Обещание
La promesse
7.3
7.7
1996, комедия, драма
Бельгия, Франция, Люксембург, 1 ч 30 мин
В ролях: Жереми Ренье, Оливье Гурме, Ассита Уэдраого, Катажина Хржановска, Флориан Делэйн
и другие
Игор и его отец Роже зарабатывают на перевозке и трудоустройстве нелегальных иммигрантов в Бельгию. Но однажды внезапный визит трудовой инспекции приводит к несчастному случаю с одним из нелегалов - Амидо. Игор и Роже скрывают его смерть и делают так, чтобы для всех Амидо исчез. Но с Амидо приехали его жена и грудной ребенок, у которых теперь нет средств к существованию в чужой стране. Игор дал Амидо обещание, о котором не может просто забыть.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Обещание

английское название:

La promesse

год: 1996
страны:
Бельгия, Франция, Люксембург, Тунис
режиссеры: ,
сценаристы: , , ,
продюсеры: , , , ,
видеооператор: Ален Маркоэн
композиторы: ,
художники: Игорь Гэбриел, Моник Парелл
монтаж:
жанры: комедия, драма
Поделиться
Финансы
Сборы в США: $592 543
Мировые сборы: $592 543
Дата выхода
Мировая премьера: 7 сентября 1996 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 30 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, драма

Видео к фильму «Обещание», 1996

Видео: Трейлер (Обещание, 1996) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постер фильма «Обещание», 1996

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Обещание», 1996

Братья Дарденн, последние гуманисты мирового кино (часть 1)

Почти двадцать лет работы в документальном кино как подготовка к деятельности в игровом: в 1996 году первый триумф в Канне с дебютным полнометражным игровым фильмом. Жан-Пьер и Люк Дарденн начинают здесь свой путь к мировой славе. Все их фильмы, в том числе и «Обещание», выдержанны в единой, полудокументальной эстетике, повествование плотное, события спрессованы, ничего лишнего, сюжеты поднимают в основном нравственные темы. Тем не менее, даже тому, кто хорошо знаком с творчеством Дарденн, смотреть и пересматривать их невероятно интересно. Операторская работа в «Обещании» еще вполне традиционна, по крайней мере, она не столь новаторская, как три года спустя в «Розетте». Однако оператор Ален Маркон делает все возможное, чтобы малейшие психологические нюансы поведения героев стали зримы и очевидны.

«Обещание» - кино не много не мало о том, что отношения дружбы и сострадания к ближнему оказываются порой крепче родственных уз, и иногда и полностью их разрывают. Симптоматично, что отец впервые за фильм избивает сына за бескорыстный поступок, а не за преступление. Та система отношений, которую выстраивает с сыном Роже, герой Оливье Гурме, построены на узаконивании эгоизма, любого преступного действия во имя самого себя, а жалость и любовь к другому оказываются вне закона. Удивительно, но свой истинно христианский по духу, гуманистический кинематограф братья Дарденн никогда не отягощают и не обременяют разговорами о Боге и прямой проповедью. Их фильмы, и в частности, конечно, «Обещание» самим развертыванием сюжета, нарративными доказательствами, художественными приемами показывают, что такое хорошо, и что такое плохо.

«Обещание» - их первый фильм, но уже удивительно зрелый даже не столько по мессиджу (сколько раз зрителя призывали любить ближнего?!), а доказательной базой эстетических средств выразительности (от крупных планов и документальной съемки до способности подолгу держать зрителя в напряжении в эпизодах с молчащими персонажами). Могу с уверенностью сказать, что хоть видел почти все картины этих бельгийских режиссеров (кроме самого последнего), не могу выделить в них лучшие, или худшие, - они все одинаково и по-своему хороши. Главное – они все зрелые в художественном плане концептуальные высказывания. Честно говоря, не понимаю зрителей, утверждающих, как Сергей Кудрявцев, разгромивший «Розетту», что фильмы Дарденн трудно высидеть. Лично для меня просмотр заканчивается, едва начавшись: те же полтора часа «Обещания» пролетают на одном дыхании.

Безусловно, фильм не состоялся бы не только без блестящей режиссуры и монтажа, операторской работы и удивительного сценария, в котором, как на аптекарских весах, взвешены и просчитаны все зрительские эмоциональные реакции, но и без прекрасной актерской работы Оливье Гурме и совсем еще юного Жереми Ренье – постоянных гостей на кинематографическом празднике братьев Дарденн. Слаженная работа актеров, прежде всего этого обозначенного дуэта, сначала союза, в потом и противостояния их героев – залог художественной мощи «Обещания». И пусть тема нелегальных трудовых мигрантов в кино у всех уже навязла в зубах: честно, надоело видеть, как «культурные» европейцы-негодяи мучают несчастных мигрантов. Кто нам расскажет о настоящей мафии в мигрантской среде, не щадящей своих? Разве что Сергей Дворцевой в поразительной «Айке».

Однако, для 1996 года эта тема была еще свежа, но Дарденны не откажутся от нее и сегодня: их последний фильм на данный момент «Тори и Локита» также ей посвящен. Однако, вовсе не социальная критика занимает Дарденн, начиная с «Обещания», а нравственный смысл поведения человека, испытывающего, или нет сострадания к ближнему. Конечно, в их картинах можно найти и скептический взгляд на жизнь в современной Европе, от которой страдают не только нелегалы из других стран, но и сами европейцы (вспомним «Дитя»). Однако, все же первейшим в их творчестве является гуманистический взгляд на отношения людей, постановка и решение нравственных вопросов. И как говорили мне когда-то студенты театрального факультета: «Если персонаж от сцены к сцене не меняется, пьеса плоха». В фильмах братьев Дарденн напротив, динамика развития характеров – основная черта, хотя и меняются персонажи порой не в лучшую сторону, но режиссеры продолжают верить в людей, проводя их от картины к картине через духовные мытарства.

4 января 2023

За высокой эмоциональностью действа -

за его сильно эмпатическим паттерном осталась слабообъяснённость действий гг — нет дуги характера от слова совсем. Откуда взялось у малолетнего воришки и крышевателя нелегальных эмигрантов понятие о верности слову данному одному из орудий своего заработка, пускай и трагически умирающего у него на руках? Где предпосылки, объясняющие столь резкую смену поведения? Как показаны в сюжете хотя бы зачатки общечеловеческих и христианских ценностей этого персонажа? Вот он вроде как увлекается авто-ремонтом, конструированием — работая в авто-мастерской параллельно со своим основным занятием. Положительная линия характера — но вскоре мы узнаём, что это лишь прикрытия для не нахождения в школе. Может его как-то связали с погибшим и его женщиной? Нет, разве что пубертатно-вуайеризмично. Или всех за кем подглядывал нужно спасать идя наперекор устоявшейся жизни, родне? Или проявление связи — отдача газового баллона в долг? Что-то мало для столь масштабного поворота в характере. Ведь по сути легко было вставить сцены о проявлении чувства справедливости пусть в своей среде. Или о подавленности со стороны отца — отсюда бунт. Но нет нам преподносят сладкую кашку псевдо-чуда или тотального обобщения: мол все хорошие и наступит время когда проявится данное свойство — остаётся только верить и ждать.

Вот так показывая абсолютно жизненный срез общества и «вскрывая» своим фильмом определённый нарыв на его(обществе) теле авторы в конце выводят «чудо» преображения, как некогда персонажи определённой общественной организации в картине «Праздник святого Иоргена».

5 из 10

26 сентября 2019

Тщетно бытие, или Глазами на жизнь, через монокль реализма.

Дебютный игровой фильм братьев Дарденн произвел фурор в узких кругах синемафилов, а также собрал целую плеяду призов и премий, что, в свою очередь, помогло братьям прославиться на всю Францию.

«La promesse» — фильм о потерянном детстве, трудных отношениях между родителями и детьми, непростой жизни беженцев и расовом ущемлении.

Дарденны, словно молчаливые наблюдатели с камерой, исследуют социальный строй, нравы и быт: подмечая каждую мелкую деталь в маргинальном обществе, которое их окружало в родной Бельгии. «Дарденнская камера», как монокль в глазнице у буржуазного человека, который вышел на улицу и увидел массу грязных плебеев. Похожую реальность препарируют и отправляют на суд зрителю Дарденны. Ведь неспроста их фильмы остаются с открытым финалом, чтобы зритель мог сам вынести вердикт современному европейскому обществу.

В картине отчетливо прослеживается дискриминация по признаку расы, что нисколько не удивляет, ибо даже в XXI век эта тема остается актуальной. Возможно, что общество еще очень долгое время будет истреблять в себе эту заразу, именуемую как «расизм».

Я обратил внимание, что Дарденны любят использовать в своих фильмах: велосипеды, мопеды и скутеры, словно хотят этим сказать, чтобы человек никогда не пребывал в стагнации, а всегда находился в движении, даже когда в жизни происходит тотальный адъ. У протагониста данной картины тоже имеется свой мопед, он любит беззаботно кататься на нём по городу, даже в те моменты, когда отец героя наседает с таким рвением, что любой-другой ребенок — уже давно лишился бы рассудка.

Особое внимание было уделено отношениям между родителями и детьми. Показана очень яркая асимметрия между Игорем и его отцом. Я имею в виду не внешнюю, хотя и она тоже преобладает, я пишу про ментальную и духовную непохожесть. Отец, естественно, пытается делать вид, что любит сына, но в действительности выходит, что сын ему нужен лишь как утилитарная вещь. Вы только обратите внимание, с каким пренебрежением отец относиться к интересам своего сына, даже совсем примитивно — к его работе. Парню дается шанс к обучению, но отец вырывает Игора чуть ли не когтистыми лапами из рук честного труженика и наставника автомастерской. По сути, если смотреть объективно на жизнь Игора и Роже: то отец самолично выступает катализатором для сына на стезю криминала (воровство, помощь нелегалам). Только несчастный случай, который тоже относится к криминалу, помогает Игору одуматься и начать действовать. Ну, как говорится, «клин клином вышибают».

Дарденны хотят, чтобы зритель смог вообразить, сколько подобных семей разбросанно по всему миру, где точно такие же родители (бывают и хуже), ломают судьбы своим детям с самых пеленок, прививая девиантное поведение — они порождают себе подобных асоциальных дегенератов. Вспомните «Белую ленту» Михаэля Ханеке, хотя и по масштабности фильмы разные, но паттерн всегда остается одним и тем же.

8 из 10

26 июня 2018

Поначалу очень хотелось написать, что фильм посвящен непростой жизни в Бельгии, но только я подняла руку, чтобы сделать это, в голову пришла другая мысль: фильм посвящен трудному детству, быстрому взрослению и непростому испытанию, которое суждено пройти маленькому (но настоящему) мужчине Игору.

Чтобы не тратить время на пересказ, перейду сразу к идее. На мой взгляд, она сводится к извечной проблеме выбора: пойти против воли отца или же сдержать слово, данное умирающему Амиду. Несмотря на то, что малолетний герой фильма и без того был лишен здорового детства, да и попросту жил в таких условиях, в которых не каждый взрослый выживет, мальчик всегда беспрекословно следовал указаниям отца, а, если и ослушивался в чем-то, то получал за это сполна. В сложившейся же ситуации с падением нелегального иммигранта с лестницы и с данным ему обещанием позаботиться о его семье Игору предстоит метаться между двумя огнями: дынным обещанием и повелениями отца. Сделать выбор в данной ситуации — это не украсть кошелек, подделать паспорт, «сдать» полиции «нелегалов» — это уже нечто большее. Пойти против воли отца и буквально держать в своих руках судьбу человека, к которому испытываешь необъяснимые нежные чувства и перед которым чувствуешь себя виноватым за смерть мужа — это подвиг. Напряженный, невероятно реалистичный и правдивый фильм о недетском выборе, стоящим перед ребенком.

Странно, но в этом фильме меня поразило очень многое, может, потому что, в целом, весь фильм просто поразительный. Поразило, что мальчик постоянно курит, поразило, как трепетно носит кольцо, подаренное Роже, поразило, что зовет отца по имени, как профессионально и равнодушно ворует кошелек у пожилой дамы и подделывает документы эмигрантам, как хладнокровно Роже накрывает еще живого Амиду материей и заваливает досками, поразило, что мальчику, которому еще только карты с друзьями собирать, приходится возиться в этой грязи, поразило поведение диковатой негритянки, сцена избиения Игора отцом, также сцена с буквально посаженным на цепь Роже, сцена объятия негритянки и Игора, финальная сцена перед лестницей, когда Игор таки говорит всю правду жене Амиду. Несомненно, сильный фильм. Хоть он и не требует особого мозгового штурма, хоть более или менее все понятно в межличностных отношениях и поступках, все равно после просмотра остается тягостное впечатление от этой пошлой и трудной непростой жизни и потерянном детстве такого трогательного, чуткого и доброго по натуре маленького человека.

15 мая 2011

Картина Жана-Пьера и Люка Дарденнов произвела на меня странные впечатления. Вначале мне фильм очень не нравился: он мрачен, грустен и неприятен физически. Так и хотелось его выключить, недосмотрев.

Итак, что же движет Игором? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Его действия объясняются совокупностью причин, а точнее их возможностью.

Помощь отцу в махинациях и в других противозаконных действиях Игор оказывал, наверное, из-за воспитания. В среде, в которой он вырос, это, видимо, нормально. Также, возможно, он хотел самоутвердиться перед отцом, чтобы тот им гордился. Очевидно, ребёнок вырос без влияния матери, что тоже отложило некий отпечаток.

Помощь чернокожей девушке также обусловлена совокупностью возможных причин. Это и чувство долга перед погибшим рабочим, и комплекс вины, и, даже, влечение к этой самой девушке. Режиссёрами даны лишь намёки, поэтому мы говорим только о возможных причинах. В поддержку чувства долга говорит обещание Игора позаботиться о ребёнке и девушке. В поддержку комплекса вины — не спасение раненого рабочего, а по сути, убийство. Ну, а на счёт влечения к девушке говорит неоднократное подглядывание за ее жизнью Игором, постоянное желание помочь и защитить. Что именно имели в виду братья Дарденны — мы не знаем. Но в любом случае объяснить действия мальчика одной из возможных причин трудно.

Мне кажется, что всё-таки подросток руководствуется долгом в своих решениях. Свои желания и чувства он привык игнорировать, исполняя волю отца. Он мог раз за разом пренебрегать своими интересами, прогуливать работу, терпеть побои отца, ради своих представлений о должном. Даже, если у него и были какие-то чувства к девушке, он их прятал глубоко и пытался не обращать на них внимания. Он пока ещё не научился руководствоваться своими чувствами. Может быть даже не обнаружил их в себе…

Таким образом, главный двигатель героя — долг.

7 из 10

5 марта 2011

Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, мыслил и рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое

Меня фильм впечатлил своим немногословным трагизмом и отсутствием морализаторства. Мы видим историю как сторонние наблюдатели, как ангелы Вима Вендерса с одним отличием: мы не можем читать мысли главных действующих лиц, но мы знаем о чём они думают и чего хотят по их поступкам. Я понимала, сопереживала, хотела помочь и поддержать, но могла только наблюдать за одним эпизодом из жизни мальчика-подростка, который является помощником, сотрудником, компаньоном, бесплатным работником и кем угодно ещё, но не сыном и объектом заботы для собственного отца.

Несомненная удача братьев Дарденн — это исполнитель главной роли Жереми Ренье, у которого в неполные (на момент съемки) 14 лет взгляд взрослого измотанного жизнью человека и слегка сгорбленные плечи, как будто на них лежит груз ответственности за весь мир. Почему он дал такое обязывающее многим обещание и положил все силы, чтобы его выполнить? Ответ не однозначен. Во-первых, он, не смотря на возраст, «мужичок» с сильным внутренним стержнем. Во-вторых, конкретно эта семья эмигрантов изначально очень сильно интересовала Игора, т. к. в ней было то, чего не хватало ему в его неполноценной семье: заботливая и опекающая своего ребенка мать. Отец в этой африканской семье игрок и слишком напоминает собственного отца Игора — Роже: на него нельзя положиться. В-третьих, возможно имеет место влюблённость в по-африкански красивую, статную и экзотичную взрослую женщину (эффект «Малены»). Детско-юношеская влюблённость на грани с благоговеянием, преклонением и почтением. В-четвёртых, это юношеский максимализм и долго накапливаемый эмоциональный протест отцу и его образу жизни, который уже навязан Игору. Ребенок слишком рано начал решать взрослые проблемы негуманного бизнеса и, как следствие, слишком рано и быстро повзрослел. Детское просыпается в Игоре только тогда, когда он катается на карте: глаза блестят, плечи расправлены и на губах счастливая улыбка. Но данное им обещание лишает его такой привилегии детства и делает его полноценным взрослым с обязательствами, готовым отдать всё в прошлом важное и противостоять отцу ради данного слова и новой пусть и временной семьи.

Отец мягкотел, жалок и даже в чём-то жесток. Их с сыном, как ему кажется, общая цель близка (купить собственный дом) и он готов бросить в костер этой цели всё и переступить через судьбы и жизни других людей. Кстати, эти моральные дилемы не однократно поднимаются братьями Дарден и в других фильмах (Розетта, Молчании Лорны, Дитя).

Фильм стоит посмотреть обязательно всем любителям настоящего авторского кино

10 из 10

23 апреля 2010

Потерянное детство

Один из первых игровых фильмов венценосных братьев Дарденнов. История подростка со внешностью Маленького Принца, которому пришлось слишком рано повзрослеть.

Печальная правда жизни — почти ребенок, с чуткой душой и способностью сочувствовать, Игор вынужден участвовать во всевозможных криминальных махинациях своего отца. От всех атрибутов обычной для нормального подростка жизни — школа, первые поцелуи, игра в футбол во дворе, родительская забота — у него осталось только одно — возможность мастерить из запчастей простенький карт и колесить на нем с друзьями. Игор трепетно носит ключ зажигания на шее, и тогда вновь вспоминаешь, что это еще ребенок, а не взрослый человек.

Вторая слабость этого маленького мужчины — его отец Роже, человек с абсолютно отталкивающей внешностью, трусливый по сути, которым управляют его инстинкты. Отец не обладает высокими моральными качествами и не стремится привить их Игору. Выполняя все поручения отца, Игор теряет возможность обучиться профессии механика, как он всегда мечтал. Он ворует, сдает эмигрантов полиции, лжёт. Кольцо, подаренное отцом, Игор так же трогательно носит, не снимая.

Вся жизнь Игора в руках Роже, а тот совершенно не обеспокоен ненормальностью создавшегося положения. Всё меняет обещание, данное Игором умирающему эмигранту. Теперь ему необходимо сделать нравственный выбор, который определит всю его дальнейшую судьбу…

Фильм сложный, требующий морального напряжения, наполненный грубой, неприглядной правдой о жизни эмигрантов на чужбине, их бесправности и такой же бесправности подростка, попавшего в капкан сыновьей любви.

Страшно становится от мира, в котором только слабый, ранимый и нуждающийся в любви мальчик оказывается способен противостоять всем жестокостям и найти в себе силы на настоящий поступок.

Чтобы не забывать о настоящих ценностях.

8 из 10

16 января 2010

Комедия Обещание на экранах кинотеатров с 1996 года, премьера вышла более 28 лет назад, его режиссерами являются Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Жереми Ренье, Оливье Гурме, Ассита Уэдраого, Катажина Хржановска, Флориан Делэйн, Хашеми Хаддад, Ален Хольтген, Женевьева Жоли-Провос, София Лебутт, Расмане Уэдраого, Норберт Рутили, Жан-Поль Дермон, Rifi Kythouka, Christiane Mutshimuana, Жан-Мишель Бальтазар.

В то время как во всем мире собрано 592,543 доллара. Производство стран Бельгия, Франция, Люксембург и Тунис. Обещание — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.