Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Первый этаж |
год: | 1990 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Игорь Минаев |
сценарий: | Ольга Михайлова |
видеооператоры: | Владимир Панков, Виталий Соколов-Александров |
композитор: | Анатолий Дергачев |
художник: | Анатолий Наумов |
монтаж: | Полина Рудых |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 8 сентября 1990 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 10 мин |
СССР; конец 80-х годов XX века
Надя /Евгения Добровольская/ - парикмахер, живёт в съёмной комнате у тихого алкоголика; любит вечеринки, не тяготится бременем серьёзности, когда дело касается отношений с мужчинами
Сергей /Максим Киселёв/ - семнадцатилетний юноша, влюбившийся в Надю и забросивший из-за этой любви всё на свете
Мама Сергея /Светлана Крючкова/ - медсестра, авторитарная женщина, очень сильно недовольная выбором сына и тем, что тот пошёл по её мнению, по наклонной
Этот фильм мало знаком современно му российскому зрителю, и очень жаль, что дело обстоит так. Читала, что у него несколько достаточно престижных наград на международных кинофестивалях, но об этом мало кто знает. Популярности у народа факты награждения не прибавили. Люди привыкли видеть, мне кажется, несколько иное просто. А эту картину, вероятно, можно даже отнести к артхаусу, хоть я и не специалист, но мне она показалась необычной.
История взаимоотношений двух молодых людей не сказать, что затягивает, но смотреть на всё происходящее очень интересно. Во-первых, сама картинка. Съёмки чёрно-белые, да к тому же, добрую половину фильма постоянно происходит мигание света. Ну, то есть, сцены происходят в таком ракурсе, словно рядом с героями бесконечно лампочка туда-сюда шатается.
Во-вторых, мне понравилась концентрация именно на двух героях. Есть моменты и с мамой Сергея, и с соседом Нади, и с начальницей Нади, но всё это занимает мало времени и не отвлекает, а дополняет. Что, собственно, и должно было быть, вообще-то.
В-третьих, меня поразила Добровольская. Я даже не думала, откровенно говоря, что она может так играть. Не удивительно, что у неё не одна награда за лучшую женскую роль в этом фильме. По крайней мере, я сравнивала невольно её здесь и её же в каком-нибудь сериале, и разница поразительная. Впрочем, и сами актёры ведь не раз сетовали на то, что в 90-х - 2000-х сниматься было негде, поскольку материала достойного не было.
История разворачивается на фоне отвратительной действительности, серости и убогости обшарпанных стен. Всё это соседствует с чистыми чувствами юноши, который не может справиться с ними и оттого превращается в параноика. И с красотой юной Нади – распущенной, не серьёзной, не способной любить по-настоящему, поскольку всё настоящее в её жизни уже случилось и принесло девушке слишком много боли.
Пошлое и чистое, банальное и возвышенное, убогое и красивое. Всё это умудряется очень органично сочетаться. И цепляет. Не хочется говорить о своих эмоциях и мыслях, потому что, как мне кажется, это тот случай, когда после просмотра каждый увидит и почувствует что-то своё. Очень рекомендую сей маленький /по длительности – всего-то 1 час 6 минут/ шедевр.
27 июля 2023
Смотреть фильм надо, поэтому сразу скажу о том, что может отпугнуть.
Кино — забавная комбинация: 1) попытки перечернушить Маленькую Веру (1988, этот — 1990) по антуражу, и даже цвет изгнан из фильма ради этого, и 2) реально сильной любовной линии.
1. Чернуха. Если Маленькая Вера — кино реалистичное: тепловоз мимо дома — это реальный тепловоз, полно таких межзаводских линий к коим подползла застройка, то тут — явный беззастенчивый гротеск. Рейсовый автобус ходит по внутриквартальному проезду — такого не было никогда. Грязи, слякоти, автопогрузчиков, неприятных звуков, марширующих соотечественников насыпано так густо, что начинаешь не понимать, над кем именно автор издевается — над зрителями или над коллегами по производству чернухи. Подозреваю, что над теми и над другими.
Первые пять минут зрителю по ушам ездят милицейскими сиренами. Не дайте себя отпугнуть, ибо дальше идет… ну прямо вот под милицейские сирены и начинается:
2. Любоффь. Пришлось смотреть второй раз. И чтобы насладиться мимикой Добровольской, и чтобы услышать ее голос (много вы помните фильмов, где героиня говорит герою: «Иди ко мне» в первый раз — и у нее реально захрипает голос? я вот ни одного другого не помню). А также очень хотелось найти момент, где наступила точка невозврата. Когда надо было пнуть героя (кстати, тоже очень хорошо сыгранного) под зад и сказать ему: не делай так, и все будет хорошо. Точнее — может и плохо (любовь — всегда риск сильной боли), но уж не так, как получилось.
По-видимому, точка невозврата -. .. но не хочу оставлять спойлеры, скажу лишь в общих чертах. У мужчины должен быть Проект. Лучше не один. Женщина должна быть отдохновением воина, а то ж ей будет с тобой скучно. Влюбился? Получи диплом, парень. Поклей девушке обои. Да грязи кругом столько, что всю жизнь подвиги по расчистке можно совершать, устрой субботник в микрорайоне хотя бы. Отрави дядю Колю тараканьим ядом, наконец. А если пытаться залезть к девочке в постель в стиле: я тебя тут жду, где ты была? Что будет?
Как бы то ни было, со второго раза к чернухе привыкаешь, и начинаешь смотреть на любовь. А эта половина в смеси — очень сильная.
(Забавно, что режиссер заставил Добровольскую цитировать Негоду: момент вылезания из окна и криков на свекровь, потенциальную. Режиссер охренел: Добровольская на порядок сильнее Негоды играет, хотя Наташу я тоже нежно люблю. Пошел смотреть еще фильмы с Добровольской).
29 марта 2021
Фильм не очень известен и популярен в России, хотя и является лауреатом Каннского кинофестиваля. И очень жаль, ведь этот фильм не просто стоит посмотреть, его нужно посмотреть.
В первую очередь поразила операторская работа. Кино черно-белое и игра света и тени практически в каждом кадре потрясает. Я давно не видела такой потрясающей, завораживающей операторской работы и это первое и самое главное, что я отметила в фильме.
Однако сценарий объективно операторской работе ничуть не уступает. Казалось бы, он не сильно оригинален, параллели между любовью и смертью проводят очень часто, однако советская атмосфера выжимает из сценария нечто большее, более трагичное и более близкое для русских любого поколения. Тема поднятая в этом фильме в первую очередь жизненна, но при этом доведена до экстримальных ее проявлений и это главный шарм картины.
Сценарий обыгрывают не только операторская работа и локация, но и безусловно игра актеров. К сожалению из блестящего состава карьеру смогли сделать только Крючкова и Добровольская, однако прициной этому уж точно не являлось отсутствие таланта у остальных. Весь состав без исключения именно прожил год жизни своих персонажей, крупные планы же просто зомбируют своей энергетикой.
Название фильма служит лучше любого краткого содержания — «Первый этаж» это одновременно квартира героини, социальный класс героев и обозначение первых и скорее всего последних отношений Сергея. Учитывая все вышенаписанное и символику цифры «один» в этом фильме я бы с удовольствием поставила 11 баллов.
10 из 10
4 октября 2010