Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Тридцать две истории о Гленне Гульде |
английское название: |
Thirty Two Short Films About Glenn Gould |
год: | 1993 |
страны: |
Португалия,
Канада,
Финляндия,
Нидерланды
|
слоган: | «The sound of genius.» |
режиссер: | Франсуа Жирар |
сценаристы: | Дон Маккеллар, Гленн Гульд, Ник МакКинни, Франсуа Жирар |
продюсеры: | Michael Allder, Нив Фичман, Барбара Уиллис Свит, Ларри Вайнштейн, Дэниэл Айрон, Эми Дж. Кауфман, Дэннис Р. Мерфи |
видеооператор: | Ален Дости |
художники: | Линда Мьюир, Алекса Энтони, John Rubino |
монтаж: | Гаэтан Юо |
жанры: | драма, музыка, биография |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $1 319 521 |
Мировые сборы: | $1 319 521 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 сентября 1993 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 38 мин |
Нажмите на изображение для его увеличения
Биографические фильмы снимать крайне сложно. Вернее не так. Хорошие биографические фильмы снимать крайне сложно. Хотя многие байопики удостоились признания зрителей и одобрения критиков, реально сильных и качественных кинокартин данного жанра, которые были бы равнозначны и равноценны величию и таланту биографируемого лица, слишком мало. Причин, по которым кинобиографии не удаются, предостаточно: упрощение характеров у сложных и противоречивых людей, приземленное восприятие поступков и идей, неудачная расстановка акцентов, политическая и социальная ангажированность, безжизненность и фальшь, чрезмерная предвзятость создателей, предельно эгоистичные намерения самовлюбленных авторов, превращение увлекательных и интересных жизней в скупые и пресные энциклопедические справки, бесталанность и ремесленный подход режиссеров-сценаристов и т. д. Перечислять можно бесконечно долго. И забегая вперед (хотя можно легко догадаться и по цвету данной рецензии) фильм франкоканадца Жирара получился плохим, и что примечательно, по-особенному плохим. Слегка перефразируя Толстого: «каждый плохой фильм плох по-своему».
До просмотра я ничего и никогда не слышал о Гленне Гульде. И стыдиться или каяться публично я не стану: фильм решительно не справляется с главной задачей. Личности нет! А уж гениальной личности нет и подавно! Чем североамериканский пианист заслужил отдельную кинобиографию понять при помощи этой самой кинобиографии довольно затруднительно. Авторы пыжатся изо всех усилий, но результат мизерный, если не сказать нулевой. Идя по проторенной дорожке при изображении одиозного нонконформиста с россыпью неоднозначных идей и эксцентричных манер, на выходе получается невзрачный и банальный человек. Вместо бунтарства видится выпендреж, вместо эксцентричности фриканутость, вместо интеллекта маразм.
На протяжении всего фильма Гульд рассуждает об одиночестве, искусстве, технологиях, экологических проблемах. Возможно, в его соображениях есть что-то интересное, здравое, толковое, но разглядеть и расслышать это трудно и получается с переменным успехом. Фильм утопает, буквально захлебывается в фальши, лицемерии, пустословии, притворстве, претензиях на высокопарность и самодовольных, но бессодержательных намеках.
И основная причина этого мракобесия в крайне неудачно выбранной форме и стилистике фильма. Фильм смотрится как помесь одноразовых документальных программ про «звезд» отечественной эстрады и реконструкций несчастных случаев или преступлений с какого-нибудь дециметрового кабельного канала. Фильм выглядит вопиюще дешево и неэстетично, что является нонсенсом, учитывая, что речь идет о человеке искусства. Смешение приемов игрового и документального кино не только выглядит вычурно, глупо, и даже малодушно, но также и представляется мне наглым издевательством над нормами, законами и принципами кинематографа. Хотя главным объектом издевательства является не кинематограф, или даже сам Гленн Гульд, а зритель!
Впрочем, рейтинг утверждает обратное. Видимо либо вкусы у публики слишком невзыскательные, либо я слишком привередливый. А может просто этот фильм снят для самых упоротых и упертых поклонников пианиста (хотя как мне видится, они первые должны трезвонить в колокола). Случайного зрителя после просмотра вряд ли тронет или заинтересует Гленн Гульд и его творчество, мысли, цели.
2 из 10
24 марта 2015
Фильм 32 истории о Гленне Гулде есть не что иное как калейдоскоп, с разных сторон раскрывающий незаурядную личность одного из величайших пианистов всех времен.
Фильм является совершенно нетипичным представителем жанра биопик. Это экспериментальная лента, разбитая, как следует из названия, на 32 новеллы. Режиссер Франсуа Жирар (известный многим по Красной скрипке) нашел своеобразный способ описать жизнь Гулда. Игровые эпизоды чередуются с документальными, где его знакомые рассказывают о том или ином поступке гениального канадского пианиста, делясь при этом своими рассуждениями, а одна из новелл и вовсе анимационная.
В блистательном исполнении Колма Феоре Гулд предстает в различных ипостасях: то он эксцентричный перфекционист с намеками на синдром Аспергера, то отшельник страдающий трискаидекафобией (боязнь числа 13, которая так же наблюдалась у австрийского композитора Арнольда Шенберга), а парою весьма удачливый биржевой игрок. Но все эти этапы жизни объединяет истинная, неподдельная страсть Гулда к музыке.
Несмотря на камерность постановки зрителя не покидает ощущение масштабности происходящего. Безусловно главной причиной этого чувства является музыка Баха, Вагнера, Прокофьева и других великих композиторов, которая постоянно звучит в фильме. Постоянно слышит ее и сам Гулд. Музыка была с ним всегда, ведь он научился читать ноты еще до того, как начал читать слова.
Осенью 1977 правительство США послало два зонда, Вояджер 1 и 2 в космос, чтобы они достигли края нашей галактики. В надежде на то, что кто-нибудь когда-нибудь перехватит эту посылку с Земли, на борту были оставлены различные сообщения, которые могли бы сообщить о существовании разумных существ живущих на планете Земля. Среди этих сообщений есть короткая прелюдия Иоганна Себастьян Баха в исполнении Гленна Гулда…
30 июля 2010