Дети играют в Россию
Les enfants jouent à la Russie
6.3
5.9
1993, драма, документальный
Франция, Швейцария, 1 ч
В ролях: Жан-Люк Годар, Ирина Апексимова, Ксения Кутепова, Полина Кутепова, Евгений Сиротин
и другие
«Почему Запад хочет снова вторгнуться в эту страну? Это просто. Потому что она родина художественного вымысла». Вторжения Запада и художественный вымысел - вот две основы годаровского эссе о России. Представление Годара о стране сформировано, прежде всего, на основе русского искусства - в особенности литературной классики (Достоевский, Л. Толстой, Чехов, Солженицын) и кинематографа (Эйзенштейн, Довженко, Козинцев, Тарковский).
Дополнительные данные
оригинальное название:

Дети играют в Россию

английское название:

Les enfants jouent à la Russie

год: 1993
страны:
Франция, Швейцария
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Каролин Шампетье
монтаж:
жанры: драма, документальный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 8 августа 1993 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч
Другие фильмы этих жанров
драма, документальный

Отзывы критиков о фильме «Дети играют в Россию», 1993

Феномен для европейца

Годар занял весьма удобную позицию европейского интеллектуала взирающего со стороны, отчужденно и бесстрастно, на Россию. Фильм был снят в 1993 году. Для Годара видимо важно было раскрыть массовому зрителю свое понимание России.

Но, что он о ней знал?

Именно поэтому на нас выливается поток обрывочных образов и пространных размышлений. Для Годара осознание России происходит через классику. И величайшее достижение ленты в том, что она собирает великие образы из русской литературы. Сам маэстро сыграл князя Мышкина, идиота. Но в ленте появляется и образ Анны Карениной. Ее сыграет еще тогда не слишком известная Ирина Апексимова. А чеховских сестер сыграли сестры Кутеповы.

Разве это не чудо увидеть одинокую статную даму на современном российском вокзале и определить в ней ту самую Анну? Годар попадает точно в цель играя с архетипами истории России.

Значимой оказывается и фраза одного из героев о том, что Соединенные Штаты не должны диктовать параметры развития для страны... Получается, что Годару, странному интеллектуалу из Европы, это было очевидно еще в 1993 году.

Вероятно будь эта лента чуть менее тусклой и камерной, допусти Годар чуть более гротеска и сюжетных изгибов - лента пошла бы на цитаты и передавалась бы как раритет. Но так не вышло, получилось - незатейливо, скомкано.

Автор вроде так и не развернул свой философский диспут. Да и визуальными решениями не удивил. Однако чего только стоит один лишь вопрос, которым задаются персонажи ленты: 'Вы думаете, что после Наполеона и Гитлера вы достигнете цели?'. Годар не вникал в детали, а зрил в корень.

Так что, я воспринимаю эту ленту как эссе признание об уважении к России и принятии того, что для автора - описываемое им культурное пространство является феноменом, который он сам лишь пытается постигнуть

6 из 10

1 июня 2023

Наша святая Россия

Итак, «Дети играют в Россию». Кино, созданное после поездки Годара в нашу страну на первую ретроспективу его фильмов, кино во многом комплементарное, но достаточно глубокое и объективное. Смотреть его проще, чем остальные фильмы Годара, ибо большинство цитат составляет русская классика, знать которую обязан любой уважающий себя синефил, если он, конечно, не одномерный киноман, которого интересует только кино и ничто больше. Пригласив русских актрис (сестер Кутеповых и Ирину Апексимову) на роли героев Чехова и Толстого, Годар добился эффекта подлинности и аутентичности своего высказывания, хотя оно, как обычно у него, децентрированно и вненарративно.

Семиотическое поле картины весьма насыщено: это не только цитаты из русских книг и фильмов, игровые сцены, но и саморефлексия режиссера, который, наверное, единственный раз в 90-е предстает карикатурой на самого себя, что напоминает его ленты 80-х. Часто цитируя Достоевского, Годар выбирает себе роль кинематографического Мышкина, идиота десятой музы, того, кто живет поперек законов рыночного детерминизма и государственного насилия. Годар (создаваемый им образ и его режиссерская стратегия) в этой ленте, как никогда близок нам русским.

Он постоянно задается вопросом, почему Запад настойчиво вторгается в Россию? И также настойчиво отвечает на него: «Потому что Россия — родина художественного вымысла. А Западу уже нечего придумать от себя». Спонтанное богоискательство Годара вступает в этой картине в новую фазу: цитируя фразу Достоевского о том, что Европа мертва, Годар нажимает на его тезис о том, что Рим (Годар продолжает — и Вашингтон) предал Христа, заключив союз с государством, Европа же несет ношу, которая становится ей не по силам (видимо, это ноша общечеловеческого гуманизма). Годар некоторыми иными эпизодами и титрами намекает на то, что Россия — страна униженных и оскорбленных, тоже несет свою ношу, и эта ноша — надежда, утопия.

Годар остается в этом фильме трезвым антисоветчиком, цитируя Солженицына, и «Архипелаг ГУЛАГ» становится одним из интертекстуальных полей для фильма. Рифмуя мертвое тело Ленина со смертью Ивана Грозного в одноименном эйзенштейновском фильме, он расстается с одним из опасных мифов европейского левого сознания о том, что ленинский этап революции был благом, и лишь Сталин все испортил. Здесь же Годар полностью антитоталитарен, почти как Оруэлл: он не приемлет политические и культурные эксперименты над Россией, чьей бы волей — большевиков или американцев они не диктовались.

То, что Россия — вновь поле для экспериментов западных идей, Годар говорит вскользь, но отчетливо. Штаты, по его мнению, вторгаются в Россию, потому что это нация плагиаторов, оскверняющих и опошляющих святыни, а Россия — это душа, икона Божественной Тайны, которую просто из чувства ненависти американцев к непонятному надо осквернить. Годар предстает в этом фильме последовательным русофилом, испытывающий трепет перед литературной и кинематографической классикой России, пытающийся «по-идиотски», то есть альтруистически, иррационально ее защитить от посягательств нового Рима, Вашингтона.

Слово печатное и звучащее в фильме, иконический образ обладают, по Годару, мощным антитоталитарным, антивластным и антинасильственным потенциалом. Мы уже это видели, анализируя другие фильмы Годара, но «Дети играют в Россию» показывают, что русское слово наиболее гуманистично и антитоталитарно, ибо оно сохранило евангельскую апологию свободы, от которой Рим и Запад отказались, пойдя путем схоластической метафизики, оправдывающей насилие, а большевики и стали медиумами этой метафизики (не забываем, что Маркс — эпигон Гегеля)

И потому жажда Годара прикоснуться к Тайне мира закономерно приводит его в Россию, к русскому Богу, потому он так очарован историей явления Богоматери святой Бернадетте из Лурда, которую цитирует здесь и повторно — в «Нашей музыке», потому он с таким тактом и вниманием включает в фильм эпизод из православного богослужения и песнопений великой вечерни. «Дети играют в Россию» наиболее всех проанализированных нами фильмов Годара вызывает ощущение взаимодействия с сакральным, осмысленного диалога с Богом путем поэтических ассоциаций. А как говорил Жуковский: «Поэзия есть Бог в святых местах земли».

26 мая 2019

Драма Дети играют в Россию в кино с 1993 года, релиз вышел более 31 года назад, его режиссером является Жан-Люк Годар. Кто снимался в кино, актерский состав: Жан-Люк Годар, Ирина Апексимова, Ксения Кутепова, Полина Кутепова, Евгений Сиротин, Бернар Эйзеншиц, Андре С. Лабарт, Бенедикт Лойен, Ласло Сабо.

Производство стран Франция и Швейцария. Дети играют в Россию — имеет рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,2 из 10. Значение чуть ниже среднего.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.