Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Собачий пир |
год: | 1990 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Леонид Менакер |
сценарий: | Виктор Мережко |
продюсер: | Юрий Пугач |
видеооператор: | Владимир Ковзель |
композитор: | Андрей Петров |
художники: | Юрий Пугач, Галина Николаева |
монтаж: | Ирина Руденко |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 52 мин |
Эту ленту невозможно рассматривать без предшествовавшей этой ленте картине Квинихидзе с Сергеем Шакуровым «Друг». В сущности, тут мы получаем форменное повторение, да еще и с тем же актером. Итак... В каждой из лент нам показывают растерянного мужчину, который находит друга. В одном случае — говорящую собаку, в другом — женщину алкоголичку.
В каждом из фильмов эта дружба преображает обоих. Неожиданно в скандальной женщине привыкшей уходить в запои просыпается надежда на лучшее будущее. Да что там надежда — изначально казавшийся вконец опустившимся человек проявит лучшие человеческие качества — и самоотверженность, и кротость, и благородство. В каждом из фильмов мы столкнемся с абсолютно нелогичным предательством и жестоким финалом. Кстати, еще одна параллель в том, что обе ленты затронут тему собак. И если в первом случае, говорящий пес станет метафорой ребенка, то в «Собачьем пире» дворняги будут соотнесены с самим персонажами.
Так что, «Друг» - это лента более поэтическая, а вот «Собачий пир» - царство реализма. Тут сильны детали. Это и правдоподобные наколки на кисти Сергея Шакурова, и грубый милиционер на вокзале, и пойманная в силки живодерами дворняга, и выписка из квартиры главы семьи, сделанная им тайком...
Можно взглянуть на «Собачий пир» иначе. Это «Вокзал для двоих» с печальным концом. Она ровно также резко знакомится с бывшим заключенным на вокзале. Ровно также мужчина оказывается увлечен одинокой немолодой женщиной. Ровно также создается иллюзия того, что у этих двоих есть большие шансы на совместное счастье...
Не стану раскрывать подробностей. Фильм завораживает гениальной и вдохновенной игрой Натальи Гундаревой и Сергея Шакурова. Это была уже не первая их работа. Им было что разыгрывать и скромная история стала полигоном для подтверждения актерской мощи этого дуэта. Конечно следует отметить и линию «соблазнительной» Ларисы Удовиченко. Откровенные эротические сцены помножены на мрачные постперестроечные интерьеры. Интимность в них совсем не походит на романтику, она нервна и абсурдна.
Как и в ленте «Друг» меня разочаровал финал. Вышло неоправданно резко. Авторы будто решили резануть зрителя за живое. Зря... Так смазались многие выигрышные линии. Поэтому такая скромная оценка за фильм в целом. Но, и для Шакурова, и для Гундаревой, и для Удовиченко, роли в этом фильме стали значимым подтверждением таланта. Впрочем... такие акценты были продиктованы духом времени. Кинематографисты не могли дать шанс на лучшее будущее ни 'Маленькой Вере', ни 'Интердевочке', ни героям 'Собачьего пира'. Таков был безжалостный постперестроечный нуар.
6 из 10
6 июня 2024
Это мой первый отзыв. Так получилось, что по этому фильму захотелось описать свои впечатления.
Мне нравится смотреть советские фильмы — они жизненные и естественные до боли. Хоть и смотрятся они в наше время немного наивными. Многие из поставленных проблем уже прожиты внутри нас самих нами (а я был ребенком в 80—90) и нашим обществом, и на многие вопросы, которые ставятся в фильмах 90-х, сейчас, как кажется, уже есть ответы.
Фильм интересный и смотрится на одном дыхании. Несмотря на трагичность положения главных героев, нельзя сказать, что фильм тяжелый. Не было ощущения безвыходности и отсутствия света в конце тоннеля — как-то даже не задумываешься об этом. Может, потому что в то время так жила вся страна? Конец 80-х, сухой закон, перестройка, начало смены эпох… Впрочем, фильм про это и не про это одновременно.
Герои Шакурова и Гундаревой знакомятся на вокзале одного маленького провинциального городка. Действие всего фильма, за исключением краткой «вылазки» в Ленинград, происходит там. Оба главных героя опустившиеся люди и во многом схожи. Аркадий раньше жил в Ленинграде, имел семью, хорошо зарабатывал, после имел проблемы с алкоголем и попал в ЛТП (лечебно-трудовой профилакторий). Жанна алкоголичка, работает уборщицей на вокзале, глубоко несчастная женщина, которую, как ей кажется, никто не любит и не понимает. Но у него все плохое как будто позади — он больше не пьет, едет после отсидки (реабилитации) домой в Ленинград, где его семья. Аркадий вообще немногословен, поэтому о том, что он чувствует либо думает, зачастую можно только судить. Жанна же живет без какого-либо будущего — зашарпанная квартирка в таком же зашарпанном доме, работа уборщицей на зашарпанном вокзале и одиночество. Их знакомство начинается перед новогодней ночью, когда Жанка собирается идти домой в одиночестве…
В процессе развития сюжета их положение меняется — Жанка зубами вцепляется в Аркадия, бросает пить, прихорашивается с энтузиазмом начинает ходить на работу. Аркадий же, съездив в Ленинград, где его бывшая семья дает ему «от ворот поворот», теряет всякий смысл существования.
О чем фильм? На мой взгляд, фильм обо всем сразу и ни о чем конкретном. Слегка веет каламбуром. Создатели постарались впихнуть в него несколько идей и проблем одновременно. Во-первых, это тема алкоголизма — актуальная проблема той эпохи. Алкоголь преследует главных героев на протяжении всего действия. Пьют все — они сами на протяжении всего фильма, причем со сменой ролей — вначеле пьет она, потом он, потом оба. Молодежь во дворе, сцена в закусочной, где Аркадий напивается после того, как побывал дома. Лучшая подруга Жанки (если ее можно так назвать), молодая симпатичная дочь «большого человека», также алкоголик. Водка присутствует и у соседки Жанки (Удовиченко). Хотя она и ее муж, как представляется, не пьют, но она первым делом с уверенностью наливает стакан Аркадию, когда он впервые оказался у нее дома. ЛТП, где лечился Аркадий, даже выглядит как некая реклама — Жанка на секунду задумывается, не пройти ли ей самой курс лечения.
Проблема смысла в жизни — Жанка его обретает с появлением Аркадия, а Аркадий, наоборот, теряет окончательно, когда, приехав домой, обнаруживает, что у него в квартире с его женой и детьми живет его экс-друг, он сам давно оттуда выписан, и дети настроены против него. Но насколько правильно искать смысл жизни в другом человеке? Не поискать ли его в самом себе?
Проблема отношений — Жанка чуть ли не силой пытается удержать Аркадия рядом с собой — уходя на работу, запирает снаружи квартиру после того, как ей показалось (как она думает), что он был у соседки. Покупает ему пиджак, окружает его заботой, начинает решать за него (тебе нужно найти работу), прощает ему интрижку с соседкой. Аркадию же Жанка не слишком и нужна — он не проявляет к ней эмоций, кроме как в те моменты. когда пьян («со мной не пропадешь»), сдержанно принимает ее заботу. Ощущение, что он с ней скорее от безысходности. Но, как говорится, насильно мил не будешь… Аркадий влюбляется в соседку. Но любовь ли это?
И слабой нитью прослеживаются проблемы общества и страны. Всеобщий алкоголизм, упадок показаны на примере этого серого городка и дома, где живет Жанка. Этакое общество без будущего.
Фильм смотрится достаточно легко, на сколько это возможно для такой драмы. Повествование идет органично. Игра актеров понравилась, им доверяешь, смотришь на одном дыхании. Единственное, герою Шакурова не хватило эмоциональности. Он много молчит, не выражает эмоций, и непонятно, о чем он думает, что он проживает в тот или иной момент. Чувствуется что его герой энергичный человек, хозяйственный, даже местами злой. Но вялый. Так и ждешь, что он наконец проявит себя, но так и не дождешься этого. Очень понравилась игра Гундаревой — к сожалению, ее уже нет с нами…
8 из 10
22 февраля 2020
Всегда стараюсь избегать фильмов -драм в чистом виде, особенно российских. Они всегда задевают за живое, больно и надолго. А для меня кино — это в первую очередь развлечение.
Приступая к просмотру этого фильма, ожидала увидеть, некую смесь «Вокзала для двоих» и «Небеса обетованные». К счастью, я ошиблась.
Гундарева и Шакуров — идеальный дуэт.
Я обожаю Гундареву за ее простые и глубокие роли, за умение доносить до зрителя мысль без слов — взглядом, жестами, и даже молчанием.
Шакуров сыграл прекрасно, ему по роли молчание дается с трудом, всем своим видом показывает, что ему есть, что сказать, а молчит только сдерживая себя.
Герой его, несмотря на усилия сценаристов, ну никак не производит впечатление бедной овечки.
Возможно, он и работал не щадя себя, и хорошо зарабатывал ради семьи, но это еще не значит быть хорошим мужем и отцом. Да и как можно настроить детей против отца, если у них хорошие отношения? А вот если никаких отношений нет — то очень легко.
Отношение Аркашки к Жанне — брезгливое и потребительское одновременно. А ведь она за несколько дней по его влиянием преобразилась до неузнаваемости: из лексикона исчезла визгливая истеричная брань, так свойственная алкашкам, начала готовить, следить за собой по мере сил. Ей и всего-то нужно было заботиться о мужчине, чтобы почувствовать себя женщиной.
Но Аркадий любит только глазами…
Хотя, человек прошедший такую школу жизни, мог бы и получше разбираться в людях.
И даже Л. Удовиченко, с ее амплуа манерной девицы, в этой картине как нельзя в тему.
Роль ее неясна до конца. Бывший зек и алкаш ей не пара, но на безрыбье…
Не спроста ее героиня так боится и ненавидит Жанну, скорее всего в судьбе Жанки — она видит свое будущее.
Самая большая загадка фильма — заблудшая овца, дочка хороших родителей. Почему?
Этот вопрос создатели фильма решили оставить без ответа, просто донеся до зрителя как факт, что бывает и такое.
Неуютность быта, грязь и бедность тускнеют и затираются когда видишь неуютность, неприкаянность и отчаяние героев.
И это не опустившиеся дегенераты, а люди отчаянно борющиеся за свое место в жизни, иногда даже ценой самой жизни.
9 из 10
25 декабря 2016
Социальная драма эпохи, предвещавшей распад великого и могучего. Но о развале страны ни слова, а вот деградация обычных её граждан показана чётко.
Главные герои — одинокие Аркаша и Жанна. Первый — разведённый экс-зэк, якобы бросивший пить после лечения в ЛТП. Вторая — спившаяся вдрызг уборщица общественного туалета на вокзале. Судьба сводит их случайно, и порой кажется, что они оба смогут воспользоваться своим вторым шансом. Только вот желания их не совсем совпадают.
Сильная игра в исполнении Шакурова и Гундаревой, за что Наталья получила приз лучшей актрисы года на фестивале в Монреале. Ну а Удовиченко в этой картине, пожалуй, впервые на экране продемонстрирует свою возбуждённую грудь.
7 из 10
3 июля 2012
«Собачий пир» советская драма-шедевр. Многие этот фильм считают второй частью знаменитого «Друга». Хотя сценаристы другие и о собаке речи не идёт, но я так же считаю что это дилогия.
Пьющая уборщица Жанна знакомится в предновогоднюю ночь с Аркадием на вокзале. Мужчина отбыл срок и спал, ожидая поезда в Ленинград. Последующий круговорот событий не разлучит их практически до конца фильма. Нам поведают, как опустившаяся женщина, одинокая и никому не нужная, схватится обеими руками за единственную ниточку.
Из истории Аркаши, мы узнаем, что он мастер на все руки, зарабатывая деньги для своей жены, он получил в ответ лишь пощечину, состоящую из измен. В связи с этим мужчина наверно и запил, а после и попал в ЛТП, где бросил пить. Пару дней он не хотя будет помогать нашей героине, а после теша себя надеждой отправиться обратно в Ленинград, а Жанка последует за ним.
В Ленинграде его совсем не ждали, выписали из квартиры, и видеть больше не хотели. Жанна в тот момент поддержит Аркашу, не даст ему покончить с собой, и отвезёт обратно к себе.
С желанием начать всё сначала, женщина преобразится. Бросит пить, восстановится на работе, окружит заботой и вниманием любимого мужчину. В разваливающейся квартире с единственным стулом, телевизором и раскладушкой, женщина будет святиться счастьем. Ведь ей много не надо, лишь любить и быть любимой. Но Аркадий поступит с Жанкой также как с ним его жена. Он тайно ходит к соседке, разжигая в себе чувства лишь к ней, обманывая влюбленную, вернувшуюся с таким трудом на путь человеческий.
Трагический конец, подтвердил мельком звучавшую фразу:
Нет, Аркаша, я тебя никому не отдам…
Стоит отметить, что данную историю нам не смогли бы показать настолько правдоподобной, если б не замечательная игра актёров.
Немного сатирический образ нам представила актриса Наталия Гундарева в роли Жанки. За роль в картине «Собачий пир», её удостоили тремя наградами Никой, премией на Монреальском кинофестивале и главным призом, который она разделили с Шакуровым, на Фестивале «Созвездие» Шакуров играл не менее достоверно, ведь у него уже был опыт в картине «Друг». Восхитительный актёр.
Советую посмотреть, фильм заслуживает внимания, очень сильный.
10 из 10
23 января 2011