Точка кипения
3-4 x jûgatsu
6.7
6.8
1990, боевик, триллер, комедия
Япония, 1 ч 36 мин
18+

В ролях: Юрэи Янаги, Такеши Китано, Юрико Исида, Така Гуадалканал, Хитоси Одзава
и другие
Самый обыкновенный сотрудник автомойки столкнулся с самым обыкновенным, но от этого ничуть не менее отвратительным якудза, решившим помыть свою машину. В в Японии существует важное правило выживания: категорически запрещается вступать в конфронтацию с настоящим бандитом, какое бы настроение у тебя ни было. К несчастью, Масаки забыл об этом правиле — роковая встреча изменила жизни двух людей навсегда.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Точка кипения

английское название:

3-4 x jûgatsu

год: 1990
страна:
Япония
режиссер:
сценарий:
продюсеры: ,
видеооператор: Кацуми Янагисима
монтаж:
жанры: боевик, триллер, комедия, драма, криминал
Поделиться
Финансы
Сборы в США: $1 471
Мировые сборы: $1 471
Дата выхода
Мировая премьера: 15 сентября 1990 г.
на DVD: 27 ноября 2001 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 36 мин
Другие фильмы этих жанров
боевик, триллер, комедия, драма, криминал

Постеры фильма «Точка кипения», 1990

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Точка кипения», 1990

можно назвать криминальной трагикомедией

Второй фильм Такеши Китано.

Наверное это можно назвать криминальной трагикомедией.

Фильм не лучшее творение Китано, но в кино есть многие темы, которые потом будут использоваться в других его фильмах.

История про молодых странноватых и разгильдяйский парней, которые столкнулись с якудзой и решили купить оружие у бандитов-аутсайдеров, один из которых и есть отморозок в роли Такеши.

В кино много жестокости и какой-то странноватый упор на тему секса. Но при этом, фирменная вера режиссёра в то, что даже у самых беспредельных негодяев могут быть принципы и хорошие черты. Как минус - слишком рваный и не удобный сюжет, который делает сложным для восприятия простые вещи.

Рекомендую любителям режиссёры и аутентичной тематики якудза.

25 сентября 2022

Именно с этого фильма следует начинать отсчёт становления Такэси Китано как независимой и в высшей степени самобытной фигуры мирового кинематографа. Хотя первым его заметным на международной арене фильмом всё же является «Сонатина» (впоследствии повлиявшая на небезызвестные криминальные истории Квентина Тарантино), а режиссёрским дебютом был «Жестокий полицейский», авторский дебют Китано в качестве режиссёра и сценариста состоялся именно с картины «3-4 октября», само название которой располагает к созерцанию времени и реальности. В западном прокате этот фильм носит название «Точка кипения», что тоже вполне соответствует тематике ленты.

Как и в следующем фильме «В то лето море было тихим», так и в «3-4 октября» главным героем является персонаж несколько отрешённый от реальности, в котором выражена вся суть киноязыка автора. Персонажам Китано как будто бы вообще ничего не надо от этого мира, кроме чего-то одного-единственного, что составляет их индивидуальную сверхценную идею — всё остальное их попросту не интересует. Видимо, только такое состояние является состоянием мастера, позволяющим балансировать на границе двух миров: тихим наивно-обывательским и жестоким беспринципным миром якудза.

В фильмах Китано убийцы часто обладают детскими лицами (или же это дети с лицами убийц?)… Конечно, в «Точке кипения» данная тема ещё не раскрывается до конца и представлена лишь в зачаточном состоянии, но уже со всем блеском она раскроется в экзистенциальной «Сонатине». Тогда же — в 1990 году — Китано находился у истоков, но с уверенностью можно сказать, что он почти моментально не только обрёл свой уникальный режиссёрский стиль, но и нащупал главный нерв — начало крушения структуры архетипических канонов (продолжающееся и по сей день, но уже вступившее в завершающую стадию).

Якудза в японской культуре ХХ века являлись субъектами архетипического, почти мифологического порядка, формируя и удерживая собой образ семьи, а главное, фигуру отца. Эти мифологемы подверглись слому и деконструкции в связи с кончиной национального символа — императора Японии, что означало окончание периода авторитаризма. С его уходом ушла целая эпоха, а вместе с ней — привычный мир ценностей. Становление новых либеральных ценностей и фактическое отрешение последующих императоров от полноты власти неизбежно повлекло за собой утрату фигуры отца, а вместе с ней и демифологизацию якудза, что в экзистенциальном смысле сравнимо с гибелью богов. Именно в этот переломный момент и попал Китано, и именно этот образовавшийся экзистенциальный вакуум представлен в его работах в виде пустынных пляжей, где время словно останавливается, а пространство простирается безгранично. Эти кинопространства, словно чёрные дыры наоборот — не засасывают, а выплёскивают энергию в бесконечность. И именно этим объясняется глубокая отрешённость главных персонажей его фильмов, словно замирающих на краю горизонта событий.

Закольцованность сюжета, свойственная Китано, создаёт прекрасное ощущение завершённости и в то же время оставляет многоточие: а было ли это всё на самом деле; а не начинаются ли события фильма с его последней сцены?..

Фильм полностью лишён какого-либо музыкального сопровождения, от чего сильно проигрывает. Что поделать: не было тогда ещё Дзё Хисаиси… но как бы выиграл и преобразился этот фильм, если бы в него добивать его музыку!..

К счастью, все дебютные недочёты будут устранены и с лихвой компенсированы автором в последующих работах. В этом отношении интересно проследить путь режиссёра от «Точки кипения» до «Фейерверка», с каждой новой картиной ощущая, как зрел и возрастал его характерный стиль.

22 мая 2022

Теплый саке без сливок

Японские фильмы, как токкури с саке, первая рюмка которого напоминает сильно разбавленный самогон. И хотя «Точка кипения» в фильмографии Такеши Китано по счету второй, именно здесь легендарный режиссер принялся всерьез возводить основы собственного стиля.

Сюжет представляет собой причинно-следственную цепочку решений. Юный Масаки звезд с неба не хватает. Любовь к бейсболу вынуждена сопрягаться с потоком словесных помоев от коллег по команде. Работа на заправке — с унижением от клиентов. Сердце требует перемен, и звездный час не дает себя ждать. Упреки излишне торопливого (микро)якудзы дали трещину в кувшине стоического терпения Масаки. И вот малоценный взмах кулака оборачивается мощным резонансом для судеб каждого из окружения Масаки.

Важно понимать, что там, где Джон Ву развернулся бы взрывами осколочных гранат и фейерверком искр от тысяч пуль, Китано прижигает экшен до фирменных одноударных стычек на кулаках, изредка разбавляя их ударами бутылок по голове. У Такеши-режиссера свое «кунг-фу» и заключается оно в неподражаемой работе с камерой. Речь о панорамных сценах — инсталляции статичных, подчас немых кадров. Они дают возможность понять все без прелюдий и необходимости следовать тщательным пережевываниям деталей, представляя ситуацию в конечной, завершенной фазе. Даже больше, в «Точке кипения» оригинальная манера подачи обрела, наконец, свой законченный вид.

Но не стилем едина «Точка кипения». Поиски режиссером личного пульса повествования привели к тому, что камерная история противостояния добра и зла в определенный момент разветвляется на несколько сюжетных линий. Жаждущие Китано-style боевика получают свое, когда в сюжет вплетается сам Китано-персонаж — якудза-маргинал с острова Окинава. Неожиданная встреча с Масаки приводит к дружбе, а традиционно отшибленный и тру-хардкорный герой Китано хоть и не доводит счетчик убитых до overkilling’a и применяет свинцовую валюту по праздникам, свой десяток все же набирает, да и топ разбитых бутылок возглавляет, что для фанатов, как колыбельная для малышей.

К сожалению, без свойственных малоопытности недугов в «Точке кипения» не обошлось. Так, между четким стартом и лаконичным финалом повествование расклеивается, будто пара дешевой обуви. Происходит это в процессе двойной рокировки между Масаки и Китано-якудзой. В определенный момент центральная нить распарывается на дивные завихрения белиберды, расслаиваясь то на дешевую драму, то на боевик, а то и на типичное восточное безумство с претензией на комедию. Разумеется, разноплановая структура могла бы стать неопровержимым плюсом и прибавить строгой криминальности здравый оттенок гротеска. Однако, юмор с припиской «черный» производит неоднозначное впечатление. С одной стороны, это сатирический персонаж мажора-мотоциклиста, который если не слетает с железного коня, так выхватывает на орехи. Или приверженцы автомобилей, которые кичатся безопасностью четырехколесного друга до картинного поцелуя с близстоящим седаном. Другое дело, когда в ход идут сексуальные девиации или, скажем, юбицумэ (ритуальное отрезание фаланги мизинца). Преподносясь с ясным, как божий день, шуточным посылом для японцев, массами западной цивилизации такой юмор в лучшем случае покажется обескураживающей глупостью, а в худшем — низменной пошлостью.

Впрочем, пытливому зрителю будет приятно раскопать отсылки к будущим, более прославленным фильмам Китано, пускай и выполнены они в излишне прямолинейном ключе. Это и бессмысленная, на первый взгляд, вылазка на пустующий пляж, где гангстер без тормозов резвится, как маленький ребенок. И витающий дух фатализма в качестве единственно-возможной развязки.

Принцип саке — чем больше выпил, тем богаче гамма вкусовых ощущений. Убийств в «Точке кипения» мало. Но убивать — это не истории сочинять, сидя на толчке. Для этого нужна твердая рука и холодное сердце. А у Китано пока рука неокрепшая, хоть по-восточному одержимая и старательная, а сердце — сверхтеплое и чуткое. Пора Аники с массовым геноцидом еще не пришла.

P.S. Автор искренне любит фильмы Такеши Китано и любая попытка уличить в тексте проявление расизма/непонимания/насмешки в отношении азиатской культуры — результат сбитого у вас угла впрыска мозговой активности.

22 мая 2015

По сравнению со своим первым фильмом — «Жестокий полицейский», Такеши Китано сделал уверенный шаг вперед. Это кино получилось более профессиональным, хотя и выполненно оно было в том же стиле, что и первая картина.

Но в этом фильме есть оригинальность — оригинальный сценарий, оригинальные сценарные ходы и повороты, различные новаторства в режиссуре и т. п. В общем, неоыбчная во всех отношениях картина.

Сценарий, хоть и оригинальный, но в нем не сложно запутаться. Поэтому упор на него Китано решил не делать. Здесь главным достоинством фильма являются великолепно показанные сцены жестокости и насилия, как это не парадоксально звучит. Жестокости в картине очень много, а сцена с отрубанием пальца снята настолько динамично, и вместе с тем смешно, что просто не оторваться. Кстати, о юморе — его в картине тоже предостаточно, что делает ее просмотр намного приятнее.

Кроме вышеописанных достоинств картина представляет собой Библию Якудза — нам постоянно цитируют правила Якудза и показывают, что происходит, если не выполнять эти правила.

«Ни в коем случае не обгоняй бегущего, даже если ты умеешь бегать быстрее, чем он. Так ты не принесешь победу своей команде» — эти слова говорит тренер команды по волейболу, в которой играет один из главных героев, но потом мы видим в концовке фильма, как эти правила помогают в жизни.

В общем, Китано снял грубое, крепкое, мужское кино, которое далеко не каждому придется по вкусу.

7 из 10

10 июня 2010

Мы — банда

Итак, третий просмотренный мною фильм Китано оказался на редкость очень необычным. Я испытывал смешанные чувства: с одной стороны, я иногда терял суть происходящего, но с другой стороны мне было безумно интересно наблюдать за действиями героев. Может быть, потому, что в фильме очень много длинных и красивых планов или потому, что у каждого из персонажей неповторимый и очень яркий характер (особенно у Китано). Хотя и фильм идет всего полтора часа, создается впечатление, что смотришь минимум трехчасовую эпопею, настолько все неторопливо.

Итак, это повесть о японских бандитах. На самом деле мне показалось, что режиссер хотел показать не отвратительную сущность якудза, а то, как важно знать свое место, не прыгать выше головы и держаться друг за друга ради общей цели. «Ни в коем случае не обгоняй бегущего, даже если ты умеешь бегать быстрее, чем он. Так ты не принесешь победу своей команде». Все герои принадлежат к разным группировкам, босс отвечает за поступки своих подчиненных, но каждый из персонажей является частью чего-то большого и готов пожертвовать всем ради группы.

Простой заправщик-бейсболист однажды переходит дорогу мелкому гангстеру, после чего попадает в мир насилия и абсурда. Он и его тренер по бейсболу подвергаются нападению бандитов — наш герой решает отомстить. Он едет на поиски оружия и натыкается на мелкую банду, главаря которой играет Такеши Китано. Здесь нельзя не сказать пару слов про его исполнение — он бесподобно сыграл самого отвратительного персонажа в фильме и отразил всю сущность героя с первых кадров. Некоторым не нравится, как герой обращается со своей женщиной или как себя ведет, но лично я испытывал не столько симпатию или антипатию, сколько отождествление себя с ним, я словно на сорок минут освободился от всех комплексов и запретов. Это настолько заразительно, что начинаешь бояться самого себя.

Наш герой из обычной жизни попадает в мир бандитов, и режиссер показывает, через что ему приходится пройти. Какие люди встречаются на его пути и как ему удастся его преодолеть.

На первый взгляд, картина не кажется целостной, но впоследствии она все же складывается в один большой фрагмент. Это может быть из-за того, что Китано уделяет большее внимание действиям и взглядам, чем диалогам.

Разумеется, это кино на любителя и не всем оно придется по душе. Мне понравилось и я ставлю оценку:

9 из 10

17 марта 2009

«Я не хочу быть неправильно истолкованным. Я не считаю, что бандитские ценности — беспредельное добро. Я не желаю делать бандитов — героями как в других фильмах про якудзу. Мои якудзы — не герои. Они — глупы и примитивны» (с) Такеши Китано

90ые годы в отечественном кинематографе стали переломным моментом, в моду вошли фильмы о бандитах, крутых парнях у которых всегда под рукой тачка и пистолет, которые швыряются деньгами и всегда ходят в окружении девок. Из за бугра к нам шли многочисленные кино-новеллы о мафии «Однажды в Америке», «Крестный Отец» — шедевры мирового кинематографа. Наши режиссеры тоже не отставали, наряду с такими мастодонтами как «Брат», «Бригада» были кучи других фильмах о буднях бандитов. В одночасье слово «мент» стало ругательным, а образ бандита обрел ореол благородности, которой в реальной жизни никогда и не было.

В Японии в это же время снимали совсем другое кино. «Точка кипения», в оригинале «3—4 x jûgatsu» это третий фильм Такеши Китано как режиссера. Фильм жестокий и беспринципный. Здесь нет такого преклонения перед якудзами как в других японских фильмах (и даже как в поздних работах Китано, например в «Брате якудзы»). Сюжет нетривиален, на заправке происходит стычка между местным работником и одним из шестерок местных якудз. Конфликт перерастает в конфронтацию между боссами, хозяином заправки и бандитов пытающихся поставить его на «счетчик».

Чем интересен фильм, помимо взгляда на жизнь представителей якудзы, он дает представление о нравах, по которым живет современная Япония. Глава хоть большой корпорации, хоть маленькой заправки, — отвечает за каждого из своих людей, даже если он не прав. Но и каждый из его работников, готов отдать за свою фирму жизнь.

В отличие от отечественных братков, воспетых во всяких «Бумерах», якудзы Китано вызывают только отвращение. Глупые, невежественные отморозки, так можно охарактеризовать их.

«Точка кипения» не лучший фильм Такеши Китано, но безусловно очень атмосферный и своеобразный. Здесь нет философских посылов, фильм прямолинеен и даже груб и в этом его главное отличие от других фильмов «о мафии». В перестрелках нет никакой романтики, а в бандитах нет ни капли благородства. Китано показал это еще в 1990, наши режиссеры не могут отойти от штампов до сих пор. Впрочем, это уже на их совести…

1 января 2009

Боевик Точка кипения появился на свет в далеком 1990 году, более 34 лет тому назад, его режиссером является Такеши Китано. Список актеров, которые снимались в кино: Юрэи Янаги, Такеши Китано, Юрико Исида, Така Гуадалканал, Хитоси Одзава, Кацуо Токасики, Раккё Идэ, Мэидзин Сэридзава, Кэнгакуса Акияма, Наоко Синохара, Кэндзи Сиия, Макото Тсугава, Эдамамэ Цумами, Наотака Ханаи, Фумидзо Татибаная.

В то время как во всем мире собрано 1,471 доллар. Страна производства - Япония. Точка кипения — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.