Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.8 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Зверь, выходящий из моря |
год: | 1992 |
страны: |
Россия,
Литва
|
режиссер: | Витаутас Жалакявичюс |
сценарий: | Витаутас Жалакявичюс |
продюсеры: | Кестутис Пятрулис, Андрей Разумовский |
видеооператор: | Йонас Томашявичюс |
композитор: | Евгений Дога |
художник: | Витаутас Калинаускас |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 июля 2015 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 46 мин |
Для Жалакявичуса, похоже, этот фильм был очень личным. Он очень серьезно относился к избранной теме. Возможно, именно поэтому он был согласен на очевидно скромный бюджет. А ограниченность средств сказалась на ленте. Чрезмерное количество крупных планов «смазывало» эффект от большинства ключевых сцен. Благодаря этому обстоятельству не получилось в полной мере усилить нарастание напряжения. Да и актерские работы вышли не слишком эффектными. Уверен, будь в порядке финансовая база — реквизит и декорации добавили бы шарма и расширили бы ленту.
Но нельзя при этом и назвать фильм провальным. Очевидно, что рассказывая об «окаянных днях» Витаутас Жалакявичюс не спешит знакомить нас с историческими подробностями. Они мило опускаются. В центре внимания — странный любовный треугольник. Муж — жена и приемная дочь. Милая оговорка не позволяющая точно определить возраст девушки (15, 16 или 17 лет) оставляет возможности для различных толкований этой истории. Впрочем и без поднятия темы «возраста согласия» материала тут предостаточно. Ведь супруг в одностороннем порядке устраивает в доме настоящий переворот — творит запретное и заставляет всех делать вид, что ничего не происходит. Расплата в лучших традициях Катерины Измайловой уже не за горами. Это дело времени.
На мой взгляд, то внимание с которым Витаутас отнесся к фильму, не оставляет шансов на то, что перед нами исключительно психологическая драма. Нужно понимать, что мы обсуждаем режиссера, который снимал острейшие ленты о «лесных братьях» и приходе к власти Пиночета. Без сомнения нам преподносится яркая метафора духовного распада, характеризующего любую революцию. Герои рушат прежние порядки, а в новых условиях оказывается очень зыбко.
Предположу, что если бы этот фильм снимался этим же режиссером, но при другом бюджете и чуть позднее (слишком уж нестабильным был 1992 год для Литвы, как и всех стран бывшего СССР) — получилось бы в разы мощнее, выразительнее. Похожая ситуация сложилась с лентой 1991 года «Циники» Месхиева. Гениальный материал. Глубокая тема и точно есть ее раскрытие. Но как отдельное произведение фильм определенно не удался. И в контексте изучения всего творчества Жалакявичюса это несовершенство очень сложно признать. Слишком уж мощный талант перед нами
5 из 10
21 июня 2020
Сюжет фильма закручен вокруг бездетной семейной пары Софьи и Трофима. Они много лет женаты и уже отчаялись иметь собственных детей. В один «прекрасный» день Софья предлагает мужу взять к себе 14-летнюю девчонку по имени Ганя (она же Агафья), у которой умирает отец и она остается сиротой. Софья очень любит девочку, относится к ней как к родной, не отходит от ее постели во время сильной болезни. Трофим же начинает проявлять внимание к Гане только пару лет спустя. И это далеко не родительское чувство. Однажды Софья возвращается из церкви домой раньше обычного и ей открывается правда… Ганя и Трофим не считают себя виноватыми перед Софьей, а та становится просто тенью в своем доме, ее любовь к Трофиму не ослабевает. И вскоре всех их ждет расплата за совершенные грехи. Софья живет словно призрак, ее будто бы и нет, она молча проносит свое несчастье через весь фильм. Но однажды она больше не может выносить молчаливой насмешки Гани и убивает девушку обухом топора. После чего заворачивает тело и на тачанке увозит хоронить на пустошь. Трофим не долго грустя по молодой любовнице, снова живет с Софьей как ни в чем не бывало. Софья снова делается счастливой и желанной, и, о чудо, она ждет ребенка! И конечно же, она рожает дочку (что очень символично), после чего у нее уже нет сил хранить свой страшный секрет, который убивает ее изнутри. Трофим берет вину на себя…
Теперь немного о главных героях.
Ганя
Первую половину фильма я была уверена, что тот самый зверь, это ОНА! В начале беспомощная сирота, потом любящая и нежная дочка Софьи и, наконец-то, эгоистичная, наглая, злая любовница Трофима.
Трофим
Сначала любящий и заботливый муж, которого огорчает невозможность иметь детей от любимой женщины. Потом мерзкий изменник, жестокий человек. Я ненавидела его до конца фильма, и даже взяв вину за содеянное женой, мне кажется он не искупил своей вины. Ведь это он толкнул Софью на страшное преступление.
И наконец, София
Слабохарактерная и мягкая, податливая женщина, которая идет на все уступки своему горячо любимому мужу, и даже после страшного предательства любовь ее не прошла. Но сколько мужества понадобилось этой слабой женщине, чтобы убрать соперницу из жизни мужа…
Все актеры сыграли первоклассно. Так и хочется кричать им — Верю!!
Но все же не могу поставить высокую оценку фильму, он произвел на меня весьма негативное впечатление и противное послевкусие остается после него, будто прикоснуться к чему то мерзкому и липкому…
25 декабря 2015