Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Место убийцы вакантно... |
год: | 1990 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Валерий Курыкин |
сценаристы: | Валерий Чиков, Игорь Гамаюнов, Валерий Курыкин |
видеооператор: | Виктор Шестопёров |
композитор: | Юрий Буцко |
художники: | Иван Пластинкин, Ольга Никонова |
жанр: | детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
на DVD: | 22 сентября 2005 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 26 мин |
Конец восьмидесятых - начало девяностых. Время обличения. Валерий Курыкин мог вполне насладиться изображением коррумпированной и лишенной компетентности правоохранительной системы. Но он пошел дальше сделав развернутое исследование проблемы.
Уже с первых минут ленты нам показывают противодействие смелого одиночки установившимся порядкам. Он относится очень лично к серии убийств женщин. Не менее строго он относится и к провалам в расследовании. Его коллеги ведут себя достаточно вальяжно и готовы списать эти кровавые преступления на других, уже пойманных с поличным преступников. В таком контексте любое подозрение на то, что в регионе действует сексуальный маньяк подразумевает полную преступную деятельность руководства следователей и управления внутренних дел. Кстати, их играют легенды советского кино. Евгений Матвеев и Арчил Гомиашвили показывают опытных руководителей, которые вроде все понимают, но оказываются жертвой собственных методов. Это не картонные злодеи. Валерий Курыкин показывает нам их с человеческой стороны. Просто количество и значимость ошибок этих людей достигла максимума.
Так что, действие развивается сразу по нескольким направлениям. Тут и столкновение молодого специалиста с некомпетентным руководством, и фиксация нарушений в ходе следствия, и сами по себе поиски маньяка. Лаконичное и увлекательное повествование позволяет избежать ложного пафоса. Валерий Курыкин не стремится вещать как 'все плохо'. Он даже ввинчивает в ленту оптимистичные нотки. Чего только стоит непоколебимость молодого следователя Игнатова. Андрей Смоляков изображает не то былинного богатыря, не то идеального сыщика. Его герой аскетично верен своему делу, а самое важное - пропускает все происходящее через себя, воспринимая действия преступников как вызов себе.
Нельзя не отметить и то, как изящно авторы попытался зашифровать свою оценку происходящему. Будущая жертва улыбаясь почти рекламирует 'Пепси'. В этом нюансе нет случайности. Похоже автор видит в западном влиянии причины тех трагедий, которые изображены в картине. В известной степени этим тут даже предвосхищается дискурс 'Поколения П' Пелевина.
В наши дни, так и вовсе фильм приобретает культовый статус: молодой Смоляков в перестроечном хаосе ищет маньяка и пытается восстановить справедливость. Качественная постановочная работа добавляет ленте психологической подоплеки несмотря на скромность бюджета.
7 из 10
18 сентября 2024
Снимать фильм на основе реальных событий одновременно и легко и сложно. Легко - потому что ничего придумывать не нужно, достаточно заглянуть в тома уголовного дела. А сложно - по причине нравственных сомнений: что стоит показать зрителю в художественном фильме, а что лучше оставить документалистике. По укоренившейся традиции советские следственные органы старались избегать слов 'маньяк' и 'серийный убийца'. Гораздо проще было 'повесить' преступление на одиночку, и быстро отчитаться 'наверх' об успехах 'сыскарей'. Подобная следственная практика в буквальном смысле развязала руки нелюдю в обличье человека. Первая половина картины Валерия Курыкина воспринимается как обычный криминальный детектив о 'нечистоплотных' сотрудниках милиции. Если зритель не заглянул на страницу 'Кинопоиска', то до самого финала он будет в неведении относительно персонажа, которого разыскивала вся милиция Белорусской ССР.
В 1989 году вышла первая часть документального фильма 'Витебское дело'. Затем, в течение двух лет, - вторая и третья части. Поэтому картина Курыкина стала первой, поведавшей о человеке, много лет державшим в страхе Витебск, Полоцк и прилегающие сельские местности. Это уже потом сняли фильмы 'След зверя' (2009), 'Месть Михасевича' (2013), сериал 'Душегубы' (2019). А в 1990 году об изувере можно было узнать только из фильма 'Место убийцы вакантно...' Название картины определяет сюжет от начала до конца. Убийства женщин начались в 1971 году, и продолжались до 1985 года! Все эти годы следственные органы отчитывались о раскрытых преступлениях, пока не появился молодой следователь, позволивший себе заикнуться о том, что многие убийства имеют общий почерк, и что речь может идти о 'серийнике'. Андрей Смоляков без преувеличения прекрасно сыграл следователя Александра Игнатова, не побоявшегося начать 'следствие против следствия'.
В реальности продолжавшиеся убийства (в 1984 году Михасевич убил 12 женщин) вызывали недовольство деятельностью правоохранительных органов и падение уровня доверия к ним со стороны населения области. Произошедшие преступления обрастали домыслами и слухами. Женщины боялись выходить на работу во вторую и третью смену. Улицы многих населённых пунктов области с наступлением темноты пустели. В сложившейся обстановке раскрытие убийств женщин в Витебской области взяли на контроль в ЦК КПСС. В область командировали более 100 сотрудников всех правоохранительных структур БССР и других республик СССР, в том числе из Генпрокуратуры и КГБ. Арестовали изувера 9 декабря 1985 года. Два года шло следствие - 173 тома уголовного дела, допрошено 227 свидетелей, приобщено 60 видов вещественных доказательств, в результате чего удалось доказать причастность Михасевича к 36 убийствам. Суд состоялся в мае 1997 года. Приговор - смертная казнь.
Но ничего этого в фильме нет, потому что режиссёр ставил перед собой задачу не рассказать о хронологии нисхождения нелюдя в ад, а показать тех людей, которые в течение 14 лет в буквальном смысле 'крышевали' убийцу, 'вешая' преступления на случайных людей. В результате - за преступления Михасевича в общей сложности были осуждены 14 невиновных. Сотрудники правоохранительных органов прибегали к пыткам подсудимых, подтасовке улик. Основная ответственность была возложена на следователя по особо важным делам прокуратуры БССР Михаила Жавнеровича, ведшего большую часть дел невинно осуждённых. Кроме него, к ответственности после поимки маньяка были привлечены ещё около 200 сотрудников министерства внутренних дел БССР. Но... сам главный фигурант уголовного дела о злоупотреблении должностными полномочиями Жавнерович фактически никакой ответственности не понёс: в ноябре 1987 года, в связи с амнистией по случаю 70-летия Октябрьской революции, уголовное дело в отношении Жавнеровича было прекращено, а он сам отправлен на пенсию с сохранением всех званий и наград.
Правильное кино снял Валерий Курыкин, потому что посмотрев его, хочется воскликнуть: 'А есть ли справедливость на этом свете?..'
25 февраля 2023