Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.8 |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Сад |
английское название: |
Záhrada |
год: | 1995 |
страны: |
Словакия,
Франция
|
режиссер: | Мартин Шулик |
сценаристы: | Ондрей Сулай, Мартин Шулик, Марек Лешчак |
продюсеры: | Рудольф Бирманн, Жоель Фарж |
видеооператор: | Мартин Штрба |
композитор: | Владимир Годар |
художники: | Франтишек Липтак, Mona Hafsahl |
монтаж: | Душан Милдо |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 июня 1995 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 39 мин |
«Взгляните на птиц небесных. Они не сеют, не жнут, не собирают в житницы. И Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» Очень точно к фильму. Рекомендовали, предупредив о тяготах просмотра. Оказался очаровательно-милым. Для обозначения того, чем является герой, существует термин «кидалт» — взрослый ребенок. Тридцать мужику, а все кочует из одного учебного заведения в другое, живет с отцом, крутит роман с клиенткой отца. Ну как роман, когда бабешка сама на шею вешается и ничего тебе не стоит, отчего не протянуть лишний раз руку. А отец, надо полагать, питает его.
В один не прекрасный для Якоба день терпение папы (который тоже, в общем, не олигарх — простой закройщик) лопается и сыну предложено продать дедов сад, чтобы уже приобресть себе, куда отделиться. Это такое место, о котором герой Буркова в рязановском «Гараже» говорит: «Я за машину родину продал». Здешний малый, правда, в родовом гнезде не бывал. Папа со своим отцом был в конфликте и сына к дедушке не возил. Ну и тем более не жаль. Много за выродившийся одичавший сад и дом-развалюху не выручишь, но что-то взять можно.
И герой едет взглянуть. «Гарнизон крепости встретил нас бесприязненно». То есть, какие могли мелкие пакости обрушиться на визитера в принципе, такие и поймал. Но он не нытик и не гнилушка, и удивительно неприхотлив в быту. Вместо того, чтобы ноги в руки и перепоручить реэлторам, остается. Тычется во все, как слепой щенок. С бестолковой своей неприспособленностью пытается выправлять и… Отлаживает, чего окончательно не ломает.
А там девушка появляется. Не чета той, первой, эта на всю голову больна. И совершенно чудесная. Если есть на свете существо, импульс заботы о котором может стать катализатором взросления героя, то это она, Хелена. И ничего не складно, и нигде не ладно, а все же это концентрированная жизнь. Ярче и насыщеннее, чем имели бы они, добиваясь карьерного роста, богатства и популярности. Кто под что заточен. Для него и для нее Мир — Божий Сад, полный чудес и диковин. А сад — целый мир.
И дивная сцена с отцом. Прежде поездка на разваливающемся рыдване, который получил Якуб от нахрапистого дядьки, что вломился в сад (туда то и дело кто-то вторгается с философскими и религиозными доктринами, равно бесполезными и лицемерными). Тот был Жан Жаком Руссо: назад к природе, нестяжательство и простота, исповедь сына века. И под шумок умыкнул крепкую тачку хозяина, оставив взамен груду металлолома.
Вот за руль этого кошмара и решается сесть отец (всю жизнь, подозреваю, боявшийся испортить вещь дороже десяти копеек, неосторожным обращением — все комплексы). Впервые в жизни. И едет. А после в придорожной кафешке испанский танец под акапельное пение сына. И надравшись в хлам распевать под звездами. Красота! Ах, прежде еще они постригли друг друга почти под ноль допотопной дедовской машинкой.
Есть другое чешское кино с тем же названием, снятое почти тремя десятилетиями раньше. «Сад» Шванкмайера. По-чешски «заграда». Там буквально люди, создающие собственными телами ограду для уютного существования партийного бонзы. Кафкианский сюр. Человек, низведенный до состояния штакетины. Как по мне, пусть уж лучше пчелы, муравьи и доски забора будут живыми. А Отец их Небесный напитает их. Они ли не гораздо лучше птиц?
18 октября 2016
Эмоционально ты в «cаду» и это здорово. Даже муравьи по ногам бегают и в воздухе пахнет чуть перезрелыми яблоками! Причем в саду словацком, который отличается от французского сада в «Хорошем годе» Ридли Скота, и здесь мы не увидим голливудского нарратива, хотя истории незримо соприкасаются.
Безусловно, «Сад» Мартина Шулика постарше голливудского, но в этом саду гуляет неприкаянно тень Тарковского. Левитация из «Зеркала», ведьма из «Жертвоприношения» и машина Руссо словно сбежала со съемочной площадки «Ностальгии». А главный герой ищет дом и себя! Правда ничего не горело и обошлись без белой лошади, так что заимствования вполне допустимы. В какой то момент мне даже показалось, что Шулик продолжает шутливо спорить с Тарковским, а мы все просто подслушиваем их беседу. Но в любом случае это разговор сына с папой, и тут меня не переубедить.
Разделение фильма на главы с содержательными названиями мне показалось несколько искусственным, хотя возможно без этого фильм не удержался бы и развалился на несколько новелл. Что кстати подчеркивает сюжетные провалы или места для фантазии зрителя, называйте их как хотите. Основную слабость сюжету дает отсутствие противопоставления саду города, что не позволяет ощутить фильм полной грудью. Ведь если б не было так плохо, то разве было б хорошо?
Все же мне не удалось поверить в этот сад, а может быть я его не понял, может он только для своих, но пересматривать бы не стал. И да, при всем уважении, это не комедия! Наверное этот фильм хорошо смотреть летом на даче, когда дождь стучит по крыше, а рядом с тобой рыжая ведьма!
6 марта 2016
Эпоха перемен всегда диктует свои правила живущим и способна найти разнообразные проявления практически в любой сфере жизни. Что уж говорить про кино, которое во все времена приравнивалось к самым убойным средствам выражения общих либо частных мнений, про свою страну, например. Двадцать лет назад личным взглядом на этот счёт поделился словацкий режиссёр Мартин Шулик, избрав довольно необычную манеру и художественный язык для фильма «Сад». Появлению этой картины предшествовал распад более чем полувековой истории Чехословакии на два самостоятельных государства, изменивший не только политико-географическую основу управления, но и национальное самосознание, и это вполне достойный сюжет для художественного фильма, но Мартин Шулик пошёл дальше и снял свой фильм в абсолютно оригинальной трактовке, которую я бы назвал душевным сюрреализмом.
«Сад» — достаточно многослойный фильм. Формально это — история о семье, состоящей из отца и его сына, прежде работавшего школьным учителем и потерявшего смысл жизни, но сохранившего её вкус. С виду он вполне энергичный, ему небезразличен противоположный пол и прочие слабости, так что решение отца, отправившего своего Ганса в заброшенный деревенский домик деда с целью его продажи и покупки жилья, выглядит единственно верным решением. Дальнейшие же события напоминают не что иное, как увлекательную книгу в 14 глав, написанную на старинный манер, а роль рассказчика можно отвести кому угодно, даже самому Якобу.
Для понимания «Сада» не требуется длительно разбираться в причинно-следственной связи событий в судьбе Якоба, скорее, важно принять новые возможности, открывшие перед этим персонажем широкий и длинный путь к душевному равновесию и переосмыслению своих возможностей. Образ, переданный Романом Лукнаром, если помотреть, в самом деле внешне выглядит спокойным и флегматичным, но в душе явно нуждается в поиске ответов на свои вопросы, которые не в состоянии решить даже такие титаны философской мысли, как Руссо и Витгенштейн. На всём, что происходит с Якобом, лежит незримая рука истории маленького словацкого государства, ещё недавно крепко связанного с отцом или матерью в лице объединённой республики, вступающего в новое тысячелетие в некотором смятении от неизвестности.
Но если отбросить социально-политический контекст фильма и всю серьёзность реальной ситуации, это нисколько не упростит его целостность и где-то даже станет плюсом к общей оценке. Восприятие «Сада» как волшебной сказки по сути обманчиво, и это ясно с первых же секунд, до уровня святого не дотягивает ни один герой, а сад мало похож на райское место, да и значение самого знания как такового здесь ставится под сомнение. Комедийные элементы беснуются в тесной связи с гротеском, в воздухе витает лёгкая порочность, а фильм то и дело норовит cдёрнуть c себя всякую надежду на обретение смысла. Рецепт Мартина Шулика удивительно прост: вместо напрасных слов и высоких устремлений он предлагает сначала подумать и параллельно выявить собственную дисгармоничность посреди этого оазиса спокойствия. Если получится, велика вероятность увидеть уже другой мирок, окутанный в золотую дымку счастья и сравнить его с прежним. Мир и всё, что в нём есть — это сам человек, его устремления. Пример Якоба позволяет сравнить его достижения или неудачи и понять, в чём он был неправ.
Чтобы полностью открыть для себя весь смысл «Сада», необходимо проделать над собой определённые усилия, потому что он и впрямь иногда похож на причудливую головоломку или книгу мудрости, из которой кто-то вырвал много страниц и заменил их выдающимися, но чужими мыслями. Но, в конечном счёте, это удивительно компактный фильм, оставляющий зрителю на прощание массу ощущений.
3 июля 2015
Взрастив свои вкусы и предпочтения преимущественно на американском кинематографе довольно сложно переключиться на подобные фильмы. Кажется, такой жанр называется «магическим реализмом»: основные события сюжета могли произойти в реальности, но некоторые детали, персонажи, реже ключевые события — нет. Все это создает какую-то ауру загадочности над произведением.
В данном конкретном фильме магического не так уж и много, а вот странного хоть отбавляй: странные периодические персонажи делают странные вещи и говорят тоже о странном. Из всего этого и складывается сюжет — разбитый на главы, в каждой он представляет нескольких посторонних персонажей, которые как-то влияют на главного героя, и постепенно складывается основная сюжетная линия — о том, как 30-летний городской парень Якуб без особых стремлений в жизни приезжает в деревню и переосмысляет свое существование. Природа, любовь, магия/странности постепенно формируют человека чуть более лучшего, чем он был, об этом хотя бы свидетельствует тот факт, что он бросил свою любовницу, не стал разрушать семью.
Сам сад, такой же главный герой фильма, является обособленным от всего мира местом, это проявляется даже внешне — вокруг него одни распаханные поля, и сам он как остров, в котором есть какая-то магия, оттого здесь постоянно происходят странные вещи, появляются странные люди, оттого и меняется Якуб.
Неплохой «теплый» фильм, создающий после просмотра необычное ощущение легкости; зритель, если проникнется, тоже может измениться, подобно главному герою, хотя масштаб перемен в любом случае несравним: конечно, лучше всего побывать в подобном месте, но за неимением возможности приходится довольствоваться малым — этим фильмом.
24 мая 2015
Данный фильм является моим любимым по нескольким причинам, во первых словацкое кино, как собственно и чешское, само по себе ближе и понятней нам русским людям, ну а потом как может не понравиться эта добрая и красивая философская и жизнеутверждающая притча.
Фильм рассказывает историю молодого человека, чья жизнь кардинально меняется, после того как он усталый и с целым ворохом своих проблем приезжает из города в старый сельский домик своего деда. Приехав туда он понимает, что это место с его заброшенным и неухоженным садом — непростое, волшебное место, полное сюрпризов и загадок, которое его держит и не отпускает…
Можно сказать что фильм с первых же кадров пленит и привораживает вас своей атмосферой и душевной теплотой. Картина показывает нам контраст городского стресса и покоя деревенской жизни, с ее волшебной аурой. С одной стороны мы имеем глубокую философскую притчу, а с другой простое и искреннее кино, после просмотра которого можно получить как эстетическое удовольствие так и душевное.
Рекомендую к просмотру.
29 июля 2013
Молодой учитель Якуб после десяти лет преподавания в школе так и не добился особых профессиональных успехов. Проживая вместе с отцом, старым портным, в общей городской квартире, не будучи озабоченным устройством личной жизни и продвижением по службе, Якуб влачил бы подобное существование и дальше, особо ни о чём не заботясь, если бы старик не уговорил его отправиться в деревню и привести в порядок сад деда, чтобы затем продать его и купить на вырученные деньги собственное жильё.
В заброшенном деревенском доме Якуб находит дневник деда, начатый ещё в 1912-м году, знакомится с очаровательной колдуньей Геленой и разными странноватыми персонажами, которые представляются фамилиями знаменитых философов прошлого — от Руссо до Виттгенштейна…
Фильм построен в форме сказа и состоит из 14 глав, в которых невинным будничным ритуалам придаётся поэтическая образность. А взлетающая в финале Гелена может расцениваться как цитата из «Зеркала», однако, в отличие от сложных аллегорических построений Тарковского, образы словака Мартина Шулика подкупают кое-чем другим, а именно — пряной прелестью затейливого чародейства, и напоминают скорее магический реализм Маркеса.
Казалось, после разъединения Чехословакии кинопроизводство двух совсем маленьких стран могло «приказать долго жить», или, по меньшей мере, должно было испытывать определенные трудности. Однако этого не случилось и на очередном МКФ в Карловых Варах основная борьба за главный приз «Хрустальный глобус» шла между словацким «Садом» и чешской лентой Яна Сверака «Поездка».
Шулик хоть и не завоевал гран-при, но всё-таки покорил жюри и публику, продемонстрировав своеобразный, ни на кого не похожий авторский почерк. Более того, 33-летнему словаку удалось создать неповторимый мир, где нашлось место ярким характерам, иносказательности и волшебству.
24 декабря 2012
Удивительный фильм! Один из тех, в которых, на первый взгляд, ничего не происходит, но чем то он цепляет зрителя очень сильно. Это фильм- картина, фильм, как песочные часы.
Вроде бы простая история жизненного, не то, что кризиса, но некого периода раздумий, к которым подталкивает главного героя жизнь, а внешним выражателем становится отец. Герой приезжает в сад своих предков, который теперь достался ему. Он начинает неспешно обживаться на новом месте, приводить в порядок прекрасный уголок природы, а так же проникает в прошлое своих родственников. Именно здесь герой знакомится с прекрасной молодой колдуньей, которая помогает ему обрести душевную гармонию.
Сад здесь выступает сразу многими аллегориями. Это и течение времени, смена времен года, течение человеческой жизни. Одновременно, это райское место, своеобразный Эдем, в котором Адам живет со своей Евой в гармонии с Отцом (Небесным). Сад- широкий символ, который используется в мировой культуре во многих значениях, но в фильме Мартина Шулика никаких перегибов или недосказанностей не наблюдается. Все чрезвычайно гармонично.
Начало фильма чем- то напомнило мне творение Ридли Скотта «Хороший год»- после городской суеты, «слепой» жизни герой возвращается на родину предков, в лоно природы, чтобы обрести себя, «прозреть» и найти истинный смысл жизни. Музыка в фильме очень заметна своей исключительной гармоничностью, мелодичностью и изяществом. Опять же, некоторые темы напомнили мне саундтрек к фильму Даррена Аранофски «Фонтан». Музыка создает эффект таинственности и некой потусторонности.
Последний кадр восхищает своей красотой! Это некий завершающий идейный аккорд. Одно «но»- это уже было. Помните? «Зеркало» Тарковского. Немного в разных контекстах использован прием, и эффект от этого не уменьшается. Великолепно!
В общем, фильм «Сад» крайне красив, очень правдоподобен, но в то же время, воспринимается, как притча, способная во все времена дать человеку надежду на обретение гармонии с природой, Богом и с самим собой.
13 мая 2010
Забавно: посмотрев какой-нибудь фильм, хочется непременно приобщить к своему мнению кого-нибудь, поделиться впечатлениями и соображениями по поводу. «Вот фильм [такой-то], посмотрел [сегодня-вчера-недавно], и знаешь, зацепило, тоже посмотри обязательно»,или «Решил тут посмотреть наконец [такой-то]… ну даже и не смотри, мура полная», или так: «Вот [такое-то] очень стоящее кино, там сюжет [такой-то], поэтому это тебе точно будет интересно», etc. Но иногда встречаются такие фильмы, после которых совсем ничего никому говорить не хочется. А просто хочется все, что ты из него понял и разъяснил самому себе, в себе и оставить — в самом укромном и уютном уголке своей памяти, чтобы иногда его оттуда доставать и любоваться… и уж точно ни с кем не делится! Наверное, потому, что эти фильмы принимаешь очень близко к сердцу, а у кого-нибудь другого может быть и свое, сильно отличающееся мнение на этот счет, — не хочется рисковать. Так было и с этим фильмом — теплым и задушевным фильмом про дивный сад.
Что в этом саду, затерянном среди золотящихся пространств холмов и полей Богемии, под сводами яблоневых ветвей могут случаться странные и чудесные вещи, начинаешь предполагать, стоит ему только впервые появиться в кадре. Не знаю, как точно это выразить словами, но почти с первого взгляда становится ясно: этот сад — не здешний. И, приехав туда, главный герой — Якоб — попадает в некую метафизическую область, существующую в соответствии со своими тайными правилами, и где необъяснимое присутствует рядом с тобой и каждый день. Но не явно, не заявляя громко о себе.
В этом месте словно из ниоткуда возникают люди. Библейского облика человек с отарой овец попросил омыть ему ноги, затем ушел. Откуда пришел? Не знаем. Куда исчез? Тоже неизвестно. Растаял в полях и в полуденном безоблачном небе.
ЧуднАя девушка с рыжими волосами и пронзительными зелеными глазами, способная делать то, к чему самым лучшим определением будет «чародейство». Присмиревшая от её поглаживания незнакомая разъяренная собака. Уснувшая в её руках рябая курица. Способность писать в зеркальном отражении — точно так же, как таинственный предок записывал в свою книгу некие космографические истины. И еще такие способности, которые рационально объяснить невозможно, да, признаться, и не хочется…
В этом саду хочется спонтанно совершать странные поступки. Но «странные» — по меркам реальности за старым забором, а здесь они… как-то очень естественны и производят впечатление чего-то очень важного и очень значимого. Импозантная городская женщина, с которой у Якоба был бурный, но тайный роман,, оказывается брошенной им на пустынной остановке держа в руках ящик свежих яблок. Почему бросил? А вот что-то толкнуло. Или взять и поменять свою пусть и не новую, но все еще хорошую машину на убитый временем и плохими дорогами «Фольксваген» совершенно невнятной расцветки? Да легко, хотя партнера по обмену видишь в первый раз, и увидеть его впоследствии шансов тоже немного.
А объяснение всего здесь же, в этом же саду, в самом его воздухе, пропитанном запахом падалицы (он почти физически ощутим!). И не просто сад, а благословенный осколок другого мира, куда более совершенного, чем наш; мира, не одурманенного достижениями прогресса, висящими тяжким бременем на человеческом обществе (совсем как тот ржавый «Жук» — на своем бывшем хозяине). В том мире все просто, и притягательно в своей простоте и положительной наивности: в нем нет там нет городов с многоквартирными домами, книги написаны очаровательно-архаическим языком, муравьи не кусаются, но способны исцелять от плохих мыслей, а вокруг осталось еще так много чудес и неразгаданных тайн, что сполна хватит каждому.
И становиться жаль, что нам никогда не попасть в такой сад…
1 мая 2010
«Сад» вместе с «Не умирай, пока не скажешь, куда уходишь» — это фильмы, ради которых я долго-долго-долго не выкидывала видеомагнитофон, чтобы смотреть кассеты с ними. Потом пришло время отцифровать…
Что сказать такого, чтобы вы нашли это кино и посмотрели?…
Самое первое, что я запомнила как внутреннее впечатление от первого просмотра, это то, что необъяснимо сплелись для меня две вещи — бешеный хохот от невероятного юмора этого фильма и чистый дзен или полный «no mind» в голове…
Последнее, что хочется сказать, — улыбаешься после него долго! Еще несколько дней, а потом — всегда, когда вдруг вспомнишь ненароком… А вот почему — это как раз и есть тайна этой ленты…
30 января 2010
- У вас есть проблемы?
- Есть.
- Вы хотите об этом поговорить?
- Нет. Это такие проблемы, о которых нельзя говорить.
Мартин Шулик. «Сад»
Наверное, самый удивительный и волшебный фильм, который я видел в своей жизни. Записал его на видео совершенно случайно в 1990-е годы с Первого канала. Все были уверены, что в программе — фильм Дерека Джармена, так и анонсировали в местной газете. Поскольку стоял фильм в сетке поздно ночью, то немногие попытались его дождаться. И сомневаюсь, что кто-то дождался вообще — неожиданная продолжительная прямая трансляция какого-то выступления Ельцина сломала сетку, и фильм сдвинулся куда-то ближе чуть ли не трем часам ночи.
Терпеливо дождался, и при первых кадрах, засыпая, нажал на «REC». Утром был жутко разочарован — вместо творения «культового скандального» англичанина на кассете обнаружился фильм какого-то словацкого (!) режиссера, с картинкой, напоминающей советскую кинопленку. И посмотрел через пару дней только по той причине, что не зря же столько времени ждал, чтобы записать.
И уже через пять минут начал бояться. Потому что всегда боюсь, когда вижу такие фильмы. Потому что страшно, что не сможет он удержаться на той высоте, куда стремительно взлетел. Вот когда «Андеграунд» Кустурицы смотрел, тоже боялся. Не зря… А тут — боялся, боялся, боялся, а фильм-то и кончился. И с тех пор он — один из самых любимых, наряду с «Амели» Жене и «Фонтаном» Аронофски.
А о самом фильме говорить, мне кажется, и незачем. Это такой фильм, о котором нельзя говорить…
10 из 10
25 сентября 2009