Рейтинг фильма | |
![]() |
6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Никотин |
год: | 1993 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Евгений Иванов |
сценаристы: | Сергей Добротворский, Максим Пежемский |
продюсер: | Леонид Свердлов |
видеооператор: | Валерий Мартынов |
композитор: | Сергей Курехин |
художник: | Владимир Южаков |
жанры: | мелодрама, драма, приключения |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 7 мин |
Фильм «Никотин» российского режиссера Евгения Иванова является ремейком французской картины «На последнем дыхании» режиссера Жан-Люка Годара 1960 г. Картина повествует нам о молодом человеке, который волею случая оказывается вовлечен в череду криминальных событий и вынужденный скрываться от погони, защищая свою возлюбленную.
Так как фильм является ремейком, то для раскрытия замысла и глубокого понятия картины вынужден буду прибегать к сравнениям с французским оригиналом. Итак, главный герой, безусловно, сильная личность, не готовый идти на компромисс, так сказать «герой своего поколения», он мужествен, красив и с первых кадров влюбляет в себя зрителя своими принципами: никогда ничего не бояться и идти всегда до конца (и именно название фильма напрямую связанно с характером и мировоззрением главного героя, для которого вся жизнь — никотин). Однако, по мере развития сюжета, начинаешь понимать, что герой идет в противовес со средой и со временем, он герой, но герой ли этого поколения? Фильм показывает нам Россию в начале 90-х годов: время перемен, время хаоса и конечно, время безграничных возможностей. Если проводить параллель с оригиналом, то тип героев абсолютно одинаков, но «время» не играло там такую большую роль (я бы даже сказал одну из ключевых в понимании данной картины).
К осмыслению многих событий, происходящих в фильме начинаешь приходить несколько позже, главное, я считаю, четко понять для себя, что фильм несет на себе очень яркий и четкий отпечаток времени; не удивительно, что в фильме присутствует эпизод с интервью режиссера Жана-Люка Годара (похожий эпизод был и в оригинале, но там он нес совершенно другую задачу), который открыл своим фильмом «На последнем дыхании», так сказать «новую волну» французского и Европейского кино, здесь же он говорит, что современное кино изжило себя. Однако сам фильм «Никотин» толкает нас к противоположенному мнению — это, бесспорно, новое российское кино, первые попытки только что образовавшейся страны, путем киноязыка, передать все, что происходит с людьми, искусством, мировоззрением народа. Прочувствовать «новую российскую культуру», безусловно, экспериментировать с формой и содержанием. Для творческих людей того времени открылись безграничные возможности самовыражения: теперь не нужно придерживаться старых принципов, есть шанс открыть что-то новое. И действительно, при просмотре фильма я узнавал многие экспериментальные ходы (операторские, режиссерские, звукорежиссерские), которые затем плотно войдут в мировой кинематограф (к примеру, эпизоды со «статичными картинками», похожее можно наблюдать во французском фильме «Беги, Лола, беги», режиссера Тома Тыквера, 1998 г.; эпизод с рок-н-рольными танцами и «музыкальной» дракой очень напомнили картины «Криминальное чтиво» и «Убить Билла», режиссера Квентина Тарантино) — это может говорить только об одном — о попытки родить новый киноязык. И не удивительно, что в эпизоде просмотра кинокартины Годара герой фильма от скуки засыпает, давая нам понять и мысль режиссера, что старое искусство изжило себя — пришло время перемен.
И перемены чувствуются даже в операторской технике и технике монтажа — манера съемки более дерзкая, динамичная; монтаж во многих эпизодах «рваный», планы быстро сменяют друг друга, что характерно для экшн-фильмов более позднего периода
Также стоить отметить работу звукорежиссера — звуковая партитура фильма очень сложная и насыщенная, несет в себе не меньше смысловой нагрузки, чем видеоряд. Музыкальные композиции разных эпох (от классики, до заставок к современным теле и радио передачам и этнической африканской музыки), огромное количество звуков, порой довольно причудливых, дикторский текст из радио и телепередач — все это наслаивается друг на друга и создает, так сказать, упорядоченный хаос — который, на мой взгляд, даже лучше чем видеоряд передает внутренний мир кинокартины. Здесь нет определенных тем каждого персонажа, здесь есть общая тема эпохи, которая может быть присуще только определенному времени и определенной стране — весь хаос мыслей, все непонимания жизни в «новой России» — выразило для меня звуковое решение картины.
Что касается моего мнения, то картина очень интересна с экспериментальной точки зрения, попытки показать в час с небольшим экранного времени «новые» возможности киноязыка, а быть может и совершенно другой киноязык современного не только Российского но и мирового кинематографа.
5 из 10
10 февраля 2012