Наутилус
6.1
6
1990, драма
СССР, 1 ч 28 мин
16+

В ролях: Леонид Лютвинский, Римма Латыпова, Валерий Баринов, Никита Высоцкий, Александр Панкратов-Чёрный
и другие
Этот отрезок жизни главного героя Феликса попадает на довольно драматичный период жизни страны - хоронят Черненко, ему на смену приходит Горбачев, Лигачев критикует Ельцина, кругом сплошной дефицит, блат, очереди, война в Афганистане... Ничего не придумав лучше, он, инженер-электронщик, уходит от действительности оригинальным способом: устраивается работать дворником. Он как бы ложится на дно, запираясь в тесно дворничьей каморке и пытаясь делать вид, что его ничего не интересует. Но в Афганистане погибает его младший брат, а во двор дома, который он каждый день подметает, постоянно подъезжают машины загружаться дефицитным товаром с заднего крыльца магазина.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Наутилус

год: 1990
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Георгий Майер
композитор:
художник: Анатолий Пичугин
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 28 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постер фильма «Наутилус», 1990

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзыв критика о фильме «Наутилус», 1990

Нормально жить не можем.

Случайно наткнулся на данный фильм в одном из пабликов об этой эпохе. Надо сказать, я в принципе уважаю жанр социальной драмы, особенно советского периода 1985—1993 годов. Но этот фильм, фильм-ровесник меня поразил до глубины души. Фактически, это фильм-предсказание, предчувствие грядущего Смутного времени. Я не могу сказать, что здесь есть антисоветчина, это скорее реакция на происходящее в то время. Обо всем по порядку.

Война в Афганистане. Почему-то каждый считает, что фильм обязательно должен быть о боевых действиях и практически никто не показал жизнь после войны. Только в «Ноге» и в этом фильме отображено горе матери, потерявшей сына, горе семьи, горе друзей и брата, убитого известием о гибели на той войне. Жуткая сцена с поминками, при просмотре которой невозможно удержать слезы. Когда смотрел этот фильм, я почти физически ощущал ту безысходность. Уже за один этот эпизод можно поставить 10 баллов.

Судьба интеллигенции. Союз еще жив, но трещит по швам и расползается как лоскутное одеяло. Научные работники и прочие МНСы еще получают свои 140 руб. в месяц, но уже появились более престижные должности в соответствующих организациях, где зарплата выше в несколько раз. Диалог с однкурсником следует внести в анналы отечественного кинематографа. Здесь мы видим еще советских людей, но уже с абсолютно разным мышлением — друг считает, что работать надо там, где платят, что в свете постепенного обнищания населения кажется разумным, если не сказать — жизненно необходимым. Главгерой не согласен с ним, предпочитая черную работу барышам и наживе. Истинный интеллигент, который не желает «прогибаться под изменчивый мир». Как ни странно, именно его можно назвать советским человеком, потому что он мыслит с точки зрения пользы социуму и обществу. Он не понимает, что происходит и куда все катится, не приемлет происходящие перемены. Он хочет просто жить по-человечески, честно трудиться и приносить пользу обществу. Особенно запомнилась фраза «опять бороться!..», как протест против опошления любимого дела до примитивного зарабатывания денег. С его навыками и знаниями он давно бы уже обеспечил себя всеми благами (инженер-электронщик), но ему горестно и страшно от того, что его квалификация никому не нужна («опять предолжат утюги чинить»). И вот зритель смотрит фильм и понимает, что все самое страшное его ждет впереди. Остается только догадываться, какова будет его судьба.

Ситуация в стране. Пожалуй, это единственный фильм, который отразил атмосферу «пятилетки пышных похорон» и последующей грызни за власть. Страна хоронит одного престарелого лидера за другим, в Союз потоком идут гробы парней, поёт еще живой Тальков, очереди с каждым днем становятся все длиннее… Телевизор играет траурные марши, в то время как на задних дворах магазинов затаривается дефицитом номенклатура — будущие деятели криминала и олигархи. Что радует, это один из редких фильмов, который показал состояние общества до краха ГКЧП и последующего всеобщего разочарования — с приходом Горбачева и критикой бюрократов ничего в сущности не изменилось — только товары исчезли совсем, трескотня о высоких материях не смогла заменить принятия решений по насущным вопросам. «Борис, ты не прав», взаимные обвинения и ругань в парламенте и полный раздрай относительно решения самых насущных проблем. Люди же тем временем заняты выживанием и постепенно, но неуклонно скатываюся в нищету. Очевидно, что главгерой идеалист, человек чести, интеллигент, а не приспособленец, которому плевать из чьих пухлых рук получать пачки тогда еще советских рублей. Об этом говорит и эпизод с «моряком загранки». Отвращение к пошлости, гедонизму и попыткой купить все и вся. Общество расколото и тяжело переживает очередной кризис — это видим в сцене с неудачной попыткой глагероя изобличить власть имущих. То, что там произошло — предвестник грядущего беспредела и права сильного.

«- Жизнь как жизнь, подонки были и будут во все времена, но всегда будут такие как ты…

- Дураки, да?»

Вот такой вот неожиданный «привет» из 1990 года Юрию Быкову.

Любовная линия. Да-да, представьте себе, и она там есть. Да еще какая! С одной стороны Рима, наивная и добрая советская девушка, очень похожая на Фросю из «Девчат». Заботливая, веселая и милая, она влюблена в своего Феликса чистой и непорочной любовью. С другой стороны есть Катя, попавшая в тяжелую жизненную ситуацию, лимитчица, которой негде жить. Циничная, ехидная и разочаровавшаяся во всем и всех, она также на грани выживания. Здесь заложен еще один конфликт, тяжелый кризис семьи и человеческих отношений. Я трижды посмотрел фильм и все-таки не могу понять, почему главгерой выбрал Катю, а не Риму. Я был сражен этим выбором и тем, что последовало далее. Видимо, здесь отображено то самое родство мятущихся душ: душевное одиночество, непонимание, как жить дальше, нежелание жить по навязываемым правилам. Но этого все равно слишком мало, потому что Рима и Феликс были созданы друг для друга!

Актеры. Подобраны филигранно. Вплоть до того, что невозможно представить, чтобы их роли играл кто-то другой. Панкратов-Черный в роли циничного морячка с деньгами, Римма Латыпова в роли Римы же, Лена Старостина в роли лимиты, Валерий Баринов в роли отца… Шикарная плеяда советских актеров собрана в замечательном фильме. Отдельное спасибо Никите Высоцкому который блестяще сыграл в эпизодической роли бывшего однокурсника. В его лице был представлен не менее широкий пласт интеллигенции — если платят, значит надо работать и не задумываться ни о чем другом. До этого фильма я не был знаком с творчеством Риммы Латыповой, однако с этой ролью она справилась на 10 из 10. Очень жаль, что она снималась так мало, но в этом фильме и в 3 прочих она была на высоте. Актриса характерная и очень красивая, она замечательно сыграла одну из главных героинь. Блеск в глазах, передаваемый даже на посредственной пленке, обворожительная улыбка, женственность — все это добавляет шедевральности фильмов и отчасти отсылает нас к советским фильмам 60-х.

Итог. Этот фильм наводит на серьезные размышления о нашем прошлом, настоящем и будущем. Становится жутко от того, что режиссер умудрился втиснуть настолько широкую эпоху в 88 минут фильма. Причем сделал все весомо и зримо, органично и аутентично эпохе. Если кто-то пожелает посмотреть данную социальную драму — настоятельно рекомендую — не пожалеете. Вопреки всему фильм оставляет хорошие впечатления и этакую светлую грусть о судьбах Родины. Шамшурин смог снять фильм о времени без чернухи, пошлости, озлобления и желания плюнуть в прошлое. Фильм оказался абсолютно незаслуженно забыт в суматохе того смутного времени. Я бы рекомендовал также его к просмотру школьникам и всем кто интересуется историей страны и общества. того времени.

10 из 10

3 марта 2018

Драма Наутилус появился на свет в далеком 1990 году, более 34 лет тому назад, его режиссером является Владимир Шамшурин. Список актеров, которые снимались в кино: Леонид Лютвинский, Римма Латыпова, Валерий Баринов, Никита Высоцкий, Александр Панкратов-Чёрный, Павел Гудков, Людмила Карауш, Анатолий Скорякин, Сергей Кудрявцев, Егор Баринов, Елена Старостина, Сергей Рыкусов, Сергей Карленков.

Страна производства - СССР. Наутилус — получил оценку кинокритиков равную 5,9-6,1 балла из 10 по версии Кинопоиска. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.