Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Поле |
английское название: |
The Field |
год: | 1990 |
страны: |
Ирландия,
Великобритания
|
слоган: | «He'd let no outsider take it away.» |
режиссер: | Джим Шеридан |
сценаристы: | Джим Шеридан, Джон Б. Кин |
продюсеры: | Артур Лаппин, Ноэль Пирсон, Стив Моррисон |
видеооператор: | Джек Конрой |
композитор: | Элмер Бернстайн |
художники: | Фрэнк Конуэй, Фрэнк Хэллинан-Флуд, Джоан Бергин, Джози Макавин |
монтаж: | Дж. Патрик Даффнер |
жанры: | триллер, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 5000000 |
Сборы в США: | $1 494 399 |
Мировые сборы: | $1 494 399 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 сентября 1990 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 47 мин |
Прочитав предыдущие рецензии я нашел в них разные оценочные суждения, касающиеся экономических взаимоотношений на почве национальных противоречий, противостояние села и города, отцов и детей, консерватизма и прогресса, но самое важное не было упомянуто.
Начиная от первобытного человека, отвоевывающего землю у природы, подчиняя её своей воле и разуму, человек становится её хозяином по праву 'достойного' и все его естество стремится передать это завоевание следующему 'достойному'. Всегда ли это собственные дети? В первобытном обществе каменного века в сапиентной стае из 30 человек это не всегда так. И в данном случае, в этом фильме, история повторяется, собственный сын оказывается близок, но этого недостаточно. Эволюции все равно на социальные взаимоотношения, ей нужен достойный завоеватель и покоритель природы и почти 'достойный' на эту роль не подходит.
Тут можно ударится в пространные рассуждения о эффективности воспитания, о издержках в виде голода, которые не позволили это сделать, но Дарвинистическому демону Лапласа на это наплевать.
Проходясь по всем остальным вехам упомянутых другими рецензентами противоречий и противостояний, мы закольцовываем этот общечеловеческий эпос отчуждением от труда. Труда, который сделал первобытного завоевателя и покорителя природы достойным быть 'хозяином земли'.
Это очень красиво и очень жестоко.
Как нам со всем этим жить и что делать дальше, ни фильм и никто на уже 'нашей' Земле пока не дал ответа.
1 июня 2023
Интересно изучать историю в чтении.
Ещё интереснее — воспроизведенной на экране.
Не через документалистику. Через воплощение художественных образов.
Вот именно такие лекала — картина Джима Шеридана.
Кино без глянца. Действительно, сюжетная линия не колоритна и ведёт нас по Ирландии конца ХIХ- начала ХХ века. Сельская местность. Семья на клочке арендуемой земли. Труд. Безрадостные, серые будни. Разговоры о возделывании и уходе за этим единственным оазисом пропитания. Жизнь ради работы и работа ради жизни.
И что же здесь привлекательного для киномана ХХI века?
Да. Немного.
Удручает.
Тогда, пожалуй вот так.
Кино без глянца? Ну, что Вы? Какой там! Одного взгляда в эти лица достаточно чтобы понять харизму раскручиваемого сюжета. Какие потрясающие типажи! Да, именно типажи! Помните «Василий Суриков» (1959г.)? Гипнотические черты поразившие художника? Здесь тот же эффект.
Ричард Харрис — он же «Бык» МакКэйб, глыба, заставляющая сельчан трепетать.
Истинное наслаждение от игры. Не играет- ЖИВЁТ в ОБРАЗЕ.
Том Беренджер — мужское величие в действии (для меня это в первую очередь «Взвод»(1986г.) и «Снайпер»(1993г.), а «Поле» взошло аккурат по середине этих СТОЛПОВ).
Шон Бин — в подыгрыше (долговязый подросток на подхвате, а актёру в эту пору «тридцатник»).
И НАСТОЯЩАЯ ЖЕМЧУЖИНА — Джон Хёрт в роли Бёрда (ах, каков «сукин сын»!!!) — искромётный, шарнирный, эксцентричный. Такие «особи» наперечёт (в советском кино — это величайший Борис Новиков, у американцев- Илай Уоллак (помните Туко в «Плохом, хорошем, злом»?). Жаль роль носит второплановый характер.
Вот этим парням создатель и предложил очертить основу сюжета.
Получилось?
Судите сами — «Оскар» и «Золотой Глобус» Ричарду Харрису.
«Британская Академия» — Джону Хёрту.
Неслабо.
Что и говорить, приятный просмотр.
Фильм хорош и в познавательном аспекте — расширяет кругозор, предлагая обратиться к истории Ирландии.
Я, во всяком случае, страницы интернета полистал…
Настоящее, стоящее кино с большой буквы.
8 из 10
29 марта 2018
Фильм сделан по всем канонам Шеридана — но в отличии от других фильмов о нелегких плутаниях в потёмках ирландской души, где речь шла о современных горожанах, здесь нас ждет путшествие в мир ирландских крестьян — года этак в 1920-ые.
Как всегда, атмосфера в фильмах Шеридана прекрасна, но очень уж художественна. Слишком герои напоминают литературные архетипы. Однако в данном фильме это скорее необходимость — индустриальная публика никак иначе крестьянскую жизнь не воспримет.
Фильм повествует нам о неком старике-фермере, который последние 12 лет своей жизни арендует поле у забитой вдовы. Превратив каменистое плато в зелёный луг, он не мыслит себя без этого поля. Но внезапное появление американца, желающего залить поле бетоном для своих индустриальных нужд, грозит фермеру серьёзными жизненными проблемами…
В фильме освящаются несколько тем. Первая — и, на мой взгляд, самая главная — эта влияние Великого Голода на фенотип и ход мысли ирландцев — тех, которые остались «дома», а не «свалили за океан». В фильме есть примечательное воспоминание старика, что когда мать умерла от голода в поле, они не стали хоронить её, а собирали дальше сено. Обожествление земли, её абсолютный статус Бога, это основнополагающий принцип в локусе крестьянина вне зависимости от национальности — особенно если он пережил голод. Первый пласт взаимоотношений — это отношения старого крестьянина с землей.
Вторая тема — это, конечно, та, что заявлена в анонсе — столкновение «своих» и «чужих». Крестьянина и бизнесмена, ирландца и американца, сельского и городского, местного и чужака. Вся прелесть фильма в том, что когда читаешь краткий сюжет, кажется что эта вообще единственная тема фильма. Приоткрою завесу — она в фильме на вторых ролях. Режиссеру было интереснее показать мировоззрение сельского жителя, а топос и внешний мир, который представляет американец, для сельского жителя неитересен и враждебен. Он никогда не примирится с ним.
Третья тема — тема отцов и детей. Старик «хранил поле для сына», но нужна ли земля его детям? Детям предстоит жить в другом мире, в мире небоскребов и машин, мире, где не будет места лошадям, а земля будет обрабатываться комбайнами крупных корпораций. Хотя на протяжении всего фильма герои — обычные сельские жители, через тему отцов и детей чувствуется, что всё это — уже реликт уходящих веков.
Впрочем, в защиту «реликтов» скажу что до сих пор сельское население Ирландии составляет 43% населения страны, самый высокий показатель в Европе, и сельское хозяйство — главная отрасль экономики страны. Но факт остается фактом — столетиями подряд крестьянин жил, работал и умирал в земле, передавая её от отца к сыну, но в XX веке древняя традиция превралась — дети могут уехать и жить как хотят без земли, и они не умрут с голода. Возможно, даже наоборот.
Несмотря на столь чудесный фильм, поставить десятку не могу. Чувствуется что где-то режиссер что-то подрезал, где-то не дал вползти в мир ирландского фермера из 19 века достаточно глубоко, испугавшись провала. Фильм, впрочем, и так провалился — публике, которая видит коров только на картинках и на заводах, эта картина уже глубоко чужда. Так что можно было и не сдерживатьать себя.
В итоге
18 сентября 2014