Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Полуночная чистка |
английское название: |
A Midnight Clear |
год: | 1992 |
страна: |
США
|
сценарий: | Уильям Уортон |
продюсеры: | Эрмиан Бернштейн, Билл Борден, Том Розенберг, Дэйл Поллок, Марк Абрахам, Маргарет Хиллиард |
видеооператор: | Том Ричмонд |
композитор: | Марк Айшем |
художники: | Дэвид Любин, Барбара Тфанк, Дженис Любин, Дэвид Николс |
монтаж: | Дон Брошу |
жанры: | драма, военный, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 5000000 |
Сборы в США: | $1 526 697 |
Мировые сборы: | $1 526 697 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 24 апреля 1992 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 48 мин |
Отличное антивоенное кино, снятое по одноименному роману ветерана второй мировой войны Уильяма Уортона. Да-да тот самый, что написал роман «Птаха», который тоже был экранизирован. По словам Уильяма Уортона, война для него была настоящей травмой, она была пугающей и отвратительной. Война была тем местом, где он окончательно потерял веру не только в людей, но и в самого себя.
Местом повествования служат Ардены, именно там где в результате Арденской операции при 4-х кратном превосходстве, американцам объяснили в какую войну они пришли воевать. В основе сюжета — группа молодых людей призванных в армию и отправленных воевать в далекую Европу (они не добровольцы). Это люди с достаточно большим IQ, весьма умные, но и не менее наивные, а порой как и все умники странноватые. Пережив неудачную вылазку, в которой на открытом поле был практически полностью перебит их взвод, они получают задание провести разведовательную операцию. Поводом для этого послужила игра слов в английском языке «интеллект» и «разведка», ну и желание начальства избавиться от этих умников.
Во время выполнения своего задания они обнаруживают остатки немецких войск. Готовясь к столкновению, молодые люди обнаруживают, что немцы не желают вступать в бой, а наоборот всячески его избегают.
Весь сюжет отлично обыгрывается названием фильма, ведь практически все значимые сцены происходят ночью при свете луны. Любое из названий данного фильма существующих в российском прокате подойдет. Война и есть полуночная чистка или полуночный отбой или полуночная ясность. Света луны слишком мало чтобы увидеть всю картину целиком, а по тому что видно не угадать, что произойдет далее и какие будут последствия. Это цепочка условностей и неожиданностей, которая перемалывает обычных людей.
В фильме нет бравых американских вояк, днем убивающих злобных эсесовцев, вечером пьющих алкоголь и за пару яиц покупающих любовь у немок, а утром и ночью льющих слезы о товарищах, обливаясь квасным патриотизмом. Так же в нем нет массовых боевых сцен, потому что война это не боевик, а суровая обыденность.
Это фильм об обычных людях, которых в спешке кинули на войну, о которой они ничего не знают. Ни за что они воюют, ни где они находятся, ни то что немцы и нацисты это не одно и тоже, где загадываешь вперед, но суровая реальность рвет твои планы.
3 июля 2016
Я уже сбился со счёта, сколько пересмотрел фильмов об американских солдатах Второй мировой войны, и старых чёрно-белых, и современных полукомпьютерных. В подавляющем большинстве показанные в кино заокеанские вояки (именно вояки, а не воины, вошедшие в Европу только благодаря тому, что все самые основные и боеспособные силы немцев, исторических воинов, жестоко, насмерть бились с историческими русскими воинами; и чуть американцам пришлось схлестнуться с серьёзными германскими войсками в Арденнах, где и происходит действие фильма, как они тут же драпанули, и спасло их только внеплановое и кровопролитное наступление «русских Иванов»- читайте историю, господа!) вызывают у меня как минимум слабое сочувствие, а как максимум- раздражение и неприятие. От увиденного складывается впечатление, что это была не армия, а банда какого-то сброда наподобие махновцев, озабоченная лишь жратвой, куревом, выпивкой, шлюхами, личным обогащением и, главное, спасением своей шкуры и скорейшим возвратом домой (недавно узнал, что после 25-го боевого вылета экипажи «летающих крепостей» по-любому (!!!) уезжали в Штаты на дембель). И по большому счёту, на освобождение Европы им было «по-большому», за исключением добровольцев и прочих «идейных». И старых, и новых американских режиссёров за такой «пиар» своей армии, тогдашней и нынешней, ругать ни в коем случае нельзя: уж они-то «предмет» своих художественных отображений знают отлично! И век бы нам ещё смотреть сверхциничные киноработы про сверхциничных американских военных (когда-нибудь надоело бы!) и считать, что так и надо. Но в 1992-м году на экраны вышел совсем другой фильм Кита Гордона «Полуночная чистка». Его герои тоже не свободны от «джентльменского набора» описанных выше «джи-ай» (трусливо побросали винтовки и подняли руки при виде трёх вооруженных немцев, впрочем, наверное, как и некоторые их советские сверстники летом 1941-го года, потом вообще сховали всё оружие и джип, и вместо того чтобы хотя бы по-партизански, из-за сосны нападать на врага, прикинулись санитарами, на что никто (!!!) не обратил внимания- да у нас бы их тут же раскололи и расстреляли за трусость и дезертирство!). Но они всё-таки вызывают куда больше симпатии, чем прочие. Симпатичные такие, интеллигентные (во взводе решили не сквернословить) ребята, вполне гуманно относящиеся и друг к другу, и к немцам (даже вроде бы воинственный еврей). Откуда же такие ангелочки? Смотрите фильм внимательно! В самом начале главный герой поясняет, что, по прихоти начальства, в разведвзвод собрали как бы интеллектуалов (кстати, огромный минус режиссёру и сценаристу за то, что ребята оказались непонятного, какого-то заоблачного происхождения, как будто это однокурсники из Йеля). Этот предложенный зрителям факт во многом объясняет «мягкий» характер фильма, как и то, что до того, чтобы хотя бы немного считаться настоящими солдатами, его героям очень далеко- «урок» с разведкой их, похоже, так ничему и не научил, или это режиссёр сам не посчитался с логикой войны? Но и пресловутый цинизм- вот он, тут как тут, хотя и не в убойных дозах: при виде жуткой картины убивших друг друга и замёрзших стоя немца и американца (на войне и не такое бывает!) один солдат «прокомментировал»- «похоже, у них было свидание». От него, разумеется, никуда не деться, но и не стоит возводить его в абсолют и в голову всего, как это сделал один рецензент. Он не показатель истинности и достоверности. На войне, как и в жизни, есть и чёрное, и белое, и серое… Как есть у нас и фильм «Иди и смотри», и фильм «На семи ветрах». А у американцев- «Апокалипсис сегодня» и «Полуночная чистка».
9 декабря 2011
Мда, это конечно и рядом не «Цельно-металлическая оболочка». Нет-нет, я заметил, что в «Полуночной чистке» речь вовсе не о Вьетнаме, а о Второй Мировой. Но в целом — какая разница? Оба эти фильма — о простых людях, молодых парнях, на войне. Но Кит Гордон (при всё моём уважении) не Стенли Кубрик ни секунды.
Трудно описать, чем фильм слаб. Наверно, основополагающее слово тут «патетика», что в переводе означает «жалостливый». Ещё это можно перевести как «распускать нюни». А вот Кубрик нюни никогда не распускал. И именно поэтому его фильмы такие нервные и надрывные. Такие безжалостные и беспощадные к зрителю. А Кит Гордон — человек вполне добрый и милый. Он и своих вояк сделал — агнцами божьими.
«Полуночная чистка» (странное название, которое у нас переводят то «Ясная полночь», то вообще «Ночной отбой») является по сути вариацией на фильм Самуэля Фуллера «Примкнуть штыки!», где немногочисленный взвод солдат был брошен начальством на произвол судьбы в тылу врага посреди лютой зимы. Однако взвод Фуллера состоял из бравых и видавших жизнь вояк, которые, вопреки моде 40—50х годов, отнюдь не строили печальные глазки оператору и не пускали скупую мужскую слезу лишний раз. Впрочем, и там без перегибов не обошлось. Но то был пафос. А тут патетика. Что лучше? Да всё плохо!
Уже на ушах нависли эти байки про добрых красивых отзывчивых верных молодых парней, которые попали на войну словно по ошибке. Они невероятным образом, пройдя сквозь кровь, остаются добрыми красивыми отзывчивыми и верными, вместо того чтобы загрубеть, понять что «своя рубашка к телу ближе» (а тут уж спорить совершенно бесполезно), и вести себя адекватно ситуации — «а ля гер ком а ля гер». Если бы речь шла о новичках — новобранцах — я бы может и понял. Но у этих парней уже убили пол взвода — у них на глазах. И тут мировоззрение меняется раз и навсегда. А они всё дети несмышленые — нимбов разве что над головами не хватает.
Всего шесть персонажей — ни один не раскрыт. Полоумный Мама, боевой еврей, божий агнец Итан Хоук. А остальные — вообще где-то на периферии. Ну и вот ничего не получается. Чем кончиться конфликт со сдающимися немцами ясно сильно заранее, а дальше кино просто буксует — ибо сюжет кончился, а кинопроектор выключить забыли.
Мотания с мертвыми друзьями по лесу (по принципу — «сами помрём, но сослуживца похороним как подобает» и все плачут), трогательное коллективное расставание с девственностью (а вспомните аналогичную сцену в «Цельно-металлической оболочке» — сколько там цинизма и юмора в сравнении с данной «патетикой для молодых дам и их мальчишек»), финальная фраза «С рождеством, Кнотт» (сравните с финальной «С рождеством, мистер Лоуренс» из одноименного фильма), ну и так далее.
Весь фильм идёт цитатами, и на «оммаж» кумирам это ни фига не похоже. А вот на вторичность — очень даже. Я понимаю, что «Цельно-металлическая оболочка» многим не нравится именно из-за отсутствия «соплевыжималок» и махрового цинизма. Что ж, а я даже знаменитый «Взвод» не могу смотреть — по мне так он претенциозен, патетичен и пафосен. А «Полуночная чистка» фильм вовсе не претенциозный. И не пафосный. Он просто слабый. И «жалкий», как и глаза всех его персонажей — без исключения.
4 из 10
11 ноября 2010