Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 5.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Сердце тьмы |
английское название: |
Heart of Darkness |
год: | 1993 |
страна: |
США
|
режиссер: | Николас Роуг |
сценаристы: | Джозеф Конрад, Бенедикт Фицджералд |
продюсеры: | Ники Кентиш Барнс, Джеймс А. Вестман, Рик Розенберг, Роберт В. Кристиансен, Люк Роуг |
видеооператор: | Энтони Б. Ричмонд |
композитор: | Стенли Майерс |
художники: | Дэвид Брокхёрст, Пол Питерс, Дэвид Крэнк, Сидни Шарп, Том Рэнд, Эми Уэллс, Дебора Эвертон |
монтаж: | Луиз Рубаки |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 марта 1994 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
«- …Нет, это невозможно, невозможно передать, как чувствуешь жизнь в какой-либо определенный период, невозможно передать то, что есть истина, смысл и цель этой жизни. Мы живём и грезим в одиночестве…».
Джозеф Конрад, «Сердце тьмы»
Создаётся впечатление, что режиссёрам талантливым и гениальным не свойственно точное следование сюжету того или иного первоисточника; им словно бы мало намеченного автором дискурса, вечно они норовят выйти на совершенно иной идейно-смысловой и образный уровень. Такая судьба, среди прочих, была уготована «Крёстному отцу» Марио Пьюзо, «Солярису» Станислава Лема, «Пикнику на обочине» и «Трудно быть Богом» Стругацких, «Карьере Барри Линдона» Теккерея — для Копполы, Тарковского, Германа и Кубрика оригинальные тексты не более чем ракета-носитель, которая выводит их на орбиту, а уж куда полетит основной модуль предсказать невозможно.
То же случилось и с повестью британского писателя польского происхождения Джозефа Конрада «Сердце тьмы», вышедшей в 1899 году, которая через 80 лет превратилась в новую одиссею по кругам современного Ада: в 1979 году мир стал свидетелем «Апокалипсиса сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы. Непростая в идейном отношении повесть Конрада в обработке Копполы приобрела совершенно космические масштабы; «Апокалипсис» стал классикой кино.
И вот в 1993 году британский режиссёр Николас Роуг снимает свою экранизацию повести (которая в русском прокате почему-то превратилась в «Дух тьмы»). В роли Чарльза Марлоу — моряка, нанявшегося искать в Центральной Африке увлекшегося сбором слоновой кости полковника Куртца, — Тим Рот, в роли полковника — ещё более прекрасный Джон Малкович. Помимо этих двух людей, добросовестно отыгравших свои роли, стоит отметить неплохое музыкальное сопровождение и натурные съёмки, вполне передающие атмосферу повести.
Неспешный, как воды Конго, фильм практически по всём следует повести; лично для меня это стало одновременно и достоинством и недостатком. С одной стороны, приятно видеть, что режиссёр добросовестно воссоздаёт исходный материал, с другой — возникает ощущение пустоты и бесцветности, отсутствия творческого импульса. Впрочем, быть может, это и было задачей Роуга — снять крайне аскетичный, лишённый каких бы то ни было акцентов фильм.
На примере данного фильма можно ещё раз убедиться в том, что литература и кино — два разных вида искусства. У Николаса Роуга получилась пускай и не побуквенная (вряд ли такое вообще возможно), но очень точная экранизация повести Конрада; получился неплохой, в целом, фильм, вот только читавшим «Сердце тьмы» он может показаться довольно пустым, ничего концептуально нового не предлагающим, а у не читавших повесть зрителей рискует вызвать недоумение и скуку.
6 из 10
20 мая 2017
Пугающий, жуткий фильм. Надо же мне было его посмотреть ночью… Как-то в позднее время мне захотелось оценить какой-нибудь необычный фильм, я случайно наткнулся на данную драму. Смотря ее, полностью погрузился в эту действительно жуткую и пугающую историю. Смотрелось все тревожно и туманно, даже думалось, что может быть какая-то мистика в сюжете может быть, но это кино еще глубже, чем кажется на первый взгляд. При просмотре его у меня все время было чувство дежавю. При некоторых моментах я вспоминал культовый шедевр Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня».
Данный мрачный фильм рассказывает историю уверенного в себе британского капитана парохода — Чарльза Марлоу. Он в самом центре Африки перевозит чрезвычайно ценный груз, а точнее слоновые кости. Герой все время ото всех слышит о каком-то Куртце. Рассказы о нем пугающие и даже немного мистические. В конце концов Чарльз встречается с тем таинственным человеком и обнаруживает нечто невероятное…
Что интересно, то точное название у данной кинокартины «Сердце тьмы» (так и называется повесть, по которой снят фильм). В российском прокате фильму дали название «Дух тьмы», по смыслу он немного отходит от темы картины, а вот его оригинальное название — идеальное. Этот фильм напугал меня. Было жутко. Приключенческая история была показана мрачновато, драматично и жестко. Весь фильм смотрится психологически, давя на зрителя чем-то тревожным. Все время есть какая-то недосказанность, привкус чего-то темного и жуткого. Было необычно…
В режиссерском кресле телевизионной картины сидел Николас Роуг, а главные роли исполнили такие замечательные актеры, как Тим Рот и Джон Малкович. Что касается Рота, то он потрясающий актер, и мне не сложно лишний раз его похвалить. Играет он всегда с глубокомыслием, и ему идут непростые роли персонажей с характером. В этой темной истории зритель идет вместе с его героем в самое сердце тьмы и проходит через что-то темное и пугающее.
Образ персонажа Джона Малковича сравним все время с культовым образом таинственного героя Марлона Брандо из фильма «Апокалипсис сегодня». Метод сравнения по неволе так и используешь при просмотре данного телевизионного продукта. Малковича и не узнать, он полностью здесь перевоплотился в своего загадочного героя. Ну, и упомяну Исаака Де Банколе. Он хороший драматический актер, и ему идут трагичные персонажи.
«Дух тьмы» (Сердце тьмы) — американская, телевизионная драма 1993 года. Если вдуматься в эту увиденную историю и хорошо все переосмыслить, то повторюсь кино крайне пугающее и очень мрачное. Оно оставляет после себя на душе что-то неприятное и жутковатое. Фильм на самом деле интеллектуальный и будет по вкусу далеко не всем, но свой зритель на него обязательно найдется. Спасибо!
7 из 10
10 августа 2016
«Дух тьмы» или «Сердце тьмы» — это американская экранизация 1993 года повести «Сердце тьмы» Джозефа Конрада.
Во многом фильм перекликается со знаменитым «Апокалипсисом сегодня» Копполы, т. к. сняты обе картины были по мотивам одной и той же книги. В целом, я бы не назвал «Сердце тьмы» выдающейся лентой. Основные нарекания — фильм не выглядит захватывающим, в должной степени интересным, в противоположность этому, его повествование и атмосфера какие-то вяловатые и тусклые — если сравнить этот фильм с более старой, но, на мой взгляд (да и не только на мой), более качественной работой Копполы. На первый взгляд, у картины есть все, чтобы заинтересовать зрителя и захватить его чувства — и создаваемая атмосфера загадочной темной стороны человеческой натуры, и дикость джунглей Африки, и, наталкивающие на основную смысловую и повествовательную линию, философские разговоры о взаимосвязи войны и коммерции, и слухи о спятившем загадочном управляющем отдаленного перевалочного пункта. Однако нужного эфира сумасшествия животной дикости, при удалении в первобытные джунгли, на мой взгляд, не создается. Игра актеров не плоха, но общие недостатки фильма приглушают это достоинство.
Возможно, такое видение фильма мной связано с тем, что я смотрел не очень качественную версию с плохим переводом, но по настоящему выдающейся картине вряд ли бы это повредило.
Однако фильм делает стоящим его философское содержание, которым он, впрочем, обязан не создателям, а писателю Конраду. Но и смысловая основа в самой ленте выражена доступно и, в целом, неплохо.
Лично мне очень понравился образ открытого глаза живого слона в конце фильма, символизирующий отказ главного героя, укоряющего своим поступком все общество, от насилия ради выгоды, от мрачной агрессивной природы человеческого существа, от лишенных даже света звезд ночей диких первобытных джунглей… Меня искренне тронул отказ безжалостного торговца, которого поразил вид убитого ради слоновой кости животного, от этого безнравственного насилия. Главный герой оставил огромный груз слоновой кости в джунглях, ему надоело заниматься бесконечным бессмысленным бегом «человека от своего демона», он взглянул ему в глаза, встретился взглядом с «Ужасом», и поступил не по его велению, а по своей доброй воле.
Рекомендация — картина, скорее всего, понравиться любителям приключенческих фильмов, Джозефа Конрада, философских размышлений, пацифистам, отчасти, защитникам животных, и, возможно, приверженцам классических драм.
Общая оценка фильма —
6 из 10
(55% — округлено до 6), то есть хорошо.
7 августа 2011