| Рейтинг фильма | |
IMDb
|
4.8 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Короткое дыхание любви |
| год: | 1992 |
| страны: |
Финляндия,
Россия
|
| режиссер: | Валерий Харченко |
| сценаристы: | Сергей Коковкин, Анна Родионова |
| продюсер: | Марк Рудинштейн |
| видеооператор: | Юрий Гармаш |
| композитор: | Виктор Зинчук |
| жанр: | мелодрама |
|
Поделиться
|
|
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
12+ |
Длительность:
|
1 ч 45 мин |
Фильм 1992 года - и этим многое сказано. Из сегодняшнего дня я смотрю на него уже почти с умилением. И в то же время нельзя не осознавать, что он, как и многие другие картины того времени, содержал в себе новые, только утверждавшиеся смыслы, пустившие ростки и въевшиеся в кожу - смыслы, последствия которых многообразны и зачастую печальны. Старорежимного вида актриса, отец которой 'в семнадцатом ушёл в Финляндию по льду', советские коммуналки с воплями и скандалами (в конце восьмидесятых, серьёзно?), виды как будто нарочно обшарпанного Петербурга, алкоголь, дешёвые блестящие платья, ночь любви в арендованных дворцовых покоях, немного погонь и рукоприкладства. Восторженная дамочка, впервые оказавшаяся в Финляндии, млеет от 'заграницы', думает, что попала в сказку, и поэтому даже местный грабитель вызывает у неё только тёплые чувства - в отличие от представителей закона, как ни странно, - поэтому она прыгает обратно в его машину, едва завидев полицию. Впрочем, грабитель-то как раз оказывается не совсем местным. И вообще у него своя глубокая и трагичная история. Грабителя играет молодой сын великого Мариса Лиепы - Андрис, тоже балетный артист, и, откровенно говоря, этот бриллиант заслуживал лучшей оправы.
Алогичность выступает здесь приёмом, а зрителю предлагается, видимо, самостоятельно измерять глубину разыгранной драмы. Доподлинно не известно, зачем Алексей занимался нечестным промыслом в благословенной Финляндии и зачем бросился вслед за дамочкой, уже не юной, - то ли Ольгой, то ли Ритой, зачем искал, где перекантоваться, вместо того чтобы без промедлений удирать обратно, и откуда у него брались пачки денег на барские развлечения. Нам предлагается принять, что можно любить женщину и одновременно хамить ей, что актёры - особые существа, почти медиумы, что от шальной любви немолодую бабу может скрутить так, что она даже ребёнка собственного забудет. Ну, хорошо. Последнее исключать мы не будем. Только кому сочувствовать в этом фильме? Разве что детям, которые будто являются носителями разумного и чистого в исковерканном взрослом мире. Они ещё не рвутся за границу, и на верх Исаакиевского собора паренёк хочет залезть вовсе не для того, чтобы 'было видно Финляндию'. Впрочем, и доктор неплохой человек - только попавший под каток той самой иррациональной, глухой и слепой шальной любви. Жалко паренька, который мечтал забраться всё выше и выше. Для меня это единственная деталь и единственная метафора, достойная здесь запоминания.
Актёрские способности Андриса Лиепы меня удивили в хорошем смысле, он вёл себя очень естественно в предложенных условиях. Игра Клары Беловой, жены режиссёра, не понравилась, особенно её постоянные хаотичные реплики, вопросы и восклицания в начале. На месте водителя я бы долго её терпеть не смогла. Понравилась старорежимная актриса с фигушкой в кармане. Ещё посмешило, что в показанном 'совке' - не проклятом в данном случае, но занудном и достаточно тухловатом - исправно лечили и спасали близких главной героини. Да и роскошная квартира старорежимной старушки едва ли от папы-дворянина ей осталась. Но это, конечно же, не считается, ведь в Финляндии отели всяко круче Петергофских палат. Фильм примечателен для меня тем, что в нём сыграл Андрис Лиепа. Как ни крути, а любопытный штрих к образу артиста. А зайдёт он... ну, наверное, зайдёт тем, кому близок вайб девяностых - не в лучшем их, к сожалению, проявлении.
12 октября 2025
Объявляю редкое признание: картина вышла на радость всем страдающим чудовищам. Это шедевр! Предназначено для круга единиц.
Сценарий не подлежит описанию. Остается даже вопрос, осознавали ли актеры, какую вечность они создали своими лицами и словами.
Особая признательность Андрису — руку протягиваю с ладаном! В поддержку всему ценному и красивому высказываюсь бесконечно глубоко.
13 декабря 2007