Рейтинг мультфильма | |
![]() |
6.4 |
![]() |
6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Стекло |
год: | 1990 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Александр Гурьев |
сценарий: | Олег Григорьев |
художник: | Александр Гурьев |
жанры: | мультфильм, короткометражка |
|
|
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
3 мин |
Мультфильм «Стекло», как может показаться на первый взгляд, абсолютно простой, но, несмотря на это, несёт в себе глубокий смысл.
«Ох уж эти мне стекольщики, стеклодувы!» — возмущается кот, смотря в окно. И правда, сквозь кривое стекло весь мир выглядит искажённым. Вскоре коту начинает казаться, что непонятные существа, обитающие снаружи, начинают его преследовать, в результате стекло разбивается. И тут оказывается, что всё, что выглядело искажённым, является таким в действительности. Кот падает из окна, но, попав в мир, где не действуют законы логики, обретает способность летать.
Конечно, это не бессмысленный сюжет. Первый подтекст этого мультфильма — политический. Кривое стекло можно сравнить с экраном телевизора, то есть со СМИ, искажающими информацию. Стекольщики — журналисты, кот — зритель, наблюдающий за политикой со стороны и скептически относящийся к пропаганде. А то, за чем он наблюдает — перестройка: строители обозначают политиков, которые торжественно строят, как им кажется, новый, хороший дом. Который, однако, сразу же рушится. Кот видит, что они, на самом деле, «доят стром», т. е. наживаются на перестройке (стром — строительный материал). Преследующие кота существа, возможно, символизируют политически активных людей, которые хотят всем навязать свою позицию. Кот старается избегать их, поскольку то, чем они занимаются — для него абсурдно. А когда зритель непосредственно сталкивается с тем, что раньше видел только по телевизору, то выясняется, что проблема не в том, что средства массовой информации всё искажают, а в том, что искажён весь мир.
Второй подтекст — философский. Мультфильм — явная аллюзия на притчу Сократа о пещере. В этой притче некие люди, которые с самого рождения имеют возможность смотреть только на стену, на которую проецируются тени от различных предметов. Они уверены, что видят реальный мир, строят относительно него различные гипотезы. Но однажды одному из них показали, что на самом деле является причиной тех картин, которые они видят; когда же он вернулся и попытался рассказать это остальным, его никто не понял и не поверил. Эти люди сравниваются с нами, а то, что они видели на стене — с нашим восприятием мира. Такова была мысль Сократа, в мультфильме же схожая ситуация показана наоборот: если в притче то, что казалось истинным, оказывается ложным, то в мультфильме — то, что казалось ложным, оказывается истинным. Однако, по сути, речь идёт об одном и том же — о восприятии окружающей реальности. Кот — как человек, мыслящий устоявшимися стереотипами; всё, что противоречит этим стереотипам, он предпочитает или не замечать, или считать глупостью. В конце он, однако, сталкивается с неким событием, которое заставляет его полностью изменить образ мышления, отказаться от старых стереотипов.
В целом, это один из философских мультфильмов, которые снимались, главным образом, в конце 1980-х — начале 2000-х, как, например, «Крот и яйцо» (1987), «Босой учёный» (1988), «Потец» (1991), «Притча о мыши» (1991), «Выход» (1995), «Красные ворота Расёмон» (2002) и другие. Это направление возникло под влиянием мультфильмов для взрослых, которые, в свою очередь, получили развитие с 1960-х годов, при этом далеко не все мультфильмы для взрослых — философские, также как и не все философские мультфильмы — для взрослых. В частности, «Стекло» можно смотреть всем и в любом возрасте, если, конечно, есть желание и 3 минуты свободного времени.
7 из 10
21 октября 2014