Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.8 |
IMDb | 5.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Футболист |
год: | 1990 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Александр Гордон |
сценаристы: | Анатолий Степанов, Алексей Степанов |
видеооператор: | Вячеслав Семин |
композитор: | Николай Сидельников |
художник: | Павел Илышев |
жанры: | драма, криминал, спорт |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
Другого кино наверное в девяностом году и не стоило ожидать, но как не парадоксально, «Футболист» не так однозначен, каким может показаться на первый взгляд. Затронутая в нем тема — договорных матчей в чемпионате СССР — была злободневной. Десятки тысяч приходящих на футбол людей обманывались в своих ожиданиях, деньгами развращали молодых футболистов, подпольный тотализатор порождал криминал, оставшиеся не у дел спортсмены пытались взять свое другим, не законным способом — вот темы затронутые в этой ленте, не говоря уже про человеческое достоинство и внутренний мир героев. Чем мне нравятся перестроечные ленты, так это тем, что в то время режиссеры не боялись вскрывать острые темы, и показывали их так как они видят. В основу фильма положена повесть Анатолия Степанова о бывшем футболисте Олеге Норове, который пытался противостоять дельцам теневого тотализатора при помощи верных друзей. По ходу действа он был и обманут и предан, но его вера в чистоту игры смотрелась вполне убедительно. Один из отрицательных персонажей с горечью говорит — «Я был нужен пока приносил медали», вот и нашел себя в криминале — а ведь это действительно проблема для многих бывших спортсменов, найти себя. Или слова Норова, что «развращенные деньгами пацаны» не будут через немогу биться за честь, и опять он прав — не это ли поколение мы видим ныне на наших футбольных полях, которое уже не может собраться когда надо сыграть за сборную, через не могу? Или полупустые стадионы — разве они не суть того, что не желает народ идти на «странные матчи»? Очень многие истоки сегодняшних бед и проблем лежат в том времени, когда снимался фильм. Наивная вера героя в то, что можно победить только словом это вера режиссера в наведение порядка, но порядок таким образом не наводится, а наведенный «сверху» не всегда по нраву — начинать надо с каждого отдельного человека внутри, в создание системы законов — одинаковых для всех, и ответственности за принятые решения — вот что будет залогом наведения порядка и в футболе и в жизни вообще.
Что то я увлекся под воспоминания о пьянящем воздухе свободы того времени и отвлекся — кино малобюджетное, актеры старались закрыть собой эту дыру (особенно старался Валентин Гафт, хоть образ крутого одиночки не для него), но не всегда удавалось, киносценарий грешит «крутизной а ля рус» характерной для тех лет, но в целом вполне себе ностальгическое и наивное кино, далеко не худшее из тех времен.
7 из 10
10 февраля 2016
Приехал как-то к друзьям и пошел с ними в деревенский кинотеатр, где репертуар состоял из одного фильма: «Футболист». Делать нечего — взяли билеты на него. Еще обратил внимание на афише на уже известного мне тогда (в 14 лет) актёра Валентина Гафта. Погас свет и начался фильм.
В начале девяностых годов стала модной криминальная тема, спорт был всегда в моде, драмы — тоже. Вот режиссер и попытался объединить в своей картине три этих темы. В результате нам, подросткам, пришлось смотреть вялотекущую мешанину из эпизодов футбольных игр, скучных диалогов, разборок. К середине фильма я заснул, чего раньше со мной в кинотеатрах не бывало. Проснулся как раз вовремя — к концу фильма, чтобы увидеть несколько интересных кадров кровавой развязки.
Фильм не понравился совсем. Для чего Валентин Гафт снялся в такой работе — мне не ясно. Вероятно, не было достойного выбора. К моему счастью, больше с подобными картинами не сталкивался и в кинотеатрах не засыпал. Даже для того, чтобы просто убить время, фильм рекомендовать не хочется.
13 января 2010