Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 5.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Подземелье ведьм |
год: | 1990 |
страны: |
СССР,
Чехословакия
|
режиссер: | Юрий Мороз |
сценарий: | Кир Булычёв |
видеооператоры: | Александр Крупников, Александр Филатов |
композитор: | Максим Дунаевский |
художники: | Сергей Онипенко, Владимир Ярин, Надежда Фадеева |
монтаж: | Валентина Миронова |
жанры: | фантастика, фэнтези, мелодрама, приключения |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 19 ноября 2021 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 25 мин |
У фильмов переходного периода есть особое обаяние. От них исходит аромат ручной работы. Спецэффекты сделаны на коленке, костюмы из подручных материалов. Книгу прочитала уже потом. Что лучше, трудно сказать.
В целом идея планеты Эвур смотрится свежо, хотя и находится в противоречии с данными палеонтологии: вид-предок и вид-потомок вместе не существуют. Но предположим, такое имеет место быть. Единственный вопрос, который бы хотелось задать авторам: а как 'разогнать' эволюцию? Укоротить жизненный цикл? У крупных животных вряд ли получится, скорость роста конечна. Если организм должен переходит в режим укороченного жизненного цикла, он уменьшается в размерах. Что-то подобное происходит с пигмеями. Иногда имеет место неотения, когда вид начинает размножаться, сохраняя некоторые черты незрелого организма. По этой причине аксолотли могут отрастить себе новый хвост или даже жабры. Можно добиться этого путем ускоренного мутагенеза, но опять, это скорее повернет эволюцию в другом направлении, если мутантная форма получит преимущество. С другой стороны, усиленный мутагенез и медленно размножающихся видов - это мартышкин труд, недаром генетики любят дрозофилу и арабидопсис. С эволюцией цивилизации я не соглашусь. Аборигены Северной Америки оценили лошадь и огнестрельное оружие, это повысило качество жизни, но общий уклад изменило мало, образ жизни 'бледнолицых' они не переняли. С аборигенами Сибири вышло то же самое. Разумеется, на медведя лучше ходить с ружьем, но образ жизни русских был так же далек от сибирского охотник.
Ну вот не надо было давать стальные мечи дикарям с первобытным менталитетом. В итоге так называемые ведьмы продолжают собирать образцы... Для кого? Может быть, их найдут переросшие стадию дикарских войн потомки племени Октин-Шаха? Или на Эвур прилетят представители другой развитой цивилизации и скажут спасибо за заботливо собранную коллекцию? Или коллекция так и сгинет, никем не найденная?
Да, фильму не хватает размаха 'Аватара', гигантские животные на заднем плане статичны, обстановка лаборатории проста и архаична, космические корабль больше похож на истребитель, тем не менее, такой простой фильм 'цепляет'.
25 августа 2022
Я ровесница этого фильма. Первый раз посмотрела кино дома по телевизору лет в 7-8, и вот пересмотрела в возрасте за 30. На фильм наткнулась случайно. В детстве мне фильм очень понравился, хотя, кто бы в главных ролях, я не помню.
Здесь много пишут про спецэффекты. Я думаю, что для конца 80-х спецэффекты очень даже хорошие. Зато природа натуральная. Не то что в американских фильмах с наложенными фонами. На самом деле от спецэффектов и наложенных фонов в современных фильмах, пусть даже высококачественных, меня уже тошнит! Наши тоже не отстают, научились все кино снимать в одном павильоне: хочешь море, хочешь джунгли, хочешь Антарктиду.
А 'Подземелье ведьм' - живая природа, настоящая и первозданная. Между прочим, снимать фильм в натуральных локациях не так уж просто и дешево. Подумайте об этом, прежде чем упрекать советский кинематограф в экономии денег.
Что качается сюжета, то кроме научной фантастики здесь еще есть и морально-этическая линия. Например, людям разных культур очень сложно понять друг друга, никогда не угадаешь, что на уме у человека, если он не такой, как ты. Нельзя вмешиваться в естественный ход событий - это плохо заканчивается. Ну и добро всегда побеждает зло.
Актерский состав тоже очень серьезный. Жигунов хорош собой - тут уж не поспоришь. Он ничем не уступал голливудским суперменам. Про современных 'качков' я вообще молчу, им до Жигунова как пешком до Северного Полюса, потому что у Жигунова кроме милого личика и мышц еще есть актерский талант. Левтова мне тоже очень понравилась. Караченцов хорош во всех своих ролях, в том числе и тут. Отдельно хочу отметить Дмитрия Певцова. Октин-Хаш, по-моему, это его звездная роль. Я видела его во многих фильмах и сериалах. Но роль воинствующего, жадного и жестокого дикаря подошла ему больше всего.
Сколько бы лет вам не было, стоит посмотреть или пересмотреть этот фильм.
2 августа 2022
Можно фильм глянуть, но в 2020-м году зайдёт только ценителям ретро-фантастики. Тем, кому по нраву лишь современные экшены — не смотреть ни в коем случае, плеваться будете. А так — вполне в духе голливудского кино, правда всё-таки не 90-го года, а года так 70-го максимум. Спецэффекты отвратительные, один только картонный мамонт чего стоит. 90-й(!!!) год! Жесть! Экшена надо было больше, боевые сцены тоже поставлены ужасно. Сам сюжет наивен. Но, тем не менее, всё по канону жанра, главный герой — качок, симпатичная подруга-спутница, нарочито плохой главзлодей(в замызганном парике), финальная битва в конце. И там ещё роботы, инопланетяне, чудища всякие. И важный момент, фильм смотрится легко, вот правда легко, в отличии от того же «Обитаемого острова», который я лично смог осилить далеко не за один присест, ибо нудно и затянуто. Финальная песня («Я и ты» в исполнении Маши Распутиной) крутая, ещё бы в припеве гитарки добавить тяжёлой и был бы реальный хард рок. Напоминает бодрые такие саундтреки к западным фильмам.
4 декабря 2020
Ходила я на этот фильм то ли 5, то ли 7 раз. В свои тогдашние 15 была в восторге буквально от всего: от Жигунова, от Левтовой, от (простите, но да) песни в конце. Но больше всего — от Караченцова.
Фильм по просмотру в нынешние времена подозрительно напоминает сразу всё: от Звездных войн до Горца через Стартрек. Но тогда-то, тогда я всего этого не видела. И, разумеется, то хитроумный, то очаровательно простодушный Андрей, Белогурочка — настоящая дикарка не могли не тронуть сердце. Но я настаиваю — Жан был лучшим.
Это конечно мой крест. Я люблю второстепенных героев. Ватсон (из любой экранизации), Боунс из того же Стартрека, Рори из Доктора Кто — все эти прекрасные лоюди с выражениями лиц «меня окружают одни идиоты» и вот Жан — мудрый, добрый, отважный, не стремящийся кого-то затмить, но без него не было бы ни сюжета. ни победы главгероя.
А фильм что… фильм и сейчас смотрится через флер того, первого впечатления. Спасибо, что он был и спасибо, что и сейчас можно воскресить те ощущения и эмоции.
9 из 10
Снижаю только за монстров из сами понимаете чего и палок.
25 июня 2018
Большинство знает, что сценарий фильма — по книге Кир Булычёва. Будучи сотрудником академического института в СССР, автор всё писал основательно и добротно, в том числе и научно-популярную литературу. Как то читал его «Пираты Индийского океана». Поверите ли — узнаётся рука мастера. А специализировался Можейко (Булычёв) на странах Юго-Восточно Азии. Есть даже его беллетристические книги, где действие там и происходит.
По моему личному мнению, фантаст он очень не ровный, и среди книг-самородков, наподобие «Посёлка», встречаются у него и просто никакие книжонки, особенно из ряда, написанных в эпоху перестройки. От этой книги у меня не осталось никакого впечатления, к сожалению, хотя я её и честно прочитал когда-то.
Фильм-же оставил неизгладимое впечатление. И главное — непонятно почему! По крайней мере, пока это в нескольких словах сформулировать не могу. Попробую постепенно… Сюжет достаточно любопытный, задумка не просто для отмазки, а серьёзная теоретическая задачка — что будет, если искусственным образом объединить на одной планете существ из разных геологических эпох и сделать это в присутствии местного разума. Честно говоря, непонятно, зачем Булычёв такое придумал и развил, но как минимум, идея достаточно нестандартная.
Впрочем, эта идея не оказывает большого влияния на развитие сюжета. Главная интрига тут в том, что одно из племён получает доступ к инопланетным технологиям и, тем самым, имеет бесплатный гандикап (бонус) по сравнению с окружающими племенами. Для играющих в компьютерные игры — это как найти артефакт, дающий вам сверхспособности (semi-god — привет из Doom). Но одно дело игра, а другое жизнь, пусть и в фантастическом романе. В жизни всё не так безобидно, и преимущество одного — это горе для остальных.
Земляне, высадившиеся на этой планете — простые земные люди, какими они и являлись во времена написания книги в те советские времена. Тут Булычёв пошёл по пути Стругацких, также вживлявших в будущее сегодняшних людей, только лучших. Отсюда сделаю глубокомысленный вывод — люди будущего — это мы, только отфильтрованные неизвестным нам пока методом. В книгах это просто — авторское воображение — это самый мощный фильтр из всех доступных. Но если Стругацкие всё же слегка наводили глянец на героев, дабы облагородить их, то Булычёв брал как есть. И это — сильный ход. Когда есть реальная точка отсчёта, легче воспринимается авторская выдумка.
А вот фильм обсуждаемый всё таки героев подправил, и вышло это удачно. Сюжет-то ведь прост, в сущности. Хищные дикари-гандикапщики во главе с удачно зародившимся вождём Октин-Хашем посягают и на землян, которые даже и не рассматривают их как потенциальную угрозу. Это называется — головокружение от успехов. И бывает это всегда, когда забывают о технике безопасности. В советское время, кстати, техника безопасности была везде и всесильна. Потому что жизнеспособный исторически отфильтрованный социум без неё обойтись не может. А вот в России она отсутствует. Отсюда вывод, это — нежизнеспособная система. Но об этом — в другом месте.
Читал как-то отчёт о плавании русских парусных кораблей вокруг света и о высадке их на одном из островов Полинезии. Добродушные русские моряки (недавно ещё крепостные в большинстве), изнеженные тропическим солнцем, с бочками для питьевой воды подплыли к устью ручья на острове и вступили в общение с островитянами. А те сразу и смекнули — приплыли-то простаки. Но товару у них много и это — неправильно. Товар должен быть у тех, кто способен его защитить! И, собравшись тысячными толпами, о нарастании которых русские офицеры хотя и с тревогой, но без адекватной реакции докладывали командиру регулярно, напали на наших моряков! Не помню конкретно, но пару шлюпок со всеми экипажами наши потеряли. Прочие смогли отойти, вернулись на корабли… Далее всё было как у атлантических народов — залп из пушек, убегающие туземцы, высадка вооружённых отрядов, забрали тела своих, наполнили бочки и отплыли. Атлантисты бы ещё и устроили бойню по всему острову.
Это я к тому, что если кто из нас-вас попадёт в такую историю — то не обольщался-бы. А вот Можейко-Булычёв наверняка всё это знал и специально использовал беспроигрышную идею столкновения цивилизаций разного ментального уровня развития! Да мы и сейчас это наблюдаем — особенно в Москве. Туземцы уже собираются, псевдо-простаки (а таковы ли власть имеющие?) уже зазывают их помочь залить воду! Закончится, похоже, как всегда.
А в книге (и фильме) смог-таки этот Октин-Хаш забрать товар. Но не весь, один землянин оказался не столь прост, как можно ожидать от расы, способной к межзвёздными путешествиям. Всё таки и мы были когда-то молодцами. Но! Внимание! Был-то он неким инспектором, то есть знал технику безопасности! И смог наказать поэтому всех плохих (а на деле просто недоразвитых) парней. И как наказать! Подавил в зародыше зарождавшуюся было всепланетную империю Октин-Хаша! Раскрыл местонахождение внеземной планетной станции! Освободил земных заложников! Отстоял честь Земли и доказал, что хотя и расслабились мы в коммунистическом будущем, но техника безопасности — она есть, и блюсти её — залог спокойного будущего на все времена. Надо бы и нашим «правителям» это посоветовать. Впрочем, не допустят к телу… А может, и не надо? Пусть всё идёт своим путем, а то история будет не интересна для потомков.
Вот деталям побега инспектора Брюса вместе с местной девушкой Беллигурри (если не ошибаюсь — таково её оригинальное внеземное имя) и посвящено основное время фильма. И это — то, ради чего я смотрю этот фильм. Всё-таки режиссёр смог профессионально представить себе хотя и террестриально-подобную, но всё таки чужую природу и пусть и антропоидных, но внеземных гуманоидов. Да и участие профессора-филолога в подготовке фильма сказывается. Диалоги на чужой планете с туземцами впечатляют своей достоверностью. Путешествие по чужой планете Брюса с Беллигурри достойно войти в золотой фонд фантастики, на мой взгляд. Конец фильма не столь впечатляющ, увы. Что и понятно — трудно переводить на визуальный язык творения превосходящей нас цивилизации. А вот с описаниями уступающей нам по интеллекту (но не по разуму) авторы справились. За что им вечное спасибо. Итак, рекомендую этот фильм любителям будущего, где добро побеждает спокойно и достойно, и где будущее — за добром!
За романтическую середину и за мысли без лишних эффектов оценка:
9 из 10
27 апреля 2014
Кто застал излёт советской эпохи в школьных костюмчиках, тот, несомненно, помнит явление народу мороженого «Пингвин». Громкий хруст вафельных конусов, кюветы с разноцветными субстанциями. Мне, пожалуйста, один шарик клубничного и один — фисташкового. Куда там классическому пломбиру в стаканчике. Даже сейчас, спустя более двух десятков лет, память ищет в этом насквозь химическом вкусе оттенки сладкого беззаботного детства.
Фильм «Подземелье ведьм» пришелся именно на ту пору, на время темных видеосалонов и кассет с гнусавым переводом. Наша кинофантастика всегда была несильна технически, но режиссеры и не помышляли делать акцент на прибабахах и комбинированных космических съёмках. У «Соляриса», «Кин-дза-дза», «Гостьи из будущего» были другие месседжи, непохожие друг на друга, но равноудалённые от доминанты спецэффекта. А вот Юрий Мороз сотоварищи снял блокбастер. Правда, блокбастер по-советски, с привычным бюджетом в три копейки и отчаяньем первопроходца.
Современного кинозрителя трудно заставить восторгаться этой булычевской экранизацией. Кино — это иллюзия, а откровенно мультяшные мамонты, бутафорские пластиковые черепа и сполохи китайских петард эту иллюзию развеивают на раз. Но тогда, в горбачевские восьмидесятые на фоне какого-нибудь «Лилового шара» или заезженной мутной картинки, выжатой из несчастной «Электроники ВМ-12» «Подземелье» казалось школьнику крутым сайенс-фикшном с привкусом фэнтэзи.
А как манили в кинотеатр популярнейшие артисты — гардемарин Сергей Жигунов в ипостаси интеллигентного Конана-варвара, вездесущий Николай Караченцов в набедренной повязке, «зверь» Дмитрий Певцов — человек боя. В каждом кинотеатре можно было лицезреть постер или салонную фотографию Марины Левтовой (по совместительству жены режиссера), летчика-старика Владимира Талашко, многостаночника Игоря Ясуловича. Кстати, последний регулярно светился на вторых ролях во многих фантастических фильмах по Киру Булычеву, и, вероятно, был в теме как никто. Дрессировщик говорящего козла Электрон Иванович, коварный Торки, Кащей при Алисе Селезневой, даже в «Тайне третьей планеты» звучал. И, откровенно говоря, в тех картинах образы у него были гораздо полнокровнее.
И не только Игорь Николаевич здесь незаметен. Актерская игра не планировалась изначально. Философия произведения осталась в литературном варианте. А здесь — меч и любовь, лазер и поединок, космонавты и кочевники. То степняки набегут, то синтетические ведьмы выплывут. А на заднем плане Белогурочка обвораживает Брюса (не того, правда). Да Караченцов за переводчика. Вот ведь и в суперуспешных современных «Трансформерах» кроме инженерии ничего и нет. Только вот уровень другой галактики.
Однако ностальгия по тёплому ламповому детству неистребима. И память лукаво выдаёт «Подземелье ведьм» за что-то хорошее. Как и мороженое «Пингвин». Разум шепчет, что продукт — дрянь, яркость — синтетическая, и польза мнимая, но ассоциациям, закрепленным в подкорке, логика — не указ, и даже вокал Маши Распутиной в финальных кадрах кажется высоким искусством. И чтобы не разочароваться, лучше картину не пересматривать. Пускай останется в одной иллюзорной коробке с вкладышами Турбо, магнитофонными кассетами TDK, карманными тетрисами и прочими богатствами переходного поколения.
12 декабря 2012
Не понимаю, к чему ругать плохие спецэффекты и игру актеров, зачем кривить душой, ведь тогда в 90-е фильм смотрелся на одном дыхании, он был в первую очередь развлекательным. Конечно, нынешней пресыщенной публике данный фильм может показаться наивным и некачественно снятым, но мне он очень нравился в детстве и сейчас я не считаю его плохим. Недавно с удовольствием пересмотрела еще раз по телевизору.
Да, он не конкурент всяким голливудским Звездным войнам, но зато в нем есть какое-то особое очарование, наши актеры в нем еще такие молодые и красивые — Жигунов, Левтова, ландшафты потрясающие, хорошая музыка, у этого фильма есть своя атмосфера. Произведение Булычева просто замечательное. Это моя первая фантастика, я не могла оторваться от книги и очень благодарна тем, кто снял этот фильм. Неплохо было бы и современным режиссерам снимать побольше фильмов по произведениям советских фантастов, а не лямзить сюжеты из Голливуда, и снимать не для взрослых, а именно для детей и подростков, для них никто уже не снимает достойную фантастику в нашей стране.
2 февраля 2012
Слабый сюжет — слабый фильм. Это не аксиома, но в данном случае факт налицо.
Я думаю, поклонникам К. Булычёва знаком тот факт, что писатель пытался выбраться из детского поприща в виде известной всем Алисы, в более серьёзные произведения. На память приходит другая экранизация его произведения «Через тернии к звёздам» та же история — попсовый сюжет — слабая экранизация.
Вернёмся к фильму: сюжет несколько отличается от оригинала, к сожалению, не в лучшую сторону. Отличия незначительны и я не буду их перечислять. Перечислю откровенные ляпы, как фильма, так и произведения (благо они один в один).
Явно видимым недостатком сюжета является тот факт, что при наличии такой технической и научной вооружённости (пришельцы поставили эксперимент в масштабах целой планеты) их убили собственные создания пускай и с помощью хитрости.
Экспериментаторов было всего несколько человек — такое впечатление, что они какие-то отшельники высокоразвитой космической цивилизации — это антинаучно, смешно и нелепо. Такой эксперимент должен был контролироваться если не в масштабах целой цивилизации, то хотя бы в масштабах какого-то института общества (например, у Стругацких — это Институт экспериментальной истории и прогрессоров»).
Идём далее: актёрская игра никакая вообще и в принципе. Отмечу, пожалуй, В. Талашко да Д. Певцова. Но В. Талашко убили в самом начале (отрубленная голова смотрелась по-настоящему), и он не успел раскрыть своего персонажа (за исключением эмоционального слова «мразь», обращённого к главарю дикарей), а Д. Певцов играет грязного главаря — дикаря, поэтому симпатий к его роли не испытываешь. Не знаю кому как, но С. Жигунов вообще не подходит на эту роль — какой-то несерьёзный у него вид для агента (хотя если вернуться к оригинальной дилогии о нём, то у К. Булычёва он тоже получился каким-то межгалактическим лохом, с психическим заболеванием и этот образ в чём-то совпал с экранным).
Но «опять двадцать пять», что можно потребовать от актёра, если в оригинале эти образы настолько аморфны и вялые, что я даже не могу вспомнить описание их характеров.
Очень важно, что в фильме очень плохие спецэффекты (хоть бы макет шатла сделали из пластика, а то показали в конце или Миг 25 или Миг 27 (не разглядел) и слишком мало «экшена». На мой взгляд, они могли бы вытянуть этот фильм из разряда неудачных в разряд «средненького кино».
Вывод: если вам нравятся приключения Алисы К. Булычёва, и если вы находитесь в детско-юношеском возрасте и не искушены более серьёзной фантастикой, можно и посмотреть, всем остальным не советую — потеряете зря время.
Ставлю 5, но только за большой вклад К. Булычёва в наше детство.
10 сентября 2011
Этот фильм нельзя назвать шедевром русского кинематографа. Но и выбрасывать на свалку тоже не стоит. За что в первую очередь мы любим(или не любим)некоторые фильмы? Прежде всего за сюжет. А потом уже идет игра актеров и техническое исполнение.
Так вот — сюжет здесь захватывающий. Когда я впервые увидел афишу этого фильма на кинотеатре то был просто потрясен. Правда мне тогда было лет 12, но все равно Жигунов с мечом и полуобнаженная женщина вместе с ним(я тогда не знал имени этой актрисы) заставили разыграться воображение. Я сходил на 2 сеанса подряд. По тем временам это было крутое кино. Хотя уже вышел «Чужой» и еще несколько фантастических фильмов, от которых пацанам 10—12 лет сносило башню, но плюс этого фильма был прежде всего в том, что он вышел на большом экране и играл в нем любимец публики бывший «гардемарин» Жигунов. А лучшие зарубежные фильмы в первую очередь доходили до нас на видеокассетах и показывались в видеосалонах.
Большая разница, смотреть фильм по телевизору или на большом экране с нормальным звуком.
А то что тогда у нас не было такой техники как за рубежом для создания спецэффектов то винить надо не режиссера или актеров, а наше государство, которое зажимало средства на развитие кинематографа.
В общем фильм мне тогда очень понравился и когда я пересмотрел его через несколько лет, то он не сильно упал в моем мнении. Да, есть в нем недостатки. Например легкоузнаваемая природа Крыма или доисторические животные, которые и животными сложно назвать, скорее движущиеся чучела. Но зато какой космический корабль в первых кадрах фильма! Не хуже чем из «Звездных войн». И эти фигуры в черных плащах. Думаю, в то время фильму дали бы высокую оценку.
В первую очередь из-за любимых актеров и финальную песню в исполнении Маши Распутиной:
6 из 10
14 марта 2011
А по-моему, довольно неплохой фильм сам по себе и отличный фильм для отечественной фантастики в целом, которая в принципе не очень-то радует нас хорошими фильмами.
«Солярис» и «Сталкер» — для узкого круга зрителей, почему-то вспомнилось «Через тернии к звездам» — тоже довольно идеологическое кино, упор делается не на зрелищность, а на содержание.
Очень у нас удаются детские фильмы -«Москва-Кассиопея», «Гостья из будущего». Пожалуй, отнесла бы сюда и «Подземелье ведьм». Поэтому для детского (или юношеского) кино оно себя вполне оправдывает. А если еще вспомнить, что это нищие 90-е, то перед создателями вообще можно шляпу снимать. У современных режиссеров бюджеты немеренные (40 млн. S), а реализация произведений -так себе, включая декорации и постановку.
8 из 10
18 января 2009
Зачем мы снимаем фантастику? Зачем снимаем комедии, боевики, детективы, мелодрамы? Зачем вообще снимаем кино? Чтобы, наверное, получить от увиденного тот заряд эмоций, который необходим человеку при познании окружающего мира. Возможно это лишь при высоком профессионализме авторов и их огромном уважении к жанру, в котором они работают, а также- к зрителям, которые придут на этот фильм.
В общем, всё очень просто. Бери- снимай. Наши кинематографисты так и делают: берут и снимают, отбросив все условности.
В то неспокойное, сумбурное время (надо заметить, что фильм «Подземелье ведьм» был снят в 1990 году), когда огромная страна, напрочь лишённая сильных руководителей, подточенная «изнутри» гласностью и перестройкой и «закулисно рвущемся к государственной «кормушке» Борисом Николаевичем вместе со сворой «новых демократов- реформаторов», акцент делался на коммерческое кино. Зачастую при этом терялся не только профессионализм, но и элементарное уважение к зрителю.
Я не против, чтобы «наши киношники» учились у американцев или французов. Я- за. Учитесь, но не копируйте слепо! Копирование, особенно бездарное, всегда приводит к фальши, к утрате художественных достоинств.
«Лавры Спилберга и Лукаса не дают покоя нашим кинематографистам»- эта мысль как-то промелькнула в прессе того времени по поводу выхода на советские экраны отечественного супербоевика «Подземелье ведьм». Предполагалось, что фильм вызовет большие очереди у касс. Ещё бы! Картина собрала цвет того времени отечественного кино: любимец публики (после триумфа «Гардемаринов») Сергей Жигунов, Марина Левтова, Николай Караченцов, Жанна Прохоренко, Дмитрий Певцов. К тому же фильм был поставлен по сценарию классика фантастического жанра Кира Булычёва (помните его «Приключения Электроника», «Гостья из будущего»?).
В принцип сюжет неплохой: в силу каких-то необъяснимых причин эволюция на далёкой планете Заур (учёные с Земли в шутку назвали эту планету Эволюционным уродом) дала сбой, и поэтому здесь одновременно существуют и птеродактили, и мамонты, и племена хорошо вооружённых полудиких кочевников.
В этот странный и загадочный уголок Вселенной прибывает с Земли группа астронавтов- исследователей во главе с инспектором галактического центра Андреем Брюсом (Сергей Жигунов). Именно здесь, на Зауре, земляне впервые сталкиваются с мощью и агрессивностью полудиких племён. Захвачен и уведён в плен один из астронавтов Жан (Николай Караченцов). Бесстрашный Андрей Брюс отправляется на поиски Жана, а заодно он пытается разгадать тайну планеты. По пути герой знакомится с молодой дикаркой Белогурочкой (ныне покойная Марина Левтова), чьё племя было некогда разбито племенем ведьм (так называется племя, похитившее Жана и которое разыскивает главный герой). На пути героев встают всевозможные преграды, но, как и положено благородным героям, они преодолевают их. А в финале Андрей Брюс, освободив из плена Жана, вступает в смертельную схватку с вождём племени ведьм зловещим Октин- Хашем (Дмитрий Певцов).
Вроде всё хорошо, всё прекрасно! Погони, драки, приключения! Что же ещё надо нашему зрителю? Сиди и восторгайся. Но дело в том, что восторгаться- то нечем. «Подземелье ведьм» представляет собой очередную отечественную «подделку» (или «дешёвку», как хотите), сделанную на скорую руку. Никакого Спилберга или Лукаса даже вблизи не видно. Всё снято грубо, примитивно и, что особенно грустно, без всякого уважения к жанру фантастики, без уважения к зрителям. Думаю, что не стоит особо ругать дебютанта большого кино, молодого режиссёра Юрия Мороза (в те времена Юрий Мороз только начинал свой режиссёрский путь в большом кино) за столь неудачное начало. Как говорится, всё ещё впереди.
Впоследствии Юрий Мороз полностью переключился на создание телесериалов («Каменская» чего только стоит. А сериалы «Женщины в игре без правил», «Дети Ванюхина», «Братья Карамазовы»? Но это не от большого ума, а скорее всего от безвыходного финансового положения режиссёра). Правда, в 2006 году снял неплохую социальную драму об уличных проститутках «Точка».
Но вернёмся к фильму «Подземелье ведьм». Режиссуры в фильме не чувствуется вообще, нет чёткости, стройности сюжета. Нет зрелищности и динамизма. Всё наивно и примитивно. Диалоги персонажей бессвязны и пусты. Создаётся впечатление, что герои существуют сами по себе, а актёры- сами по себе. Любимец публики, «славный гардемарин» Сергей Жигунов в роли инспектора Брюса, как всегда, неубедителен, его образ не несёт печати времени, он начисто лишён чувства жанра, в котором снят фильм. Провалом (иначе не назовёшь) отмечены роли Левтовой и Караченцова. Они просто усугубляют просчёты фильма, вносят смятение в сердца своих поклонников.
Не стоит, думаю, особо критиковать специалистов по эффектам, пиротехников, художников и прочих работников технической стороны. Здесь их вины нет. Наоборот. Они сделали, что могли, учитывая нашу (в те времена, начало 90-х) допотопную техническую оснащённость кинематографа. И на том спасибо!
Может быть, всё же не так уж и плохо, что лавры Спилберга и Лукаса не дают покоя нашим кинематографистам. Но мне не дают покоя халтура, примитивизм и убожество нашего жанрового кино. Неужели мы растеряли всё лучшее, что когда-то имели, и таланты не выбирают нашу землю для своего появления?
Неужели мы никогда не сможем, даже попытаться, приблизиться к уровню великих коммерческих режиссёров? Не хочу в это верить, потому что знаю, что земля русская способна давать своих лукасов, спилбергов, камеронов и баркеров. Есть у нас крепкая основа предков- сказки, предания, былины, давшие толчок рождению многих западных коммерческих киноталантов. Есть прекрасные актёры, не уступающие Харрисону Форду, Патрику Суэйзу, Николасу Кейджу и другим зарубежным кинознаменитостям.
Есть прекрасные сценаристы, операторы, композиторы…. Эх, всё у нас есть! Только бы «техника не подвела»…
1 из 10
8 февраля 2008
Фильм в первую очередь интересен подбором актёров. Жигунов, Каранченцов, Певцов… Левтова тоже снималась во многих фильмах, но как-то лично мне особо не запомнилась. Жаль её, разбилась недавно на снегокате. Караченцов тоже в аварию попал…
Автор сценария Кир Булычёв. В целом фильм достаточно интересный. Думаю, что тот, кто ни разу не смотрел, скучать не придётся.
Композитор Максим Дунаевский. Музыка на высшем уровне. Очень понравилась песня: исполняет Маша Распутина, стихи Дербенёва.
27 марта 2005