандалы, склоки, авторитарного типа партиархат в семье. По всему разумению человеческому это мог бы быть брак по принуждению либо по расчёту, но вот тут-то и проявляется несоответствие — нет, это брак по любви, более того, любовь героини проявляется куда более остро, нежели ответная.
Комплексом жертвы всё вышеописанное тоже назвать язык не поворачивается, потому как главной героине во всём этом кажущемся хаосе живётся весьма привольно и более чем комфортно. И, судя по всему, иной жизни для себя и не видит, и видеть, в общем-то, не желает.
И всё в этой истории идёт своим чередом, но (здесь можно провести прямую аналогию с «Полной иллюминацией» Фоера) — главный герой внезапно получает травму на производстве и оказывается прикованным к больничной койке. Это, конечно, не топор в голове (Фоер — мастак выдумывать подобное), но тоже семейной жизни не помогает.
И, равно как и в предыдущей ленте, на этом всё среднестатистическое, бытовое и понятное донельзя заканчивается. Напрочь.
Я не спорю, эта отличительная особенность девичьей натуры — продолжать любить, даже если незачем, продолжать быть преданной, даже если некому, продолжать оставаться рядом, даже если не просят, и до последнего верить в то, что всё ещё будет хорошо — даже если это совершеннейше невозможно. Да даже не девичья это особенность — это просто природа любви такая, другой, в общем-то, и нет, как ни крути и как не пытайся то отрицать.
Но фон Триер раскручивает эту тему всепоглощающей жертвенности до предела практически — главная героиня идёт на всё не ради того, чтобы быть с любимым, нет, это слишком примитивно, она идёт на всё просто для того, чтобы он жил — вне зависимости от того, будет он жить с ней или сам по себе.
Эта история очень ярко промелькивала диким, невыносимо жестоким эпизодом в «Часах» о Вирджинии Вулф — мужчина, болеющий СПИДом, чуть ли не криком кричал одному из эго главной героини о том, что он хочет умереть, потому как больше не может справляться с физической болью и не видит, собственно, никакого смысла в своём существовании — а она же упорно доказывала ему тот факт, что ему необходимо жить, потому как она без него не сможет. В итоге после очередного скандала он просто взял — и выпал из окна. Конец истории.
У героя же этой ленты возможности куда бы то ни было выпасть нет, потому он терпеливо, из раза в раз, объясняет своей жене, что пора бы ей строить свою жизнь, без него, что успехом не увенчивается.
А в дальнейшем всё сводится к вполне банальному абсурду абсолютно фрейдистского толка — главная героиня занимается любовью с другими мужчинами, а затем рассказывает своему мужу об этом, искренне полагая, что именно это поддерживает его жизненные силы.
Чёрт его дери, срабатывает. Срабатывает жестоко и мерзко — после сцены страшнейшего насилия, ценой жизни любимой, но главный герой выживает…
И, казалось бы, это прям вот идеальная история победы любви над всем миром, и здесь должны все хлопать в ладоши, но вот есть во всей этой истории одно «но», без которого фон Триер фон Триером не был бы — спасение главному герою нужно не было. И весь этот открытый финал… Он только о том и говорит, что остался герой лишь со своей пустотой, за которой ничего нет, кроме утраченного.
И по сути, всё это вот, болезненно-жгучее, воспевающее жертву во имя того, что для тебя ценно по-настоящему, оно берёт и обухом громадным разбивается о банальный вопрос — «А ты спросила для начала, нужно ли всё это твоё жертвенное и нужное тому, ради кого ты это делаешь? Да, ты спросила. А ты уверена в том, что получила искренний ответ? Нет, потому что тебе искренность была ни к чему. Так тогда какая же это любовь, когда это — банальнейшего толка эгоизм, возведённый в ранг культа? Правильно, никакой, кроме как любви к себе, завёрнутой любовно в покрывальце с надписью «мазохизм», и нет. А зачем тогда всё это было?»
9 января 2017
Второй из просмотренных мной фильмов трилогии «Золотое сердце». Достойный и весьма сильный, хотя, на мой взгляд, и уступает «Танцующей в темноте». Героиня бессознательно вызывает симпатию и сострадание. Даже у тех, кто считает её дурой. Та откровенность, с которой показаны её отношения с собой, богом и людьми! Однозначно заставляет переосмыслить значение некоторых редких качеств: самопожертвование, способность к безусловной любви, наивность.
Мне кажется, по отношению к этому фильму интересно не распутывать причины поступков героев (поскольку с этим всё довольно просто, хоть и не заурядно), а узнавать отношение людей-зрителей к персонажам и их поступкам. Люди очень неоднозначно воспринимают фильм. Такое сложное морально поведение и его обсуждение может о многом рассказать собеседникам, так что советую обсуждение фильма с близкими людьми.
8 из 10
15 августа 2016
Начну с того, что «Рассекая волны» — третий фильм Ларса фон Триера, который я посмотрела. Сразу оговорюсь, что, наверное, как большая часть людей, только начинающих смотреть авторское кино, заранее себя настраивала на то, что «это Ларс фон Триер, слышишь? Великий и ужасный! В его фильмах очень глубокий смысл, неважно, если ты будешь сидеть два часа и зевать, если ты ничего не поймёшь. Это артхаус, восхищайся. Прекрати отвлекаться, пока показывают прекрасное!» Предубеждение «я глупая, а режиссёр умный, просто до меня не всё дошло», в данном случае не сработало. И не потому, что фильм был не понят. Нет. Фильм был прочувствован, понят, насколько возможно. И даже оценен в виде первой в моей жизни рецензии. Но это все лирика. К делу.
Во-первых, нетривиальный сюжет, страсти, конечно, будут кипеть в самом конце, как, судя по всему, во многих фильмах фон Триера.
Во-вторых, главная героиня — Бэсс (актриса Эмили Уотсон), которая бросает вызов обществу, лицемерной религиозной системе, устоявшейся в городке Н., даже своей семье. Сыграть так неподдельно любовь и боль оттого, что любимого человека так быстро забирают — кто вообще придумал эту работу, если мы так счастливы вместе?? — наверное, тяжело. Это просто нужно прожить. И Эмили Уотсон жила. Детскими глазами смотрела в кинотеатре фильм с мужем, любила его, его тело, их союз. Если говорить о жертвенности героини, то она похожа на Сонечку Мармеладову.
В-третьих, конечно, порадовал Стеллан Скарсгард, который сыграл сильного мужчину, доверие к которому почему-то возникает сразу. И друзья у него хорошие. Настоящие
В-четвёртых, съемки и детали. Здесь можно много говорить, поэтому, наверное, каждый для себя выберет что-то свое. Для меня поразительным были взгляды в камеру (читай: в душу) Бэсс. Она настоящая. Она живет. И Эмили Уотсон в данном случае просто выходила за грань того, что называется актерским талантом..
Стоит ли смотреть этот фильм? Да.
О чем этот фильм? О любви. О жертвенной, об эгоистичной и потом исправившейся, о глобальной. Которой в жизни, наверное, нет. Поэтому спасибо за то, что хотя бы в фильме она есть.
14 августа 2016
Наряду с «Танцующей в темноте», «Рассекая волны» можно назвать одной из самых «доступных» картин Ларса фон Триера: обе они обладают относительно простыми сюжетами, в них нет ни нарочитой стилизованности постановок, как в дилогии «Америка — страна возможностей», ни откровенной зауми и провокационности, как в позднем триеровском творчестве, и при этом есть в наличии порядочная доза слезогонки. Примечательно, что почти в каждом положительном отзыве на «Рассекая волны» присутствуют восторженные похвалы жертвенной любви и духовному подвигу главной героини, что, пожалуй, слишком однобоко, поскольку сам фильм, равно как и его герои, куда более многогранен, чем кажется.
Практически с начала кинокартины становится очевидным, что Бесс испытывает по отношению к Яну глубочайшую психологическую зависимость, которая доходит вплоть до того, что даже лишняя минута без него становится для героини тяжелейшей мукой. Подобное чувство, как правило, никогда не бывает здоровым и губительно по отношению как к самому любящему, так и к объекту подобной любви. И режиссёр аллегорически показывает весь разрушительный потенциал такой зависимости, когда мечта главной героини о том, чтобы её любимый всегда был с нею, исполняется — правда, совсем не так, как она хотела. И в то же время Бесс заслуживает сочувствия и жалости — не только из-за того, что невольно, из благих побуждений, губит себя, но и потому, что с психологической точки зрения она глубоко незрелый человек, выросший в удушающей атмосфере «традиционного» общества, где фарисеи-священники своевольно решают, кому положен рай, а кому ад, и её чувства по отношению к своему возлюбленному — не только банальное помешательство, но ещё и попытка вырваться из тёмного царства ханжества, запретов и лицемерия, оттого она так и тянется к Яну, совершенно непохожему на её односельчан.
Местами Триер, конечно, настолько перегибает палку с количеством несчастий, выпавших на голову Бесс, равно как и с изображением её собственного безумия, что это скатывает картину если не на грань безвкусной слезовыжималки с чернушным душком, то очень близко к ней. Но, слава Богу, перехода этой грани режиссёру удаётся избежать в силу мощнейшего психологизма фильма, поразительной депрессивной атмосферы, открытой морали и финала-катарсиса. Особой похвалы заслуживает игра Эмили Уотсон: ей удалось великолепно продемонстрировать всю неоднозначность своей героини, как прекрасной в своей доброте и почти детской наивности, так и отвратительной в своей любовной одержимости.
При всей неоднозначности впечатлений, которые «Рассекая волны» оставляет после просмотра, можно смело сказать, что это хорошая и жестокая драма, беспощадная по отношению к человечеству в целом, но в то же время проникнутая пронзительной горечью и плюющая в лицо одновременно и моралистам, и прожжённым циникам.
7 из 10
3 августа 2016
У канадского писателя Робертсона Дэвиса (который гений и лишь стечением обстоятельств не стал нобелевским лауреатом) в романе «Пятый персонаж» есть героиня, которую характеризуют как «слабоумную святую». Женщина хороша, добра и бесхитростна; так буквально понимает Заповеди, так истово верит и с такой незлобивой приязнью принимает рушащиеся на нее удары судьбы, что творимые при ее участии чудеса не удивляют. Ни нас, читателей. Ни мальчишку десятью годами младше, перед распахнутыми глазами которого течет ее жизнь.
Так же, как она, Бесс Макнилл живет в пуританской северной деревне, которой подошло бы определение «жопа мира»; так же бесхитростно и неискушенно верует; столь же субтильна и чуть не от мира сего внешне и демонстрируют того же сорта невероятную мощь, когда дело доходит до истинно важных вещей. На том сходство заканчивается, Мери Демпстер верует абстрактно, Бесс Макнилл до невозможного персонифицированно.
Ее Бог с ней: вот дом, в котором живет Бог; а это община, которая часто приходит молиться в дом. в котором живет Бог; а это грешник, что был при жизни членом общины, которая часто приходит молиться в дом, в котором живет Бог. Она тоже приходит сюда — хороший дом, жаль, колоколов нет — и говорит с Господом. И Он отвечает ей. Ее же устами («когда человек говорит с Богом — это молитва, когда Бог отвечает — это уже шизофрения» — старый анекдот).
Бесс не производит впечатления шизофренички, она вообще, если честно, впечатления не производит. Мышка серая-белая-несмелая. Пока не видишь в отношениях с мужем. Эмоциональный фейерверк; совершенная свобода и раскованность; полная готовность воспринять инициативы и желания другого, отличного от себя. И, как бы сказать поделикатнее — частичное делегирование любимому божественных полномочий.
Нет-нет, она не смешивает. Зная, что ее Ян и их взаимная любовь — это дар Господа. Который может превратиться в испытание. Потребовать жертвоприношения. Вот тогда-то Бог и заговорит с ней для разнообразия устами мужа. И потребует невозможного. А дальше, ей решать.
Вы бы стали делать то, чего попросил у нее Ян? Я нет. Может потому я обычная тетка, а она мученица и святая чудотворица. Слабоумная святая. А может потому, что у меня просто другой вид служения. Мы же все такие разные. Ах да, колокола таки зазвенят.
1 июля 2016
Ларс фон Триер для меня особый режиссёр. Все его фильмы находят отклик в моей душе, что говорит о том, что Ларс служит отличным проводником для передачи проблем и чувств, свойственных многим людям.
Фильм «Рассекая волны» — начало замечательной трилогии. Он рассказывает историю любви девушки Бесс, добросердечность которой не знает конца. В самой картине часто говорится о том, что у неё проблемы с психическим здоровьем, однако на мой взгляд, это не так. Она действительно любила. Да, её поведение схоже с поведением ребёнка. Но только дети способны целиком отдаться идее, только дети умеют искренне и бескорыстно любить. Это и показано в фильме. Не даром Бесс в одной сцене говорит, что её талант — умение верить. Я бы ещё добавила, что она умеет любить так, как совсем немногим удаётся. На протяжении всего фильма я не могла отделить Эмили Уотсон от её экранной героини. Она была неподражаема в своём исполнении.
К сожалению, Ян был лишён такой способности. Он периодически ведёт себя, откровенно говоря, эгоистично, а периодически наслаждается чувством Бесс. Стоит отметить, что у Стеллана Скарсгорда отлично получилась данная роль. Он часто появляется в картинах Ларса фон Триера и всегда справляется с ролями на высшем уровне.
Фильм этот о любви, о самопожертвовании и немного о религии, которой уделяется внимание и в начале, и в конце картины. Можно также добавить, что этот фильм о дружбе. На самом деле, отыскать такую преданную и искреннюю подругу, как Додо, очень и очень сложно. Единственный человек, который не бросил бедную Бесс лежать на камнях около церкви, когда даже отец прошёл мимо.
Буду ли я рекомендовать этот фильм? Да, если Вы готовы понять и принять уникальное воззрение Ларса фон Триера на такую всеобщую вещь, как любовь.
30 мая 2016