Клюква в сахаре
4.7
1996, комедия, мелодрама
Россия, 1 ч 6 мин
16+

В ролях: Ирина Мирошниченко, Михаил Боярский, Сергей Дьячков, Борис Смолкин, Владимир Лелетко
и другие
Актер провинциального кукольного театра приезжает попытать счастья в Ленинград. Он останавливается у своего давнишнего приятеля - актера-имитатора и большого шутника. Охотно оставив приятеля у себя в квартире на ночь, друг приглашает для гостя «девочку по вызову».
Дополнительные данные
оригинальное название:

Клюква в сахаре

год: 1996
страна:
Россия
режиссер:
сценарий:
продюсеры: ,
видеооператор: Сергей Дворцов
композитор:
художники: Мария Гришанова, Алексей Чуркин
монтаж:
жанры: комедия, мелодрама
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 6 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, мелодрама

Отзывы критиков о фильме «Клюква в сахаре», 1996

Клюква в сахаре: хроники безвременья

Я бы выделил изящную работу сценариста Рауфа Кубаева. Он смоделировал интригу, переплел судьбы практически всех участников картины и тем самым подвел все к абсурду.

Если при знакомстве одна из героинь иронизировала о примитивности индийского кино, то в итоге сам Кубаев делает все, чтобы мы вспомнили о наивных сентиментальных историях. Таким образом, автор будто сам смеется над своим творением. И вправду, разве можно поверить в реалистичность происходящего? Разве можно допустить, что вызов проститутки повлечет за собой разоблачение многочисленных семейных тайн?

Но при этом, разве ночь откровений от Рауфа Кубаева предельно реалистично рисует нам хроники безвременья. Актерский талант в одночасье оказался не востребован. Он уступает место конъюнктурной работе пародистов. Заказ проституток и покупка резиновых кукол стало в одночасье чем-то обыденным. Да и дела никакого никому нет оттого, что муж мог рассчитываться с долгами за счет оплаты за сексуальные услуги его жены, а властная мать сделала из своего единственного сына самого настоящего «слизняка». И это сильная сторона картины.

Зритель видит фарс и расслабляется, а ведь при всем этом, по своей сути лента бьет в самую точку.

Разбирая драматургию ленты хотел бы заметить еще два момента. Прежде всего — профессия главного героя. Он артист — кукольник. Его кредо создавать злободневные истории с помощью кукол. Собственно говоря, он и есть тот человек, который программирует новые миры, пусть и только на сцене. На протяжении картины он сталкивается с несколькими вызовами: ночь с проституткой, встреча со старым другом, встреча с первой любовью... И в каждой из ситуаций он ведет себя в полном соответствии со своей профессией. Мужчина заставляет «куклу» рассказать о своих проблемах, контролируя при этом ситуацию. Разумеется это много говорит о нем самом. Тут и мизантропия, и многочисленные конфликты с окружающими, и одиночество лидера...

Вторым темпом главному герою оппонирует якобы успешные персоны. Это и достопочтенная одинокая мать - сотрудница министерства, и одинокий известный товарищ в блестящем исполнении Боярского. Эти люди настолько безупречны, что им принято слепо завидовать. А тут нам дарят неожиданный отрезвляющий. Концовка также не расставляет никаких однозначных оценок. Каждому свое!

Конечно недостаточно раскручены были и третьестепенные детали. Так, гораздо больше можно было выжать из неожиданно появившегося незнакомца в окне — беглеца из соседней квартиры. Да и визит товарища с проституткой на несколько часов в квартиру к героям мог бы отозваться интересной комбинацией в финале.

Картина была сделана в малобюджетной стилистике картин Эйрамджана. Экономия на интерьерах и массовке позволяла пригласить звезд первой величины и позволить им в полной мере раскрыться. Нужно заметить, что в «Клюкве..» для артистов были созданы все условия блеснуть. И Шакуров, и Мирошниченко, и Боярский, и Марина Засухина тут показывают себя. Им есть, что играть. Из этого созвездия актеров я бы выделил небольшую, но уверенную роль Боярского. Он был как бы над ситуацией, в то же время привнося в ленту и свою харизму и помогая раскрывать других персонажей.

При просмотре этой неказистой ленты я представлял как мощно бы она выглядела при достойной операторской работе и эффектных оригинальных композициях. Если не фестивальная слава, то народная любовь фильму была бы обеспечена. Но... получились лишь «хроники безвременья», скромная циничная констатация распада нравов в 90-е.

5 из 10

13 июня 2024

Образчик своего времени

Честно говоря, давно не приходилось видеть столь беспомощного кино. Но что делать? Это как раз тот самый случай. Исключения из правил. И общий рейтинг картины, при столь внушительной актёрской харизме, был вдвойне не понятен. Как так? Сергей Шакуров — МЕГА ЗВЕЗДА. Ирина Мирошниченко — САМО ОБАЯНИЕ. Михаил Боярский — …тот самый, что Ришелье провёл с подвесками королевы, ну-ну-ну, самый главный МУШКЕТЁР Советского Союза. Разве эта троица не способна поднять «мертвеца из могилы»? Игрой, мастеровитостью, именами, наконец…? Увы-увы-увы. Не получилось. Хотя…. Если посмотреть под иным углом, категоричностью можно и не бряцать.

А с чем мы здесь имеем дело? С фильмом перестроечного периода. Страна в хаосе кооперации. Сплошная тряпичная барахолка. В котле истории так сразу и не поймёшь, что за варево готовится. То ли борщ варим, то ли уху готовы сервировать. А ингредиенты из-за отсутствия необходимого, заменяются чем попадя. То лапшой, а то и гречневой крупчаткой. Вот и наши уважаемые медийные лица мало что приобрели для увековечения своей славы данной лентой. Но времена были, как мы помним суровые, и каждый выживал как мог — играл, что давали и втискивал себя в одежонки из которых уже давно вырос. Ничего что трещало по швам, а зритель воротил нос.

Персонаж Сергея Шакурова, актёр кукольного жанра, вернувшийся в северную столицу из магаданского далека. Приют и кров обеспечивает друг сокурсник — персонаж Михаила Боярского. Он пародист и с лёгкостью переходит речами от Брежнева к Горбачёву. Благо, что голоса своих генсеков народ знает как «Отче Наш» — телевидение, радио растиражировали, совершенно затравив обывателя. И он рыбачит ими как на червя или опарыша, подсекая прожорливые косяки. Рюмка-другая за встречу, не хитрая снедь за столом, а помнишь — а помнишь пристрелка друг в друга, ностальгия по ушедшему… Но нужно бежать — срочный заказ из «рыбного места» и валютная оплата «наликом», сразу. Работа есть работа. Ничего не поделаешь. Убывает. А с чем остаёмся мы? Зрители. Куда нас поведёт режиссёрский гений? В мир эроса. Весьма неожиданно. Забавно. И как же это будет?

Здесь стоит заострить внимание на времени создания фильма. Девяносто шестой год. В восемьдесят восьмом вышла «революционно эпохальная», заставлявшая открывать от неожиданности увиденного рты, «Маленькая Вера». Следом, провокационная естеством желания красиво жить — «Интердевочка» и в тот же год «Авария — дочь мента». Советские дамы, судя по этим лентам, совершенно не горели желанием стоять у станка, надрываться на колхозной пашне. И, как говорила не безызвестная героиня Александра Рукояткина в «Криминальном таланте», 1988г., — валяльщицы мы, простые советские валяльщицы, — предпочитали совершенно иной вид заработка. Диво дивное наблюдалось в стране. Сексуальная революция с элементами перерождения. Взросление через обрушившиеся шлюзы цензуры запрета. Этими элементами и «напичкана» как иголками «Клюква в сахаре». Комедийная форма и робкие попытки обыграть, облечь в обёртку новую реальность — жизнь ночного мотылька. Дитя, но никак не львица порхает в робких подёргиваниях танца. Слова в жонглировании. Улыбка в застенчивости. И всё действо — в четырёх стенах достаточно стеснённого помещения. Как и сам кинематограф с усечённым бюджетом экономии. Что здесь примечательного есть ещё? Конечно же, персонаж Сергея Шакурова, рефлексирующий, неуверенный в себе человек, совершенно не соотносимый с СЕРГЕЕМ ШАКУРОВЫМ. Истинным. Но «потуги» выглядят занимательно и на игру «в неумелость» тоже стоит посмотреть. Время было иным, что делать — повторюсь этим ещё раз.

Путана, путана, путана,

Ночная бабочка, ну кто же виноват?!

Путана, путана, путана,

Огни отелей так заманчиво горят.

С 1991года Олег Газманов тиражировал по стране свой хит, и он также был популярен в народе как песни совершенно иной поры и иной кинодействительности. Да хотя бы Николая Рыбникова с его «Высотой», 1957г. -

Не кочегары мы не плотники.

Но сожалений горьких нет как нет.

А мы монтажники высотники да.

И с высоты вам шлем привет.

Трепал нам кудри ветер…

Каков контраст, однако….

Итак, перед зрителем жизнь конца ХХ века. Рождение новой страны. В муках и боли. И кино тех лет имеет свою неповторимую, тоже достаточно необычную колористику. Вот через эту призму и стоит воспринимать припудренную сладким но терпкую кислотой ягоду. Клюква в сахаре.

7 из 10

За дух времени.

15 сентября 2018

Комедия Клюква в сахаре на экранах кинотеатров с 1996 года, премьера вышла более 28 лет назад, его режиссером является Александр Полынников. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Ирина Мирошниченко, Михаил Боярский, Сергей Дьячков, Борис Смолкин, Владимир Лелетко, Анатолий Журавлёв, Марина Засухина, Сергей Шакуров, Н. Обух-Швец.

Страна производства - Россия. Клюква в сахаре — имеет рейтинг ниже среднего, который равен ниже, чем 5 балла из 10. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.