Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.9 |
IMDb | 5.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дина |
год: | 1990 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Федор Петрухин |
сценарий: | Федор Петрухин |
продюсер: | Елена Борисова |
видеооператор: | Вячеслав Семин |
композиторы: | Андрей Шнитке, Альфред Шнитке |
художник: | Владимир Рогов |
монтаж: | Елена Андреева |
жанры: | ужасы, драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 27 мин |
Начало девяностых годов двадцатого века ознаменовалось попытками привить к реальности нового российского кино его величество Жанр. Но фантастика по факту для девяностых годов уже никак ни подходила, слишком затратна она была в производстве, а в развалившемся кинопрокате вообще бы себя не окупила никак. Об этом свидетельствовал пример двух прокатных колоссов, в которые были вложены более-менее приличные средства, так и не спасших российский прокат. Это мистический высокобюджетный (по тем временам) мистический боевик «Экстрасенс» и фантастический боевик «Подземелье ведьм».
Но совсем другое дело — ужасы. Тогда как пошла мода на «ужасы по-нашему», ибо до того почти семьдесят лет данный жанр стыдливо замалчивался, и вот прорыв; «Жажда страсти», «Люми», «Час оборотня» и другие. Журнал «Советский экран», мегапопулярный в то время, регулярно выпускал тематические выпуски, посвященные жанру ужасов. Также выходили буклеты с перечнем самых популярных западных фильмов ужасов. В нашем же новом хоррор-кино особенно популярной стала тема вурдалаков или упырей. В течении 1990—1993 годов вышли следующие картины, затрагивающие тему кровососущих; «Семья вурдалаков», «Пьющие кровь», «Дина» «Папа, умер Дед Мороз», «Ваши пальцы пахнут ладаном», позже еще был «Упырь». Но нас в этой статье интересует «Дина».
Сейчас этот фильм постигла участь многих перестроечных фильмов, он основательно забыт, к тому же до сей поры существует в прескверном качестве (чтобы его пересмотреть, нужно большое терпение). Между тем в фильме наряду с недостатками имеется очень много достоинств, например нарочитая мрачность, похожая на стилистику «Семьи вурдалаков»; мрачность, безнадежность и два разных временных пласта…
Современная девушка одержима видениями из времен Гражданской войны. В видениях её двойник (девушка из того времени) пытается предостеречь односельчан от надвигающейся беды, но ей никто не верит. И тогда, как чудовищный ангел истребления, в деревне появляется вампир (одна из последних ролей гениального Иннокентия Смоктуновского). Он не только пьет кровь у односельчан Дины, но и благоговея перед девушкой, пытается особыми знаками предостеречь ее от чего-то. Только Дина оказалась нравственно глухой к предостережениям страшного гостя…
Связь между двумя временами в данном фильме, к сожалению, намечена только пунктирно. Сюжетные нестыковки раздражают, и недостатков в этом фильме больше, чем достоинств, но тем не менее посмотреть его можно, даже только из-за того, чтобы реально увидеть, каким было наше жанровое кино в то нелегкое время. Один Бог знает, как авторам удалось заманить великого актера на эту роль, но точно знаю, что Смоктуновский в последние годы жизни очень любил эксперимент в киноролях. За период 1991—94 гг. он сыграл бомжа, двух крестных отцов мафии, вампира, сумасшедшего, и это еще не полный список. Да и нужно сказать, вампир из Смоктуновского получился отменный, и даже инферреальный, местами пробирающий до жуткости. Что и говорить, великий актер в любой роли остается великим.
Фильм «Дина», несмотря на все существенные недостатки, достойно продолжил линейку вампирской темы в нашем кино, начатой «Пьющими кровь» и «Семьей вурдалаков». Это специфически наш ужастик, странный, медитативный, как-то по нашему, по-российски действительно жуткий и атмосферный. К сожалению оценить недостатки и достоинства этого фильма сейчас затруднительно; картина пребывает в наивернейшем состоянии, какое только может быть, и требует реставрации.
Фильм о смятении в душах и смятении различных времен появился как раз в эпоху всеобщего смятения, и стал в чем-то пророческим. К сожалению эти пророчества обычные зрители не восприняли. Зато фильм оценили фанатствующие киноманы, и сейчас делают попытки, чтобы эта лента и некоторые другие шедевры той эпохи привести в состояние смотрибельности. Пожелаем им удачи.
12 апреля 2019