Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Прости нас, мачеха Россия |
год: | 1990 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Юрий Елхов |
сценарий: | Виталий Раздольский |
композитор: | Михаил Кукулевич |
художник: | Владимир Дементьев |
монтаж: | Вера Коляденко |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 8 мин |
- Товарищ Шаничев? Вы могли бы сейчас узнать партизана по кличке Лепый?
Время репрессий позади. Опытная следователь Зимина расследует обстоятельства смерти заключенного Русакова. Она читает дело, опрашивает свидетелей, а за всем этим процессом следит призрак Русакова. По итогам у них даже есть возможность перекинуться парой слов:
- почему 'Красавчика' нужно было скрывать от свих же, от своих же скрывать? почему? пожалуйста, ответьте? Молчите. Тогда я Вам скажу. Для СМЕРШа интимная связь со шпионкой шла в зачет как преступная. Значит и для гестапо, и для нашего трибунала, вы получались виновны...
Он критичен, совестлив, скрытен. На полях Второй мировой отметился и не раз. А сейчас утверждает, что 'не уберегли мы Россию от позора' - 'чего стоят наши герои, которым легче сдохнуть, чем усомниться'. В итоге он и сам не верит в свою невиновность, да и за следователя переживает.
Так в камерной обстановке и проходят все два часа ленты. Мучительно долго. Флешбеки ровно также лишены остроты. Ну выяснится, что один из персонажей является пресловутым 'стукачом'. Не стану раскрывать того кто именно, но эта персона заявит о своей гражданской ответственности. И это едва ли 'взрывает' ленту. Очевидно, что из момента можно было выжать куда больше.
Ровно таким же невыразительным получается монолог Петра Вельяминова, который пытается убедительно пояснить, что профессия следователь вовсе не женская. После этого его герой, представитель органов безопасности, даже блатную песню спляшет. Но размеренный обличительный темп фильма ничего не изменит.
Так и пройдет фильм, а с ним забудутся и несколько действительно выигрышных моментов. Прежде всего - это образ персонажа Будрайтиса, циничного и прожженного войной человека, который как и булгаковский Мастер стремится лишь к спокойствию. Он уже и не ищет правды и справедливости. Разуверился. Но как точен его взгляд - кажется, он познал свою истину.
Нужно выделить и роль Гурченко. Ее следователь Зимина - это феномен. Чувственная и жесткая одновременно. Она знает свою профессию и старается работать на совесть. Непростая роль для любой актрисы. Для Гурченко - качественно новый образ. В некоторые моменты она была великолепна. Некоторые моменты, как мне кажется, точно не удались, входят в полное противоречие с ролью. Но талант великой актрисы все сглаживает. Ей веришь.
Но при всем этом лента скучна, тяжеловесна и невнятна. Эту же историю можно и нужно было рассказать лаконичнее, контрастнее. Возможно, если бы фильм шел в формате 80-85 минут, то и не выглядел бы он столь безыскусно.
3 из 10
6 апреля 2024