Рейтинг фильма | |
IMDb | 5.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Смертельное соблазнение |
английское название: |
Seducción mortal |
год: | 1990 |
страна: |
Испания
|
режиссер: | Антонио Гарсия Молина |
сценарий: | Антонио Гарсия Молина |
видеооператор: | Мануэль Матеос |
композитор: | Francesco Boscolo |
монтаж: | Антонио Гарсия Молина, Луис Алварес |
жанр: | триллер |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 29 мин |
Фанатам неожиданных концовок и противникам спойлеров триллер испанца Гарсии Молины лучше не смотреть. Ведь режиссер совершенно наплевательски отнесся к идее о том, что зрителю развязку истории заранее знать противопоказано, и поместил финал фильма в его начало. Первая же сцена «Смертельного соблазна» показывает, чем все закончится, а затем уже режиссер принимается с чувством, толком и расстановкой нагнетать саспенс, расставлять «неожиданные» ловушки и изобретать «крутые» повороты сюжета. Зачем, если развязка продемонстрирована еще до титров? Может быть, затем, что адресовал свой фильм автор искушенным любителям кино, которым нет дела до сюжета, зато хлебом не корми — дай поискать отсылки, цитаты, намеки и прочие элементы постмодернистской игры, которую затеял сеньор Молина.
Хотя, скорее дело здесь в ином. В том, что главный акцент режиссер делал на «основном инстинкте», а сюжет оставлял далеко на заднем плане. Все напряжение, вся интрига здесь держатся исключительно на главной героине, коварной авантюристке Патри, чье обнаженное тело в первой сцене картины снимает с крюка второй центральный персонаж, чтобы загрузить в свой верный пикап. То есть, зритель знает, что план женщины обмануть и ограбить одинокого фермера потерпел поражение, и ему остается только следить за перипетиями действий и поступков, приведших преступницу к страшной смерти.
Подобный подход к съемкам заведомо перекладывал всю ответственность за успех или неудачу на плечи актрисы, игравшей Патри. И выбор на эту роль популярной в Испании 70—80-х годов бывшей модели Надюшки вызывал некоторое удивление. Все-таки своим успехам она была обязана съемкам в непритязательной эксплуатации, в комедиях «дестапе», где могла демонстрировать свое роскошное тело без особых требований к актерской игре и перевоплощению. К концу же девятой декады XX-го века востребованность актрисы резко упала, сниматься она почти перестала, резко обострились психические проблемы, приведшие в конце концов Надюшку к тяжелой форме шизофрении. И вдруг такое предложение!
Скорее всего, оно было вызвано ограниченностью бюджета, не позволявшего обратиться к более ярким звездам. А может автор картины рассчитывал, что постоянно находящаяся на грани нервного срыва актриса добавит «Смертельному соблазну» толику безумия, которое спасет довольно банальный сюжет и раскроет перед скромным триллером двери больших фестивалей. Как бы там ни было, но он ошибался. Нет, Надюшка сделала, что могла: блестяще передала чудовищное напряжение своей героини, обнаженный нерв ее видимого спокойствия, игру на лезвии ножа в изображении страсти. Но фильму это не помогло. Он провалился в забвение, оставшись где-то в архивах да коллекциях фанатов кино. Возможно, тогда, как и сейчас зрители не оценили ход с раскрытием сюжета. Может быть, просто не повезло — маленький бюджет ведь означал и невозможность вложиться в рекламу, а откровенные эротические эпизоды и сцены пыток резко ограничивали аудиторию.
Сегодня у фильма мало шансов получить вторую жизнь, хотя достоинств у него не меньше, чем недостатков. Да и назвать недостатком раскрытие детективного сюжета могут только совсем уж далекие от искусства кино люди. Это художественный прием, вполне имеющий право на существование — своего рода игра с открытыми картами. При этом зритель знает, что Патри становится любовницей фермера Тео, чтобы его ограбить. Зритель знает, что приехавший к ним Бруно — не сын женщины, а ее любовник. Зритель знает, что Тео в финале жестоко убьет Патри. И ему (зрителю) остается лишь следить за тем, как все это произойдет. При этом фигуры Тео и Бруно остаются на заднем плане. Их психология режиссеру не интересна, их характеры намечены пунктиром, да и требовать от такого второстепенного актера вестернов, как Альдо Самбрелл хотя бы подобия психологизма было бы наивным.
Иное дело — Надюшка. Живя и играя на грани нервного срыва, борясь с подступающим безумием, она сыграла одну из лучших ролей в своей карьере, и, по иронии судьбы, эта роль оказалась забыта. Даже отказ от дублирования актрисы играет здесь в ее пользу. Сильный немецкий акцент, от которого она так и не избавилась, добавляет нерва в и без того натянутый как струна образ ее героини. И глядя на то, какой могла бы роскошной актрисой стать Надюшка в свои зрелые годы, можно только сожалеть, что судьба и прогрессирующая болезнь рассудили иначе. «Смертельный соблазн» — фактически единственная возможность увидеть актрису, полностью раскрывающей свой потенциал. И от этого становится очень жаль, что растрачен он был на весьма незатейливые роли.
31 мая 2018