Европа, Европа
Europa Europa
7.2
7.5
1990, драма, военный, история
Германия, Франция, Польша, 1 ч 52 мин
16+

В ролях: Марко Хофшнайдер, Жюли Дельпи, Халина Лабонарска, Мишель Глейзер, Натали Шмидт
и другие
После вторжения немцев в Польшу Соломон оказывается в детском доме в СССР, где становится пионером, а затем и комсомольцем. А после начала войны он попадает в плен к немцам, где называет себя немцем из Гродно, чьи родители погибли от рук большевиков. Так Соломон становится кем-то вроде сына полка в немецкой части.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Европа, Европа

английское название:

Europa Europa

год: 1990
страны:
Германия, Франция, Польша
слоган: «In the tradition of Voltaire's Candide and Jerzy Kosinski's The Painted Bird.»
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: , , , ,
видеооператор: Яцек Петрицкий
композитор:
художники: Веслава Старска, Малгожата Стефаняк, Ева Браун, Анна Коварска, Аллан Старски
монтаж: ,
жанры: драма, военный, история
Поделиться
Финансы
Сборы в США: $5 575 738
Мировые сборы: $5 575 738
Дата выхода
Мировая премьера: 14 ноября 1990 г.
на DVD: 23 июня 2011 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 52 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, военный, история

Видео к фильму «Европа, Европа», 1990

Видео: Трейлер (Европа, Европа, 1990) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Европа, Европа», 1990

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Европа, Европа», 1990

Реальная история еврея, побывавшего комсомольцем в СССР и гитлерюгендом в Германии

Среди основанных на реальных событиях историй о событиях Второй мировой войны история Соломона Переля пожалуй самая невероятная. В 1990 г. на основе его автобиографии был снят фильм 'Европа, Европа' и посмотрев его вам предстоит нелегкая задача определить что же все-таки из показанного происходило на самом деле.

'Европа, Европа' погружает зрителей в мир Германии 1938-го года. Еврейское семейство постепенно свыкается со все ухудшающимися условиями жизни и социально-политическим напряжением. И вот однажды в их дом врываются националисты. Сестра главного героя оказывается убита. А родители наконец решают - надо уезжать. Семья собирает вещи и решает переехать... в Польшу.

Проходит еще совсем немного времени и Вторая мировая война начнется с вторжения Германии в Польшу. Главный герой и его брат пытаются бежать в СССР, но еще на речной переправе узнают, что СССР со своей стороны тоже вторглась в Польшу.

Соломон Перес окажется один на территории Белоруссии и несколько лет проведет в качестве прилежного советского ученика и комсомольца. Пока Германия не вторгнется теперь уже в СССР. Главный герой в итоге попадет в руки немцев и быстро сообразит, что единственным его спасением будет мимикрия под немца. 'Я немец, русские убили моих родителей, я сирота...'

'Европа, Европа' - один из тех удивительных фильмов, которые могут говорить об ужасных событиях с легкостью и даже юмором. В свое время он очень не понравился критикам в Германии, но стал одним из главных неанглоязычных фильмов года, завоевав Золотой глобус и получив номинации на Оскар и Бафта.

Это фильм одного из самых прославленных кинематографистов Польши - Агнешки Холланд. Она сама еврейка и история ее семьи тесно переплетена с событиями, происходившими в Польше во время Второй мировой войны. Поэтому в ее фильмографии 'Европа, Европа' далеко не единственный яркий фильм, рассказывающий необычные биографии военного и околовоенного времени. В 2011 г. много шума наделала биографическая история 'В темноте' - о группе евреев, спасенных из гетто и скрывавшихся в канализационной системе. А в 2019 г. она сняла 'Гаррет Джонс' - историю британского журналиста, пытавшегося рассказывать о темных сторонах советской власти в 1930-х.

7 сентября 2023

Человек мира

Перед тем, как перейти, непосредственно к самому фильму, хотелось бы написать небольшое предисловие. Картина в наши дни не придается никакой огласки, её не найти ни в различных рейтингах, ни в списках избранного. Но в момент выхода на свет, фильм приобрел нашумевший статус, ведь картина про то, что касается всего человечества, а конкретно про войну, про Холокост, а тем более когда он преподносится в таком виде, то резкие реакции, стоит ожидать. В связи с его не большой оглаской, этот фильм обошел и меня стороной, несмотря на то, что я будучи евреем обязан посмотреть главные фильмы о моих предках. Посмотрев фильмы особняки в этом направление, а конкретно «Пианист», «Список Шиндлера», «Жизнь прекрасна», «Мальчик в полосатой пижаме» и так далее. Я на этом и остановился. В силу своих корней и возможностей перебраться на свою историческую родину, я так и поступил. Проникшись еще больше духом еврейского народа, а теперь и независимой страны Израиль, я могу очень близко воспринимать подобные фильмы. Скоро ждет меня призыв в армию обороны Израиля, защищать свой народ уже от другого зла. И спустя столько этапов жизни, я наткнулся на этот фильм благодаря Жюли Дельпи, которая сначала впечатлила своей актерской игрой в трилогии Линклейтера, а теперь и в этом замечательном фильме.

Фильм «Европа, Европа» раскрывает множество актуальных тем, например одна из них, стоит ли умирать героически или лучше испытать судьбу, и всеми способами продолжать жить!? На мой взгляд лучше поступить также, как наш главный герой, ведь кому нужны эти герои, кто о них вспомнит, а если и вспомнит, то какое дело уже ныне усопшему. Безусловно это красиво, умереть за свои принципы, за правое дело, но ты уже мертв и кому какое дело до тебя, особенно, если ты обычный еврей, которого ждет смерть. Если ты допустим вождь какой-либо державы, тогда это уже другой разговор, и твой поступок напрямую влияет не только на свою судьбу, но и на судьбу всего народа. У нашего главного героя много масок, много имен, много мыслей. Ведь в связи с происходящими событиями ему приходится окунуться из родного дома, где царит иудаизм, в различные среды обитания, начиная социализмом, заканчивая жизнью в одних стенах с нацистами. Всё это происходит под большим давлением войны, а ведь он всё еще ребенок, который хочет оказаться дома с родной семьей и не играть каждый день другого человека…

У Агнешки Холланд получился отличный фильм, несмотря на уже выше сказанную тему, он получился с каплей оптимизма. Как же я ненавижу людей, которые выдвигают различные отрицания Холокоста, это наша история, это то, что уже произошло, но что по-прежнему не укладывается в голове, нужно об этом помнить!

16 января 2015

«Я очень боялся и сильно хотел жить»

Невероятная судьба еврейского паренька, назвавшего себя «немцем из Гродно» стали основой сюжета для знаменитого на весь мир фильма. Пытаясь разобраться в пережитом, Соломон Перель много выступает, даёт интервью, выпускает книгу собственных воспоминаний «Я был Соломоном из Гитлерюгенда». Последняя и легла в основу фильма «Европа, Европа», вышедшего на экраны в 1990 году, номинированного на премию «Оскар» и получившего премию «Золотой глобус». В своё время, как книга, так и фильм получили самые противоречивые оценки. Кажется, и сам Соломон не знает, может ли он себя оправдать. Попробуем разобраться в истинной истории.

Соломон Перель родился 21 апреля 1925 года в небольшом местечке Пайне в Нижней Саксонии, где его родители содержали обувной магазин. Дружная заботливая семья вызывала восхищение у окружающих. Казалось, детей впереди ожидало только счастливое будущее, однако неспокойное время расставило всё по своим местам. Первые восемь лет для молодого Салли прошли вполне безоблачно. С приходом в 1933 году к власти фашистов Германию сотрясла волна еврейских погромов. Мальчик убеждал себя, что это взрослые «игры», и все ограничения для евреев касаются только взрослых. Так он прожил ещё два психологически комфортных для себя года, пока во время одного из погромов не погибла сестра Соломона. Мечты о безоблачном будущем разрушились, когда в один прекрасный день грозный директор школы не подозвал юношу к себе. Он вручил Перелю небольшой листок бумаги и приказал передать его родителям. В записке говорилось о том, что евреям не место в немецкой школе, и если они хотят сохранить свою жизнь, то пускай бегут из Германии. После этого семья перебралась в Лодзь.

«Не успели мы выучить польский и начать новую жизнь, как 1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу, — вспоминает спустя 60 лет Соломон Перель. — Всех евреев сгоняли в гетто. Мне было четырнадцать и мои родители решили, что я и старший брат Исаак должны бежать дальше на Восток под защиту Красной Армии. Возможно, уже тогда они понимали, что мы больше никогда не увидимся, поскольку прощание было душераздирающим».

Так Соломон оказался в Гродно. Оценив всю красоту города, он решил здесь остаться. Как несовершеннолетнего беженца, коих в тот неспокойный год оказалось большое множество, Салли отправили в гродненский детский дом. Как признаётся сам Перель, пребывание здесь круто изменило его жизнь и заставило по-новому взглянуть на многие вещи. Детская беззаботность исчезла и юноша, наконец, стал осознавать всю возложенную на него ответственность. «В городе Гродно я провёл два года. В детдоме я изучал социализм и стал вдохновлённым комсомольцем. Мне тогда и в голову не приходило, с какой другой идеологией мне придётся столкнуться в самое ближайшее время».

Как говорится, от судьбы не уйдёшь. После нападения Германии на Советский Союз молодой Перель вместе с детским домом отступал в направлении Минска, однако он всё-таки попал в окружение. При проверке документов тучный немецкий солдат подошёл к нему и грозно спросил: «Юдэ?» Соломон тогда уже знал, что евреев в плен не брали, а немедленно уничтожали, поэтому его посетила спасительная идея. Он назвался немцем из Гродно Йозефом Петерсом. Возможно, ему бы не поверили, к тому же у немцев было множество способов различать евреев, однако хорошее владение немецким и уверенный тон мальчика не вызвал у вражеских солдат подозрения в правдивости его слов. К тому же случилось более важное событие, после которого немцы прониклись к Петерсу большим уважением. Вместе с Йозефом в плен попал сам Яков Джугашвили — сын Иосифа Сталина. Как человек, хорошо владеющий русским и немецким языками, мальчик выступил переводчиком на допросе Якова. После такого «подарка» немцам было уже не до Переля.

Соломона, как героя войны, отправляют на учёбу в элитную школу гитлерюгенда. Там он старательно служит и учиться, всячески избегая медкомиссий, во время которых он мог быть разоблачён. «То, что меня пугало до смерти — ежедневные уроки по расовой теории. Нас всё время учили, какие признаки отличают евреев. Разумеется, мне было страшно. Я постоянно опасался, что на меня донесут, арестуют и отправят в концлагерь. Многие люди спрашивают меня — разве это не предательство носить свастику? Но я был молодой, неопытный, очень боялся и просто сильно хотел жить. За всю войну я никого не убил, хотя до сих пор задаюсь вопросом, как лучше мне было поступить? Я кричал «Зиг хайль!», когда немцы убивали мою семью… Я как бы жил в двух мирах: в течение дня я был идейным гитлерюнге, забыв кто я на самом деле. Ночью приходили мысли о гетто, в котором мучаются мои родители. Так мне удалось почти три с половиной года играть в школе гитлерюгенда свою роль».

Несколько раз Соломон пытался бежать к частям Красной Армии, однако все попытки оказывались неудачными. Лишь в 45-ом году он убегает из части и сдаётся в русский плен. В плену он заявляет, что комсомолец, однако форма гитлерюгенда мало гармонирует с этим заявлением. Мало кто мог поверить, чтобы комсомолец, да ещё и еврей мог находиться на службе у немцев. Волей судьбы Соломона спас освобождённый из концлагеря Исаак, признавший в нём родного брата.

В целом фильм неплохой, однако повествование показалось мне излишне описательным, с отсутствием определённого динамизма, каких-либо эмоций — это несмотря на то, что эпоха действительно была полна драматизма, важных решений для судеб всего человечества. В погоне за тем, чтобы максимально полно и подробно показать судьбу Переля, история теряет в качественном плане, оценке происходящих вокруг событий. Поэтому моя оценка лишь

7 из 10

10 января 2012

Соломону «повезло» родиться в день рождения фюрера, но не повезло родиться евреем. Начало 2-й Мировой войны многих заставило изменить свою жизнь. Соломону пришлось на протяжении самых жестоких лет в Европе притворяться кем угодно. Он был и комсомольцем, живя в детском доме, а потом и чистокровным арийцем попав к немцам. И только когда война закончилась, он смог стать самим собой.

Фильм поставлен по автобиографии. Обычно мы привыкли видеть фильмы про евреев во времена войны в духе «Списка Шиндлера» и «Пианиста» — серьезные драмы. Иногда находятся смельчаки пытающиеся показать серьезную проблему сквозь призму фарса, как это было в фильме «Жизнь прекрасна». Но вот был фильм, снятый до всех этих известных фильмов, который сейчас не на слуху, но от этого явно не теряет своего достоинства. Конечно полячку Агнешку Холланд, можно упрекнуть в мелодраматизме, порой слишком мягкого освещения событий, где все же требовался больший напор «правды жизни». Но при этом она смогла снять серьезный фильм и добавить нотки иронии и юмора, может и не всегда уместного, но все же разбавляющем от депрессивного материала.

Как я упоминал, фильм давно находится в тени своих более именитых аналогов на данную тему, но все же его стоит посмотреть.

Фильм в свое время имел довольно хороший успех среди критиков, номинировался на «Оскар» в номинации — сценарная адаптация, получил «Золотой глобус» за лучший неанглоязычный фильм года, а так же получил несколько премий от американских кинокритиков.

7 сентября 2009

Драма Европа, Европа появился на свет в далеком 1990 году, более 34 лет тому назад, его режиссером является Агнешка Холланд. Список актеров, которые снимались в кино: Марко Хофшнайдер, Жюли Дельпи, Халина Лабонарска, Мишель Глейзер, Натали Шмидт, Анджей Масталеж, Влодзимеж Пресс, Ханнс Цишлер, Анна Сенюк, Ярослав Гаевский, Ярослав Груда, Марчин Латалло, Гржегорц Вонс, Станислав Затлука, Мартин Бекер.

В то время как во всем мире собрано 5,575,738 долларов. Производство стран Германия, Франция и Польша. Европа, Европа — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.