Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Оливье, Оливье |
английское название: |
Olivier, Olivier |
год: | 1992 |
страна: |
Франция
|
слоган: | «Life is never as innocent as it seems.» |
режиссер: | Агнешка Холланд |
сценаристы: | Агнешка Холланд, Режис Дебрэ, Ив Лапойнт |
продюсеры: | Мари-Лор Рейр, Кристиан Ферри |
видеооператор: | Бернар Цицерманн |
композитор: | Збигнев Прайснер |
художники: | Элен Буржи, Эва Бьежа, Бенуа Клемансо |
монтаж: | Изабель Лоренте |
жанры: | триллер, драма, приключения, криминал |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $1 154 476 |
Мировые сборы: | $1 154 476 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 сентября 1992 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 50 мин |
Представительница восточноевропейского режиссёрского цеха, полька Агнешка Холланд, трижды имела возможность получить в свои руки вожделенную многими кинематографистами статуэтку в форме «Золотого рыцаря». Дважды этот шанс выпадал за лучшие фильмы на иностранном языке «Горькая жатва» (1985) и «В темноте» (2011). Кстати, обе картины были сняты в жанре военной драмы. И ещё раз Холланд пребывала в номинации за лучший сценарий, такого признания заслужила лента «Европа, Европа» (1990). Но будем справедливыми и скажем, что Агнешка Холланд наиболее известна в мире за счёт биографической драмы «Полное затмение» (1995) об отношениях французских поэтов XIX века Поля Верлена и Артюра Рембо, коих сыграли Дэвид Тьюлис и Леонардо ДиКаприо соответственно (из-за последнего-то и понятно, почему фильм приобрёл известность).
Но ещё до «Полного затмения» и «В темноте», но после «Горькой жатвы» и «Европы, Европы» Агнешка Холланд сняла независимую драму «Оливье, Оливье», которая вышла на экраны в 1992-ом году. Сюжет фильма был придуман Режисом Дебрэ, а его адаптацией занимался Ив Лапойнт, для которого «Оливье, Оливье» стал первой и пока что последней работой в кинематографе. Главные роли в фильме исполнили Брижит Роюан (её героиню зовут Элисабет Дюваль), Франсуа Клюзе (Серж Дюваль), Марина Головин (Надин Дюваль) и Грегуар Колен (Оливье). Во второстепенных ролях заняты Жан-Франсуа Стевенен и Фредерик Кирин. И надо уточнить, что не зря тут были упомянуты все эти актёры, имена которых для многих неизвестны, так как больше других актёров тут практически нет, а если и есть, то их вклад в «Оливье, Оливье» незначителен.
Действие фильма начинается с того, что зритель знакомится с семьёй Дювалей, которая уединённо живёт в сельской местности. Серж Дюваль занимается ветеринарией и во сём подавляет свою жену Элизабет, которая в свою очередь души не чает в своих детях, особенно в девятилетнем Оливье. Но Элисабет понимает, что мальчик должен взрослеть, пока отец вечно пропадает на работе. Однажды она отправляет Оливье к бабушке, матери мужа. Разъярённый Серж, когда видит Элисабет, сразу же кидается на неё с криком и упрёками, потому что его мать не получила ничего из того, что должен был принести Оливье. Оливье вообще исчез… Новичок-следователь ничего не может поделать, никаких зацепок, улик, ничего. Через несколько лет следователь переводится в Париж, но обещает, что это дело он никогда не оставит. А пока он занимается безрезультатными поисками семья Дювалей развалилась: мать винит только себя, отец ушёл, дочь тоже не в лучшем состоянии. Но однажды в Париже находится парень, который может быть тем самым исчезнувшим Оливье… Но он ли это на самом деле?
Весь фильм «Оливье, Оливье» — это психологическая драма, которая заставляет наблюдать за тем надломом, который наступил после исчезновения маленького мальчика. Достаточно сложно следить за теми изменениями, к тому же не все поступки семьи Дювалей и новоявленного Оливье соответствуют обыкновенной человеческой логике. Пожалуй, это самый заметный изъян в картине, потому что другие компоненты, в принципе, сделаны неплохо. Можно обратить внимание на тонкую работу оператора, который улавливал нюансы жизни в деревне современных, но обнищавших буржуа. Хорошо раскрывают свои персонажи актёры, в особенности запоминается игра на надрыве Брижит Роюан. Её поистине жаль. Немного странной, но всё же наиболее проницательной оказалась героиня Головин. Трудно узнать в не совсем добродушного и мужественном герое Франсуа Клюзе того мягкого, образованного интеллигенте с тонким чувством юмора из комедийной драмы «1+1» (2011). А это есть показатель разносторонности актёра. И точно не испортил своей персоной общее актёрское исполнение Грегуар Колен. Но самое страшное в этом фильме — его пятиминутный финал, который стоит всех остальных ста минут фильма. Он настолько обескураживает, шокирует…
Но после концовки становится немного непонятным: почему же была столь долгой прелюдия? А всё для того, чтобы понять, как это страшно потерять дитя и как эта трагедия может повлиять на дальнейшее бытие всех, кто так или иначе связан со случившимся. Да, это не лучший фильм Агнешки Холланд, не всё хорошо сложилось со сценарием, но актёрская игра и всё тот же финал оставляют после фильма определённое послевкусие, которое трудно, но всё же можно анализировать и делать выводы.
6 из 10
22 ноября 2016
Рукодельная Агнешка Холланд смотала в пестрый клубок разноцветные нити тем и мотивов, перемешав обыденное и запретное, намёки и фантазии, невероятность сверхъестественного и расчетливый здравый смысл. Через узкий проём семейной драмы она сумела пронести громоздкий короб противоречий, деликатно препарируя психофизику личных отношений, на основе реальных фактов из жизни разных людей.
Сельский ветеринар был не слишком занят своими домашними, потому жене приходилось искать тепла в общении с девятилетним сыном, шарахавшимся от озабоченной фантазиями двенадцатилетней сестры, пугавшей парня пришествием зелёных инопланетян, так что на долю отца оставались брюзгливое недовольство домашним беспорядком и портящим мальчишку материнским баловством.
Семья и так была с надломом, но внезапное исчезновение младшего сына превратило трещину в настоящий разлом: муж окатил жену ушатом упрёков, а дочь узнала о никчёмности своего бытия. Обвинения не могли вернуть любимца матери, но обнажили перед каждым его человеческую суть, и бегство отца — неудачника за карьерным успехом в далёкий колониальный рай довершило распад ячейки, оставив женщину под гнётом испепеляющей депрессии, дочь с комплексом мужененавистничества, сделав из мужчины одинокого странника, у которого нет ни кола, ни двора.
Для начала режиссёр выбрала спокойный лиричный темп, прозрачный сюжет и очевидность семейного конфликта, чётко обозначив свойства каждого из героев, которых потеря оставила без всяких надежд, чтобы потом мелодиями цветного звука преобразить их во второй части, где вдруг объявилась пропажа, которую, кажется, никто уже и не ждал.
Спустя шесть лет, в шумном полицейском участке усталому инспектору показалось знакомым нежное лицо молодого наглеца, отдававшегося посетителям общественных туалетов. Он с жаром убеждал начальника, что это тот самый парень, делом которого он начал в провинции нынешний карьерный успех, не подозревая, что сидящий за дверью юный нахал с тонким слухом и талантом перевоплощений, уже принял ещё не предложенные ему правила игры, включившись в спасительную для него роль возвратившегося блудного сынка.
Этой ролью пятнадцатилетнего афериста семнадцатилетний Грегуар Колен заработал номинацию на Сезара, как самый многообещающий французский актёр, во многом определив высокий эмоциональный градус событий этого фильма, отмеченных оттенками психологической драмы и криминально-детективного триллера, сочетающего мистические трюки и сомнительные связи, меж которыми зримо проступают изменчивые грани морально-этических норм, скользя по лезвию порока и обмана, оказывающегося опасным испытанием для каждого из этой воссоединившейся семьи.
Возрождающаяся любовь родителей разрушает женский союз матери и утешавшей её сестры, а продажный мальчик настраивается на первую в своей жизни гетеросексуальную романтическую связь. Режиссёр искусно двоит, создавая композиции из тонких нюансов разнооттеночных сцен, придавая изощрённому обману вид спокойного естества, когда уставший скиталец готов стать частью настоящей семьи, временами заставляя усомниться в существовании той роковой первоначальной лжи, которую приняли за правду родители и недоверчивая сестра, влюбившаяся в гея, открывшего ей прелести мужской любви, чтобы наутро признать в обманщике родную кровь.
Куда драматичнее открытие мнимого брата, обнаружившего причины исчезновения настоящего Оливье, делающие его личное притворство общей судьбой для всей семьи, превращая возвращение в уход и снова в возвращение, оставляя шлейф недомолвок и сомнений, пронзая болью прошлого и окутывая туманом загадочного будущего — каково?
16 июня 2010
Агнешка Холланд — одно ее имя сразу приводит в священный трепет искушенного киношника. Тот, кто видел её «Полное затмение» — историю великой любви и борьбы души и тела, историю Артюра Рембо и Поля Верлена, тот наверняка знает силу эмоций Агнешки, силу ее трепета перед чувством любви. Ее силу.
Но это история не любви. История великого и одного эгоизма. Эгоизма матери, которая рождает дитя ради собственного желания. Для утешения своего одиночество. Но как она ошибается. Это одиночество — бессмертно. А своим «Подвигом» — она бросает юное создание, юное в смысле безусловно опыта, а не возраста, бросает в пучину мира. В котором инопланетяне сводят с ума человечество, в котором полицейский предстает в качестве заботливого отца, в котором проституция детей — это способ и метод существования в Париже, в котором есть педофилия — которая любит, которая всего лишь «хотела потрогать!»
Страдания матери, покинутой всеми, кроме дочери, это не боль потери, это боль от того, что отняли игрушку. Жизнь рушится не от горя, а от невыполненного желания. От несбывшейся мечты. От того, что отняли, а не дали.
Эгоизм во всем. В рождении. В воспитании. В жизни.
Агнешка с напором и честно показывает нам семью, которая такая общая для всех. И в этом фильме никого не жалко. Все хотят лишь одного, чтобы их желания исполнились. Не исключение и Оливье. В нем сразу видны изъяны и подвохи. Но из них всех — только он честен и готов пожертвовать собой как именем и как личностью, чтобы чужая, такая лживая, такая потворная мать — перестала смотреть в точку, перестала медленно умирать, открыла глаза и сказала:
' — Оливье? Ты вернулся?»
Отдать жизнь, которую не жалко — ради другой, которая этого не достойна. Так я понимаю, посыл одной из лучших режиссеров современности — Агнешки Холланд!
8 из 10
7 апреля 2010