Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Кош ба кош |
год: | 1993 |
страны: |
Таджикистан,
Россия,
Швейцария,
Германия,
Япония
|
режиссер: | Бахтиер Худойназаров |
сценаристы: | Бахтиер Худойназаров, Леонид Махкамов |
продюсеры: | Бахтиер Худойназаров, Криста Сареди |
видеооператор: | Георгий Дзалаев |
композитор: | Ахмад Бакаев |
художник: | Негмат Джураев |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 8 сентября 1993 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
После того как на венецианском фестивале один из главных призов достался фильму мало известного на тот момент таджикского режиссёра, многие российские обозреватели разводили в недоумении руками, считая, что картину премировали не совсем заслуженно. Меж тем именно эта, далёкая от изысков и скромная по бюджету, лента положила начало новому вектору в развитии евроазиатского кино, вынужденного реагировать на волну локальных войн, охвативших в начале 1990-х Балканы и южные территории бывшего СССР.
Действие второго фильма Бахтиера Худойназарова (чей дебютный «Братан» был отмечен целым рядом призов на различных МКФ) разворачивается в находящемся на военном положении Душанбе (своеобразном восточном Сараево). Здесь по рекам среди бела дня плывут трупы, а ночное небо помимо звёзд украшают стежки трассирующих пуль. Выражением распавшихся связей становится и торжество примитивно-первобытных законов: старый Ибрагим, проигравшись в кости, за неимением средств вынужден отдать победителю дочь.
Однако в красавицу Мирру влюблён охраняющий её фуникулёрщик Далер. Их отношениям, пробудившимся в охваченном гражданской войной городе, находится поэтичный и метафоричный эквивалент — простой, выразительный и возвышенный одновременно. Далер сторожит бездействующую из-за затянувшейся войны канатную дорогу, где болтается без дела из-за отсутствия пассажиров дико скрипящий омнибус, теперь помогающий доставлять кому-то сено, кому-то ящики с пивом. Плывущие в вагончике-фуникулёре Далер и Мирра будто превращаются в двух ангелов, воспаривших над бренностью безумного мира, упивающегося кровью невинных.
Живая естественная фактура вымершей столицы Таджикистана, с всё ещё действующей подвесной дорогой — экзотическим атавизмом недавней мирной и счастливой жизни, оказалась на редкость выразительным образом этой любовной истории, решённой в традициях «документального символизма». И эта прозрачная метафора не просто поэтизирует рассказ, но и помогает разглядеть позицию автора — не оставшегося равнодушным к тому, что происходило в его родном городе.
10 апреля 2014