Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Церемония |
английское название: |
La Cérémonie |
год: | 1995 |
страны: |
Франция,
Германия
|
режиссер: | Клод Шаброль |
сценаристы: | Клод Шаброль, Рут Ренделл, Каролин Эльяшефф |
продюсеры: | Марин Кармиц, Кристоф Хольх, Ира фон Гинант |
видеооператор: | Бернар Цицерманн |
композитор: | Матьё Шаброль |
художники: | Дэниэл Мерсье, Коринн Жорри |
монтаж: | Моника Фардулис |
жанры: | триллер, драма, криминал, детектив |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $873 196 |
Мировые сборы: | $873 196 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 30 августа 1995 г. |
на DVD: | 27 февраля 2014 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 51 мин |
Шаброль в шутку назвал эту картину «последним марксистским фильмом». Основной конфликт картины — классовое противостояние буржуазии и пролетариата. Несмотря на псевдогуманное отношение хозяев жизни (вполне в духе времени — на дворе XX век) к безграмотным и забитым рабам (вполне традиционно, будто на дворе век эдак XVII), на наших глазах разворачивается эпическая развёрнутая метафора картины классовой войны. Чеховское ружье, показанное нам в начале, предсказуемо стреляет-таки в конце жутковатой комедии, причём стреляет по-тарантиновски лихо. Божья кара для героини Юппер приходит незамедлительно в виде фарса: бедный кюре.
10 из 10
23 июня 2024
Если в фильме снимается Изабель Юппер, то это означает, что лента либо странная, либо совсем непонятная, либо полнейшая дичь. Данная картина относится к первой категории.
По сюжету богатая женщина по имени Катрин (Жаклин Биссет), живущая с пожилым мужем, сыном от первого брака и молоденькой падчерицей, занята поисками служанки, которые оканчиваются встречей с Софи (Сандрин Боннер). Софи производит благоприятное впечатление, она скромна и вполне расторопна. Вот только немного странновата: не может найти документы мужа, когда он об этом просит, не может прочесть надпись на упаковке, потому что плохо видит, как сама говорит. Муж Катрин поступает как вполне себе приличный человек — отвозит девушку к окулисту и даже оплачивает ей этот визит и очки, которые ей выписал доктор.
Правда, к окулисту Софи так и не пошла, купив первые попавшиеся очки с обычными стеклами в первой попавшейся лачонке сувениров. А все эти враки о зрении она придумала, чтобы скрыть тот факт, что не умеет читать. Этот момент был очень странным, потому что в последующем падчерица Катрин — Мелинда (Виржини Ледуайен) — упомянет, что, в принципе, в безграмотности нет ничего постыдного, многие люди, мол, не умеют читать. А действие, на минуточку, происходит в 90-е годы 20-го века, и как бы ну это…. в смысле это нормально — не уметь читать, французы, вы вообще о чём???
Все бы было ничего, жила бы себе семья тихо и спокойно, если бы Софи не сблизилась с работницей почты Жанной (Изабель Юппер), которую терпеть не может хозяин Софи. Что, в общем-то, не удивительно: Жанна не самая приятная девушка, которая ведет себя грубовато, вскрывает письма, прежде чем отнести их по адресу, и вообще хабалистая такая мадам. К тому же поговаривают, что она не просто так потеряла маленькую дочь, а якобы приложила к этому свою сознательную руку, убив надоевшего ребенка.
Постепенно Жанна настраивает Софи против её работодателей (вернее, подзуживает Софи, которая итак недовольна хозяевами), что приводит к ужасным, хотя и довольно странным, честно говоря, событиям. Ну вот прям это слово — «странно» — всплывало в голове все время практически каждую минуту во время просмотра. И ощущения в итоге остались тоже странные. И сказать определённо, понравился ли фильм или не понравился, тоже не могу. Могу только заметить, что первой мыслью после начавшихся титров была: «Это чо щас было и вообще чо к чему зачем и почему?»
7 октября 2020
Это шедевр. Говорю честно, если вы хотите разнообразить свой пятничный вечер чем то острым и не форматным — вам сюда.
А начинается все максимально просто, и уж точно ничего не предвещает такой концовки. Провинциалка Софи устраивается домработницей к зажиточным буржуа, ну знаете — муж зануда-карьерист, обеспеченная жена на всем готовом, от нечего делать открывает галерею, детишки у которых впереди счастье и успех.
Но…
Но на пути нашей Софи появляется «пятый персонаж» — Жанна. Инфантильная женщина, носящая короткие юбки в ветреную погоду. Тут то и начинается веселье двух асоциальных элементов.
Без дураков, Клод Шаброль снял блестящий фильм, с острым социальным и психологическим подтекстом, смог столько насобирать во вроде бы банальной истории. Конфликт закомплексованной личности, накопившаяся злоба, неравенство, унижение. А как снято замечательно, все емко, без лишних сцен. И конечно шедевральная концовка.
Прекрасный, удивляющий фильм, настоящее кино!
9,5 из 10
20 марта 2018
Фильм не очень приятный, но интересный. Даёт почву для размышлений. Мне очень важным для понимания сути этой истории показался разговор между членами семьи Лельевр, когда мать сообщает им, что нашла новую служанку. Они обсуждают ее не как человека, а как предмет. Плюсы и минусы предмета, внешний вид, пользу. Обсуждают почти как покупку стиральной машины или телевизора. Для меня этот фильм, в первую очередь, не криминальная история, а история об отношении богатых и власть имущих со своей рабочей силой. Да, рабства нет и плетьми не бьют, но и за человека тоже не считают. И все их, якобы, доброе отношение, вроде визита к врачу — это не доброта, а что-то вроде техобслуживания для машины, просто практицизм и ничего душевного тут нет. Для человека со здоровой психикой такие отношения были бы просто неприятны, но для Софи это превращается в постоянный стресс, который ее нездоровая психика не выдерживает и идет в разнос. Для неё неграмотность — это страшная и постыдная тайна, которую она старается оберегать ценой неимоверных усилий. И раскрытие этой тайны, да еще и людьми, которые, в принципе, ей очень неприятны ведет к трагической развязке.
15 декабря 2017
Еще один фильм моего любимого режиссера. Мое французское кино. Умеет все-таки Сандрин Боннер заставить зрителя, то чувствовать к себе любовь и восторг, то откровенную неприязнь, как, например в фильме «Церемония преступления». Бездушная машина, бесчувстенное существо, моральный урод. Кто воспитывал эту женщину?
Вначале я решила, что это драма о разных социальных слоях общества, но героиня Боннер, кажется ненавидит не только своих хозяев, но и всех остальных людей. Убить родного отца, потому что от него «воняло мочой`что может быть чудовищней?
Неприязнь у меня вызывает и семья Лельевр. Да они, конечно не способны на убийство как Софи и даже хотят ей помочь, записывают на прием к врачу, но она для них прислуга, нечеловек. Их презрение и чувство превосходства ощущается очень остро. Жаль мне в этом фильме по-настоящему искренне дочку Лельевер-она искренне хотела помочь Софи научиться читать. Но Софи-монстр в человеческом обличье и понять желание постороннего человека искренне помочь ей она не в силах. Беременность дочери для главы семейства воспримется как нечто постыдное, нарушающее их ровный, размеренный ритм жизни. Это плохо, ужасно. Все должно быть ровненько, правильно, безопасный секс, просмотр оперы всей семьей.
Софи внешне не разговорчива, без каких-либо эмоций, но черный ад ее души, эта трясина, тихая безмолвная ненависть ущербного человека заставляют задуматься над ее психологией. И в то же время она хитра отнюдь не глупа, а это уже страшно.
Фильм смотрится легко, на одном дыхании, но развязка все расставляет по местам. Тихий шок, как выстрел с глушителем. Браво режиссеру.
10 из 10
17 сентября 2016
Иногда тянет подумать о сути вещей, переосмыслить что-то. Но в остальное время мы склонны упрощать окружающее, дабы красивее уложить это в голове.
Так и живем, в бесконечной череде иллюзий.
В этой картине нам рассказывают о том, почему надо почаще заглядывать за кулисы происходящего.
Добропорядочная семья со всеми вытекающими нанимает себе гувернантку, девушку тихую, но исполнительную. На первый взгляд, она — воплощение мечты хозяйки дома. На второй — девушка со странностями. На третий — бомба замедленного действия. А в действие ее приводит встреча с не менее странной соседкой по городу. Когда эта смесь начинает бурлить в стакане, до нас доходит, насколько роковыми бывают отдельные встречи. Жить бы им так до конца дней своих, подбешивая окружающих. Но они встретились, и беде не миновать.
Одна из них никогда ничего не знает, даже как читать, прям готовый сосуд для чьих-то безумств, вторая — идеальное для него наполнение.
Это хороший созерцательный фильм. Размеренность развития ситуации создает эффект подглядывания за героями.
Ощущение фарса назревает очень тянуче и достигает апогея в самом конце. Грань между невинным баловством и преступлением настолько стирается, что во время титров сидишь и ничего не понимаешь.
А потом начинаешь понимать. Что странным все это кажется именно мне, здесь и сейчас. Что сложно осознать, насколько же другой человек может оказаться рядом. Кто и как воспитал его и какие ценности вложил. Какие травмы и недуги кроются за его сдержанной вежливостью. И что ты получишь, ненароком задев больную кнопку его создания: колкий взгляд или… пулю.
7 из 10
20 января 2016
Твоя родственная душа может оказаться совсем не тем человеком, которого ты осознанно ищешь. Так произошло и с бесстрастной Софи, молодой горничной. Сначала персонаж представлен зрителю, как вполне обезличен. Тем самым, автор стимулирует нашу фантазию строить себе догадки и формировать образ этому человеку. Но не все так просто, вот чего-то не хватает в Софи. Изначальная сдержанность подразумевает взрыв внутри, а каждое ружье обязательно должно выстрелить. Так все и произошло. Спокойная примерная Софи находит себе сумасшедшую по дружку (а не по образу и подобию ли?).
Постепенно отношения персонажей укрепляются и формируют красочный дует. Сначала мы даже и подумать не могли, что они настолько подходят друг другу. Где-то еще в начале у нас были сомнения, как относиться Софи к поведению Почтальёнши? Осуждает, повинуется, смиренно терпит или безразлично принимает? В дальнейшем оказалось, что не только безразлично принимает, а и заинтересовывается, находит смысл, черпает удовольствие.
Это был первый мой фильм Клода Шаброля и достаточно хорош, чтобы посмотреть все его работы! Драма настолько отработана, что хочется упиваться еще и еще.
12 апреля 2015
Преступление совершается как что-то обычное, будничное, само собой разумеющееся. В любом преступлении должен быть мотив, но здесь все сложнее. У преступника — ущербная психология, он не способен мыслить как обычные люди. Ну нельзя убить кучу народу, только из-за того, что тебя увольняют, из-за болезненного самолюбия, что узнали, что ты неграмотна, что тебя якобы притесняют. И в фильме дается понять, как становятся преступником: из-за физической ограниченности или из-за ненаказанности.
Служанка была дефектна и физически и психологически. Наверное, отца убила только из-за того, что ей был неприятен запах запущенного человека. А почтальонша раз совершив преступление оказалась отпущена без наказания, что укрепило ее в мысли, что можно творить все что угодно. У обеих болезненное самолюбие, желание возвыситься над остальными людьми. Комплекс Раскольникова и Брейвика.
29 декабря 2014
Сейчас на КиноПоиске посмотрел фильмографию Клода Шаброля и лишний раз убедился, что с творчеством этого режиссёра был не знаком, не считая виденного пару дней назад фильма «Церемония». Но почин сделан и я думаю не погрешу против истины если скажу, что в дальнейшем планирую просмотр картин этого французского маэстро.
Не стоит за неспешным начальным повествованием, бросать просмотр этого фильма, ибо внутренне зритель держит в уме интригу и ждёт определённых событий. И терпение его будет вознаграждено. Другое дело, как расценивать произошедшее. Тут может быть масса вариантов и масса мнений, каждый пренепременно увидит что-то своё.
Встречаются в кафе две симпатичные женщины. Одна постарше, другая помоложе. Визит носит деловой характер. Та, что постарше, Катрин (Жаклин Биссет) назначила встречу молодой девушке Софи (Сандирн Боннэр) с тем, с тем, чтобы нанять её в свой дом служанкой или гувернанткой, не суть важно. Софи согласно на предоставленную работу и тот круг обязанностей, что вменила ей Катрин. Но изначально мы видим, что у с Софи что-то не так, есть у неё какая-то тайна. То, что она неграмотна и не умеет читать, зритель узнает практически сразу, но это ещё не тайна. Тайна будет много позже, когда случай сведёт её с почтальоншей Жанной. Вот тогда-то и закрутится карусель. Жанна (Изабель Юппер) даст прикурить всем и вся особенно главе почтенного семейства, вскрывая его почту. Ну, а что будет потом, безусловно достойно просмотра.
Не могу сказать, что фильм шедевр, но определённую смысловую нагрузку, картина Клода Шаброля несёт. Как сыграла Сандрин Боннэр? Фантастико! Настолько идеальное попадание в образ, просто высший класс! И Юппер и Биссет отыграли неплохо, но Сандрин! Одна из лучших её работ в кино и заслуживает, как внимания, так и признательности. А финал, если при появлении титров, не выключать, просто блестящий. Спасибо мсье Клод, за фильм!
9 из 10
18 августа 2014
Потрясающе. С самого начала чувствуешь какую-то неуютность, жутковатость. В фильме ничего лишнего, все по-настоящему.
Сначала у меня возникает такой вопрос: Почему, все, черт возьми, обвиняют семью? Разве они делали что-то, чтобы подавить ее личность? Они наоборот способствовали тому, чтобы Софи развивалась, ездила в город, получила очки. По-сути, она сама испортила отношение с ними. С самого начала фильма мы видим главную героиню, ее походку, после ее лицо, потом глаза, сколько в них какой-то волчьей испуганности, замкнутости. Она тихо приходит в их дом, зарекомендовывает себя, так, что ее считают сущим ангелом, и все время заботятся о ней, так или иначе, как о члене семьи. Была такая фраза в фильме про подругу Софи: «Ей все обо всех нужно узнать.» почему? Может, потому, что своей жизнью, она не очень довольна? Стоит выкроить место и для этой странной, почтальонши, которую, шикарно сыграла Юппер. Ей, к слову, не в первой играть немного неуравновешенную и малость агрессивную женщину. Постепенно, подгибая, и подстраивая Софи под себя и свое мнение, она теряет страх и последние капли тактичности. Захлебываясь своей завистью к этой мирной, и милой семье, она распускает слухи и читает их почту. Когда они ехали в дом, якобы за вещами Софи, она произнесла «Если бы я имела все, что имеют они, у меня бы в жизни было бы все, так, как я хочу.»
Почему хозяева дома забили тревогу? Посудите сами, вы просите о помощи свою дом работницу, а она бросает трубки, не открывает двери, хамит и обвиняет вас в том, что из-за вас она разбила кружку (!) Это из серий «не говори мне под руку». Она начинает сама жить не своей жизнью, подслушивает чужие разговоры и как будто пытается во всем следовать примеру своей лучшей подружки. На это еще влияет ее безграмотность, а вернее стыд, за это, и все мысли, которые внушала ей ее подруга, начинают постепенно якобы материализоваться в глазах Софи. Просто рядом с ней был такой человек, который мог и знал на какие слабые точки надавить.
Что не так сделали хозяева дома? На самом деле ничего. Их беспокойство оправданно. К вам по вечерам тайно приходит неуравновешенная женщина, любящая скандалы, унижения, и якобы занимающаяся благотворительностью. Хотя, по-моему, это было лишь жалким прикрытием. Конечно, если вы в здравом уме, вы попросите дом работницу не приводить сюда эту женщину, своевременно сказав, что ее личная жизнь, это ее личная жизнь. Т. е буквально, встречайся с ней где хочешь, только не здесь. И почему же это так затронуло Софи? Да потому что ее подруге только и надо было, чтобы поближе подобраться к ним в дом. Поставив перед таким выбором, юную, и кстати, очень добрую и любезную Мелинду, она вызвала негодование и у нее. Все и каждый из семьи, просто захотели поставить ее на место, т. е. показать ей, что она все таки работает у них, а не наоборот. И не надо сидеть и рассуждать о том, как конец закономерен, и что хозяева сами виноваты, видите ли они «подавляли ее личность». Она сама, в первую очередь, подавляла свою личность. И тот факт, что человек безграмотен и ему нужна поддержка, ничего еще не значит. Если ей и нужна поддержка и помощь, так только психологическая. Ей бы могли помочь, ее бы могли выучить, но ее гордость и тщеславие не позволили принять помощь, или даже сохранить работу.
И это своеобразная месть в конце, начинающаяся с «писания шоколадом» и заканчивающаяся не буду говорить чем, чтобы не спойлерить. Месть за социальное неравенство, месть за плохую жизнь, за неудачу, за все, что в жизни не получилось и не произошло.
В конце, понимаешь, что, похоже, и ребенка и отца, та и другая, по-настоящему убили, потому как фраза «У них нет никаких доказательств» наводит именно на это. И тут, судьба кидает обратно бумеранг, в нашу любимую, Изабель Юппер Почтальеншу, разъезжающей на старенькой ретро машинке, у которой вечно глохнет двигатель. Это ее и убивает. По своей жадности, она берет главную улику и неопровержимое доказательство с собой, тем самым показывая в конце фильма, что все получают по заслугам, рано или поздно.
Актерский состав невероятен, прекрасная и реалистичная игра. Хорошая режиссура, и конечно то, ощущение, которое остается после фильма не передать словами. Прекрасный фильм.
9 из 10
7 июля 2014
Странный фильм, вроде бы с простым сюжетом, без каких-либо загадок и двойного дна. Все действующие лица как на ладони и все же… что-то в картине не дает его забыть, заставляет снова и снова переваривать увиденное.
Семья берет новую служанку Софи, тихую, услужливую девушку, которой они очень довольны. Пока. Но по прошествии времени в отношениях хозяев и служанки начнутся проблемы, что в итоге приведет к катастрофе.
Софи, неграмотная и тихая молодая женщина вдруг затевает дружбу с почтальоншей Жанной, разбитной, болтливой наглой сплетницей. Жанна своими разговорами и поведением воскрешает, будит все темное, что скрыто в Софи, а оно есть, ее история из прошлого покажет, что она гораздо опаснее своей подруги.
Что вызвало такую жестокость в этих женщинах? Непонимание? Неприятие образа жизни успешных буржуа? Зависть?
Они нашли друг друга, эти два одиночества со странным и страшным прошлым, они кажутся такими разными, но лишь на первый взгляд. Ненависть и протест против устоев и благополучия объединили и связали их вместе крепче любого каната.
И вот что заставило задуматься после просмотра картины:чувство страха перед такой дикой, тупой, дремучей жестокостью. Весь фильм эта Софи и двух слов связать не могла, казалось было слышно, как туго ворочаются мысли у нее в голове, словно несмазанные скрипучие колеса, на все вопросы она только и могла выдавить «не знаю». Но душа-то, душа ее, полная темной и грязной трясины, полна ненависти и тупой жестокости ко всему, что она не приемлит и не в силах понять. И никакое доброе отношение к ней и проявление понимание со стороны этих «богатых сволочей» не смогут пробить панцирь этой калеченной души.
«Церемония» очень точно показала внутренний мир люмпменов, наглых, уверенных, пусть и с одной извилиной в голове, но в полной уверенности в своей правоте и дающей силу злобе и зависти ко всему чуждому. Они, в конце концов, одерживают верх над пасующими интеллигентами, пытающимися ужиться вместе с ними и предполагающими, что смогут понять их курдупый мирок. Конец фильма шокирует, но он закономерен.
8 из 10
9 июня 2014
В аристократическое семейство Лельевр нанимается новая горничная Софи. Когда она довольно близко сходится с местной почтальоншей Жанной, то начинает водить её в дом своих хозяев, невзирая на их явное неодобрение, поскольку гостья с почты имеет привычку систематически вскрывать послания Лельевр. Скоро две подружки-пролетарки становятся активистками Армии Спасения, помогая собирать одежду для малоимущих. При обследовании сэконд-хэнда, пожертвованного местными жителями, они не гнушаются любой возможностью поглумиться над богатенькими хозяевами особо поношенных тряпок. Однажды вечером, когда семья Лельевр в полном составе — отец, мать, сын и дочь — устраивается у телевизора на просмотр оперы «Дон Жуан», случается нечто неописуемое…
Такой поворот событий мог бы показаться слишком надуманным, если бы режиссёр не успел к этому времени нарисовать исчерпывающий семейный портрет скромного обаяния буржуазии. Убедительный, хоть и традиционно умозрительный для Шаброля сюжетный расклад еще больше усиливает детективная развязка. За сословной дипломатичностью патрициев Лельевр, упорядочивших жизнь до самых нужных рациональных ритуалов, скрывается та болезненная меланхоличность и социальная вялость, что и побуждает в конце концов плебс к тупой агрессии.
Соединив мотивы романа Рут Рендел и сюжет из газетной хроники, 65-летний французский классик Клод Шаброль добавил в очередную криминальную историю жизни провинциальных буржуа принципиальную новацию: придал этой ленте откровенно антимарксистское звучание. Впервые ключевой мотив большинства работ «французского Хичкока», с завидным постоянством утверждавшего, что скучное и унылое существование сильных мира сего является питательной средой для преступлений, обрёл очевидный политический характер.
Дитя страны Великой французской революции впервые за сорок лет активной творческой деятельности снял триллер, предупреждающий, что стабильность буржуазного мира может быть в любую минуту подвержена атаке низов. Он не упустил возможности поквитаться с телевидением, которое неумеренно поглощает неграмотная Софи, будто загипнотизированная картинками бесконечных трэш-шоу. Впрочем, телевидение удовлетворяет потребности не только горничной, но и жертв, причём в элитном оперном искусстве. Потому-то TV без особой натяжки можно назвать косвенным виновником случившегося…
2 мая 2014
«Церемония преступления» — французская криминальная драма, снятая в 1995 году режиссером Клодом Шабролем. Мне нравятся фильмы этого французского режиссера. Его работы всегда психологичны и остры, и при просмотре чувствуется напряжение и тревога. Данная драма получилась сильной и глубокой, и мне очень нравится этот фильм. Он пропитан необычной историей и приятной французской атмосферой. Мы видим, как обеспеченная семья нанимает к себе в дом служанку. Она молчаливая и скромная девушка, но ее глаза всегда серьезны и печальны. Девушка хранит тайну ото всех, что она безграмотна и не умеет читать. Вскоре она знакомится с взбалмошной и дерзкой почтальонкой, и мы видим их странную дружбу и неожиданное шокирующее преступление…
Фильм получился тяжелым, и о нем потом долго думаешь после просмотра. Меня впечатлила игра главных героинь. Сандрин Боннэр меня настолько затронула в этой драме, что я долго думал о ее героини и о том, что с лучилось в конце истории. В этом фильме она играла весьма талантливо. Она сильная и интересная актриса, и Сандрин несомненно была сердцем и душой этого европейского фильма. Очаровательная Изабель Юппер одна из моих любимых французских, и в этой драме она создала интересный персонаж. Юппер сильнейшая актриса и она может моментально перевоплощаться в разные образы и играть самые сложные, эмоциональные и противоречивые роли. Дуэт этих актрис мне понравился, и они реально вместе здорово смотрелись и шокировали зрителя тем, что натворили. Виржини Ледуайен миленькая и чудесная французская актриса, которая снялась во многих стоящих европейских фильмах, и в этой драме мне было приятно ее увидеть в такой ее юной роли.
Те, кому нравятся европейские фильмы, которые направлены, чтобы шокировать зрителя и держать в напряжении и в тревоге весь фильм, данную драму должны оценить, ведь она действительно получилось глубокой и сильной, и меня она сразу зацепила. Испытываешь и жалость и гнев к главным героиням, и эта отличная задумка режиссера. Мы видим, что ничего безнаказанного не остается, и совершив преступление, девушки хотели скрыться, но роковая судьба мешает им. Данная драма чистый французский психологический шедевр, и этот фильм несомненно заслуживает внимания и только положительных откликов. Я люблю противоречивые фильмы с главными противоречивыми героями, и это все чисто в европейском духе. Посмотрите «Церемонию преступления», и эта драма реально Вас затронет и покажет необычную и своеобразную историю, забыть которую будет трудно.
9 из 10
24 ноября 2013
Мощная психологическая драма-триллер про классовую ненависть с участием таких кинодив, как Изабель Юппер и Жаклин Биссет. Также одним из главных действующих лиц является Сандрин Боннэр, о которой доселе лично я ничего не слыхал.
Сюжет довольно простой. Богатая семья нанимает новую служанку (Боннэр). Она сближается с местной девицей с почты (Юппер). У обеих, как выясняется, темное прошлое. Почтальонша, к тому же, несколько неадекватна и, мягко говоря, недолюбливает всю эту семейку. Биссет же играет образцовую мать семейства. Софи (так зовут прислугу) прекрасно справляется со своими обязанностями, не создает лишних проблем. Но её крайняя замкнутость поневоле наводит на размышления.
В целом, действия разворачиваются медленно, буквально заражая своим настроением. Но, как водится у Шаброля, — короля «черных детективов» — конец превосходит все ожидания. Из всех героев больше всего понравилась Юппер. Сумасбродная, непредсказуемая, порою даже аморальная — она прекрасна.
3 января 2013
Я читала отзывы на этот фильм и наткнулась на следующую фразу:'… все же, это один из самых страшных фильмов, какие мне довелось видеть.» — полностью согласна с этим утверждением.
Очень понравилось: в этом фильме всё развивается стройно и равномерно, но что-то, возможно, в актёрской игре, делает этот фильм очень привлекательным и, я бы сказала, вполне себе необычным.
Фильм рассказывает о деликатной, необычной (по научному, — нездоровой, а то и вовсе больной) натуре молодой девушки, устроившейся на работу к обеспеченной полноценной семье, которая, так или иначе, участвует в раскрытии сущности главной героини, то есть той самой молодой девушки (служанки), которую играет Сандрин Боннэр. Её единственная, несущая груз на душе, тайна — безграмотность. И, пока эта тайна хранится только внутри неё, — всё вокруг чисто и ухоженно, но настаёт момент, когда кто-то случайно догадывается о её пороке, которого, не признавая, она очень стыдится. После этого она начинает казнить весь мир, и делает это весело, но аккуратно, относясь к этому так же безупречно, как и к своей работе, с уважением, я бы даже сказала.
Очень качественный фильм, смотрящийся, на одном дыхании, композитор подобрал минорную и без рифмы плачущую скрипку — не ошибся.
31 июля 2012
Есть два лика у французского кино, две стороны. Один лик — светлый, жизнерадостный, весёлый и лёгкий, как искрящееся шампанское, как незатейливые песенки шансонье в парижских кафешантанах, как милое любовное приключение в Париже. Здесь и классические «Шербурские зонтики» Жака Деми, и многочисленные комедии с участием Луи де Фюнеса, Пьера Ришара, знаменитые «Пришельцы» Жана-Мари Пуаре, вообще вся плеяда фильмов с лёгким, как правило комедийным или приключенческим («Искатели приключений» Робера Энрико), иногда мелодраматическим («Мужчина и женщина» Клода Лелюша) или детективным сюжетом. Другой лик — тёмный, настороженный, относящийся с глубоким подозрением к этой слишком благополучной, слишком беззаботной жизни, недоверчиво пробующий её на вкус, подобно знатоку вин, которому принесли бутылку красного вина и официант уверяет, что это настоящее бордосское урожая 1949 года, но как-то не очень верится… На этой стороне французские критики, которые пришли на гребне «новой волны» (Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, Клод Шаброль) и противопоставили независимое авторское кино коммерческому, нацеленному на непритязательные вкусы. Отличительными чертами произведений этих критиков стали непременная критика буржуазного образа жизни и какая-то холодная отстранённость от происходящего, зароняющая в зрителе подозрение в том, что авторы страдают мизантропией.
Но вполне возможно, что такая авторская отстранённость просто необходима для картин, препарирующих самые низменные человеческие инстинкты, самые отвратительные пороки, демонстрирующих глубочайшую изнанку такого благополучного, сытого, респектабельного и самодовольного буржуазного общества современной Европы, — так же, как необходима она хирургу или патологоанатому, ежедневно сталкивающимся с такими вещами, которые любого обычного человека повергнут в ступор, а то и в обморок. Эта отстранённость режиссёра является не позицией его, а методом. В этом случае события в фильме разворачиваются не только при явном отсутствии какой-либо режиссёрской оценки происходящего, но и даже отсутствии ожидания зрительской оценки (что само по себе уже создавало бы некий моральный фон). Создаётся впечатление, что режиссёр не только никак не выражает своего отношения к происходящему, но сам не знает, как будут развиваться события, и только бесстрастным глазом кинокамеры фиксирует течение жизни самой по себе, течение, в котором все повороты, волны, водовороты равны друг другу, поскольку одинаково обыкновенны… И поэтому кровавое убийство предстаёт перед нами не как экстраординарное событие морального мира, а как простое звено в цепи ничем не выделяющихся событий, причём и логика-то этой цепи далеко не очевидна и является уже плодом позднейшей реконструкции.
Именно так, отстранённо, строится видеоряд во многих французских фильмах режиссёров-критиков — таких, как «Приманка» Бернара Тавернье, «Скрытое» Михаэля Ханеке (франкоязычный фильм австрийского режиссёра), «Церемония преступления» Клода Шаброля. В «Церемонии преступления» мы видим девушку Софи (Сандрин Боннэр), которая устраивается служанкой в дом состоятельных буржуа. Ничего особенного, всё буднично и обыкновенно: мадам Лельевр (Жаклин Биссет), несколько уставшая от долгих поисков прислуги и чуть-чуть напряжённая от тревоги, подойдёт ли ей новая служанка; мсье Лельевр (Жан-Пьер Кассель), спокойный, рассудительный и несколько леноватый, как и положено человеку в годах и с положением в обществе; их беспечные, но ведущие себя вполне пристойно отпрыски; наконец, сама Софи, девушка скромная, неразговорчивая и, как отчётливо видно в её ясном взгляде, не держащая худого в мыслях. Обычная размеренная жизнь французской провинции. И повествование ведётся так, как будто пишется дневник простодушной провинциальной девицы: вот у хозяев гости, вот они посылают за покупками, вот познакомилась с местной почтальоншей… Из этих рядовых событий даже зрителю, напряжённо ожидающему подвоха, трудно выделить хоть что-то, что может послужить завязкой будущей драмы.
Но ведь драма должна быть, и не просто драма, а преступление, как заявлено названием фильма! Недоумение нарастает с каждым эпизодом, как две капли воды похожим на любой другой своей пресной обыкновенностью. При этом интерес возрастает от ожидания увидеть необычное в обычном, и действие картины уже напоминает игру режиссёра со зрителем. К середине фильма зритель начинает нетерпеливо ёрзать от нетерпения: ну когда же случится что-то, что нарушит будничное течение скучной жизни? Повышенный интерес к происходящему оправдывает себя: после того, как Софи подружилась с Жанной (Изабель Юппер) — особой весьма неприятной, своенравной, бесчувственной, вульгарной и беспринципной, начинаешь понимать, что эта парочка образует взрывоопасную смесь и ничем хорошим эта дружба не кончится. Вспоминается знаменитый Смердяков Достоевского, который довёл до логического завершения в действии смутные желания и неоформившиеся мысли Ивана Карамазова. Точно так же, как последний нашёл в Смердякове достаточно безнравственного исполнителя своих тайных желаний, так и Софи тянется к Жанне не из одиночества, а как к человеку с теми же настроениями, что и у неё, но при этом обладающим силой действовать. Смутная и неосознаваемая самой Софи классовая ненависть к своим хозяевам благодаря новой подруге начинает обретать устойчивую форму сильного чувства, движущего эмоции и руководящего сознанием.
А семейство Лельевр живёт как ни в чём не бывало, не подозревая, что над ними сгущаются тучи… И это не беспечность, а впитанное с молоком матери ощущение своего классового превосходства, горделивое осознание прочности своего положения хозяев жизни. Идущие с разных сторон тревожные сигналы об угрозах своему благополучию не воспринимаются сознанием как не укладывающиеся в картину желаемого мира и остаются без ответной реакции. При этом Лельевры, как и другие благополучные буржуа, вовсе не злы, не жестоки и даже способны проявлять чуткость и внимательность по отношению к таким, как Софи, — разумеется, в определённых рамках. И не хотят понять, что уже никакая чуткость и забота, никакая благотворительность не способны спасти их комфортный образ жизни «для избранных», поскольку сами рамки их гуманизма слишком узки. Наступает ночь, морлоки начинают выбираться на поверхность и бедные элои обречены на заклание…
Не так уж много режиссёров современного кино всерьёз поднимает социальную проблематику. Тем интереснее такие попытки: ведь социальные-то проблемы никуда не делись и со временем только обостряются, а классовая борьба предстаёт в новых опасных формах. Промарксистская настроенность Шаброля здесь, однако, не при чём: борьба идеологических направлений давно уже не актуальна в мире, тем более в мире искусства. Режиссёр сознательно выбирает позицию наблюдателя, чуждого какой бы то ни было идеологии, а равно и морального отношения к предмету, просто созерцая и демонстрируя нам цепь событий самих по себе. Он уподобляется бесстрастной кинокамере, сливается с ней, скрупулёзно и объективно фиксируя обычный ход вещей, неумолимо приближающий людей к трагическому финалу. Но и остаётся человеком, тонко и болезненно реагирующим на несовершенство нашего мира, на обречённость его видимых форм. «Мы не доктора, мы — боль», говорил о себе и своих единомышленниках Александр Герцен. То же самое, думается, мог сказать о себе и Клод Шаброль. Светлая ему память.
9 из 10
13 апреля 2012
Перед нами практически идеальная семья; есть свои сложности, но в целом все благополучно: материальная стабильность, большой дом, гармоничные взаимоотношения. Катрин (Жаклин Биссет), жена хозяина дома, нанимает новую домработницу Софи (Сандрин Боннэр). Факт налицо — служанка просто идеал: все чисто, вымыто, все накормлены, а к тому же она скромна, молчалива и нетребовательна. Однако ясно, что она что-то скрывает.
Софи явно ограничена, сразу ясно, что она дефектна, но характер её изъяна скрыт как от зрителя, так и от хозяев-работодателей, потому что неразвитую односложную речь можно принять за нежелание соваться в дела хозяев. По мере развития сюжета происходит все большее отчуждение Софи от членов семьи Лельевр.
Так в чем же дело? Неужели Клод Шаброль, режиссер французской новой волны, ставит во главу угла классовые противоречия? Софи нет никакого смысла затевать революцию, так как сильно сомневаюсь, что за свою жизнь она имела хозяев лучше, чем нынешние. И дело тут совсем не в классовости, потому как, и бедное сословие составляют люди разные.
Причина конфликта в психологии «дефектного» человека. Казалось бы, мелочь: не умеет писать и читать; скажи она это хозяевам, думаю, что они бы поняли и простили. Но в её сознании её недостаток невыносим для тех, кто стоит выше её. А виной всему её собственная ограниченность, а оттого и неспособность посмотреть на себя и свой «порок» с другой стороны. Несмотря на низкий уровень интеллект, неразвитую речь и элементарную неграмотность девушка прекрасно адаптирована в обществе, тщательно скрывая и маскируя свой дефект.
Общественная мораль всегда относится к людям, имеющим пороки, с жалостью и осуждает обратную реакцию. Так поначалу и Софи кажется жалобной. А на самом деле жалости заслуживает благородное семейство, которое в момент максимального душевного объединения и коллективного счастья не видит змею, заползшую в их дом.
Спокойная размеренная жизнь начисто лишила членов семейства Лельевр иммунитета к проблемам чуть сложнее беременности дочери, а их демократичность позволила подчиненной окончательно обнаглеть и максимально приблизиться к ним.
Но ненависть Софи не только классовая — это злость ограниченного человека к более интеллектуально развитому. Причина этой ненависти — обыкновенная зависть. Здесь в роли катализатора как раз и выступает подружка Жанна, переводя личных «тараканов» гувернантки Софи в ранг «классовой борьбы».
Хочется поаплодировать в сторону Сандрин Боннэр за создание сложного образа служанки: на протяжении первого часа я никак не мог взять в толк, что же с ней не так. Немногим уступает и Изабель Юппер со своей героиней Жанной, живущая в чужих письмах, как в бесконечной мыльной опере. Приятно лицезреть обаяние немолодой Жаклин Биссет (какие стройные ножки!) и юную красоту Вирджинии Ледуайен.
Фильм хорош: интригует, заставляет насладиться актерской игрой и задуматься над авторской позицией Шаброля, но финал прозвучит как удар пятерней по всем струнам в самый разгар прекрасной мелодии.
Не принимаю финал, а поэтому:
8 из 10
26 сентября 2011
В своей ставшей классической лекции о Флобере Набоков определяет флоберовского буржуа (bourgeois) как человека, сосредоточенного на материальной стороне жизни и верящего лишь в общепринятые ценности. «Флобер», — пишет он — «никогда не употребляет слово bourgeois с политэкономическим марксистским оттенком. Для него буржуазность определяется содержимым головы, а не кошелька.» Клод Шаброль, выходец из среды тех самых пресловутых флоберовских буржуа, положивший жизнь свою на описание их нравов и вербализацию их мировоззрения, будучи при этом одновременно и в целом логично для своего возраста убежденным марксистом, всем творчеством своим ярко подтверждает справедливость социального определения, данного корифеем от литературы, и столь же ярко опровергает постулируемую им параллельность искусства и политэкономии. Его экранизация «Мадам Бовари», снятая с набоковскими эстетизмом и равнодушием к социальному неравенству и порожденным им страданиям, сохранившая к тому же флоберовский дух и букву, оказалась одной из самых неудачных, самых «никаких» его работ. Его «Церемония», иллюстрирующая классовую борьбу фактически и метафорически, включаясь в нее эмоционально, сделавшая ее основным конфликтом и поводом для размышлений — стала лучшим из его фильмов и одним из мощнейших во всем европейском кинематографе девяностых.
Буржуа в «Церемонии» показаны не только без гротеска, свойственного европейскому кинематографу семидесятых (то есть без сортирной атрибутики Бунюэля и триумфального скотства, схваченного Феррери), в их шкафах даже не таится никаких классических жанровых скелетов, столь любимых ранним Шабролем, — напротив, недостаточно искушенному зрителю семья Лелевр может показаться воплощением не просто немалого материального достатка, но и соответствующих этому достатку воспитания, культурного лоска, внутрисемейных отношений — почти идиллических, отношения к подчиненным — в высшей степени гуманного. Проявляемые ими по мелочи (мелочи в их масштабах, разумеется, их служанке эти мелочи способны жизнь сломать) подлость, трусость, черствость, отсутствие такта, непоколебимое чувство классового превосходства — как и в жизни, маскируются лощеной либерально-толерантной видимостью, тем то есть, в чем буржуа поднаторели, как никто. Даже выгнав служанку без рекомендаций, консервативно настроенный консервный магнат и отец семейства (Кассель) не забывает о хороших манерах и желает ей доборой ночи. Его дочь (Вирджини Ледуайен) — истинная дочь своего класса и поколения, настоящая bobo (bourgeois-boheme), зараженная ко всему прочему еще и лицемерной политкорректностью, — настаивает на том, чтобы называть служанку по имени, но ничуть не стесняется прикрыться ею, чтобы предстать перед строгим папашей жертвой и отвлечь его внимание от собственных грешков. Ее мачеха (Биссет), бывшая фотомодель, ныне — образцовая мать семейства — при всей своей гуманности оказывается не на шутку раздраженной, когда служанка (все, разумеется, приготовив и накрыв на стол, да еще и предупредив хозяев заранее) уходит по своим делам в тот самый день, когда в доме гости. Человечность оборачивается в Лелеврах жесткостью и даже жестокостью, как только им приходится испытать малейший дискомфорт. Посягнувший на сию святыню (высшую в иерархии буржуа) будет раздавлен — благо средства позволяют сделать это, почти не запачкав рук. Усвоенные приемы притворства, лицемерия, спасения лица любой ценой отработаны ими до совершенства, они все покроют и прикроют.
Дислексия горничной Софи (Сандрин Боннер) лишает ее главного оружия в этом мире лжи. Социальная непричастность к миру богатых и счастливых усугубляется в ее случае недоступностью одного из главных приемов создания защитного кокона из видимостей. Оставшись в чем-то ребенком, она постоянно ощущает на себе экзаменующие взгляды тех, что владеют этими приемами и потому сильны, доминантны, опасны. Расслабляется она только перед экраном ничего от нее не требующего телевизора, почти экстатически отдаваясь действу, замирая, как, вероятно, замирали наши предки перед пляшущим шаманом. Ее выстрел из ружья в хозяина, символизирующего для нее этот враждебный, вечно экзаменующий ее и вечно недовольный ею, вечно отсылающий ее на задворки мир — это поначалу лишь реакция загнанного животного. Но она быстро осознает, что с ружьем в руках доминирует уже она сама, упивается этой властью, наслаждается ею. Показательно, что последним выстрелом она расправляется с библиотекой, а вот роскошную хозяйскую стереосистему выключает заботливо, почти любовно. Телевизор — ее друг, книги же — по ту сторону, с ликующими, праздно болтающими. Теми, кто уже слишком уверен в себе, чтобы обагрять руки в крови…
Девушка с почты Жанна (сногсшибательная Изабель Юппер) — персонаж совершенно марксистский — умна, общительна, нагла, завистлива и осознает свое место в жизни. Как и то, что изменить этот не ею выбранный расклад — не в ее силах. Ее ненависть к Лелеврам — чисто классовая. Это ненависть к тем, кто указывает тебе на твое место, не спрашивая твоего мнения, кто решает за тебя лишь потому, что обладает властью, данной деньгами, для кого по жизни нет проблем и кто поэтому может позволить себе, подобрав кружевной подол, брезгливо осуждать менее благополучных, попавших в переделку. Узнав о нежеланной беременности дочери Лелевра, она с горечью вспоминает, как сама оказалась в подобной ситуации, и не может не отметить, насколько по-другому сложится все у той, у богатой, какой бы выход она ни выбрала. Жанна, безусловно, цинична. Однако, ее вина в убийстве собственного ребенка так и остается под вопросом (в то время, как вина Софи не оставляет сомнений). При всей осознанности ее ненависти, не она стреляет первой. Светлый ум, пусть и отравленный завистью, оказывается менее опасным, чем душевные и интеллектуальные потемки.
Финал фильма подчеркнуто моралистичен, что, собственно, свойственно Шабролю. Бог в машине, deus ех machina, из Зальцбурга, под руководством Герберта фон Караяна, играет свою с античных времен неизменную роль и наказывает (либо указывает на) виновных. Насколько это справедливо, другой вопрос. Ведь один из невольных убийц, чадолюбивый и терпимый по отношению к дырявой благотворительности кюре, как никто виртузен в создании видимостей и спихивании своей вины на других. Столп местной буржуазии, как-никак…
19 сентября 2010
Замкнутая женщина нанимается на работу горничной в обеспеченную благопочтенную семью. Она преданно и безропотно работает, пока не знакомится с почтальоншей, раскрепощенной и независимой особой, благодаря которой очень сильно меняется. И в один прекрасный день начинается загадочная церемония.
Удивительно, насколько разными могут получиться экранизации романов одного автора («Церемония преступления» является вольным пересказом романа Рут Рэнделл «Непреклонное правосудие»). Если «Трепещущая плоть» Педро Альмодовара получилась эмоциональной, экспрессивной, насыщенной яркими красками, то фильм Шаброля — сдержанный, спокойный, даже тягучий, «контурный». То есть он, конечно, добился нужного эффекта, и конец получился сильным, но все равно героини не вызывают сочувствия (даже актерские работы из-за этого кажутся немного смазанными — знаменательно, что актрисы Изабель Юппер и Сандрин Боннэр разделили награду на Венецианском кинофестивале за лучшую женскую роль, потому что именно вместе они являют собой «величие одного»).
15 декабря 2009
Один из моих любимых фильмов. Обычно мне нравятся в кино яркие краски, но в эту картину я бы не стала их добавлять, пусть будет так, как есть. Это — чудеса — наоборот, добавляет насыщенности, но насыщенности не визуальной, а насыщенности натуральности происходящего
О чем картина? О желаниях, социальных неравенствах, дружеских чувствах, счастье? Я не знаю, о чем его снимали. Знаю только, что вижу я. Вижу двух женщин столько же схожих, сколько и противоположных друг другу. У них походящие на мои понятия о веселье, на их головы не надеты шоры под названием «общественная мораль». Они находят друг друга и друг с другом могут говорить о том, о чем не могут говорить ни с кем. Для меня у них миллион недостатков, но все же гораздо меньше, чем у большинства людей, которых я встречаю в жизни и вижу в кино.
Я не знаю, кто назвал этот фильм триллером, но мне такое определение кажется более чем странным. Это фильм-жизнь, фильм-естественность, может быть, чуть-чуть фильм-драма.
23 июля 2009
Это довольно тяжелый фильм. Отличная игра актеров. Все преподносится в этом фильме просто и естественно, ты начинаешь верить всему происходящему на экране (в отличие от набивших оскомину голливудских блокбастеров)…
Сначала это действо даже как будто убаюкивает. Только постепенно становится понятно — быть чему-то нехорошему. В общем, этим «нехорошим» фильм и заканчивается.
И после просмотра становится ясно: самое страшное в людях это даже не злоба или агрессия, самое страшное — это то невежество и и тупое равнодушие, котрыми обладала главная героиня (в блестящем исполнении Боннер).
После просмотра еще долго не могла придти в себя. Рекомендую всем ценителям французского кино.
За необычайную реалистичность и отличную игру —
9 из 10
30 июля 2007
Хотя это не фильм ужасов, не блокбастер и не черный детектив, все же, это один из самых страшных фильмов, какие мне довелось видеть. Непредсказуемое, как принято во французском кино, развитие событий и напряженность заправского триллера на фоне вполне благополучной и как будто безоблачной ситуации: в дом состоятельной семьи французских буржуа (хозяйка — Жаклин Биссет) поступает новая горничная (Сандрин Боннер); вскоре она находит себе подругу-почтальоншу (Изабель Юппер); всё происходящее в дальнейшем можно объяснить разве что промарскистским воображением режиссера (Клода Шаброля). Финал тем страшнее, чем неожиданнее.
20 мая 2006