Так жить нельзя
Tak zhit nelzya
6.8
6.5
1990, документальный
СССР, Германия, 1 ч 55 мин
В ролях: Станислав Говорухин, Александр Невзоров, Ольга Дворецкая, Френсис Биддл, Ганс Фрицше
и другие
Художественно-публицистический фильм о кризисном состоянии советского общества и причинах, приведших к этому. В фильме использованы увертюра Кориолан Бетховена и песни Владимира Высоцкого.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Так жить нельзя

английское название:

Tak zhit nelzya

год: 1990
страны:
СССР, Германия
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Геннадий Энгстрем
композитор:
жанр: документальный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 23 января 1991 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 55 мин
Другие фильмы этих жанров
документальный

Постер фильма «Так жить нельзя», 1990

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Так жить нельзя», 1990

Сразу хочется подчеркнуть, что критика в адрес фильма Станислава Сергеевича Говорухина «Так жить нельзя» носит оценочный характер, и мнение автора сей рецензии, при всех претензиях на истинность высказываний, субъективно. Итак, перед нами здесь одна из ключевых документалок перестроечного периода, картина, получившая три премии «Ника». Тематически лента делится на пять частей: «Что такое преступность?»; «Преступники у власти»; «Так жить нельзя»; «Фронтовые заметки»; «Уроки берлинской стены». Каждая отдельно взятая часть в сильном полемическом задоре резко критикуют советские реалии, а все вместе не оставляют камня на камне от проекта под названием СССР. Обличает Говорухин талантливо с мастерски выверенной горькой интонацией в закадровом голосе. Автору стоит поставить в заслугу тематическое разнообразие (хотя все равно всё крутится вокруг темы преступности власти), в том числе, и мест съемок. Благо, что процессы перестройки давали здоровые всходы: выезжать из некогда кровавого Мордора теперь стало можно. А в развитых и просвещенных странах, достигнувших прогресса во многом за счет первоначального накопления капитала и грабежа своих колоний, можно было с любопытством видеть набитые полки магазинов, неизбежно при этом сравнивать с картиной отечественных реалий, когда на прилавках магазинов остались только веники и соль. Нищета и голод в США отсутствуют напрочь: автор щедро демонстрирует нам сцены с пожилой американкой, сытой и неплохо одетой, у которой находится свободное время даже на заботу о природе. Американские полицейские тоже разительно отличаются от наших: у них и форма лучше и зарплата больше. И преступников ловят они, судя по всему, с гораздо большей мотивацией и вдохновением, чем отечественные правоохранители. Вот и статистика преступлений в Москве в 1989 году по сравнению с 1988-м увеличилась в несколько раз. А в Нью-Йорке она и не менялась вовсе. Это ли не показатель ужаса чудовищной системы, воспитавшей и давшей образование мальчику из провинциального города Березники Станиславу Сергеевичу Говорухину, который стал первоклассным режиссером?

Надо понимать, что фильм не мог бы считаться перестроечным, если бы в нем не поднималась тема репрессий, как сталинского периода, так и красного террора в гражданской войне. Умело обличая репрессивный механизм советской власти, давя на эмоции, нежели на логику, автор, продолжая срывать покровы с советских реалий, фактически приравнивает тему репрессий с преступлениями нацизма. Неслучайно, что в картине упоминают Нюрнбергский процесс. И совершенно плевать, что причинно-следственные связи событий, к примеру, репрессий 1937—38 гг. в СССР отличаются от Хрустальной ночи или строительства лагерей смерти на территории Германии. Главное — вовремя приравнять тоталитарный совок с нацистской Германией. Параллели в этом контексте способен провести даже ребенок: необходим такой же суд и над коммунистической партией. С чувством огромного облегчения, Говорухин делает вывод о преступной политике партии, создавшей чудовищное государство лжи, лицемерия и кровавых преступлений, к концу 80-х исчерпавшей свой репрессивный механизм и разлагающейся на глазах. Именно к этому выводу автор ненавязчиво подталкивает и рядового зрителя, который не был ни в США, ни в ФРГ, ни даже в Москве, вполне возможно.

Картина может быть интересна сегодня по большей части представителям творческой интеллигенции, того её крыла, что обеими руками и с восторженным блеском в глазах приветствовали перестройку. Невероятная степень наивности автора поражает примерно так же, как степень лжи и притянутых за уши историософских рассуждений, ловко перемешанных в софистическом винегрете, готовом к употреблению. Ни четкого ответа на поставленные вопросы, ни грамотного, взвешенного анализа происходящего, нам, зрителям не предоставлено — есть фиксация с помощью хроники, на которую нанизан текст от автора. Вместо вопроса «А что есть, в сущности, перестройка?», зрителю демонстрируются кадры следственного эксперимента молодого убийцы, отнявшего жизнь девочки-подростка. Вместо честного, беспристрастного взгляда на события, нам дана перестроечная агитка с вкраплениями хроники, преимущественно за 1988—1989 гг. с мест событий. Такие вот дела. А надежды представителей творческой интеллигенции на распад красного проекта осуществились буквально через год. «Так жить нельзя», — говорили они в 1990-м. А разве сейчас можно?

2 из 10

27 декабря 2020

Чем дышать?

Главное в фильме это то, как живёт советский народ.

Это важно не только для самого режиссёра, но и для всех людей в целом. Порой, важно посмотреть на себя со стороны и здраво оценить свою жизнедеятельности.

А как можно оценить эту «жизнь»? Только в сравнении. Фильм на этом сравнении и построен. Ведь это один из наиболее простых и наглядных способов показать то, чем является та самая «жизнь» на самом деле. И Говорухин сравнивает. Сравнивает с жизнью в Америке и Германии. Говорухин занимается пропагандой. Да — пропаганда плохо. Но она необходима. Особенно, если это пропаганда здравого смысла. Режиссёр в самом начале фильма пугает зрителя разлагающимися трупами, приговорами в зале суда для молодых заключённых… закадровый голос Говорухина надменно и без чувства торжествующей справедливости зачитывает приговоры,.. с унынием и бесперспективностью описывает среду, где росли убийцы, уголовники и преступники…

Часто режиссёр прибегает к социальным экспериментам, чтобы ярче показать то, какие люди ходят по улицам девяностых и какое отношение к этим людям. Так, социальный эксперимент с проститутками, повстречавших рэкетиров, вымогателей и сидевших ребят за одну ночь, заставляет зрителя хвататься за голову и недоумевать почему же всё так. Фильм разделён на несколько частей, представляющих собой ложное понятие о структуре фильма. На деле структуры почти нет. Будто не четыре разных части, а четыре разных ролика: о преступности, о городе жёлтого дьявола (о сравнении с заграницей), о советских людях (об издевательствах над ними и промывке мозгов), о том, почему так жить нельзя и о том, что сделать чтобы жить иначе.

Что касается музыкального оформления фильма, так в основном в нём можно услышать остросоциальные песни Высоцкого, классическую музыку Бетховена при представлению зрителю Германии, джаз при представлении Америки и гул холодильника «Москва» при представлении СССР.

Почему у фильма столько отрицательных оценок? Людям не нравится, что их страну выставляют колхозной, хотя таковой она и является. Просто всё познаётся в сравнении. Говорухин и представляет зрителю сравнение…

15 декабря 2020

«Ведь глупость — тоже интересна!»

Возможно, кто-то не одобрит это слово «глупость», но так уж и быть. Фильм интересный. Но глупый.

Интересный, потому что даже в доле лжи есть немного правды — во всяком случае, он обратил мое внимание на несколько моментов истории, которые я почему-то упустила. Глобально они, конечно, малозначимы, но все же интересны.

Глупость же заключается в том, что, несмотря на то, что в фильме использовано множество достоверного фактажа (актуального и по сей день местами — например, про то, что «осталась всего одна империя») — его коверкают и гнут по своему усмотрению как только хотят. На театр, значит, миллионы ушли. А сейчас миллионы государственных денег уходят на второсортные фильмы, которые уже через неделю можно посмотреть по ТВ — и в чем принципиальная разница?

А преступность — дак а что она, с распадом СССР куда-то подевалась? Была, есть и будет. И если раньше «по касательной» задевали невинных, то сегодня и виноватые наказываются через раз. И я сейчас не пытаюсь сказать, что лучше уж задеть невинных, но посадить виноватого — нет. И та, и другая модель одинаково безобразны. Но фильм..

Фильм сам по себе представляет очень масляную «антирекламу» Советского Союза. Хотелось бы сказать «контрпропаганду», но нет. Слишком уж, не побоюсь этого слова, слащаво. Все эти придыхания и лирические отступления.

Хотя могу представить, какой ажиотаж он вызвал тогда, в те годы, когда стал доступен зрителю. Это сейчас я такая умная, могу изучить миллион разных точек зрения, почитать воспоминания, научные труды и исследования — а тогда? Какие были варианты? Либо верить, либо сомневаться, но твои сомнения подкреплены.. только твоими сомнениями.

Что ж, о просмотре не жалею и, возможно, пересмотрю еще разок. Может, пойму, как нужно жить, а то как нельзя показали, а.. Критика есть, а встречного предложения не припомню.

13 января 2020

Чтобы в ложь поверили, она должна быть чудовищной. — Не помню, кто сказал.

Данный документальный фильм, который повествует о причинах распада СССР, может, и не стоил бы комментария, тем более что автор раскаялся. Но к несчастью, при всей феерической недостоверности он столь же идеологически силен. И вода не смыла пленку, и молодежь смотрит и верит. В свое время говорухинский фильм был весомым камнем, навалившимся на грудь забиваемого социализма.

То, что снял Говорухин, — это не СССР. Это хаос перестройки, да еще и злобная компиляция. Судить об СССР на основе этого фильма — все равно что судить о человеке по рассказу его врага о совместной пьянке. Здесь об СССР нет ни грамма. Внимательный зритель это заметит, а также крайнюю предвзятость автора, а зачастую просто ложь. Например, следующая фраза, сказанная Говорухиным в фильме, понуждает усомниться в чистоте его намерений (в скобках напомню, что фильм снят при участии Германии): «Чудовищные злодеяния, совершенные в нашей стране, геноцид, массовые убийства, искусственный голод, от которого вымирали миллионы, разрушения экономики и культуры, растление народа — все это по масштабам и жестокости НЕСОПОСТАВИМО С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ ГИТЛЕРИЗМА, тем более что совершены эти преступления против своего народа». Думаю, немцам понравилось. И у Говорухина язык не отсох.

Страна была тяжело больна в результате действий бездарного (или преступного, или то и другое) руководства. В этих условиях появляется говорухинский фильм, который, заметьте, шельмует не только лежащий при смерти социализм, но в целом народ. Это про меня, моих родителей, моих дедушку и бабушку (между прочим, всю свою советскую жизнь исправно ходившую в церковь) он говорит, только вслушайтесь, что он говорит: «Лучшие люди были расстреляны (о репрессиях). С ними вместе ушли из общества, перестали цениться понятие чести, благородства, достоинства. А когда общество перестает с благоговением относиться к этим понятиям — питательная среда для разгула преступности готова. Самое страшное преступление режима — то, что он создал новый тип человека. Вот какими мы стали за 70 лет (картинка синяка-алкоголика). А кого же воспроизведет такой человек? — себе подобных. А это уже о новом поколении русских — о том самом юноше, родившемся в 90-е и слепо по-щенячьи верящем всеведущему мэтру.

Да, настричь некрасивых картинок в то время труда не составляло, да как, впрочем, и сейчас при желании. Но объяснять рост преступности в 90 -е годы падением нравственности при социализме — это по меньшей мере нелогично. А вообще-то глупо. Рост преступности, в какой бы стране это ни было, практически всегда происходит параллельно с ростом безработицы. А в 90-е была не просто безработица, когда массово закрывались предприятия, даже на работающих предприятиях перестали выплачивать зарплату, ее задерживали месяцами, и народ буквально был вынужден переходить на подножный корм.

Еще один говорухинский перл: (О расстреле царской семьи) Когда жесточайшее в истории мировой криминалистики преступление не только не осуждено, ни общество, ни его историки не выразили даже порицания убийцам, следует ли удивляться последующему разгулу преступности!» То есть бандитизм 90-х — это все по причине расстрела царской семьи. А что, французские революционеры пощадили что ли своего короля? Что-то французы по этой причине не спешат объявлять себя низшей породой людей, празднуют себе 14 июля как ни в чем не бывало.

Что вообще у мэтра с логикой? Он с таким восхищением смотрит на запад, что не замечает очевидных вещей. Вот он рассказывает об американских полицейских и сравнивает скорость извлечения оружия ими и нашим милиционером. (Напомню, что рассказ идет о разгуле преступности у нас в стране). Американский делает это за секунду, наш — в десять раз дольше. Американцы завидуют, а Говорухин и не понял ничего. Завидуют, потому что наш-то оружие в кобуре носит. Понятно, почему? — да незачем потому что. А те каждый день не уверены, что домой живые вернутся. Замечательную они там фразу говорят: «У нас в нью-йоркской полиции такой же бардак, как и везде. Никто не уважает, никто о нас не заботится. Вот сюда бы советскую полицию — она бы навела порядок». И в глазах-то уважение, ребята! А этот ничего не видит, все свое долдонит.

Любимыми детскими героями правдолюб называет Павлика Морозова и почему-то человека с ружьем. Да правда что ли? А вот сценка с советским гаишником: «Тысячу раз униженный советский гражданин и перед ним человек в милицейской форме. Что он говорит стражу порядка? — Известно что: простите, виноват. Потом полезет за своей замусоленной пятеркой…» Я бы на месте Говорухина это место из картины вырезала. Куда там социализму с его пятерками против нынешних-то миллиардов.

Ложно-пафосный, лживо-ненавистный, грубо некомпетентный пасквиль на Россию. Вот из-за таких вот культурных деятелей и про… ли страну.

1 из 10

29 сентября 2013

Антиутопия от Говорухина

1990 год… Идет пятый год перестройки. Идеалы стойкого, доселе, общества начинают беспощадно разрушаться. Все, о чем раньше умалчивалось — всплывает наружу. Советское общество вопиюще оскалилось: так жить нельзя!

«Так жить нельзя» — еще и название художественно-публицистического фильма известного режиссера Станислава Говорухина. Судя по названию, некоторые недальновидные люди могут подумать, что сей фильм состоит из проповедей, авторских наказов на будущее, чаяний героев да критика устоев. Абсолютно нет. Уже в начальных кадрах видим то, что еще так лет пять назад вычеркнула бы цензура, а самовольного режиссера со всей свой ратью ассистентов сослали бы на Колыму: темная комната в затхлом деревенском домике, а на полу лежит бездыханное тело в кровавых пятнах (оператор старался это показать мельком, но все же…); в последующих трех кадрах мы видим ограбление не слишком богатой квартиры советской гражданки, еще несколько трупов (конечно же, со следами насильственной смерти).

«Вот он славный конец советской власти!» — скажет кто-то ехидно. А дальше-то — больше. Сводки новостей, которые зачитывает лейтенант милиции: «… Москва, 1 сентября 1989 года… гражданин Копель залез с целью ограбления в квартиру гражданки Горячевой Е. Ф., затем убил ее, отрезал ей ухо… для того, чтобы демонстрировать свою жестокость перед друзьями»; «… в Каменске обнаружен труп четырехмесячной девочки… убийца — ее собственная 17-летняя мамаша».

Затем мы видим, как режиссер при помощи» метода маски» преподносит зрителю отрывки из подспудной жизни сутенеров. В роли «ночной бабочки» выступает молодая актриса (видимо, еще и очень смелая), которая под скрытую камеру должна разговорить клиента, расспросить его о том, чем он «дышит». После появляется мужчина в кепке, низко надвинутой на лоб. Это и есть сутенер. Он нагло общается с девушкой. Но заметив камеру (эх! видели бы его ошарашенный взгляд в этот момент…) — старается быстро убежать.

Говорухин рассказывает о том, как «доблестно» работает наша милиция: нераскрытые убийства; постовой не может толком вынуть пистолет из кобуры (но жезл всегда при нем!… а зачем?); «гаишники» берут взятки, вместо того, чтобы адекватно и честно работать, как это было принято раньше. И, конечно, это не единоличный плевок в нашу сторону. Ведь нужны сравнения? Не так ли? Поэтому режиссер подкрепляет данные доказательства кадрами из-за рубежа. Если в США преступность не менее развита, чем в Советском Союзе — то хоть полицейские там имеют солидную зарплату, бесплатное медицинское лечение и страховку собственной жизни (намного больше, наверное, чем сама жизнь… как считает один из опрошенных «копов»). Если в Федеративной Германии полицейские достают револьверы всего-то разок-второй (!) за всю свою сознательную карьеру — то с жильем, зарплатой у них все в порядке. А что у нас? Капитан милиции живет с женой и тремя детьми в… коммуналке. И тогда, какой желаемой раскрываемости преступлений мы хотим?

Вы вдруг подумаете, господин Говорухин разобрал нашу бескрайнюю Родину по косточкам. Здесь плохо, там плохо! Виноваты ли режиссер и оператор в том, что жизнь сама лезет им в камеру? Без прикрас, без придумок и сожалений. Нет! Это на самом деле было… как ни прискорбно об этом сообщать. Разве нам, молодым, новому поколению нового века, отцы и матери, бабушки да дедушки не рассказывали о том, как стояли в очередях за куском мыла или палкой колбасы? Разве кадры, где оголтелые рабочие лезут по головам испуганной толпы, ради того, чтобы ухватить пару бутылок водки, были фальсификацией? Это все было! Только вот Говорухин заговорил первым. И было так больно, неожиданно, нецензурно, беспартийно, беспардонно. Но, как ни странно, — правдиво и без сантиментов.

Однако не обошлось и без промахов. Отрицательной критике Станислав Говорухин подвергает большую часть существования советской власти: культ Ленина, сталинские репрессии, горбачевскую неразбериху. Только вот без «комплиментов» остались правление Хрущева и Брежнева. А почему? Потому что, автор не разобрался в истории нашей страны. Навряд ли. Годы хрущевской «оттепели» были самыми благодатными страницами в книге под названием «История СССР»? Быть может. Выполнение пятилеток, строительство различных ГЭС, предотвращение третьей мировой, новое жилье для советских граждан. Почему это упустил из виду режиссер? Неужели он поставил перед собой задачу — потопить в грязи то время, в которое он родился и в котором вырос? Думаю, что нет. Просто Говорухин зашел далеко и глубоко. И причем, так далеко, как это не смогли сделать другие. Иначе бы все закончилось плохо для них. Говорухин оказался в нужное время и в нужном месте со своим киношным детищем. Он показал и рассказал о том, что задумывала «власть всея советов» (равенство и братство, бедные будут у руля, правление в руки рабочих и колхозников, никакой частной собственности и все в таком же духе) и к чему она пришла (ветераны Великой Отечественной умирают в бедноте, перестройка «родила» только очереди, преступность). И само собой, Станислав Сергеевич, как человек образованный интеллигентный и воспитанный искренне верил в «новое время», которое должно наступить завтра.

Только, несмотря на существование в наши дни различных законов (которые, к сожалению, меняются каждые 5 минут), прав и Конституции демократического общества, — Россия все же остается в том состоянии, в котором она была во время создания сего фильма. Местами где-то лучше, а местами где-то и нет. Не будем выстраивать прогнозы. О том, какое будущее создала для себя новая демократизированная и религиозная Россия, мы сможем ответить только через… 80 лет. Тогда наши потомки смогут сказать, что Россия пережила и переживает Советский Союз. И можно ли так жить, как живут они и так, как жили их деды. А пока мы можем лишь посмотреть этот фильм, завоевавший в свое время три премии отечественной киноакадемии «Ника» (две из них — за сценарий и постановку, отошли Станиславу Говорухину). Блистательная публицистика сопутствует открытому показу «сногсшибательной» действительности, лица реальных людей без подготовки с их обыденными мыслями и деяниями, открытые интервью, порой, в опасных ситуациях, нужность параллельного монтажа (СССР — США — Германия … в едином контрасте), авторские лайфы. Весь этот универсальный «кино-корреспондентский коктейль» делает фильм ценным не только в своей документальной сущности, но в художественной. Пожалуй, фильм можно было бы назвать «авторским художественным мега-репортажем» (авторским кино, все же его трудно назвать, ведь ростки идеи шли, по моему мнению, от нового правительства, которому был необходим свежий глоток воздуха). Станислав Говорухин, будучи, снимая художественное кино, показал себя умелым журналистом. Причем, это был его не единственное кино документального плана. Впереди еще — «Россия, которую мы потеряли». Но это уже другой фильм.

8 из 10

28 апреля 2012

А мы так все и живем. ..

Я родился когда все это было. Прошло 22 года и мало что изменилось. В фильме наша действительность на момент 1989—1990 год. В фильме показан полураспад нравственности населения нашей страны, в это полураспад народ пихнула власть, после был распад души народа и всей жизни. Но началась то эта катастрофа раньше примерно к 1983году и раньше. Когда нашим родителям, рожденным в начале 60-х, было около 20 лет. Шел период застоя, сознание советских людей зашло в тупик, тупик везде. И вот тем кому сейчас, около 20, кто родился в это время, время создания фильма, им, то есть нам, этот реквием эпохи, то в какое время мы родились, время тупика. Это все страшно. Фильм всё это показал. Режиссер признался спустя 20 лет, что совершил ошибку, сняв этот фильм. Мы до сегодняшнего дня терпим. Фильм потрясает, и в этом во всем жили наши родители и мы родились. Фильм хорош, что показал вчерашнюю действительность. Не знаю что еще добавить, менять жизнь надо, нам менять, никто, ни какая власть в Кремле нам не поможет и никакая власть в наших городах нам не поможет. Фильм показал антропологическую катастрофу. Фильм отрезвляет, показывает что нет личности у человека и это страшно. В фильме страшная действительность, но его нужно смотреть

10 из 10

27 ноября 2011

Кто мы?

Сколько уже было проведено статистических и исторических исследований, сколько архивных данных рассекречено за последние два десятка лет, сколько приведено аргументов… Сколько же нужно еще? Когда мы наконец нащупаем тот предел, за которым невозможно уже будет оправдывать свое прошлое и вытекающее из него нежелание меняться? Когда мы научимся чувствовать ответственность за то, что происходит вокруг нас? Когда мы, наконец, перестанем быть скотами?

Так жить нельзя…

18 мая 2010

Документальный фильм Так жить нельзя появился на свет в далеком 1990 году, более 34 лет тому назад, его режиссером является Станислав Говорухин. Список актеров, которые снимались в кино: Станислав Говорухин, Александр Невзоров, Ольга Дворецкая, Френсис Биддл, Ганс Фрицше, Джеффри Лоуренс, Ион Т. Никитченко, Эрих Редер, Фриц Заукель, Александр Ф. Волчков, Бальдур фон Ширах, Максимилиан Шелл, Альфред Йодль, Эрнст Кальтенбруннер, Роман Руденко.

Производство стран СССР и Германия. Так жить нельзя — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.