Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.9 |
IMDb | 5.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Допинг для ангелов |
год: | 1990 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Владимир Попков |
сценаристы: | Роман Фурман, Олег Колесников |
видеооператоры: | Павел Небера, Валерий Анисимов |
композитор: | Олег Кива |
художник: | Вячеслав Ершов |
монтаж: | Светлана Кулик |
жанры: | драма, криминал |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
Первой фантастической картиной девяностых стал «Допинг для ангелов» режиссера Владимира Попкова. Собственно говоря, фантастика в этой картине скорее условность, чем составляющая. Скромный и отовсюду обиженный жизнью неудачник, под влиянием неких сверхъестественных сил, становится эдаким суперменом, наводящем справедливость в родном городке. Кстати сказать, фильм трактует тему эдакого суперменства абсолютно в чернушном духе, свойственном кино девяностых. Суперменство героя ограничено во времени, и разгромив жестокую мафию, но в конце все же загнанный ею в угол, потерявший силу супермен распластан на асфальте. Но надо отдать должное авторам фильма, они не ставили цель сделать зубодробительный боевик, а сделали грустную притчу о том, что добро не так уж всесильно в этом мире, пусть хоть оно и с кулаками. А от фантастики здесь ангел, являющийся герою на протяжении всего фильма, и наставляющий его. Вот только привиделся он герою или являлся наяву — нам остается только гадать.
«ДОПИНГ ДЛЯ АНГЕЛОВ» — это философская притча, в которой решается один из главных вопросов, о котором забыли сегодняшние наши современники. Что значит жить по совести, по справедливости. Бороться с взятками и жить честно. Это непонятно потому, что сейчас это не нужно. Я люблю этот фильм, потому что снял его мой любимый режиссер Владимир Попков. ныне покойный. Очень жаль, что такой педагог ушел от нас. Актер Альберт Филозов изобразил человека в двух ипостасях. Его первое «Я»- интеллигентный человек. А после допинга — он взрывной, веселый, сильный человек-супермен. Некое подобие Доктора Джекилла и Мистера Хайда.
Допинг для ангелов — режиссера Владимира Попкова лично три его жанровых хита, в которых он уходил от клише устоявшихся стандартов; «Допинг для ангелов» (1990 г.), «Сердца трех» (1992/93 гг.) и «Убить змея» (2007 г.). Но в «Допинге» режиссер просто превзошел самого себя, облекши тему честного, но лишнего человека, в яркую жанровую обертку, отойдя от устоявшихся догматических схем уходящего в лету советского кино. И становится ясно, почему так красочно поставлены здесь бешеные автомобильные гонки по городу, погоня по строительным лесам храма, суперкрасочный влет мотоциклиста в магазинную витрину. По фильму видно, как соскучились кинематографисты того времени по подобному, вот как задорно и весело это делалось тогда, когда рассвет жанра только зарождался.
Несмотря на вроде бы полу легкомысленный сюжет, фильм на самом деле поднимает глобальные вопросы, особенно актуальные для того далекого 1990 года, но не утратившие значение и сейчас. Поскольку данный фильм был снят в 1990 году, он вобрал в себя самые прекрасные черты последнего периода советского кинематографа: предчувствие надвигающегося глобализма, равнодушия большинства. То есть предчувствие закономерного превращения, в частности советских людей, в «стандартных винтиков мировой системы», подмены искреннего общения между людьми и «живой демократии» тотальным технократическим контролем над боящимися потерять работу и «место под солнцем» рабами.
Страшненько, но тогда тридцать лет назад режиссеры и сценаристы как никогда остро это чувствовали, и пытались прокричать об этом в своих кинофильмах. Будут ли они услышаны нами — ещё тот вопрос. Я включил этот вроде бы далекий от жанра ужасов фильм в нашу антологию, потому что тогда при просмотре в зале кинотеатра (фильм был в широком прокате) мне реально было страшно; супермены — носители справедливости не должны погибать! Хотя в 1990 году я ещё понятия не имел ни о каких суперменах. Но пошли титры, а я все молил — восстань, воскресни! Вы когда нибудь видели в американском кино, чтобы супермен погиб? Но в нашем кино, в предчувствии надвигающейся катастрофы, режиссер изменил правило построения подобных сюжетов, и мне кажется, он имел на это право, но я смирится не смог и не хотел. А все последующее десятилетие благородные герои и супермены почти всегда в новом российском кино погибали, закон жизни трактовал свой закон и кино. Именно поэтому «Допинг для ангелов» для меня трагикомический хоррор, и одна из любимых картин в линейке замечательных жанровых фильмов, снятых в самую смутную и горькую пору России.
20 июня 2019
Несмотря на большую нелюбовь к советскому кино, я не перестаю восхищаться творениями конца 80-х — начала 90-х годов. В них приятны темнота и смятение, пропитавшие в то время не только кино и литературу (лакмусовые бумажки), но и общество в целом. И взрастившие целое поколение максималистов и поборников безнравственности, с коими так приятно общаться ныне. С другой стороны, иная стилистика и темы. Разоблачительные или угнетающие, про страхи и ужасы жизни, разрушающие нагроможденную мифологию, созданную предшествовавшим кинематографом. Именно такого кино не хватает нынче.
«Допинг для ангелов» я помню с детства. Уж слишком большое впечатление произвело на меня финальное вознесение главного героя и картина с изображением вознесшегося Иисуса. Видимо проведенная еще тогда параллель сумела всколыхнуть душевные струны. Сегодня я пересмотрел его. Как ни странно фильм о советской действительности вполне актуален и сегодня. Да, и вообще этая гиперболизированность всего происходящего напоминает классический способ подачи сюжета. Тянущийся еще от Гоголя с Пушкиным через все советское кино-литературу и находящий свое продолжение в «Мелодии для шарманки» 2008-го года. Так как я всегда клюю на «классику», независимо от того, что за ней стоит, то я не заметил, например того, что Лия Ахеджакова как комедийное оттенение была совсем не обязательна в этом фильме. Не заметил я так же и того, что например, обыкновенно кирпичи не валяются везде и всюду. Хотя вообщем-то последнее можно списать опять же на утрированность происходящего.
Все остальное мне понравилось. И запутанный сюжет, и пленяющая громада власти и влияния, занавеса над которой была чуть приподнята. И прекрасное завершение, в котором автор награждает маленького гоголевского человечка невиданной силой, и дает ему возможность бороться. И вознесение вообщем-то — логичный и правильный финал.
12 августа 2012
Справедливость не бывает маленькой — я бы так ознаменовал девиз этого фильма. Каждый человек в своей жизни ставится перед выбором, или даже искушением: поступить так или иначе в конкретной ситуации. Сделать что то, или воздержаться, сказать что то или промолчать. При чем вопрос выбора предстает как в серьезных, «ключевых» жизненных вопросах, так и в деталях, так сказать бытовых мелочах. Но на самом деле мелочей не бывает. И человек, проявляя себя в тех или иных ситуациях, на самом деле формирует себя как свободную личность, или наоборот, как рабскую скотину, готовую ради куска еды на любые мерзости и беззакония.
Именно в данном фильме очень удачно показана взаимосвязь между уровнем жизни в стране, и активной гражданской позицией каждого человека, его личным выбором, который происходит везде: на работе среди коллег и начальства, в магазине, на автобусной остановке. И самое главное — по отношению к действующей власти, которая должна служить людям, а не угнетать и использовать их. Но если большинство людей не сопротивляется и плывет по течению — то все вокруг начинает гнить и разлагаться. И только благодаря отдельным личностям, незаметным героям можно сказать — наше общество еще хотя бы внешне сохраняет человеческий облик и не превратилось еще окончательно в звериную стаю, готовую разорвать всех и друг друга лишь бы вырвать себе больший кусок. Клавдий Иванович, главный персонаж данного фильма, как раз и есть таким героем, Христианином, как говорится «солью земли». И что интересно — он казался недостойным сам себе, но стал достойным в глазах Божьих…
Поскольку данный фильм был снят в 1990 году, он вобрал в себя самые прекрасные черты последнего периода советского кинематографа: предчувствие надвигающегося глобализма, равнодушия большинства. То есть предчувствие закономерного превращения, в частности советских людей, в «стандартных винтиков мировой системы», подмены искреннего общения между людьми и «живой демократии» тотальным технократическим контролем над боящимися потерять работу и «место под солнцем» рабами.
Со сценической и постановочной точки зрения фильм характеризуется великолепным букетом звезд-актеров, которые блестяще завершают эпоху советского кинематографа (Альберт Филозов, Лия Ахеджакова, Лариса Удовиченко, Виктор Борцов и др.). Поэтому в один ряд с этим фильмом можно поставить такие фильмы как: «Слезы капали», «Груз 200», «Кин дза дза», «Небеса обетованные».
Моя оценка 10 из 10 конечно же!
22 февраля 2009