Рейтинг фильма | |
![]() |
7.8 |
![]() |
8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Прекрасная и ужасная жизнь Лени Рифеншталь |
английское название: |
Die Macht der Bilder: Leni Riefenstahl |
год: | 1993 |
страны: |
Франция,
Великобритания,
Германия,
Бельгия
|
режиссер: | Рэй Мюллер |
сценарий: | Рэй Мюллер |
продюсеры: | Белинда Аллен, Ребекка Фрайн, Вальдемар Янушчак, Ханс Петер Кохенрат, Ганс-Юрген Паниц, Жак де Клерк, Димитри де Клерк |
видеооператоры: | Мишель Баду, Вальтер А. Франке, Ulrich Jnchen, Юрген Мартин |
композиторы: | Ulrich Bassenge, Вольфганг Нойман |
художник: | Майкл Грейсер |
монтаж: | Vera Dubsikova, Беате Кёстер |
жанры: | документальный, биография, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
![]() |
$449 707 |
![]() |
$449 707 |
Дата выхода | |
![]() |
11 сентября 1993 г. |
![]() |
17 марта 2009 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
3 ч 3 мин |
Великолепный фильм о судьбе, которая, вопреки всему, является потрясающим жизненным примером. Даже находясь в духовной изоляции, осознавая невозможность реализации своей мечты, глубоко сожалея о прошлом, — при всем этом находить силы для радости, творчества, для любви к жизни. Необыкновенный пример жизненной стойкости. Когда жизнь загонит однажды в угол — просто вспомните об этой женщине.
Что касается нацизма, в котором продолжают ее обвинять, эта проблема решения для нее не имеет. Не имеет значения, испытывала она симпатию к нацистам или нет. Она это отрицает, всегда говорит о своей политической нейтральности. И действительно, ее сотрудничество с нацистами закончилось с началом войны. Трагедия Лени Рифеншталь заключается в том, что ее имя однажды и навсегда стало символом национал-социализма. Она, живой, красивый, сильный и талантливый человек, стала железобетонным памятником этой идее в общественном сознании. что бы она при этом ни говорила и что бы ни делала. «Что такое эстетика нацизма?» — спрашивают ее. «Я ничего об этом не знаю», — уверена она — она, которая создала эту эстетику. Те образы совершенной красоты, которые она показала миру, навсегда остались принадлежать нацизму. А сама Лени — живое воплощение созданной ею эстетики. Что же тут поделаешь.
Есть такие женщины, чья судьба — быть памятником. Такова была Мэрилин Монро, такова была Любовь Орлова, современная Мадонна относится к этому типу женщин. Они могут не знать об этом и даже противиться этому, но они символы. Личная жизнь таких женщин бывает весьма драматична. За место на небосклоне они платят дорогую цену. И только Лени Рифеншталь на этом небосклоне было уготовано место злого демона. Это несправедливо по-человечески, но там, наверху, действуют другие законы, может быть, высшей справедливости. Поэтому все, что остается Лени Рифеншталь — жить свою особенную, ни на что не похожую жизнь, отважно глядя в лицо истории, ни перед кем не склоняясь и не оправдываясь — нести тяжкий крест своей исключительности и оправдать этот несчастливый немецкий бренд своей собственной судьбой. Каждому свое.
10 из 10
11 октября 2013
Сложно написать рецензию на этот фильм, не превратив ее в рецензию на жизнь и личность Лени Рифеншталь…
Да я и не смогу. Не смогу сказать, что я думаю об этом фильме, не сказав, что я думаю об этой женщине.
Сам фильм очень хорош. Качественная презентация жизни человека-легенды, с использованием интересных материалов (в сущности все было проиллюстрировано: от рождения звезды танцовщицы, ее успехов в скалолазании, кропотливая работа над фильмами, отношения с нацистами, жизнь в Африке, дайвинг, гениальность…) и интересных диалогов, острых вопросов без вульгарной провокации… Сложно провоцировать, когда перед тобой сидит 90-летняя женщина, пережившая и сотворившая столько, сколько ты не сможешь и за несколько жизней…
Отмечу только, что объективизм режиссера (на моё восприятие) слегка стремился к оправданию фашизма, или точнее Германии и немцев (подчеркивалось, что Гитлер — австриец, что положение немцев было крайне тяжелым, что фашистские лозунги не могли не вызывать симпатии у населения и так далее)…
А теперь про Лени…
Есть талантливый человек, не просто талантливый, а с каким-то божьем благословением, чутьем художника, великой трудоспособностью, живущий во времени, когда для художников открылось столько новых сфер, в которых можно быть новаторами, искать, находить, экспериментировать, побеждать…
А есть жизнь и история, время и место, где тебе приходится творить.
И как художник, как человек способный влиять на сознание людей, ты всегда ответственен. Ты можешь быть аполитичен, но это не снимает с тебя ответственности за то, что ты не сделал. Если ты поддерживаешь власть, ты ответственен вдвойне.
В фильме Лени пытается показать себя человеком, погруженным в искусство, работу, не совсем понимавшим, что происходит в политике… как настоящий немец, пытающаяся всегда очень качественно, по максимуму своих сил, делать свою работу.
И ты веришь. Смотришь, как она снимает потрясающие фильмы, как гениально их монтирует. По 12 часов в день в течение 5 -20 месяцев.
Ты веришь, что такое может случиться, что желая заниматься любимым делом, человек может не замечать, что происходит вокруг…
Но иногда ты чувствуешь какой-то диссонанс. Лени говорит: «В триумфе воле было одно послание: создадим рабочие места, ликвидируем безработицу, повысим уровень жизни. Это послание я и хотела донести монтажом речи Гитлера»… А в фильме в речи Гитлера оставлены слова : «Германия — моя страна, лучшая страна в мире. Это наше будущее, мы лучшая нация в мире».
С другой стороны, я понимаю, что с позиции настоящего, когда известно, к чему всё это приведет, легко судить и осуждать..
Лени ужасается происходящему на фронте в Польше (демонстрируются убедительные фотографии) и в то же время посылает телеграмму Гитлеру после оккупации Франции «Мой фюрер, поздравляю Вас с великой победой»
И от этих сомнений ты переходишь ко второму важному вопросу при просмотре этого фильма: А даже если она и заблуждалась и поддерживала фашизм (но думаю все-таки, это было не так радикально и серьезно, ведь был суд и расследование, и при всем желании против нее ничего не нашли), то насколько это перечеркивает гениальный монтаж Олимпии, находки в съемках съездов партии, качество Низины… Для меня ответ таков: судить нельзя, восхищаться произведениями можно.
От этого вопроса переходишь к третьему. Что бы было, если бы Лени хотя бы не запретили дальше снимать. Где началась бы Новая волна? Сколько еще открытий было бы сделано в 50—60-ые годы?
Но в жизни есть вещи от нас не зависящие. Звезды сложились так, что у нас нет фильмов зрелой Лени Рифеншталь, но есть прекрасные фотографии Африки, сделанные ее рукой, и съемки подводного мира. Про подводный мир не могу ничего сказать (в этом жанре не разбираюсь, но профессионалы говорят, что это лучшее что сделано в этой области), но я живу в эпоху людей с фотоаппаратами с зеркальным объективом. Фотографируют все, от обилия профессиональных фотографий ломится интернет, они окружают нас в журналах, на рекламных щитах. Они везде. Но даже при этом от фотографий нубийцев Лени Рифеншталь захватывает дух!
Она прожила больше ста лет, от первого до последнего года этого великого и ужасного века. Место и время рождения не выбирают.
— В чем моя вина?! — вопрошает Лени Рифеншталь в последнем кадре фильма.
Фильм окончен, чувство вины осталось. Причем не только у Лени Рифеншталь…
10 из 10
10 сентября 2010