Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Кайдашева семья |
год: | 1996 |
страна: |
Украина
|
режиссер: | Владимир Городько |
сценаристы: | Александр Сизоненко, Иван Нечуй-Левицкий, Владимир Городько |
видеооператор: | Михаил Мураткин |
композитор: | Владимир Шумейко |
художник: | Александр Вдовиченко |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 18 мин |
Возможно, я покажусь слишком категоричной, ну и пусть. Я не хочу обижать ни актёров, ни автора сценария, но, честно говоря, меня экранизация моего любимого сочинения разочаровала! Мало того, что сюжет перекрученный, так ещё и актёры персонажей изуродовали. Я уже молчу про то, что некоторые эпизоды выдернуты с совершенно других сочинений.
Сюжет. С самого начала я поняла, что фильм моих ожиданий не оправдает.
История должна была начинаться с того, как Карпо и Лаврин рассуждают о девушках назло отцу. Начался же фильм бог весть с чего.
Персонажи. Больше всего претензий у меня к персонажам. Чета Кайдашей не всегда правдоподобная. Это по идее должны быть сварливые, скандальные люди, а здесь от них исходит… доброта какая-то, позитив. А сыновья и невестки — вообще отдельный разговор. Карпо — по сути импульсивный, агрессивный парень. И без усов, а тут вообще Николай Васильевич Гоголь какой-то. И совершенно безэмоциональный, неяркий.
Лаврина полностью испортили и вместо второстепенного героя сделали главным (а главным-то Кайдаш должен быть!). Лаврин должен быть мальчиком-красавчиком, с приторной внешностью, с мягким и нежным характером. А я увидела на экране какого-то цыганоподобного мужлана с серьёзным лицом и грубоватым голосом. Дальше — Мотря, жена Карпа. Это должна быть хамка, грубиянка, а тут какая-то спокойная, добрая… Как так можно было додуматься такую колоритную героиню испортить?! А Мелашка-то, Мелашка!.. Я ожидала её увидеть на экране весёлой, приветливой, а увидела какой-то деревянной, сухой, вообще никакой! Факты действительно перекручены: она не рожала одна в Киеве. Она родила сына, когда вернулась.
Порадовало присутствие моей любимой героини — Балашихи (матери Мелашки). И то её мало показывали. Ещё очень расстроило отсутствие родителей Мотри — Довбышей. Как по мне, то они обязаны быть!
В общем, я тоже ждала гораздо большего и тоже разочаровалась. Ну ладно, добавляю ещё один балл за красивую актрису, которая сыграла Кайдашиху. 8 баллов из 10-ти.
7 из 10
30 декабря 2012
Даже со скидкой на то, что кино снималось в достопамятные 90-ые (прямо скажем, не лучшее время для постсоветского кинематографа в целом, а уж для украинского и подавно), когда режиссерам уже одно желание снимать надо было заносить в большой плюс, к фильму Владимира Городько сложно не предъявить претензии практически по всем пунктам. Просто уму непостижимо, насколько одинаково, в равной мере картина недоработана во всем — сценарии, режиссуре, картинке, антураже, музыке и может чуть меньше — в плане актерской игры.
Так, у ленты изначально слишком малый хронометраж, чтобы передать на экране достаточно полно идеи действительно бессмертной повести И. С. Нечуя-Левицкого. Понятно, что сюжетные купюры при таком раскладе были неизбежны, и заметны они невооруженным глазом. Соответственно, сразу ряд очень интересных идей украинского писателя мгновенно оказались утраченными или оборванными и недосказанными. Понимаю, что такой куцый хронометраж был продиктован, скорее всего, стесненностью в средствах, но все-таки, неужели лишних полчаса так уж дорого было добавить? Лента от этого только выиграла бы.
Однако, гораздо больше испортили впечатление даже не сюжетные недомолвки, а «творческие» изменения в сюжете, внесенные непосредственно сценаристами и режиссером, а также переосмысление ими практически всех персонажей, за исключением старого Кайдаша, достоверностью и убедительностью которого мы обязаны, думаю, только гению Богдана Ступки, который сразу прочувствовал и понял этого героя с никогда не изменявшими ему интуицией и творческим чутьем, и сыграл его, как сам того хотел, в очередной раз подарив нам характерный и яркий персонаж.
Но увы, остальные до него явно не дотянули. И вина за это лежит в первую очередь не на актерах, а на сценаристах и режиссере, которые неизвестно зачем взялись заново переписывать классика.
Оставляет желать лучшего в ленте и реквизит. Ясно, что опять дала знать о себе извечная проблема финансов, но все же, считаю, «экипировать» фильм можно было бы и получше.
Не впечатляет, увы, в картине и музыка Владимира Шумейко. Ни один мотив, ни одна тема не остаются в памяти.
Наиболее точным будет, пожалуй, охарактеризовать «Кайдашеву семью» как кино, сделанное наполовину, а на вторую — откровенно недоснятое. Соответственная ему и оценка (плюс 1 балл за Б. Ступку)
6 из 10
5 сентября 2012
«Кайдашева сім`я» Ивана Нечуй-Левицкого — классика украинской литературы. Это реалистичная сатиричная повесть, раскрывающая особенности украинского менталитета, влияние крепостного права (а события, описываемые в повести, происходят примерно через пятнадцать лет после его отмены) на характеры и судьбы людей. Все герои повести получились очень яркими, запоминающимися. Я только недавно дочитала эту повесть, и впечатления ещё свежие. Садясь за просмотр этого фильма я очень надеялась, что экранизация будет не хуже книги. Но я разочаровалась.
Реалистичная «Кайдашева сім`я» Нечуй-Левицкого превращается в мыльную оперу с розовыми соплями от Владимира Городько. Нет, вы только вдумайтесь: беременная Мелашка тайком убегает на Пасху в Киев с односельчанами, остаётся там, потому что к свекрови не хочется возвращаться, устраивается в монастырь печь проскуры, рожает ребёнка и убегает из монастыря, потому что ребёнку в церкви быть нельзя. Ее муж в это время сходит с ума, как он сам выразился, с какой-то девушкой. Это что вообще такое? Это реализм? По книге же Лаврин, муж этой самой Мелашки, пошёл искать свою жену — не беременную, ребёнок у них родится позже — в Киев вместе со своей матерью и тёщей. Уход Мелашки сплотил семью, на время прекратились ссоры. Ах да, не убегала Мелашка в книге — её отпустили.
Герои были совсем другими. Лаврин был нежным, заботливым, любящим. И только в конце книге он начинает гораздо больше думать о деньгах. У господина Городько всё по-другому: Лаврин спорит с братом о том, кому какую часть поля нужно отдать после женитьбы ещё в начале фильма. Отношения между Кайдашихой и её невестками — Мотрей и Мелашкой — были более напряжёнными, чем в фильме. Некоторые моменты в книге были смешными, в фильме же я ничего такого не заметила.
Практически единственными плюсами для меня оказались талантливые актеры, украинский язык (настоящий, а не переделанный неизвестно кем и неизвестно сколько раз) и красивейшие пейзажи. Ожидала гораздо большего.
7 из 10
27 сентября 2011