Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Святое место |
английское название: |
Sveto mesto |
год: | 1990 |
страна: |
Югославия
|
режиссер: | Джордже Кадиевич |
сценарий: | Джордже Кадиевич |
продюсеры: | Dusan Kalmic, Зоран Отасевич |
видеооператор: | Александр Петкович |
композитор: | Лазар Ристовски |
художники: | Мирьяна Остойич, Ранко Маскарелли |
монтаж: | Бояна Субота |
жанры: | ужасы, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 29 сентября 1990 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
Джордже Кадиевич снял, на мой взгляд, лучшую экранизацию произведений Николая Гоголя. В качестве сюжета было выбрано, вероятно, самое часто экранизируемое произведение писателя — «Вий».
В отличие от «Маски Сатаны», снятой Марио Бава, картина Кадиевича в целом весьма соответствует тексту классика. Вместе с несколькими семинаристами мы оказываемся ночью на отдаленном хуторе. Один из них встречает красавицу, которая оборачивается ведьмой.
Вскоре главному герою потребуется отпевать ее три ночи кряду. Именно, в процессе отпевания герой и столкнется с непонятными событиями. Гоголь описал их как буйство демонов.
Однако, Кадиевич предположил совсем другую трактовку. Красивой ведьме вовсе не нужна была помощь демонов, для того чтобы расправиться с героем. Достаточно было просто соблазнить его.
Процессу соблазна уделено весьма существенное внимание. Это беспроигрышный ход, создающий возможность для различных трактовок фильма. С одной стороны, совсем не исключается буйство духов — просто оно «облачается» в более простую и неожиданную форму. С другой стороны — не исключается и возможность помешательства главного героя.
Впрочем, дело даже не в многозначительности. Очевидно, что «Святое место» — образец качественного, психологически напряженного фильма ужасов. Исполнители главных ролей — Драган Йованович и Бранка Пуйич прекрасно сыграли. Бранка Пуйич действительно похожа на роковую красотку, а по совместительству — ведьму. Йованович не менее точно попадает в образ простоватого семинариста.
Остается только добавить доброе слово в адрес композитора фильма. Музыкальные произведения Лазара Ристовски просты, но при этом чрезвычайно точно дополняют фильм, увеличивая напряжение. Мне эта музыка напомнила работы Клаудио «Гоблина» Симонетти.
В итоге: жесткое, психологически напряженное и усиленное эротическими нотками кино. Замечательный хоррор. К тому же, вызывает восхищение та трогательность, с которой создатели фильма относятся к классике — произведению Гоголя.
9 из 10
4 апреля 2013
Покойницу поставили в капеллу. Читать над нею явился монах соседнего монастыря. После первой же ночи он потребовал прибавления платы и вино, так как «покойница — неспокойная». Барон Олшеври
Фильм действительно, основан на повести «Вий», и порой сюжет и диалоги совпадают чуть ли не дословно. Но и только… Действие перенесено в иные условия, создавая настроение готических романов конца XIX — начала XX века. Народный юмор и фольклорный колорит, присущий произведению Гоголя, в «Святом месте» не переданы совсем, с тем же успехом события могли происходить не в славянской, а в любой другой христианской стране. Философский подтекст также отсутствует, но зловещее настроение вполне передано. Чулки, камеи, зонтики, цокот подков о мостовые, кареты. Дух декаданса, загадки и предвкушения, стиль времени, когда от прозы жизни и скуки праздности спасались в разврате и мистике, а одним из модных слов было — «Вырождение». Все пропитано мрачной эротикой. В фильме как будто две линии — одна — настоящее, происходящее с богословом, другая — прошлое юной ведьмы, раскрывающее истоки ее агрессии, мужененавистнических и суицидальных настроений. Все истории, рассказанные прислугой о «проделках» молодой хозяйки не пугают (для расправ она использовала вполне «земные» методы), а намекают или прямо рассказывают о интимной стороне ее жизни, раскрывая, тем самым, характер героини и выстраивая причинно-следственные связи. В целом, получилась мистическая драма с налетом фрейдизма о нелегкой судьбе состоятельной барышни и, ставших последствием инцеста, глубинных конфликтах, происходящих в ее психике.
Стоит отметить момент, объясняющий название фильма. Богослов подходит к часовне, на верху покосившийся крест, а ему говорят: «Тебе здесь нечего бояться, это же Святое Место, испокон веку тут хоронят только девственниц». Так что святость его (как, видимо, и самого института Церкви, имеющего в своей истории весьма спорные, а, порой, и вопиющие моменты) становится столь же откровенно двусмысленной, как и невинность «покойницы», лежащей внутри. Как и в произведении, взятом за основу, в фильме поднимается вопрос об упадке веры и нравственности.
Ночные сцены в церкви присутствуют, но весьма краткие и мало запоминающиеся. Да режиссер и не ставил цели напугать зрителя, это уже белее чем удалось Ершову и Кропачеву в советском «Вие». Конец тоже изменен под общую концепцию фильма, указывая на то, кто же истинное зло в этой истории.
Игра актеров вполне приличная. Бранка Пуйич, игравшая Катарину — красавица, подошедшая на роль более чем удачно. Изящная, нежная и хищная. Богослова сыграл ее муж, Драган Йованович.
Мелодия в фильме одна, местами именно она поддерживает «нужное» настроение.
Впечатления от просмотра остались положительные, версия вполне интересна, не смотря на то, что фильм не вызывает никаких эмоций — ни жалости, ни отвращения, ни страха, ничего! Никому не сочувствуешь, ни за кого не переживаешь. Но смотришь на одном дыхании, и, уверена, время было потрачено не зря.
7 из 10
11 октября 2011