Ветер с востока
Vent d'est
7.1
6.9
1992, драма
Франция, Швейцария, 1 ч 50 мин
16+

В ролях: Малкольм Макдауэлл, Жан-Франсуа Бальмер, Каролин Сиоль, Катерин Бидо, Серж Ренко
и другие
Это правдивая история о судьбе 494 человек из Русской национальной армии под командованием генерал-майора Бориса Хольмстон-Смысловского, перешедших 2 мая 1945 года границу маленького Лихтенштейна...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Ветер с востока

английское название:

Vent d'est

год: 1992
страны:
Франция, Швейцария
режиссер:
сценаристы: , , ,
продюсеры: , , , ,
видеооператор: Мишель Абрамович
композитор:
художники: Галина Добровольская, Изабелла Конарзевская
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 20 января 1993 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 50 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Отзывы критиков о фильме «Ветер с востока», 1992

Спасти генерала Смысловского

Синопсис «Ветра с востока» гласит — «Это правдивая история о судьбе 494 человек из Русской национальной армии под командованием генерал-майора Бориса Хольмстон-Смысловского (Малкольм Макдауэлл), перешедших 2 мая 1945 года границу маленького Лихтенштейна…'

Сам же фильм состоит как бы из двух неравнозначных пластов — один удачный, другой — слишком заидеологизированный (и немного «клюквенный»), т. е. с «дурным душком».

Первый пласт — это дипломатическое противостояние маленького Лихтенштейна и союзников. Основной смысл фильма здесь — что любая страна имеет право на суверенитет, и равноправное уважение со стороны других государств, а также в том, что ценность прав человека превыше всего. Эту линию в фильме символизируют герои Пьера Ванека и Жана-Франсуа Бальмера (дипломат и шеф парламента Лихтенштейна).

Еще интересное наблюдение по этой теме — в Лихтенштейне политики ведают гос. делами без отрыва от основной деятельности — председатель парламента — практикующий священник, после службы в церкви он спешит вершить гос. дела. Другой парламентарий — сам торгует в мясной лавке и т. д.

Ну и второй пласт — «идеологический». Картина снималась в самом начале 1990-х, на волне интереса к России за рубежом и восхваления всех «антисоветчиков» (в т. ч. и в РФ). Видимо поэтому решили вытащить тему Смысловского-Хольмстона и его «русской национальной армии». Не удивлюсь, что в создании сценария/финансировании/продвижении «Ветра с востока» поучаствовали потомки первой-второй волн русской эмиграции — именно в духе некоторой части этих эмигрантских волн здесь расставлены политические акценты в отношении к фигуре Смысловского. Если характеризовать в нескольких словах — «За Гитлера, за святые скрепы, за белую кость и голубую кровь». В одной из сцен Макдауэлл орет в разговоре со священником — «Мы — дети Церкви! Бог велит помогать людям! Большевики отрезали языки монашкам!», в другой, обращаясь к сов. полковнику — «Вы поработили Русь!», еще один монолог — «Большевики расстреляли все семью, но пришли немцы и нас спасли!». В кадре также появляется российский триколор в качестве символики «русских гитлерофилов».

В общем, основной посыл, цитируя один из отзывов с КП — «русские против советских». Примерно так снимал бы свои фильмы Н. С. Михалков (подмечал уже подобные нотки в его «УС-2», только закамуфлированные), если был свободен от конъюнктуры и самоцензуры.

Если же говорить про откровенную клюкву и ложь, то её не особенно много. Несколько раз повторяется мысль про 10 тысяч расстрелянных власовцев, также в финальной сцене и титрах говорится о том, что всех поверивших Советам и вернувшихся на Родину — расстреляли.

Теперь о «советских», показанных в «Ветре»: СССР олицетворяет «полковник Чеко» — злобный, лживый, неприятный «гном» и его помощница — femme fatale («капитан Бондаренко») — дама с каменным сердцем, а также пара мордоворотов на заднем плане. Как видим — не самые симпатичные личности на контрасте со статным, аристократичным Макдауэллом в гламурной немецкой форме. Очень забавно, что все «советские» в картине — с украинскими фамилиями (Чеко, Бондаренко, Клименко).

И немного о создателях: режиссером выступил небезызвестный Робер Энрико, автор антифашистского хита «Старое ружье», видно на старости лет поменявший взгляды (что для французов не в первой — вспомним кинорежиссера Клода Отан-Лара, который в молодости был коммунистом и борцом Сопротивления, а в старости перешел в Нац. фронт).

В одной из сцен замечена русская актриса Елена Сафонова — но, что удивительно, играет она не русскую коллоборантку или советскую коммунистку, а принцессу Лихтенштейна.

Резюмируя, получилось неоднозначное (если не сказать хуже) кино, сделанное на «хайп-теме» своего времени. У такого найдутся и свои почитатели, и свои ненавистники, в зависимости от их исторических симпатий.

24 августа 2018

фильм о «Второй Гражданской»

Фильм был снят (французским режиссером Робером Энрико) на волне антикоммунизма в мире после 91 года. Он ценен тем, что в нем (возможно, единственном! — по крайней мере после 45 года) показано, что русские и советские — это враги друг другу.

Правда, этот же режиссер до этого сделал жуткий антинемецкий фильм Старое ружье. Изменил ли он как-то свою позицию к 1992 году — непонятно. Честно говоря, вряд ли. Фильм небезупречен, возможно. Особенно представляется неудачным название. Что за ветер такой с Востока? К тому же — было несколько фильмов с таким названием уже.

Но, повторюсь, тема настолько важна, что на детали можно не обращать внимания. Ведь об этой стороне войны не знает почти никто, даже в России, не говоря о мире.

Отзывы все примерно одинаковы. «Неоднозначная фигура, все-таки предатель…»

Факты вопиющей несправедливости и даже преступлений, жертвами которых стали герои этой истории, ускользает от внимания тех, кто оценивает фильм.

А между тем, это единственный антикоммунистический фильм на материале Второй мировой, единственный — о «Второй Гражданской», о войне русских с советскими.

Которых так часто, постоянно! — путают. Чуть ли не до того, что`над Рейхстагом подняли русский флаг»…

Фильму о Смысловском трудно противостоять лавине фильмов обратного характера. Но все же — прекрасно, что он есть!

19 июля 2017

Побег с востока

Безусловно, Борис Хольмстон-Смысловский прожил интересную и длинную жизнь. От обычного русского офицера, до помощника президента Аргентины. «Ветер с востока» повествует об одном из ключевых эпизодов его жизни. История не выдуманная, вполне реальная.

Конец второй мировой, вообще очень интересное время на необычные ситуации и курьезы. Кто хорошо знаком с историей, тот знает. Хотя бы вспомнить Битву у замка Иттер, которая имела место быть 5 мая 1945 года. Бойцы 12-й американской армии сражались вместе с 10-ю бойцами Вермахта, которые примкнули к рядам американцев. Вместе со своими новыми товарищами немцы вступили в бой с солдатами дивизии СС «Гёц фон Берлихинген», в котором одержали сокрушительную победу над эсэсовцами. Интересно, и не обычно, не так ли?

Смысловский переплюнул даже это и пошел еще дальше. Перешел границу нейтрального Лихтенштейна, и бросил дипломатический вызов советскому гиганту. «Вышел сухим» из воды и с остатками своей крошечной армии эмигрировал в симпатизирующим нацистам Аргентину. Дерзость и самонадеянность этого генерала заслуживает аплодисментов (скорее всего не сыграв ва-банк, Смысловского и его небольшую армию расстреляли на родине за измену) .

Фильм вышел зрелым и до конца доработанным, грамотно и интересно поставленный сюжет, не самые безызвестные актеры и наконец, интересные диалоги. С особым интересом было приятно смотреть на дипломатические стычки двух сторон. В целом, фильм выдался очень провокационный и неоднозначный. Если бы какой то умник запустил этот фильм на большие экраны в 1993 году в странах СНГ, когда пламя развалившегося Союза еще не успело угаснуть, это вызвало бурю негодований с активной просоветской публики (режиссер, продюсеры и сценаристы явно не любили Советский союз, что и показали это в своем фильме).

P/s. Кому понравилась немецкая форма на Малкольме Макдауэлле, к вашему вниманию «Переход» 1979 года. Молодой Малкольм играет роль садиста из СС.

7 из 10

Фильм заслуживает вашего внимания и столь высокой оценки. Режиссеру и его команде полностью удалось проникнуться идеей снять про Русскую Национальную Армию кино, и вышло и у них более чем достойно. А сколько хороших фильмов про коллаборационистов вообще? Быть может, парочка да и найдется.

13 февраля 2017

Робер Энрико — ветер странствий генерала Смысловского

Очень неоднозначное кино. С одной стороны, нам рассказывается весьма и весьма интересная история, заставляющая заинтересоваться вопросам поглубже, более детально познакомиться с историческими биографиями некоторых личностей. Ну а с другой стороны, кино романтизирует человека, который воевал под нацистским флагом. При этом, представители Красной Армии преподносятся едва ли не как глубинное зло. В этой полярности едва ли можно найти истину. Но предлагаю обо всем поподробнее.

Личность генерала Бориса Хольмстон-Смысловского в России безусловно не приветствуется. Сторонник царского режима он отвоевав на стороне «белых» немного попутешествовав оказался в Германии, и как Дарт Вейдер стал одним из ястребов в «империи зла». Вторая Мировая дала ему все возможности для служебного роста. Именно в ее ходе он и стал генералом, основав так называемую Русскую национальную армию.

В центре внимания очень интересная ситуация. Небольшому воинскому подразделению Смысловского дает покровительство Лихентенштейн. Представители СССР стараются всеми силами (преимущественно угрозой применения силы) вывезти на свою территорию солдат. Премьер-министр карликового государства смело противостоит этому давлению. Пьер Ванек в этой роли выдает феноменальное по точности действо. То, с какой легкостью он соглашается с нелепыми требованиями и осторожно добавляет бюрократические процедуры — заслуживает уважения. Ванек показал настоящего лидера, умного, осторожного, прагматичного. Замечательная роль.

Далее происходит небольшая идеологическая инъекция. Мы сталкиваемся с циничными советскими военными и идеалистичным генералом, который гордо противостоит империи. На мой взгляд, конечно эта однобокость в показе Смысловского здорово портит уровень фильма. Никто ведь не оспаривает недопустимость расстрела 500 военнопленных — чудовищное преступление, но и сам Смысловский с его последующими подработками у Перрона в Аргентине и на военное ведомство в ФРГ — совсем не кажется мне положительным ангелом. Профессиональный военный — однозначно да. Патриот своей Родины — вот уж не знаю… Вернее, по биографии совсем не верится, а фильм не доказывает обратного. Малкольм МакДауэлл очень хорошо поработал над его образом, но его персонаж получился очень уж идеальным. Этакий военный гуру в изгнании, почти Йода.

При принятии озвученных недостатков фильм смотрибелен, а сама история небезынтересна. Она ведь затрагивает и тему Власова, а с ним ведь много всяких историй связано — что предполагает послевкусие осмысления и заставляет думать о вопросах чести и предательства. Все же, самый крупный предатель, хотя некоторые и считают его разведчиком. В любом случае, фильм неплохой. Мои симпатии преимущественно к самой истории (юридический спор Лихтенштейна с советской громадой) и игре Пьера Ванека.

6 из 10

5 марта 2014

Ветер с Родины

Этот фильм не про власовцев и Власова, о котором в фильме упоминается лишь несколько раз. Смысловский никогда не сотрудничал с Власовым, поскольку не разделял ни его взгляды, ни его план действий. Это фильм про Смысловского и его армию, которая состояла в основном из эмигрантов, людей которые могли уклониться от участия в войне в принципе, но они выбрали войну, войну за освобождение России, за освобождение Родины: «Победа Германских армий должна привести нас в Москву и постепенно передать власть в наши руки. Немцам, даже после частичного разгрома советской России, долго придется воевать против англо-саксонского мира. Время будет работать в нашу пользу, и им будет не до нас. Наше значение, как союзника, будет возрастать, и мы получим полную свободу политического действия» (Смысловский).

Но это фильм уже не о войне, а о дипломатическом противостоянии маленькой европейской страны (с населением в 12 тысяч, страны без собственных вооруженных сил) и советского монстра, о противостоянии, которое решало судьбы 500 русских людей, и о личном участии Смысловского в этом противостоянии. Фильм еще и о том, какая участь ждала тех, кто решил, поверив советской пропаганде, вернуться на Родину.

Людям с промытыми мозгами, не знающим истории, этот фильм не понравится. Всем, кому интересна правдивая история, а не советская пропаганда, рекомендуется к просмотру. К тому же в роли Смысловского прекрасный Малкольм МакДауэлл.

8 мая 2013

Взгляд с противоположной стороны.

Этот фильм можно посмотреть лишь исключительно из интереса к истории. Конечно же он посвящается всем любителям поговорить на тему, кто был прав в Великой Отечественной войне или порыться в исторических документах.

Здесь затрагивается интересная тема об участниках движения РОА или проще именуемых «власовцами». Я пересмотрел множество фильмов о войне, и это пока единственный, где «власовцы» впервые не показаны конченными разложившимися ублюдками. Впервые авторы фильма стараются их понять как людей, которые имеют вполне обычные человеческие чувства, которые также хотят жить и любить.

Посмотрите, как агитатор Красной Армии ловко манипулирует чувствами любви к родине, к семье, чтобы заставить «власовцев» вернуться в СССР. Неужели кто-нибудь думает, что их уговаривали другими методами?

Я не верю в то, что этот фильм кого-нибудь в чём-то переубедит. Однако если Вы хотите максимально приблизиться и понять образ мыслей типичного «власовца», то я думаю этот фильм будет не безынтересен.

8 ноября 2012

Драма Ветер с востока на экранах кинотеатров с 1992 года, премьера состоялась более 32 лет назад, его режиссером является Робер Энрико. Список актеров, которые снимались в кино: Малкольм Макдауэлл, Жан-Франсуа Бальмер, Каролин Сиоль, Катерин Бидо, Серж Ренко, Анник Бланшто, Катрин Фро, Жан Де Конинк, Женевьев Мниш, Елена Сафонова, Клементин Селарье, Витольд Хольтз, Ян Янковский, Казимеж Мазур, Ювита Будник.

Производство стран Франция и Швейцария. Ветер с востока — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.