Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Меланхолический вальс |
год: | 1990 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Борис Савченко |
сценаристы: | Василий Портяк, Ольга Кобылянская |
видеооператоры: | Вячеслав Онищенко, Владимир Билощук |
композитор: | Владимир Шумейко |
художник: | Сергей Бржестовский |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 10 мин |
Все работы Бориса Савченко — актёрские и режиссёрские — тонко-лиричны. Они наполнены светлой грустью и оттого особенно душевны. Фильм «Меланхолический вальс» в этом смысле показателен. Созданный на пороге развала СССР он вобрал в себя всё самое лучшее советской школы кино, и в то же время несёт в себе мысли о том, что скоро всё изменится. Для сценариста Василия Портяка — это дебют. Дебют удачный, потому что выбранная для экранизации тема — творчество замечательной украинской писательницы. (Последующие 5 фильмов сценарист посвятил исключительно истории УПА — Украинской повстанческой армии).
Кобылянская Ольга Юлиановна, чьи написанные в разные годы рассказы легли в основу фильма, личность очень интересная. Быть может именно поэтому Борис Савченко и обратился к её творчеству. Фильм «Меланхолический вальс» во многом для писательницы автобиографичен. В восемнадцатилетнем возрасте Ольга познакомилась с Кохановской Августой (украинская художница). Также начала вести дружбу с Софией Окуневской (высокообразованный врач), Натальей Кобринской (писательница). В какой-то степени их можно считать прототипами главных героинь фильма: пианистки Софии Дорошенко, художницы Мартухи и искренне всем сопереживающей Гануси.
В те времена женщина не имела широкого доступа к различным областям деятельности, знаний, искусства. Юная Ольга всё это остро ощущала, потому боролась за освобождение от любой зависимости, став в 1894г. одним из инициаторов создания «Общества русских женщин на Буковине», отстаивая равноправие женщины и мужчины, и выступая за её право на достойную человека жизнь. В этом плане героини фильма быть может и не выглядят «альбатросами» феминистической революции, но они по-своему пытаются отстоять своё право на творчество, на жизнь, на любовь.
Удаётся это не всем. В силу разных причин: личных потерь, тонкой организации души, недостижимости идеалов, путь одной из них оказывается слишком коротким, а две другие встретившись через шесть лет, в какой-то степени, подводят промежуточный итог своей жизни. И здесь уже важны не столько личные достижения, сколько способность просто жить, любить, надеяться на завтрашний день. Приятная музыка финала, фокусировка но портретах из беззаботной юности, подрастающие сыновья, — всё это вместе заставляет надеяться, что всё ещё впереди, что всё ещё возможно…
13 января 2014