Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 5.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Нелюдь, или В раю запрещена охота |
год: | 1990 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Юрий Иванчук |
сценарий: | Аркадий Вайнер |
видеооператор: | Геннадий Карюк |
композитор: | Микаэл Таривердиев |
художник: | Виктор Сафронов |
жанры: | драма, криминал |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 32 мин |
Замечательные советские актеры разыгрывают сценку из западной криминальной хроники. Для Советского Союза это казалось шоком, но... Правильно сказано: «в восьмидесятых нас готовили к девяностым». «Нелюдь» фиксировал необратимые перемены в обществе в сторону криминала. Никто не мог отныне чувствовать себя в безопасности.
Уже с самого начала знакомства с персонажами ленты нам показывают элиту провинциального городка. Зоя Михайловна Шерстобитова работает в администрации города. Она представляет ту самую номенклатуру, которая и не знала, что такое дефицит. К условной элите относится и ее бывший супруг. Но при всех своих привилегиях с ними случается трагедия — подлецы похищают их общего сына.
Авторы не спешат раскручивать криминальную линию. Им более интересно то, как отнесутся к столь жестокому преступлению в городке. Многие обезоруживают своим пониманием. Люди приносят деньги, скидываются в надежде, что родители смогут оплатить выкуп. Тем самым показывается неверие к правоохранительным органам. А при всем этом, именно из-ха этого неверия и тормозится расследование. Сыщик в исполнении Никоненко представлен истинным былинным богатырем, героем привыкшим спасать и помогать.
Трогательный и душещипательный финал не может отменить необоснованно затянутого фильма, который идет 2 с половиной часа. Авторы попытались показать все - и социальные моменты, и семейную драму, и детективную линию обозначить. Но ни одно из этих направлений так толком и не было раскрыто. Тему киднеппинга можно было развернуть куда изящнее, да и после полутора часов просмотра можно догадаться кто является преступником. А вот экранные герои и злодеи этой предсказуемости будто и не замечают. Зато Гурченко, Никоненко, Михайлов оживили своих персонажей, в силу своей популярности сделав их переживания более понятными для массового зрителя. Несмотря на чрезмерно морализаторский смысловой речитатив фильм именно актерский талант делает ленту заслуживающей внимания.
Для Людмилы Гурченко эта лента стала одной из последних больших и серьезных работ в кино. Она была в центре внимания, рядом опытные партнеры. Материал - объемный. С ее артистическим диапазоном эта работа была сделана достаточно легко и непринужденно.
5 из 10
7 апреля 2024
Великолепнейший, пронзительный, атмосферный фильм в жанре криминальная драма. От экрана просто невозможно оторваться, так как данное кино до конца держит в напряжении.
Сценарий Аркадия Вайнера замечательный, толковый. Понравился он мне и в эпизоде, довольно-таки неплохо сыграл. И режиссура в данном случае на приличном уровне, и конечно же отдельно отмечу блестящую музыки Таривердиева, благодаря ей фильм ещё более суровый и мрачный получился.
Актёры — молодцы, не подкачали, хотя на мой взгляд, Людмила Гурченко в этой роли не особо убедительна, но тем не менее сыграла классно.
Самое главное — данный фильм не простой детектив, он ещё и смысловую нагрузку несёт. Чётко здесь показано, как за грехи матери отвечает ребёнок. Финальный эпизод на высшем уровне, с таким надрывом снято.
Жаль, что таких картин сейчас не делают. Чем дальше идёт время, тем больше деградирует кинематограф. А этот фильм великолепен во всём. Спасибо всем, кто его делал.
10 из 10
2 июля 2014
В период «перестройки», когда появился хоть и примитивный, но уже частный капитал, на экраны страны Советов вышла целая плеяда так называемых «кооперативных фильмов», по большей части боевиков, комедий или же детективов, снимаемых в условиях самоокупаемости (тогда это было модно) с привлечением «спонсоров» или же вообще на их деньги. Увы, многие из них, кроме остроты перестроечной тематики (а то и откровенной сиюминутной «чернухи»), ничем более не блистали, да порой и просто служили средством «отмывания» либо обналичивания (в то время это было непросто) денег, заколоченных первыми советскими бизнесменами или же мафиози. Ещё одна отличительная особенность «кооперативных фильмов» (да и не только их), причины которой мне пока установить не удалось- зелёно-коричневые тона всего изображения (может, из-за глобально бракованной и потому дешёвой плёнки «Свема», на которую эти картины и снимались в массовом порядке?). Так что, просмотрев хотя бы 15 секунд зелёно-коричневого фильма, я со стопроцентной гарантией могу сказать, что его сняли в СССР в период с 1987 по 1992 годы.
Вот и фильм «Нелюдь, или В раю запрещена охота» (вообще-то у нас он назывался просто «Нелюдь», а «В раю запрещена охота»- экспортное название, о чём сообщено в финальных титрах) можно отнести к «кооперативным». Но, по счастью, весьма условно. Во-первых и в-главных потому, что лента получилась серьёзная, доброкачественная, интересная и достаточно драматичная. Иначе и быть не могло. Только я увидел в начальных титрах Аркадия Вайнера, как понял, что с кино будет всё в порядке: классики отечественного детектива лажу не пишут, и по их сочинениям плохо не снимают (ну, или уж не совсем плохо, так как фильм получился тёмный, неконтрастный и неизбежно зелёно-коричневый). Сюда же плюсуем музыку Микаэла Таривердиева (хотя в эпизоде с просмотром видео украденного мальчика излюбленные а-ля-средневековые пассажи маэстро бессовестным образом обрезали на взлёте!). Ну и ещё большой плюс- отличный подбор «звёзд» (а чем ещё можно было привлечь тогдашнего зрителя на фильм?- только жанром да суперактёрами, ведь компьютерной графикой наши тогда не пользовались…). Кстати, насколько знаю, у «кооператоров» знаменитые актёры неплохо зарабатывали. Главные «паровозы» картины Гурченко и Никоненко, как всегда, хороши, но не удивительны, в своём обычном амплуа.
«Нелюдь» сейчас с интересом смотрится как уже историческая детективная драма. И вторая на тему тогда ещё нового для «совка» киднэппинга (первая, «Криминальный квартет», только в жанре боевика, вышла годом раньше). Но это не умаляет её достоинств. Те, кто жил в то время и хорошо его помнит, оценят их по справедливости.
7 из 10
15 января 2012