Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 5.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Свадьба упырей |
английское название: |
Svatba upírů |
год: | 1993 |
страна: |
Чехия
|
режиссер: | Ярослав Соукуп |
сценаристы: | Джозеф Шеридан Ле Фаню, Ярослав Соукуп, Miroslav Vaic, Ярослав Вокрал |
видеооператор: | Владимир Смутны |
жанры: | ужасы, фэнтези, комедия, мелодрама |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 29 сентября 1993 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 36 мин |
Таинственна, величественна, прекрасна и в какой-то мере «сказочно-обаятельна» Прага, гордо носящая, как всем, разумеется, превосходно известно, высокое звание стольного града Чехии. Именно здесь будут разворачиваться события мистико-романтической истории любви, главными фигурантами которой станут молодой англичанин Рихард, являющийся племянником некоего сравнительно пожилого дельца, и очаровательная графиня Оливия — загадочная незнакомка, чей мрачный секрет пылкому и по уши влюбленному в нее пану-путешественнику, жаждущему любыми способами покорить сердце своей избранницы, по всей вероятности, лучше было бы не раскрывать.
Конечно, данная история, в общем-то, не отличается чрезмерной оригинальностью и замысловатостью, но все-таки определенного внимания и ознакомления, на мой взгляд, вполне заслуживает. Без особого труда в «Свадьбе упырей» угадывается немалое сюжетное сходство с гораздо более ранней картиной «Бесстрашные убийцы вампиров» Романа Поланского, вышедшей на экраны еще в 60-е годы, хотя там (во всяком случае, по моему мнению) все происходящее в заснеженной Трансильвании выглядело куда пародийнее, «глумливее» и карикатурнее. Впрочем, в плане сюжета/содержания чешская «Свадьба», как я полагаю, вовсе не уступает упомянутым знаменитым «Убийцам» 60-х — а если и уступает, то совсем уж немного.
Высокомерного, властного и холодно вежливого графа Кронберга, коварного хозяина огромного пражского замка, думаю, вполне можно назвать своего рода «интерпретацией», что ли, культового злодея Дракулы, обладающего тем же дворянским титулом и созданного ирландским писателем Брэмом Стокером еще в конце 19-го столетия. С какой именно целью насмешливо-любезный аристократ, окруживший себя целой компанией кровожадных и безгранично преданных ему детей ночи, время от времени принимает в своих окутанных зловещим мраком страшной тайны владениях отдельных гостей из числа представителей рода человеческого — догадаться, подозреваю, весьма несложно. Конечно, исполнитель этой роли (чешский актер Виктор Прейсс) явно не дотягивает, например, до уровня Гари Олдмана в оскароносной экранизации Копполы, но при этом он все же не столь комичен и дурачлив как, скажем, Эдмунд Пурдом в итальянской комедийной картине 80-х годов «Фраккия против Дракулы» или Лесли Нильсен в «Дракуле: Мертвом и довольном» Мэла Брукса.
Само собой разумеется, не обошлось и без доморощенной команды неустрашимых борцов с окаянной нечистью, которые, несмотря на свой далеко уже не юношеский возраст, самоотверженно отправились в крестовый поход против ненавистных сил зла, вооружившись по последнему слову письменных антивампирских руководств. Здесь, безусловно, напрашивается аналогия с, пожалуй, легендарным доктором Ван Хельсингом и его всевозможными помощниками из многочисленных историй о том же пресловутом графе Дракуле, да и не только, наверное, с ними. Отсутствие в «Свадьбе упырей» какой-либо зрелищности и особых визуальных эффектов (очевидно, что фильм снимался отнюдь не за бешеные деньги), на мой взгляд, вполне компенсируется неким «мифологическим романтизмом» (назовем это так), по-своему притягательным обаянием вроде бы детской страшилки, не лишенной в то же время приемлемого, так сказать, налета комедийности, а также весьма впечатляющей атмосферой столицы Чехии 18-го века.
Музыка в разбираемой ленте довольно однообразная, но при этом все же достаточно неплохая. Лично мне, честно говоря, запомнились две незамысловатые мелодии — одна (тревожная и зловещая) звучит во время так называемых вампирских и напряженных моментов, которые, в общем-то, не отличаются чрезмерной жестокостью/кровавостью и носят скорее чисто символический характер, другая (легкая и романтическая) — во время, скажем так, мелодраматических сцен, вроде как не имеющих никакого отношения к «ужастиковской составляющей» данной картины.
Как ни странно, «Свадьба упырей» чем-то очень смутно напомнила мне стебное творение «От заката до рассвета», поскольку в обоих фильмах примерно до середины повествования у неосведомленного зрителя вроде бы нет особых причин ждать на экране появления тех, кто не отражается в зеркалах и не отбрасывает тени. Единственный явный намек на это — само название произведения, разумеется. Несмотря на определенную, если можно так выразиться, «атмосферность» и обаятельную сказочность, сему фильму, на мой взгляд, все-таки не хватает некой глубокомысленности и чего-либо по-настоящему, скажем так, цепляющего и пронизывающего. Для откровенного стеба и пародии на вампирскую тему все здесь, по моему мнению, не так уж и весело (за исключением, пожалуй, лишь пары моментов), а для серьезной и/или трагической истории о кровососах — немного поверхностно и недостаточно драматично.
Если вспомнить, например, уже упомянутого мной «Дракулу» 92-го года, являющегося, по-моему, почти шедевром своего жанра кино, то сравнение здесь, вне всяких сомнений, однозначно будет в пользу работы Фрэнсиса Копполы. Там была и действительно мощная атмосфера, и приличный драматизм, и великолепный актерский состав, и довольно зрелищная визуальная составляющая, и весьма интересный сюжет. Чуть более позднюю «Свадьбу упырей» чешского производства, как я считаю, можно назвать максимум неплохой и по-своему симпатичной сказкой-страшилкой с романтическим уклоном — сказкой, которой (здесь, возможно, следует добавить — к некоторому сожалению) просто суждено будет улетучиться из памяти более-менее искушенного зрителя почти сразу после просмотра. По крайней мере, мне почему-то так думается.
Добавлю, что лично я впервые посмотрел данную работу Ярослава Соукупа еще в детские годы — и даже в то время она произвела на меня лишь сдержанно-положительное впечатление, не более того. Стоит ли говорить, что, пересмотрев сию ленту уже во взрослом возрасте, я тем более не испытал какого-то дикого восторга и бури положительных эмоций от всего увиденного в этом фильме. Но все же пресловутая «Свадьба упырей», скажем так, относительно неглупа и вполне сносна — достаточно вспомнить хотя бы визуально «навороченного», но абсолютно дурацкого «Ван Хельсинга» Стивена Соммерса, снятого уже в начале 21-го века в попкорновом стиле «примитивно-спецэффектный блокбастер», что называется.
25 марта 2018
Помните, был такой кабельный телеканал АСТ? Каждый нечётный будний день недели — как сейчас помню — по нему показывали редкие фильмы, про которые иным способом узнать было бы невозможно. Много чего я тогда посмотрела. А потом канал просто прекратил своё существование — а жаль, кто знает, какие ещё сокровища остались у них в запасниках, не увиденные зрителями? Показывали по нему и «Свадьбу упырей» — правда данный фильм к сокровищу я всё же не отнесу, но об этом чуть ниже.
Данный фильм про вампиров тогда, больше десяти лет назад, досмотреть так и не удалось — канал попросту отрубился за полчаса до конца и до следующего дня не работал. Так и не знала, чем там всё кончилось — конечно, на тру найти его удалось без особых проблем — но лежал он пару лет на харде и как-то всё руки не доходили до просмотра, всё откладывался и откладывался, постоянно что-то другое казалось более привлекательным — даже если это другое было до этого видено множество раз и знакомо чуть ли не наизусть.
Как оказалось после сегодняшнего просмотра — не зря. Уже с самых первых кадров в голову пришёл «Бал вампиров» Полански — и ощущение некоторого дежа вю не отпускало до самого финала. Слишком много аналогий — будто чехи сняли нечто по мотивам той великой пародии, только вышло у них это совсем не страшно — и даже почти не смешно. Без труда угадывался образ главного героя — и даже внешне он был чем-то похож на Альфреда, точно так же запоем изучал книгу об этикете, мечтая покорить красивую девушку — и даже пробег по замку от разъярённого вампира был слишком схож, чтобы быть просто случайностью.
Но хватит сравнений, перейду к чешскому фильму, не оглядываясь на старый американский.
Время действия — 18 век. Молодой британец Ричард в компании дядюшки приезжает в Прагу. Незадолго до приезда, они оказываются на охваченном пламенем постоялом дворе, где парень встречает невероятно красивую женщину, в которую влюбляется без памяти с первого взгляда — ну и дальше следует множество соответствующих мыслей и поступков, характеризующих по мнению создателей степень его влюблённости — но на мой взгляд всё это выглядело не смешно, а скорее глупо. Зато смешным оказался дядюшка, большой охотник до выпивки и женщин — чего стоит один лишь эпизод с битвой возле него, спящего на кровати — единственный персонаж, который заставил улыбаться. Все остальные же — не знаю, как вам, а мне они показались просто статистами — что полковник — просто пародия на Ван Хельсинга — что очаровательная упыриха Оливия — такие девушки встречаются практически в каждом фильме, не было в ней ни единой изюминки, что остальные — просто глупо и переигрывали постоянно. Один лишь граф-вампир впечатлил поболее других — конечно, ужас он не внушал, да и парочка эпизодов с ним показались более чем забавными — но ему удалось воплотить образ такого холодного аристократа — вдруг внезапно превратившегося в жуткого ревнивца. Но вот концовка его существования — что, как, почему? Нет ответа — не из-за того же, что его жена бросила, мог бы себе и другую найти, мало ли на свете хорошеньких девушек?
Что можно сказать напоследок? Нет ни страха, ни веселья — просто серый фильм, который сотрётся из памяти очень и очень скоро — и разве только то, что он был снят в Чехии — хотя да, сказочные традиции у них очень и очень великие, но вот с ужастиками у них дело не так хорошо обстояло, вот и сняли скорее сказку со счастливым концом, чем нечто жуткое — позволяет поставить именно эту оценку
5 из 10
30 сентября 2013
По-моему данный фильм можно окрестить крайне специфической эксцентрико-сомнамбулической любовной комедией.
Почему так заумно? А вот такой он и есть, этот фильм. Начинается как немного готическая история любви между смертным и прекрасной вампиршей («Сумерками» тогда еще даже не пахло). Чем-то похожая на сон влюбленного романтика. А затем, совершенно незаметно картина склоняется в эксцентрическую комедию, где вампиры презабавно гоняются за живыми по замковым коридорам, а старая вурдалачка забывает свои зубные протезы с клыками, которые, как и положено, она на день убирает в стакан.
Ричард — застенчивый английский юноша, путешествует по Чехии со своим дядей. Во время этой поездки он влюбляется в миловидную чешскую панну. Пытаясь произвести на нее впечатление, он усилено штудирует «Справочник молодого джентльмена». Но вот беда, в этом пособии хороших манер ничего не сказано о том, что делать, если возлюбленная вдруг оказывается вампиром.
Впервые (много-много лет назад) фильм воспринимался как весьма забавная комедия. Со временем мнение меняется, как вы знаете. Теперь уже «Свадьба упырей» не кажется столь смешной, просто забавной, местами глуповатой, и даже чуточку трогательной.
Удивляет преподнесение самих вампиров. Не слишком я люблю этих персонажей (а за последние пару лет они успели набить оскомину), но в «Свадьбе упырей» неожиданным оказалось то, что вампиров представили не кровожадными хищниками или вальяжными жеманными бездельниками с манией величия и жаждой крови, а такими же людьми, как и мы с вами. Они так же влюбляются и ревнуют, злятся и совершают глупости, и точно так же испытывают чувство голода.
«Я Человек, и ничто человеческое мне не чуждо», ну, или что-то в этом роде.
Подводя итог, хочется сказать следующее. Раз уж вампирская тематика сейчас настолько популярна, то, наверное, у каждого кинолюбителя должен быть свой любимый фильм о вампирах. И если для кого-то это сами знаете что, то для меня — «Свадьба упырей».
9 из 10
4 июня 2011