Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Смерть как краюшка хлеба |
английское название: |
Smierc jak kromka chleba |
год: | 1993 |
страна: |
Польша
|
режиссер: | Казимеж Куц |
сценарий: | Казимеж Куц |
видеооператор: | Веслав Здорт |
композитор: | Войцех Киляр |
художник: | Рената Кочанская |
монтаж: | Ядвига Заицек |
жанры: | драма, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 мая 1994 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 56 мин |
Казимеж Куц — один из самых известных классиков польского кинематографа, чьё творчество неразрывно связано с историей родной для него Силезии. Значительное место в фильмографии Казимежа Куца заняли исторические ленты о силезских шахтёрах — им режиссёр ещё в годы ПНР посвятил свой триптих: «Соль чёрной земли» (1969), «Жемчужина в короне» (1971), «Бусинки одних чёток» (1979).
Идею снять фильм об Усмирении шахты «Вуек» (принятое в историографии название трагических событий 16 декабря 1981 года) Казимеж Куц вынашивал ещё с того времени, когда в Польской Народной Республике действовало военное положение — однако, по понятным причинам, начать съёмки режиссёр смог лишь после демонтажа социалистической системы в Польше. Фильм «Смерть как краюха хлеба» вышел в мае 1994 года (в качестве названия режиссёр выбрал строчку из стихотворения Феликса Нетца, написанного им на седьмой день военного положения).
В основу киноленты легла репортажная книга Яна Дзядулы «Расстрелянная шахта». Это обстоятельство в совокупности с тем фактом, что режиссёр является уроженцем Катовице, где произошли описываемые в фильме события, и хорошо знаком с историей силезских шахтёров, делает фильм «Смерть как краюха хлеба» в определённой степени документальным.
Картина начинается с ареста в ночь с 12 на 13 декабря 1981 года (когда в ПНР было введено военное положения) активиста профсоюза «Солидарность» Яна Людвичака, представлявшего интересы рабочих шахты «Вуек». На следующий день, 14 декабря, на шахте начинается оккупационная забастовка с требованием освобождения Людовичака, к которым вскоре добавляются требования отмены в Польше военного положения и реализации Ястщембских соглашений. Утром 16 декабря к шахте стягиваются отряды милиции, усиленные подразделениями Войска Польского. Неудачи переговоров между забастовщиками и представителями армии приводят стороны к открытому столкновению.
События на шахте «Вуек» 13—16 декабря 1981 года изображены в фильме с очень большой степенью детальности, изобилуют интересными подробностями. Показано, что специфика функционирования шахты — работа по сменам — привела к тому, что забастовка на «Вуеке» была фактически объявлена дважды: сначала первой сменой, потом второй. Детальным образом в фильме описаны: особая организация обороны шахты; организация питания шахтёров; организация на шахте богослужения, а также причащения и отпущения грехов (что занимает в ленте одно из центральных мест); установление вахт на ключевых участках обороны и наблюдательных позициях. Изображение событий 16 декабря отражает такие известные эпизоды, как разгон жён рабочих с применением водомётов (в условиях декабрьских морозов), захват шахтёрами двух единиц бронетехники с запершимися внутри экипажами, а также захват шахтёрами в плен нескольких милиционеров. В конце фильма называется поимённо каждый из девяти погибших забастовщиков.
Картина «Смерть как краюха хлеба» представляет собой, в целом, красочную и подробную иллюстрацию событий на шахте «Вуек» 13—16 декабря 1981 года. Вместе с тем, в качестве источника информации данным художественным фильмом следует пользоваться с определённой степенью осторожности. Фильм Казимежа Куца, при всей своей документальности, в общем, поставлен по всем канонам классической военной драмы, разделённой на две части. Первая часть — события, предшествующие решающему сражению; раскрытие характеров персонажей, моральная и физическая подготовка к битве, напутственные речи священника. Вторая часть — непосредственно решающее сражение, где сцены ожесточённых боёв на различных участках «фронта» перемежаются с душераздирающими кадрами из медицинского пункта, куда непрерывным потоком стекаются раненые в бою. Впрочем, режиссёр время от времени делает здесь своего рода «паузы», чтобы напомнить зрителю, что на шахте «Вуек» поляки сражались с поляками.
10 из 10
21 июня 2014