Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Зверобой |
год: | 1990 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Андрей Ростоцкий |
сценаристы: | Александр Жилин, Джеймс Фенимор Купер |
видеооператор: | Борис Дунаев |
композитор: | Лора Квинт |
художники: | Геннадий Бабуров, Наталья Катаева |
монтаж: | Т. Аксенова, Любовь Панова |
жанры: | приключения, вестерн |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 2 ч 23 мин |
Колонизация Америки, или война за независимость. Именно этот временной отрезок выбрал для своего освещения в своей пенталогии американский писатель Джеймс Фенимор Купер. И именно его произведение решил экранизировать в своей дебютной работе в качестве режиссёра Андрей Ростоцкий.
Данный текст имеет обязательное сравнение с книгой. Иначе я не могу. Ведь когда я что-то читаю, а прям вслед за этим смотрю то, как экранизировали рукопись деятели кино, я поневоле уже буду опираться на первоисточник. И при этом считать, что и кинопроизводители обязаны были принять эти правила. Вот и договорились: анафема - в топку!..
Переделку Александра Жилина куперовского произведения не мону назвать анафемой в моём смысле этого слова (когда речь о церкви не идёт). Не могу даже назвать и ересью... Однако, я бы так сказал, что в первой серии этого двухсерийного фильма автор сценария в своей адаптации допустил многовато вольнодумий.
Попытавшись представить: а как бы я воспринял киношного 'Зверобоя', если бы не знал роман 'Зверобой, или Первая тропа войны', я вдруг пришёл к выводу, что Ростоцкий снял добротную и весьма качественную картину. Просто... то, что хорошо ложится буквами на текст, не всегда так же хорошо передаётся посредством переноса на ленту и оживления образов!
Пожалуй, главным непопаданием (или попаданием в 'молоко') является изображение Джудит Хаттер. Что там, что здесь мы наблюдаем разговор Зверобоя и Гарри Непоседы Марча, в котором последний нелицеприятно отзывается о старшей дочери Водяной Крысы Тома Хаттера. Мол, военные из форта окучивали нашу Джудит... А вот и важное расхождение: у Купера всё обыграно так, что это всё - офицерская болтовня, в то время как у Жилина - выходит, что Джудит и впрямь вертихвостка! Не надо так. Осуждаю!!! Не думаю, что это вина Елены Кондулайнен, что у неё Джудит получилась такой. Равно как и не её заслуга в преображении образа по ходу движения истории. Она отыграла то, что ей было велено. А там...
Понравилась Хетти Хаттер. Ольга Машная сделала всё, чтоб я полюбил эту бедную девушку. По книге Хетти у меня почву из-под ног выбивала. И, выбирая между книгой и фильмом, - я предпочту киношную Хетти...
На первом месте должен был быть Зверобой. Но уж слишком бросок был контраст, поэтому сестёр Хаттер я выдвинул вперёд... Натаниэль... Андрей Хворов, показал несколько иного героя. Я представлял себе несколько иного Натаниэля Бампо. Но тут я не делаю выбора. Обе версии под стать друг другу. Единственное что - куперовский 'лесник' был невзрачен на вид, в то время, как с внешностью актёра всё в порядке.
Гарри Марч не тронул. Там был законченный негодяй. А здесь несколько сгладили углы что ли... Я так скажу: Непоседа как будто должен был попасть в 'Человека с бульвара Капуцинов'... Павел Абдалов показал скорее советский образ самим собой.
Уже нет желания перечислять актёрский состав. Тут про остальных я бы просто то же самое сказал бы, что и в абзаце про Зверобоя. Зачем мне повторяться?..
Наблюдая за событиями первой серии и оценивая её, я как-то озвучил крамолу, дескать, фильм какой-то одновременно и хороший, и плохой. Сочинилки меня сводили с ума! 'Зачем, - не понимал я, - у вас же готовый сценарий!!!', - однако тут же надо справедливо отметить, что у литературы свой язык, а у кино - свой!.. Но и невзирая на мои снисхождения к первой серии, вторая супротив её выглядела куда как выигрышнее!.. Уже в этом угадывался настоящий 'Зверобой'. Кроме того, нелепо представленное там умение главного героя обращения с томагавком, выглядевшее как 'бог из машины' и 'рояль в кустах' - здесь стало 'чеховским ружьём'! Честь и хвала!!! (Я даже не ждал)...
Нужен ли такой фильм сегодня? Думаю, ответ напрашивается... Кому сейчас интересны делавары, могикане, гуроны (они же минги, они же ирокезы)... Так, штучному зрителю...
7 из 10
6 июня 2022
В основном те, кто сейчас с ностальгией вспоминают о добрых советских фильмах, имеют такие чувства прежде всего потому, что смотрели их тогда, когда они только выходили. То есть, ностальгия присуща, по-большей части, тем, кто из так называемого «старого» поколения. Но вот позвольте представиться — мне 17 лет, я родился в начале нулевых. Интернет, ТВ, компьютер, компьютерные игры, мобильные телефоны и соответствующие фильмы/сериалы. Вопрос — как я отношусь к советским фильмам? Ответ, для кого-то, очевиден, но поспешу приятно разочаровать его — отлично отношусь! И они также вызывают у меня ностальгию, также от них становится тепло на душе, после просмотра, какой бы ни был конец.
Этот фильм я просто обожал. Он стал для меня ностальгическим потому, что сразу вспоминается теплое, ламповое детство в конце нулевых, дошкольные времена. «Зверобоя» постоянно крутили по ТВ и каждый раз я с превеликим удовольствием пересматривал его в N-десятый раз.
Сейчас, по прошествии времени, мои чувства не изменились. Несмотря на множество ляпов — вроде голубоглазых индейцев, берез в американскому лесу и средненькой игре некоторых актеров — я не могу не сказать ни одного плохого слова об этом фильме. Прежде всего, учитывая время в которое снят фильм — начало 90-х. С явно крохотным бюджетом, сделать доброе, душевное, запоминающееся кино — это, право, надо суметь. На мой взгляд, Андрею Ростоцкому (светлой ему памяти), это удалось полностью, как и всем, кто участвовал в создании этого прекрасного фильма.
P.S. Ну а музыка вообще не нуждается в комментариях — пусть она и синтезаторная, но зато какая! Можно бесконечно переслушивать заглавную тему.
Итог: прекрасный, светлый фильм из прекрасного светлого детства.
10 из 10
18 июня 2019
Режиссерский дебют Андрея Ростоцкого. Экранизация знаменитого романа Фенимора Купера, хотя достаточно далекая от книги. Авторы добавили больше юмора, трюков и действия. Актеры играют симпатично и, в целом, неплохо. Особенно запоминаются Андрей Хворов (Зверобой), Павел Абдулов (Гарри Марч), Владислав Хабаров (Расщепленный Дуб), Ольга Машина (Хэтти). Ну и это фильм моего детства.
Мне 7 лет. Я с родителями приехал в гости. Во время застолья пошёл смотреть телевизор. Там как раз была премьера нового 2-серийного фильма и съёмочная группа рассказывала о нем. После начался сам фильм, который произвёл на меня неизгладимое впечатление. Динамика действия, интересный сюжет, драки и трюки, обаятельные персонажи — все это сильно впечатлило 7-летнего ребенка. Видимо отсюда и пошла моя любовь к тематике Дикого Запада.
Да и сейчас, несмотря на все ляпы, довольно среднюю актерскую игру, ряженых индейцев (как вам грузин в роли Чинганчгука) и русские березы в североамериканских лесах, я люблю этот фильм. Перефразируя Омара Хайяма: в любимом фильме нравятся даже недостатки.
9 из 10
7 мая 2019
В фильме по настоящему раскрыты персонажи Куппера, пусть кто-то обвиняет в «славянскости» индейцев, прочих мелких недочетах, но при просмотре фильма полностью от этого абстрагируешься, забываешь, что фильм снят при микроскопическом бюджете в 1990 году. В фильме все действие происходит на трех — четырех участках, причем декорации — это лес, наскоро сколоченое жилище Хантера, берег озера, и забегаловка, но это ни в коей мере не переводит фильм в разряд низкосортного кино начала 90х, наоборот, отсутствие излишеств не мешает проникнуться сюжетом, а игра актеров, полностью выкладывавшихся при съемке, перевоодит его на совсем другой уровень. Музыкальная тема вообще шедевр, Лора сделала все на высшем уровне и очень жаль, что в кино всего лишь три основные(но безупречные) музыкальные темы. Честно призаюсь, поставил основную тему себе на звонок телефона.
Про сравнение с Митичем — культовым кино, да, бюджеты несравнимы, но в нашем кино нет такой шаблонности(все фильмы с Митичем лежат на одном сценарии «Veni, vidi, vici»), каждый актер играл, будь-то бы не за деньги, а за идею. Доброе, душевное, иногда наивное кино, которое заставляет радоваться и переживать, улыбаться на непошлый (даже в случае с голозадым индейцем) юмор и сострадать в сценах, где умирали герои.
5 декабря 2018
Ну ведь могли же, когда хотели! Какие-то три года прошло с момента экранизации «Следопыта», а фильм «Зверобой» снят уже совершенно на другом уровне. И речь тут не о пленке, которая, к слову, все-таки лучше, чем в том же «Следопыте», а о картине в целом. Бывают такие ленты, которые выезжают исключительно за счет актерской игры знаменитых 2—3 актеров. «Зверобой» Андрея Ростоцкого — это явно не тот случай. Хотя актеры здесь действительно выкладываются по полной, даром что не именитые, фильм настолько хорош не только благодаря им. Впрочем, петь дифирамбы можно очень долго. Проще будет рассмотреть все плюсы и минусы кинокартины, а точнее, сказать, что понравилось, что — нет.
Итак. Понравилось.
Игра актеров переднего плана. Андрей Хворов хоть внешне и совершенно не похож на каноничного куперовского Зверобоя — демонстрирует зрителю знакомый характер героя, заставляя верить в него и сопереживать. Молодец Хворов!
Ольга Машная в роли Хетти. В отличие от ГДРовских коллег из ДЕФЫ, которые в своем «Чингачгуке» попросту убрали слабоумную дочь старика Хаттера, Ростоцкий не побоялся ввести в фильм этого персонажа. В итоге, героиня Машной переиграла в этой ленте саму Джудит.
Гарри Непоседа. Павел Абдалов! Что же так мало дают тебе в кино ролей! Я не устану повторять: Гарри Марч, сыгранный Абдаловым, не только лучший из всех киношных Непосед, но и лучший персонаж этого фильма!
Остальные герои: Чингачгук, Джудит, Хаттер, Уа-та-Уа — также не вызывают нареканий, все находятся на своих местах.
Индейцы.
Расщепленный дуб. Всеволод Хабаров сумел показать даже больше, чем от него требовалось. Его персонаж — это истинный индейский вождь гуронов. Он само олицетворение силы, хитрости и мудрости, а его завораживающий взгляд полон ненависти и коварства. Впечатляет.
Пантера. Владимир Епископосян хотя и заметно переигрывает, но с его участием связано столько юмористических сцен, что после них на некоторые пробелы в актерской игре просто не хочется обращать внимания.
Терновый шип. Сергей Лодзейский — светлая тебе память! Этот персонаж — отличная режиссерская находка, и как хорошо, что нашелся актер, способный ее реализовать в полной мере. Из третьесортного негодяя из романа Лодзейский создал запоминающийся образ характерного злодея.
Музыкальное сопровождение. Бесподобный саундтрэк от Лоры Квинт, вызывающий теплое чувство ностальгии. Единожды услышав главную музыкальную тему — не забудешь. Больше и добавить нечего.
Визуальная составляющая. Помимо ласкающего взгляда визуального ряда: отличной панорамы лесов и вида озера, в фильме множество хорошо поставленных трюков и акробатических приемов, которые здорово добавляют ленте драйва.
Юмор. В картине есть то, чего практически был лишен первоисточник — юмора. Шуток много, но все они остроумны и к месту, а потому обилие их совсем не раздражает.
Близкое соответствие оригинальному сюжету. «Зверобой» Андрея Ростоцкого по праву можно назвать идеальной экранизацией романа: настолько фильм близок оригинальному тексту.
Режиссерские находки. Есть в фильме немного и отсебятины. Тем не менее, эти режиссерские ходы ничуть не извращают первоисточник, а напротив, дополняют его, объясняя некоторые моменты книги, которые опустил Купер. Браво!
Не понравилось.
Внешность индейцев. Ложка дегтя в бочке меда все-таки есть. Помнится я насмехался над монгольской внешностью индейцев в фильме «Вождь белое перо». Ну так вот: в «Зверобое» едва ли не все индейцы имеют славянские лица; это сразу бросается в глаза. Помимо прочего, одежда индейцев зачастую имеет мало общего с настоящей одеждой коренного населения Америки.
Как хорошо видно: соотношение плюсов и недостатков киноленты явно не в пользу последних. Иными словами, отличные актеры, отличный сценарий — отличный фильм, а главное — искренний! Фанатам Купера смотреть непременно, да и остальным, впрочем, тоже!
8 из 10
4 ноября 2014
Первые минуты просмотра. Не замечаю, как скептически поднятая бровь постепенно опускается, а корпус наклоняется вперед. Интересно же, чёрт возьми! Я-то, стыдно вспомнить, уже подумывал, что придется делать скидку на черные девяностые, блеклость красок и характеров, а в худшем случае и на вылезающую то там, то тут занудную нравоучительность… Но то, что я наблюдал, было здорово. Просто здорово. И как приятно освежить в памяти увлекательный сюжет куперовского романа… Смотреть и осознавать, что на самом деле помнишь все до мельчайших подробностей, даже те детали и персонажей, которые, казалось, навсегда затерялись на пыльном чердаке среди более новой и важной информации.
Замечательные актеры, прекрасное музыкальное сопровождение и грамотный, практически безупречный, сценарий. Неблагодарное это занятие — говорить о фильме, в котором все нравится и не к чему придраться, а сюжет пересказывать неохота и незачем, проще ограничиться говорящей самой за себя десяткой, штампом с жирными буквами: «Это хорошее кино». Честно говоря, я вряд ли стал бы посвящать этому фильму целую рецензию, если бы не просмотренный недавно знаменитый «Чингачгук» (тот самый, с Гойко Митичем). При всей моей горячей любви к вестернам и шестидесятым в целом, этот фильм — пресный, как «Зверобой» без соли, из которого выдрали все ништяки и компенсировали это чуть более насыщенным цветом картинки. Воистину, все познается в сравнении. Настоящим шедевром выглядит наш неказистый, на первый взгляд, фильм, в котором, к счастью, дочерей целых две, Гарри — настоящий Непоседа, а забавных ситуаций и замечательных шуток («А зачем она тогда такая нужна?») столько, что скучать не приходится ни минуты.
10 из 10
за одну из самых приятных кинонеожиданностей.
9 августа 2013
Так получилось, что я посмотрел этот фильм на следующий день после прочтения книги. И что я могу сказать?
Впечатления.
Обычно, когда смотришь экранизацию после прочтения книги, всегда смотришь ее оценивающе, совсем другим взглядом, нежели сразу после книги. Здесь, такого не произошло. Как ни странно, но образы с экрана, практический полностью совпали с образами, построенными моим сознанием во время прочтения книги. И это просто здорово! Я как-будто заново перечитал книгу, только в более короткие сроки.
Работа техники.
Конечно, оценивая техническое исполнение той, или иной картины нужно непременно обращать внимание в первую очередь на год выпуска. Так, для начала девяностых (на мой взгляд, в это время наш кинематограф как раз встал на путь своего тяжелейшего упадка, оправиться после которого до сих пор не в силах) все сделано вполне качественно в отношении нашего государства. Но, в сравнении с мировым кино, «Зверобой», уже начал уступать (впрочем, как и большинство наших фильмов того времени) картинам, например, американским.
Актерская игра.
Актерская игра находится на достойном уровне. Особенно меня порадовал Всеволод Хабаров, сыгравший моего любимого персонажа в повести — вождя индейцев (Расщепленный дуб).
Совпадения с книгой.
Не смог удержаться, чтобы не отметить самую положительную черту этого фильма как экранизации. Что меня более всего поразило: никто не стал «утруждать» себя переделкой сценария, подгонкой его, и укорачиванием. События посностью идентичны описываемым в книге (вплоть до некоторых диалогов).
Вывод:
Если вам некогда, или лень читать книгу Джеймса Фенимора Купера, можете смело смотреть этот фильм. Да и если вы уже читали книгу, смотрите, и можете не бояться что испортите себе впечатление.
10 из 10
10 марта 2012
Идея перенести остросюжетные приключения Зверобоя, детище Фенимора Купера, на Российские экраны довольна оригинальна. Привыкшая к перестрелкам, погоням, неожиданным режиссёрским ходам, порой не очень понятным, отечественная публика не избалована духовным, человечным кино, если можно так выразится.
В данной картине, по известному заранее, а точнее написанному знаменитым писателем сюжету, сценарная составляющая уносит нас на далёкий американский континент, эпохи колониальных времён. Воспитанный индейцами «белый» (Зверобой), живет и охотится в лесах, изредка входя в контакт, и помогая своим сородичам, если те попали в беду. Все перипетии сюжетной линии, рассказывать не имеет смысла, а стоит постараться, дать оценку духовной составляющей фильма. Не имея в обойме известных актёров, режиссер построил сюжет, провёл его сквозь призму библейских тем и стихов, давая нам с вами, право выбора, согласится с его идеями, с его идеалами или нет. В картине множество таких моментов, взять хотя бы монолог Хэтти: читая индейцам цитаты из Библии, камера в этот момент отъезжает плавно вверх, проносится вдоль озера, и её голос возвышается над ним, поднимаясь в небо, как будто звучит голос Божий, звучит эхом, и невольно мурашки пробегают по телу, и ты осознаешь, что же всё таки есть сущность. И это только один пример.
Музыкальное оформление бесподобно, Лора Квинт, такое чувство, будто бы прожила жизнь вместе с героями повествования. Мелодия глубоко уходит в подсознание, и живёт там самостоятельной жизнью, согревая ваше сердце. Характеры героев прописаны хорошо, чего стоит один только Гарри. Образ Хэтти также неплох, замечательная работа Ольги Машной. Остальные актеры, по большей части в то время ещё неизвестные широкому кругу зрителей, сыграли на вполне приличном уровне.
Без каких либо спецэффектов, без всякой заграничной мишуры, наша киноиндустрия, смогла выпустить в свет Такое кино! Здесь можно только сожалеть, что уже в наше время, данное подобного чуда ждать не стоит.
Очень жаль…
Вердикт
9 из 10
3 ноября 2009
Гениальный актёр, гениальный режиссёр и очень светлый человек.
Человек, который выкладывался на все 100 процентов в том деле, за которое он брался. Очень интеллигентный и скромный, но готовый взорваться в любую секунду в ответ на пошлость или оскорбление.
Этот фильм стал его режиссёрским дебютом. Потрясающим дебютом, надо сказать.
Мне кажется, именно Андрею в своей картине, как никому ни до, ни после него, удалось полностью передать те ощущения, которые возникали при прочтении книг Джеймса Фенимора Купера.
Дух и красоту Великих озёр, природы и человеческих отношений.
Да, в фильме нет каких-то супер навороченных спецэффектов. Они тут просто были бы лишними. Но у фильма есть более нужное — Душа.
После просмотра остаётся то самое послевкусие, то ощущение лёгкой грусти, которое сквозит в романах великого писателя.
Посмотрите — я уверен, если вы цените в фильмах именно их Душу, а не красивую картинку и бабахи за -цать миллионов у. е. — вы полюбите этот фильм.
Очень рекомендую смотреть детям среднего школьного возраста.
Хорошее Кино.
9 из 10
11 августа 2009
Этот замечательный фильм навсегда остался в моей памяти и главное — в потаенных глубинах сердца… И запомнился он прежде всего тем, что в нем присутствовала одухотворенность, которой так не хватает многим современным фильмам…
Персонажи, виртуозно сыгранные блистательными актерами, талантливая режиссура, захватывающий сюжет, невероятная музыка и строки из Священного писания, красивым рефреном будоражащие память… И особенно запали в душу слова Зверобоя: «Каждый имеет право думать, то что он хочет и говорить, то что он думает». Я часто вспоминаю эти слова. Впечатления от этого фильма до сих пор самые сильные и светлые, и их не могут затмить фильмы, выпускаемые сегодня…
То, что наше поколение выросло на ТАКИХ фильмах, я лично считаю большим счастьем… Нам, кто впитал в себя дух фильмов, подобных «Зверобою», очень повезло! Спасибо создателям, персонально Лоре Квинт и всем, кто сумел оценить этот фильм по праву.
4 июля 2009
Отличнейший фильм, поставленный замечательнейшим режиссером Ростоцким, чьим коньком были именно приключенческие фильмы. Будь он жив и снимал бы, думаю нам бы не было так мучительно стыдно за отечественный кинематограф.
Сценарий, постановка — все на высшем уровне. Особенно хочется похвалить за кастинг — типажи подобраны просто иделаьно: смотришь и веришь, что перед тобой именно индеец, истинный аристократ-англичанин, пират с карибов, а не актеры театра.
А почему он Последний, так это потому, что после этого фильма ничего вменяемого снято не было, какие бы бюджеты не вкладывались. Волкодав последний тому пример….
15 февраля 2008